"Письмо" Росавиации от 08.12.2021 N Исх-44567/02 "Дополнение к Информации по безопасности полетов N 23"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 8 декабря 2021 г. N Исх-44567/02

ДОПОЛНЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 23 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

В дополнение к Информации по безопасности полетов N 23 от 07.12.2021 N Исх-44420/02 Федеральное агентство воздушного транспорта сообщает.

В ходе расследования серьезного авиационного инцидента, произошедшего 02.12.2021 с самолетом A-321NEO VQ-BGU после взлета в аэропорту Магадан (Сокол), комиссией Росавиации установлено, что при подготовке самолета к вылету, в соответствии с решением экипажа самолета, была выполнена противообледенительная обработка (в два этапа жидкостями тип I и тип IV) только поверхностей крыла и стабилизатора самолета. Удаление снега с поверхности фюзеляжа самолета не производилось, что во время стоянки самолета в течение 2,5 ч в условиях выпадения ливневого снега привело к скоплению на верхней поверхности фюзеляжа большого количества снега.

После включения обогрева лобовых стекол произошло таяние снега и стекание образовавшейся воды по передней части фюзеляжа. Продолжающееся таяние снега на стеклах кабины самолета в процессе руления в условиях отрицательной температуры наружного воздуха (метеоусловия указаны в Информации по безопасности полетов N 23), вызвало появление слоя намерзшего льда в передней части фюзеляжа ("барьерный лед") перед приемниками полного давления (ППД). Эти наросты льда привели к искажению воздушного потока (нарушению его ламинарности) на входе в ППД после взлета самолета, что привело к отказу трех систем воздушных сигналов, расхождению данных о скорости полета, переходу системы управления в режим минимального функционирования, отключению автопилота и автомата тяги.

Таким образом, взлет с наличием толстого слоя снега на поверхностях фюзеляжа и капота двигателей самолета в условиях болтанки и обледенения привел к реальной угрозе безопасности полета.

С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести данную информацию до сведения организаций гражданской авиации, а также до организаций, предоставляющих услуги по наземному обеспечению полетов в части противообледенительной обработки воздушных судов.

2. Рекомендовать руководителям эксплуатантов и организаций по наземному облуживанию:

2.1. внести в свои руководства (программы, процедуры, инструкции) по защите воздушного судна от наземного обледенения требование о запрете начала выполнения полета воздушного судна при наличии на его поверхностях отложений в виде любого снега в целях исключения выпуска воздушного судна в полет с наличием снежно-ледяных отложений, которые могут привести к возникновению условий, способствующих обледенению самолета и, соответственно, к ухудшению летных характеристик или отказу систем воздушного судна;

2.2. провести анализ действующих руководств (программ, процедур, инструкций) по защите воздушного судна от наземного обледенения на соответствие концепции "Чистого воздушного судна" (документ ИКАО N 9640), требованиям документов разработчиков авиационной техники, производителей противообледенительных жидкостей с учетом местных особенностей (условий) эксплуатации авиационной техники для обеспечения единого подхода к противообледенительной защите различных типов воздушных судов на земле;

2.3. к процедурам защиты воздушных судов от наземного обледенения допускать только квалифицированный (подготовленный и обученный) персонал, допущенный к выполнению указанных работ и прошедший стажировку;

2.4. при проведении работ по защите воздушных судов от наземного обледенения особое внимание обращать на выполнение заключительной проверки всех контролируемых (критических) поверхностей воздушного судна после проведения противообледенительной обработки.

А.В.НЕРАДЬКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области