МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА АЛКОГОЛЬНЫМ
И ТАБАЧНЫМ РЫНКАМИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2024 г. N г-2635/12
Управление разрешительной и контрольной деятельности в сфере табачного рынка Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в ответ на обращение, поступившее 04.04.2024 посредством официального сайта Росалкогольтабакконтроля в сети "Интернет", сообщает следующее.
Правовые основы производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (далее - Закон N 203-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, перечисленными в части 4 статьи 1 Закона N 203-ФЗ.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Закон N 15-ФЗ) устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 15-ФЗ никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий).
Исчерпывающий перечень видов деятельности в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, подлежащих лицензированию, установлен частью 1 статьи 8 Закона N 203-ФЗ.
Деятельность по производству, а также связанные с производством хранению и поставке произведенных устройств для потребления никотинсодержащей продукции, а также по вводу в оборот при ввозе в Российскую Федерацию и выводу из оборота при вывозе из Российской Федерации таких устройств не подлежит лицензированию в соответствии с Законом N 203-ФЗ при условии, что такие устройства не содержат никотинсодержащую продукцию.
Вместе с тем согласно пунктам 1, 2 и 3 части 1 статьи 8 Закона N 203-ФЗ деятельность по производству, а также связанные с производством хранению и поставке произведенных никотинсодержащей продукции, никотинового сырья, по вводу в оборот при ввозе в Российскую Федерацию и выводу из оборота при вывозе из Российской Федерации никотинсодержащей продукции подлежит лицензированию.
Таким образом, если устройства для потребления никотинсодержащей продукции содержат никотинсодержащую продукцию, то деятельность по их производству, а также связанные с производством хранению и поставке, а также по вводу их в оборот при ввозе в Российскую Федерацию и выводу из оборота при вывозе из Российской Федерации подлежит лицензированию в соответствии с пунктами 1, 2 или 3 части 1 статьи 8 Закона N 203-ФЗ.
Требование об обязательном наличии лицензии на один из видов деятельности, указанных в части 1 статьи 8 Закона N 203-ФЗ, применяется с 01.03.2024 (в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 203-ФЗ).
Настоящие разъяснения носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не могут применяться в качестве обязывающих предписаний.
Начальник Управления
разрешительной и контрольной
деятельности в сфере табачного рынка
Т.А.ТАТАРИНЦЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области