Письмо ПФ РФ от 18.01.2011 N АД-25-25/286, Росархива от 14.01.2011 N 7/41-А "Об информационном взаимодействии между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации"

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2011 г. N АД-25-25/286

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО
14 января 2011 г. N 7/41-А

ПИСЬМО

ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги, в том числе в электронной форме. При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также иных государственных органов и организаций.

Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" внесены изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственных и муниципальных организаций, в которых должны находиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов документы, необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, представлять названные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом указанные документы могут быть представлены на бумажных носителях либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время в ряде регионов проводится работа по информационному взаимодействию между отделениями ПФР и органами управления архивным делом субъекта Российской Федерации путем заключения соответствующих соглашений (Челябинская обл., Ярославская обл., Белгородская обл. и др.).

Внедрение практики обмена электронными документами между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации упростит получение заявителями государственных услуг, сделает обслуживание населения более качественным и доступным, сократит сроки исполнения запросов.

Для решения данной задачи ПФР и Росархив разработали Примерное соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации, в котором определены основные направления выполнения данной работы.

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральное архивное агентство рекомендуют следующее.

1. Заключить соглашение об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации. При этом необходимо руководствоваться Примерным соглашением об информационном взаимодействии между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации.

2. Организовать информационное взаимодействие между отделением ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации в целях обмена юридически значимыми документами социально-правового характера в электронной форме для установления и выплаты пенсий и других социальных выплат.

Обращаем внимание, что перечень вопросов информационного взаимодействия, включаемый в соглашение, может быть расширен в зависимости от особенностей региона.

Председатель
Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.В.ДРОЗДОВ

Руководитель
Федерального архивного агентства
А.Н.АРТИЗОВ

Приложение

СОГЛАШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЕМ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ
АРХИВНЫМ ДЕЛОМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________                             "__" ____________ 20__ г.
 (место составления)

    Отделение       Пенсионного      фонда       Российской       Федерации
по ________________________ в лице _______________________________________,
    (наименование субъекта            (Ф.И.О. управляющего Отделением)
     Российской Федерации)
действующего на основании Положения ________________________, утвержденного
Постановлением   Правления    Пенсионного    фонда   Российской   Федерации
от "__" __________________ г. N ___, с одной  стороны, и  Орган  управления
архивным   делом   субъекта  Российской   Федерации,   в   лице  начальника
_________________________, действующего на основании _____________________,
именуемые  в  дальнейшем  Сторонами, с  другой стороны, заключили настоящее
Соглашение о нижеследующем:

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ОПФР - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации

Архивный орган - Орган управления архивным делом субъекта Российской Федерации

УЦ - Удостоверяющий центр

ЭЦП - электронная цифровая подпись

СКЗИ - средства криптографической защиты информации

Территориальный орган ПФР - управление ПФР или другой территориальный орган, созданный на межрайонном, городском или районном уровнях

Архив - государственный (муниципальный) архив

1. ЦЕЛЬ СОГЛАШЕНИЯ

1.1. Целью настоящего Соглашения является организация социально-правового защищенного электронного документооборота между ОПФР, территориальными органами ПФР и архивами в целях установления и выплаты пенсий и других социальных выплат.

2. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

2.1. Предметом настоящего Соглашения является:

обмен информацией (документами) социально-правового характера, необходимой для реализации гражданами своих пенсионных прав, в электронной форме с использованием СКЗИ программного комплекса VipNet с функциями шифрования и ЭЦП.

2.2. Стороны признают, что полученные ими электронные документы, заверенные ЭЦП, при соблюдении требований Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" юридически эквивалентны документам на бумажных носителях, заверенным соответствующими подписями и оттиском печатей Сторон.

2.3. Информационное взаимодействие Сторон осуществляется в целях реализации Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19.

2.4. Стороны осуществляют организацию и руководство процессом взаимодействия территориальных органов ПФР и архивов в части обмена информацией (документами) социально-правового характера, необходимыми для реализации гражданами своих пенсионных прав, в электронном виде. Стороны обеспечивают конфиденциальность и безопасность персональных данных в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

2.5. Стороны при организации взаимодействия руководствуются следующими принципами:

строгое соблюдение государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны;

обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

2.6. Стороны признают, что использование СКЗИ, которые реализуют шифрование и ЭЦП, достаточно для обеспечения конфиденциальности информационного взаимодействия сторон, защиты от несанкционированного доступа и безопасности обработки информации, а также для подтверждения того, что:

электронный документ исходит от Стороны, его передавшей (подтверждение авторства документа);

электронный документ не претерпел изменений при информационном взаимодействии Сторон (подтверждение целостности и подлинности документа) при положительном результате проверки ЭЦП;

фактом доставки электронного документа является формирование принимающей Стороной квитанции о доставке электронного документа.

2.7. Настоящее Соглашение является безвозмездным.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1. Приобретение, установка и функционирование программного обеспечения, каналов связи, СКЗИ с функциями ЭЦП осуществляется за счет Сторон, а также с использованием технических возможностей ОПФР.

3.2. Изготовление и сертификацию ключей шифрования и ЭЦП для Архивного органа осуществляют УЦ, список которых представляет Архивному органу ОПФР.

4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБМЕНА ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

4.1. ОПФР и Архивный орган осуществляют организацию и руководство процессом взаимодействия территориальных органов ПФР и архивов в части передачи запрашиваемых сведений.

4.2. ОПФР, территориальные органы ПФР:

4.2.1. Формируют запросы информации о периодах трудовой деятельности и о заработной плате граждан в электронной форме и направляют их в архивы.

4.2.2. В случае возврата архивом запросов по основаниям, указанным в подпункте 4.3.2 настоящего Соглашения, устраняют имеющиеся расхождения и не позднее следующего рабочего дня после их получения направляют архиву уточненный запрос.

4.2.3. Контролируют поступление запроса в архив путем получения уведомления о приеме запроса к рассмотрению или мотивированного отказа в его рассмотрении.

4.2.4. Контролируют направление архивом ответа на запрос. В случае непоступления по защищенным каналам связи по истечении 30 дней после получения запроса архивом уведомления о направлении ответа на запрос либо архивной справки, подготовленной архивом, высылают в адрес архива по защищенными каналами связи напоминание.

4.3. Архивный орган, архивы:

4.3.1. Получают запросы информации о периодах трудовой деятельности и о заработной плате граждан.

4.3.2. Направляют в территориальный орган ПФР мотивированный отказ в рассмотрении запроса в случае отсутствия в обращении (запросе) необходимых сведений для проведения поисков запрашиваемой информации. Отказ в рассмотрении запроса должен быть направлен в территориальный орган ПФР не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

4.3.3. Направляют в территориальный орган ПФР ответ на запрос в виде электронного документа в течение 30 дней.

4.3.4. В случае продления сроков исполнения запроса архивные органы уведомляют об этом территориальный орган ПФР до истечения 30 установленных дней с указанием срока продления.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

5.1. ОПФР принимает на себя следующие права и обязанности:

5.1.1. Обеспечить функционирование аппаратно-программных средств ОПФР, территориальных органов ПФР, необходимых для обеспечения защищенного обмена электронными документами с Архивным органом, архивами.

5.1.2. При изменении требований к передаваемым электронным документам ОПФР обязуется извещать Архивный орган об этих изменениях в течение 10 рабочих дней.

5.2. Архивный орган принимает на себя следующие права и обязанности:

5.2.1. Обеспечивать функционирование всего оборудования со стороны Архивного органа, необходимого для обмена электронными документами с ОПФР, территориальными органами ПФР.

5.2.2. Заключить договор с одним из УЦ об оказании услуг на поставку СКЗИ, изготовление и сертификацию ключей шифрования и ЭЦП.

5.2.3. Прекращать использование скомпрометированного ключа шифрования и ЭЦП, о чем немедленно информировать ОПФР и поставщика услуг УЦ, СКЗИ.

5.3. В целях обеспечения безопасности обработки и конфиденциальности информации ОПФР и Архивный орган обязаны:

соблюдать требования эксплуатационной документации на СКЗИ;

не допускать появления в компьютерной среде информационного взаимодействия компьютерных вирусов и программ, направленных на разрушение передаваемой информации;

не уничтожать и (или) не модифицировать архивы открытых ключей ЭЦП, электронных документов (в том числе электронные уведомления и журналы);

осуществлять обмен электронными документами с конфиденциальной информацией только в зашифрованном виде.

5.4. В случае невозможности исполнения обязательств по настоящему Соглашению Стороны немедленно письменно извещают друг друга о приостановлении обязательств.

5.5. При возникновении споров, связанных с принятием или непринятием электронного документа, Стороны обязаны соблюдать порядок согласования разногласий в соответствии с регламентами работы УЦ ПФР и УЦ Архивного органа.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Стороны несут ответственность за ненадлежащее использование информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. Стороны несут ответственность за сохранность используемого программного обеспечения, архивов сертификатов открытых ключей ЭЦП и электронных документов.

6.3. Если одна из Сторон предъявляет другой Стороне претензии по электронному документу, при наличии подтверждения другой Стороной факта получения такого документа, а другая Сторона не может представить спорный электронный документ, виновной признается Сторона, не представившая спорный документ.

6.4. Архивный орган в соответствии с Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной Приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152, выполняет в рамках данного соглашения указания координирующего органа криптографической защиты - ОПФР по обеспечению безопасности информационного взаимодействия с использованием СКЗИ.

7. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

7.1. При возникновении разногласий и споров в связи с обменом документами в электронном виде с целью установления фактических обстоятельств, послуживших основанием для их возникновения, а также для проверки целостности и подтверждения подлинности электронного документа, защищенного ЭЦП, Стороны с привлечением УЦ обязаны провести техническую экспертизу. Споры, по которым не достигнуто соглашение Сторон после проведения технической экспертизы, разрешаются в арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. ПОРЯДОК СМЕНЫ КЛЮЧЕЙ ШИФРОВАНИЯ И ЭЦП

8.1. Порядок выдачи, замены ключей шифрования и ЭЦП, сертификатов ключей подписи, в том числе в случаях их компрометации, для Архивного органа определяется в соответствии с действующими регламентами УЦ взаимодействующих Сторон.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ

9.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

9.2. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение могут вноситься только в письменном виде по взаимному согласию Сторон.

9.3. В случае нарушения одной из Сторон обязательств, предусмотренных данным Соглашением, другая Сторона вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящее Соглашение, уведомив об этом в письменном виде другую Сторону.

9.4. Настоящее Соглашение составляется в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.

9.5. Срок действия настоящего Соглашения составляет один год с момента подписания. Если по истечении срока действия настоящего Соглашения ни одна из Сторон не заявит о своем желании расторгнуть настоящее Соглашение, оно считается продленным на один год.

9.6. В случае намерения одной из Сторон расторгнуть соглашение в одностороннем порядке необходимо уведомить письменно об этом другую сторону не менее чем за 30 календарных дней.

9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

    ОТДЕЛЕНИЕ ПФР                                 ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ
                                               АРХИВНЫМ ДЕЛОМ СУБЪЕКТА
                                                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области