МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 16 марта 2021 г. N Исх-8987/04
ИНФОРМАЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 2 <1>
--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с не уполномоченными лицами, чтобы нс повредить процессу расследования.
С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) резко возрастает количество авиационных событий, связанных со столкновением ВС с птицами.
В рамках имеющихся полномочий Росавиация регулярно готовит Информации по безопасности полетов с детальным анализом случаев столкновений ВС с птицами с целью использования такой информации для реализации в организациях гражданской авиации профилактических мероприятий, в том числе предложенных Росавиацией, направленных на снижение риска столкновения воздушных судов с птицами:
Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 24.05.2016 N 02.3-1875);
Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302);
Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 09.06.2017 N Исх-12929/02);
Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 12.04.2018 N Исх-8846/02);
Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02);
Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 19.08.2019 N Исх-27957/02);
Информация по безопасности полетов N 9 (письмо Росавиации от 04.08.2020 N Исх-31819/02),
а также директивное письмо Росавиации от 04.06.2018 N Исх-13636/02.
В 2020 году зарегистрировано 814 случаев столкновений ВС с птицами, 49 из которых привели к повреждениям ВС. За период с 2010 по 2020 год в Автоматизированной системе обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации (АСОБП) зарегистрировано 776 инцидентов, включая 1 серьезный инцидент, и 3 аварии, связанные со столкновениями ВС с птицами. Из них в Российской Федерации произошло 553 события (включая 1 серьезный инцидент и 3 аварии), за пределами территории Российской Федерации - 132. Распределение абсолютных показателей по региону события представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение числа авиационных событий
(столкновение с птицами) по региону события
(за период с 2010 года по 2020 год)
Распределение количества авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами за период с 2010 по 2020 год, представленное на рисунке 2, позволяет отметить, что самый высокий риск авиационного события приходится на такие наиболее сложные этапы полета, как взлет и заход на посадку.
Рисунок 2
В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, увеличилось число аэропортов, в которых (в том числе в районе аэропорта) произошло 2 и более инцидента, связанных со столкновениями ВС с птицами. В 2020 году таких аэропортов Российской Федерации - 7, в 2019 году - 6. Распределение количества инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами в 2020 году по аэропортам, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение по аэропортам (районам аэропортов)
абсолютных показателей о столкновениях
ВС с птицами в 2020 году
Аэропорт (район аэропорта)
|
Количество столкновений (угроз столкновений) без повреждений
|
Количество авиационных инцидентов
|
UUDD Домодедово
|
56
|
3
|
UUEE Шереметьево
|
49
|
3
|
ULLI Пулково
|
45
|
4
|
URSS Сочи
|
29
|
1
|
UUWW Внуково
|
23
|
|
UNNT Новосибирск
|
22
|
1
|
URFF Симферополь
|
21
|
2
|
URML Махачкала
|
18
|
|
URKK Краснодар
|
17
|
2
|
URMM Минеральные Воды
|
14
|
2
|
URRP Ростов-на-Дону
|
13
|
|
UMKK Калининград
|
10
|
|
UHSS Южно-Сахалинск
|
7
|
|
USSS Екатеринбург
|
6
|
|
USTR Тюмень
|
6
|
|
UWWW Самара (Курумоч)
|
6
|
|
UIII Иркутск
|
5
|
|
UNKL Красноярск
|
5
|
|
ULAA Архангельск
|
4
|
|
URMS Магас
|
4
|
1
|
URWW Волгоград
|
4
|
1
|
USPP Пермь
|
4
|
|
UWUU Уфа
|
4
|
2
|
UHHH Хабаровск
|
3
|
|
UHWW Владивосток
|
3
|
|
UIAA Чита
|
3
|
|
UNOO Омск
|
3
|
1
|
UNWW Новокузнецк
|
3
|
|
URMN Нальчик
|
3
|
|
USHH Ханты-Мансийск
|
3
|
|
UUOB Белгород
|
3
|
1
|
UWKE Бегишево
|
3
|
|
UWLL Ульяновск (Баратаевка)
|
3
|
|
UIUU Улан-Удэ
|
2
|
|
URKA Анапа
|
2
|
|
URMT Ставрополь
|
2
|
|
UUBW Жуковский (Раменское)
|
2
|
|
UUOL Липецк
|
2
|
|
UUYY Сыктывкар
|
2
|
|
UWGG Нижний Новгород
|
2
|
|
UWKD Казань
|
2
|
|
UWOO Оренбург
|
2
|
|
UWPP Пенза
|
2
|
1
|
UNAA Абакан
|
1
|
|
UNTT Томск
|
1
|
|
URMG Грозный
|
1
|
|
URWA Астрахань
|
1
|
|
URWI Элиста
|
1
|
|
USCC Челябинск
|
1
|
|
USDD Салехард
|
1
|
|
USII Ижевск
|
1
|
|
USKK Киров
|
1
|
|
USMM Надым
|
1
|
|
USNN Нижневартовск
|
1
|
1
|
USRK Когалым
|
1
|
|
UUBC Калуга
|
1
|
|
UUDL Ярославль
|
1
|
|
UUOO Воронеж (Чертовицкое)
|
1
|
|
UWKS Чебоксары
|
1
|
|
UWSG Саратов (Гагарин)
|
1
|
|
URMO Владикавказ
|
1
|
|
USRO Ноябрьск
|
1
|
С целью снижения рисков столкновения ВС с птицами Росавиация с 2015 года ввела систему докладов обо всех случаях столкновений ВС с птицами (добровольные сообщения), независимо от последствий, а также для предоставления операторам аэродромов исходных данных для анализа рисков орнитологической обстановки в районе аэродрома.
Распределение абсолютных показателей столкновений ВС с птицами (угроз столкновений) по годам представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Количество сообщений о случаях столкновения
воздушных судов с птицами.
В целях минимизации рисков для безопасности полетов, связанных с столкновением ВС с птицами, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
2. Операторам аэродромов:
- организовать проведение плановых и внеплановых осмотров аэродромов на предмет выявления зафиксированных и вновь появляющихся маршрутов перелетов птиц.
- уделить особое внимание заболоченным участкам и водоемам на территории аэродрома и вблизи него с проведением мероприятий по их осушению и исключению возможности скопления птиц;
- провести анализ задействованного оборудования, в том числе сигналов биоакустических установок, периодичности сигналов звуковых отпугиваний в течение суток с учетом времени полетов ВС;
- проводить осмотры ВПП перед полетами и после длительных интервалов между полетами, а на аэродромах с низкой интенсивностью полетов - перед каждым взлетом и посадкой ВС;
- актуализировать инструкцию по орнитологическому обеспечению полетов и планы мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов;
- организовать доведение информации об орнитологической обстановке до сведения экипажей ВС, в том числе посредством ATIS;
- провести обучение по орнитологическому обеспечению полетов персонала, задействованного в осмотрах ВПП и обслуживании ВС;
- оценить необходимость проведения дополнительных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в рамках СУБП оператора аэродрома;
- при необходимости проведения дополнительных мер по отпугиванию птиц сформировать внештатные (сезонные) группы;
- обеспечить прекращение полетов ВС в случае опасности столкновения ВС с птицами.
3. Органам ОВД в рамках наблюдения за секторами взлета и посадки ВС уделить особое внимание орнитологической обстановке и доведению информации о ней до операторов аэродромов и экипажей ВС.
4. Авиакомпаниям провести занятия по:
- действиям экипажей ВС в сложной орнитологической обстановке;
- передаче докладов о наблюдениях птиц (скоплениях птиц) органу ОВД.
А.В.НЕРАДЬКО
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области