ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПИСЬМО
от 19 января 2017 г. N ИЛ-03/2659
О ВЗЫСКАНИИ УБЫТКОВ С ОЦЕНЩИКОВ
Росимуществом отмечены участившиеся случаи несостоявшихся аукционов на право заключения договоров аренды федерального имущества, закрепленного за подведомственными Росимуществу и утратившими ведомственную принадлежность ФГУП. В связи с чем Росимущество сообщает.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, в целях их передачи в аренду.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом:
1. для целей Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было:
платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Закона об оценочной деятельности);
2. итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение (статья 11 Закона об оценочной деятельности);
3. оценщик обязан соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 10 Закона об оценочной деятельности договор на проведение оценки является разновидностью договора возмездного оказания услуг.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 783 ГК РФ и корреспондирующейся ему статьи 723 ГК РФ в случаях, когда услуга оказана исполнителем с отступлениями от договора, ухудшившими результат услуги, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за услугу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре.
При этом если отступления в услуге от условий договора или иные недостатки результата услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
На основании изложенного, учитывая, что при проведении торгов в форме открытого аукциона выполняются все предусмотренные статьей 3 Закона об оценочной деятельности критерии открытого рынка в условиях конкуренции, позволяющие квалифицировать сложившуюся в результате торгов стоимость как действительно рыночную (стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией; на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны нет; платеж за объект оценки выражен в денежной форме), имеются основания полагать, что несостоявшиеся аукционы по вовлечению в хозяйственный оборот федерального имущества по причине отсутствия заявок неоспоримо свидетельствуют о некачественном оказании соответствующими оценщиками заказанной у них услуги ввиду отступления от требований Закона об оценочной деятельности и стандартов оценки, а определенная ими в отчетах стоимость вопреки заданиям на оценку и статьи 8 Закона об оценочной деятельности не является рыночной.
При этом истечение срока подачи заявок на аукционе при одновременном истечении установленного статьей 12 Закона об оценочной деятельности срока действия отчета, в том числе после неоднократных актуализаций (доработок) отчета, может свидетельствовать о существенности и неустранимости недостатков отчетов.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что согласно статье 10 Закона об оценочной деятельности существенными условиями договора на проведение оценки являются, в частности:
сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с Законом об оценочной деятельности;
наименование саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРО), членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и статьей 24.6 Закона об оценочной деятельности, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор;
сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
При отсутствии указанной информации договор на проведение оценки считается незаключенным (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Таким образом, заказчик оценки всегда осведомлен о размере и условиях ответственности оценщика - исполнителя договора.
Согласно статье 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовом договор.
Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, также подлежат возмещению в полном объеме за счет страховых выплат по договору страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение договора на проведение оценки и причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.6 Закона об оценочной деятельности СРО, экспертом или экспертами, которой подготовлено и утверждено в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, положительное экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности.
Таким образом, Законом об оценочной деятельности предусмотрены дополнительные финансовые (имущественные) гарантии достоверности экспертизы СРО.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно в пределах установленного срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно норме, содержащейся в пункте 1 статьи 725 ГК РФ, подлежащей применению в соответствии со статьей 783 ГК РФ к отношениям по возмездному оказанию услуг, срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством услуги, оказанной по договору, составляет один год.
Таким образом, срок исковой давности по требованию о взыскании убытков, причиненных заказчику вследствие недостоверной оценки имущества, начинает исчисляться со дня проведения аукциона, признанного несостоявшимся, и составляет один год.
В случае, если в отношении отчета проводилась экспертиза СРО, то срок исковой давности по требованиям к СРО о взыскании убытков составит три года со дня признания соответствующего аукциона несостоявшимся.
При этом необходимо особо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (пункт 1 статьи 199 ГК РФ).
Также обращаю внимание на вступление в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц", который внес существенные изменения в действующее законодательство о закупках товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями. В этой связи с 01.01.2017 любые сделки должны быть заключены и исполнены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона о контрактной системе заключаемый в соответствии с данным законом договор на проведение оценки должен содержать обязательное условие об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных таким договором, которая применяется в соответствии с требованиями пунктов 6 - 8 указанной статьи Закона о контрактной системе и Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом особо обращаю внимание на административную ответственность должностных лиц заказчика, установленную частями 7 и 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за ненадлежащую приемку услуг (приемку некачественных услуг) и неприменение мер ответственности к исполнителям, повлекшее неисполнение договорных обязательств и, как следствие, дополнительные расходы на выполнение тех же услуг.
Учитывая изложенное и исходя из экономической целесообразности, в целях восстановления нарушенных прав ФГУП и Российской Федерации как собственника имущества таких предприятий, руководителям соответствующих ФГУП поручается:
1. при заключении новых договоров на проведение оценки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе устанавливать в условиях договора гарантийный срок обязательств (пункт 3 статьи 724 ГК РФ) два года с момента приемки выполненных услуг, а также условия об ответственности, предусмотренные статьей 34 Закона о контрактной системе и Правилами, и обеспечивать их неукоснительное соблюдение в ходе исполнения договора на проведение оценки;
2. по всем несостоявшимся в 2015 - 2016 годах по причине отсутствия заявок открытым аукционам на право заключения договоров аренды принадлежащего предприятию федерального имущества в трехдневный (но не превышающий года с момента подведения итогов аукциона) срок направить в адреса соответствующих исполнителей по договорам на проведение оценки в целях установления начальной цены на аукционе требования (претензии) о безвозмездном устранении недостатков в виде представления доработанного отчета с актуализированной итоговой величиной рыночной стоимости в месячный срок, а в случае, если несостоявшиеся торги объявлялись на базе уже актуализированного (доработанного) отчета, что свидетельствует о существенности и неустранимости недостатков услуги, - о возмещении убытков, в том числе в размере упущенной выгоды в виде арендной платы за период с даты проведения аукциона до момента взыскания либо вовлечения в оборот соответствующего объекта недвижимости (что наступит раньше) по ставке начальной цены несостоявшегося аукциона;
3. в случае отказа от добровольного погашения причиненных убытков - обеспечить их взыскание в судебном порядке. При этом в случае, если отчет прошел экспертизу СРО с выдачей положительного заключения, в качестве соответчика надлежит привлекать указанную СРО;
4. в дальнейшем руководствоваться порядком, указанным в пунктах 2 и 3 настоящего поручения, и обеспечивать подачу соответствующих исков в пределах сроков исковой давности.
О проделанной работе прошу проинформировать Управление реструктуризации государственных организаций и управления приватизируемыми активами Росимущества.
И.В.АКСЕНОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области