"Письмо" Росавиации от 16.03.2021 N Исх-8987/04 "Информация по безопасности полетов N 2"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 16 марта 2021 г. N Исх-8987/04

ИНФОРМАЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 2 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с не уполномоченными лицами, чтобы нс повредить процессу расследования.

С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) резко возрастает количество авиационных событий, связанных со столкновением ВС с птицами.

В рамках имеющихся полномочий Росавиация регулярно готовит Информации по безопасности полетов с детальным анализом случаев столкновений ВС с птицами с целью использования такой информации для реализации в организациях гражданской авиации профилактических мероприятий, в том числе предложенных Росавиацией, направленных на снижение риска столкновения воздушных судов с птицами:

Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 24.05.2016 N 02.3-1875);

Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302);

Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 09.06.2017 N Исх-12929/02);

Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 12.04.2018 N Исх-8846/02);

Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02);

Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 19.08.2019 N Исх-27957/02);

Информация по безопасности полетов N 9 (письмо Росавиации от 04.08.2020 N Исх-31819/02),

а также директивное письмо Росавиации от 04.06.2018 N Исх-13636/02.

В 2020 году зарегистрировано 814 случаев столкновений ВС с птицами, 49 из которых привели к повреждениям ВС. За период с 2010 по 2020 год в Автоматизированной системе обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации (АСОБП) зарегистрировано 776 инцидентов, включая 1 серьезный инцидент, и 3 аварии, связанные со столкновениями ВС с птицами. Из них в Российской Федерации произошло 553 события (включая 1 серьезный инцидент и 3 аварии), за пределами территории Российской Федерации - 132. Распределение абсолютных показателей по региону события представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение числа авиационных событий
(столкновение с птицами) по региону события
(за период с 2010 года по 2020 год)

Распределение количества авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами за период с 2010 по 2020 год, представленное на рисунке 2, позволяет отметить, что самый высокий риск авиационного события приходится на такие наиболее сложные этапы полета, как взлет и заход на посадку.

Рисунок 2

В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, увеличилось число аэропортов, в которых (в том числе в районе аэропорта) произошло 2 и более инцидента, связанных со столкновениями ВС с птицами. В 2020 году таких аэропортов Российской Федерации - 7, в 2019 году - 6. Распределение количества инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами в 2020 году по аэропортам, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение по аэропортам (районам аэропортов)
абсолютных показателей о столкновениях
ВС с птицами в 2020 году

Аэропорт (район аэропорта)
Количество столкновений (угроз столкновений) без повреждений
Количество авиационных инцидентов
UUDD Домодедово
56
3
UUEE Шереметьево
49
3
ULLI Пулково
45
4
URSS Сочи
29
1
UUWW Внуково
23
UNNT Новосибирск
22
1
URFF Симферополь
21
2
URML Махачкала
18
URKK Краснодар
17
2
URMM Минеральные Воды
14
2
URRP Ростов-на-Дону
13
UMKK Калининград
10
UHSS Южно-Сахалинск
7
USSS Екатеринбург
6
USTR Тюмень
6
UWWW Самара (Курумоч)
6
UIII Иркутск
5
UNKL Красноярск
5
ULAA Архангельск
4
URMS Магас
4
1
URWW Волгоград
4
1
USPP Пермь
4
UWUU Уфа
4
2
UHHH Хабаровск
3
UHWW Владивосток
3
UIAA Чита
3
UNOO Омск
3
1
UNWW Новокузнецк
3
URMN Нальчик
3
USHH Ханты-Мансийск
3
UUOB Белгород
3
1
UWKE Бегишево
3
UWLL Ульяновск (Баратаевка)
3
UIUU Улан-Удэ
2
URKA Анапа
2
URMT Ставрополь
2
UUBW Жуковский (Раменское)
2
UUOL Липецк
2
UUYY Сыктывкар
2
UWGG Нижний Новгород
2
UWKD Казань
2
UWOO Оренбург
2
UWPP Пенза
2
1
UNAA Абакан
1
UNTT Томск
1
URMG Грозный
1
URWA Астрахань
1
URWI Элиста
1
USCC Челябинск
1
USDD Салехард
1
USII Ижевск
1
USKK Киров
1
USMM Надым
1
USNN Нижневартовск
1
1
USRK Когалым
1
UUBC Калуга
1
UUDL Ярославль
1
UUOO Воронеж (Чертовицкое)
1
UWKS Чебоксары
1
UWSG Саратов (Гагарин)
1
URMO Владикавказ
1
USRO Ноябрьск
1

С целью снижения рисков столкновения ВС с птицами Росавиация с 2015 года ввела систему докладов обо всех случаях столкновений ВС с птицами (добровольные сообщения), независимо от последствий, а также для предоставления операторам аэродромов исходных данных для анализа рисков орнитологической обстановки в районе аэродрома.

Распределение абсолютных показателей столкновений ВС с птицами (угроз столкновений) по годам представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Количество сообщений о случаях столкновения
воздушных судов с птицами.

В целях минимизации рисков для безопасности полетов, связанных с столкновением ВС с птицами, предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.

2. Операторам аэродромов:

- организовать проведение плановых и внеплановых осмотров аэродромов на предмет выявления зафиксированных и вновь появляющихся маршрутов перелетов птиц.

- уделить особое внимание заболоченным участкам и водоемам на территории аэродрома и вблизи него с проведением мероприятий по их осушению и исключению возможности скопления птиц;

- провести анализ задействованного оборудования, в том числе сигналов биоакустических установок, периодичности сигналов звуковых отпугиваний в течение суток с учетом времени полетов ВС;

- проводить осмотры ВПП перед полетами и после длительных интервалов между полетами, а на аэродромах с низкой интенсивностью полетов - перед каждым взлетом и посадкой ВС;

- актуализировать инструкцию по орнитологическому обеспечению полетов и планы мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов;

- организовать доведение информации об орнитологической обстановке до сведения экипажей ВС, в том числе посредством ATIS;

- провести обучение по орнитологическому обеспечению полетов персонала, задействованного в осмотрах ВПП и обслуживании ВС;

- оценить необходимость проведения дополнительных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в рамках СУБП оператора аэродрома;

- при необходимости проведения дополнительных мер по отпугиванию птиц сформировать внештатные (сезонные) группы;

- обеспечить прекращение полетов ВС в случае опасности столкновения ВС с птицами.

3. Органам ОВД в рамках наблюдения за секторами взлета и посадки ВС уделить особое внимание орнитологической обстановке и доведению информации о ней до операторов аэродромов и экипажей ВС.

4. Авиакомпаниям провести занятия по:

- действиям экипажей ВС в сложной орнитологической обстановке;

- передаче докладов о наблюдениях птиц (скоплениях птиц) органу ОВД.

А.В.НЕРАДЬКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области