"Письмо" ППК "Роскадастр" от 09.10.2024 N 19-2805/24 "О направлении информации"

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР"

ПИСЬМО
от 9 октября 2024 г. N 19-2805/24

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - Роскадастр) направляет для сведения и учета в работе разъяснения ППК "Роскадастр" и Росреестра, в том числе о порядке предоставления документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 93.1 НК РФ, указанные в письмах от 07.03.2023 N 05-0184/23, от 10.05.2023 N 13-00453/23, от 26.05.2023 N 05-0401/23, от 23.06.2023 N 14-04808/23, от 12.07.2024 N 19-1872/24.

Начальник Управления обеспечения
предоставления государственных услуг,
исправления реестровых ошибок, ведения
и оцифровки реестровых дел и ГФДЗ
М.В.СЕМЕНОВА

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 10 мая 2023 г. N 13-00453/23

Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра рассмотрело обращение по вопросу предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и в рамках установленной компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, толкованию нормативных правовых актов.

В этой связи письма Росреестра не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. Кроме того, содержащееся мнение в данных письмах не является официальным актом толкования правовых норм, соответственно, не может быть рассмотрено в качестве обязательного государственного предписания.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Вопросы, поставленные в обращении, ранее были рассмотрены Росреестром, ответы на них даны письмами Росреестра:

от 21.03.2023 N 13-00226/23;

от 21.12.2021 N 14-17785/21@;

от 25.10.2021 N 14-15014/21@;

от 22.10.2021 N 14-15014/21@;

от 19.07.2021 N 14-5524-ГЕ/21.

В дополнение к указанным письмам Росреестра полагаем возможным довести до сведения следующее.

1. В соответствии с частью 16 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями, органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), по их запросам предоставляются в форме документов на бумажном носителе или электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иных технических средств связи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, копии правоустанавливающих документов и (или) копии иных документов, которые содержатся в реестровых делах.

На основании пункта 49 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149, при запросе сведений ЕГРН ограниченного доступа судом, правоохранительным органом, судебным приставом-исполнителем, органом, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Закона N 144-ФЗ не представляются документы, подтверждающие право на получение сведений ограниченного доступа, а в запросе дополнительно указываются реквизиты соответствующего дела, связанного с объектом недвижимости и (или) его правообладателем (например, номер уголовного дела или материала проверки), а также - слова "для осуществления полномочий (деятельности)", далее - наименование организации и федерального закона, определяющего основные задачи и функции данной организации, для выполнения которых запрашиваются сведения.

Так, полномочия судебных и правоохранительных органов закреплены в соответствующих федеральных законах (например, в Законе N 144-ФЗ, федеральных законах от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Статус правоохранительного органа также закрепляется положением о таком органе.

Неисполнение законных требований должностных лиц указанных выше органов при реализации ими своих полномочий влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что решение о предоставлении сведений из ЕГРН или об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений принимается в каждом конкретном случае на основании анализа запроса и приобщенных к нему документов (информации).

Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть оспорено в судебном порядке (часть 12 статьи 62 Закона N 218-ФЗ).

2. В соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, утвержденным ФНС России, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37, обмен регламентированной информацией между ФНС России и Росреестром осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396, 408 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.06.2017, регистрационный номер 47018), а также приказом ФНС России от 12.01.2022 N ЕД-7-21/6@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, о фактах устранения указанных нарушений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений, а также о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 20.12.2019 N ММВ-7-21/646@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.03.2022; регистрационный номер 67752).

Совместным приказом Росреестра N П/0131 и ФНС России N ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018 утвержден Порядок обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества (далее - Порядок), в соответствии с пунктами 1, 2, 4.4 которого:

Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр) (далее - Управления Росреестра, Уполномоченные органы, отправитель) представляют сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества (далее - сведения) в соответствующие управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления ФНС России);

состав передаваемых сведений, а также справочники, требования к структуре и форматам файлов, содержащих сведения, определены приказом Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@";

при необходимости уточнения (актуализации) сведений, в том числе на основании обращений налогоплательщиков в налоговые органы, последние направляют запросы в уполномоченные органы (организации) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе приоритетно с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

в случае наличия противоречий в сведениях, полученных в соответствии с абзацем вторым пункта 4.4 Порядка, и сведениях, предоставленных Управлениями Росреестра, Уполномоченными органами ранее в соответствии с Порядком, налоговые органы, выявившие указанные и подтвержденные несоответствия, информируют Управления Росреестра, Уполномоченные органы о таких несоответствиях путем направления соответствующего информационного письма;

информационное письмо оформляется на бланке налогового органа в произвольной форме, подписывается руководителем налогового органа или уполномоченным им лицом. Информационное письмо должно содержать описание сведений, по которым выявлено несоответствие. Ответ на информационное письмо готовится Управлением Росреестра, Уполномоченным органом в течение 14 рабочих дней со дня поступления такого письма;

в случае подтверждения Управлением Росреестра, Уполномоченным органом наличия факта несоответствия сведений, представленных ранее в Управление ФНС России, Управление Росреестра, Уполномоченный орган актуализирует такие сведения и передает их в Управление ФНС России в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 или 4.2 Порядка.

Дополнительно обращаем внимание на то, что у лиц, имеющих право на получение сведений ограниченного доступа, перечисленных в части 13 статьи 62 Закона N 218-ФЗ (в частности, у налоговых органов), имеется возможность получения сведений о содержании правоустанавливающих документов в виде соответствующей выписки из ЕГРН, форма которой установлена приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (Приложение N 6).

Начальник Управления
нормативно-правового регулирования
в сферах регистрации недвижимости,
геодезии и картографии
Э.У.ГАЛИШИН

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 23 июня 2023 г. N 14-04808/23

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо, учитывая письмо Управления нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра от 10.05.2023 N 13-00453/23, сообщает.

По вопросу 1.

Действующим законодательством МЧС России не определено в качестве правоохранительного органа, но уполномочено на проведение дознания (в соответствии с положениями части 3 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом, на наш взгляд, рассмотрение запросов указанного федерального органа исполнительной власти и входящих в его систему территориальных органов и организаций о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, должно осуществляться в зависимости от того, сделан ли этот запрос в рамках находящегося в производстве уголовного, административного или гражданского дела, связанного с объектами недвижимости (или) их правообладателями.

По вопросу 2.

Как сообщалось в письме от 21.12.2021 N 14-17785/21@, если специальным федеральным законом, регулирующим деятельность органа власти, установлена возможность запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченного должностного лица указанного органа от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, то полагаем возможным предоставлять запрашиваемую информацию в соответствии с таким федеральным законом.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР"

ПИСЬМО
от 12 июля 2024 г. N 19-1872/24

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), рассмотрев обращения, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно абзацу первому статьи 8 Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ФНС России, утвержденного ФНС России, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 (в редакции от 10.08.2022), предоставление Росреестром по запросам налоговых органов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и изданных в соответствии с указанным федеральным законом нормативных правовых актов.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 93.1) (НК РФ) установлено, что, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктом 2 и абзацем вторым пункта 2.1 статьи 93.1 НК РФ, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с абзацем первым пункта 2.1 настоящей статьи, направляет требование о представлении документов (информации) лицу, у которого истребуются такие документы (информация).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 93.1 НК РФ, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления истребуемых в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

На основании изложенного, ППК "Роскадастр" полагает, что по требованиям должностных лиц налоговых органов могут быть представлены сведения, содержащиеся в ЕГРН, в том числе в виде копии документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН.

Кроме того, вопрос предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, по требованиям налоговых органов, а также иных органов, в случае если специальным законом, регулирующим его деятельность, установлена возможность получать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан, также отражен в письмах Росреестра от 10.05.2023 N 13-00453/23, от 23.06.2023 N 14-04808/23 (копия прилагается).

Дополнительно отмечается, что у лиц, имеющих право на получение сведений ограниченного доступа, перечисленных в части 13 статьи 62 Закона о регистрации (в частности, у налоговых органов), имеется возможность получения сведений о содержании правоустанавливающих документов в виде соответствующей выписки из ЕГРН, форма которой установлена приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".

Начальник Управления обеспечения
предоставления государственных услуг,
исправления реестровых ошибок, ведения
и оцифровки реестровых дел и ГФДЗ
М.В.СЕМЕНОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области