МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2025 г. N 30-2/И/2-10673
Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет методические рекомендации "Организация подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи на территории Российской Федерации" для учета и использования в работе.
А.Н.ПЛУТНИЦКИЙ
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
А.Н.ПЛУТНИЦКИЙ
30 мая 2025 г.
Утверждены
Профильной комиссией Минздрава России
по направлению "Первая помощь"
Первый заместитель председателя
Профильной комиссии
Л.И.ДЕЖУРНЫЙ
24 апреля 2025 г.
Профильной комиссией Минздрава России
по направлению "Медицина катастроф"
Главный внештатный специалист
по медицине катастроф Минздрава России
С.Ф.ГОНЧАРОВ
24 апреля 2025 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ И СОТРУДНИКОВ ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ
СЛУЖБ ПРИЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Вторая редакция
Составители:
БИРКУН Алексей Алексеевич, ГОШОКОВА Татьяна Владимировна, ДЕЖУРНЫЙ Леонид Игоревич, ЗАКУРДАЕВА Алина Юрьевна, ЗАРИПОВА Зульфия Абдулловна, КОЛОДКИН Андрей Андреевич, КОЛОДКИНА Валентина Игоревна, ЛЕЖНИНА Екатерина Александровна, МЕШКОВ Евгений Иванович, НЕУДАХИН Ееннадий Владимирович, ШОЙГУ Юлия Сергеевна.
Под общей редакцией:
ДЕЖУРНОГО Леонида Игоревича, доктора медицинских наук, профессора, руководителя Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, председателя Российского общества первой помощи;
КОЛОДКИНА Андрея Андреевича, заместителя директора по медицинской части Федерального центра медицины катастроф ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, главного внештатного специалиста по первой помощи Минздрава России в Южном Федеральном округе, заместителя председателя Российского общества первой помощи.
Рецензенты первой редакции:
ХУБЕЗОВ Дмитрий Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры военно-полевой хирургии ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Минздрава России, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России;
КУЗОВЛЕВ Артем Николаевич, доктор медицинских наук, доцент, заместитель директора - руководитель НИИ общей реаниматологии имени В.А. Неговского ФГБНУ "Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии" (ФНКЦ РР), заведующий кафедрой анестезиологии-реаниматологии ИВДПО ФНКЦ РР, исполнительный директор Национального Совета по реанимации.
Биркун А.А., Гошокова Т.В., Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю., Зарипова З.А., Колодкин А.А., Колодкина В.И., Лежнина Е.А., Мешков Е.И., Неудахин Г.В., Шойгу Ю.С. Организация подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи на территории Российской Федерации. Вторая редакция: методические рекомендации/под общ. ред. Л.И. Дежурного, А.А. Колодкина. - Москва: ФЦМК ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, 2025. - 68 с.
Методические рекомендации по организации подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи на территории Российской Федерации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
В методических рекомендациях представлено нормативное правовое, методическое и материально-техническое обеспечение процесса подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи. Приведены мероприятия и примеры документов, позволяющих консолидировать усилия различных групп специалистов в области первой помощи.
Методические рекомендации во второй редакции доработаны с учетом полученного опыта и утверждены 24.04.2025 г. на совместном заседании Профильной комиссий Минздрава России по направлению "Первая помощь" и Профильной комиссий Минздрава России по направлению "Медицина катастроф".
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации уделяется всестороннее внимание. Приняты и действуют новые нормативные правовые акты. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) определяет, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем организации оказания первой помощи <1> и содержит статью 31 "Первая помощь", которая позволяет использовать определение понятия "первая помощь", указывает участников оказания помощи, закрепляет роль Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих оказание первой помощи, и определяет права граждан по оказанию первой помощи, тем самым, уполномочивая их на оказание этой помощи. В данной статье определяется необходимость разработки примерных программ учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи и их утверждения.
--------------------------------
<1> Ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В рамках реализации положений статьи 31 Федерального закона N 323-ФЗ (в редакции федерального закона от 14 апреля 2023 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") Минздравом России утверждены и вступили в силу с 1 сентября 2024 г. Порядок оказания первой помощи <2>, а также составы укладок, наборов, комплектов и аптечек для ее оказания, включая наличие в них дополнительных медицинских изделий и лекарственных препаратов. Также, впервые приняты требования к размещению, хранению и использованию укладок, наборов, комплектов и аптечек, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Минздравом России.
--------------------------------
<2> Приказ Минздрава России от 03.05.2024 N 220н "Об утверждении Порядка оказания первой помощи" (зарегистрирован Минюстом России 31.05.2024, регистрационный N 78363).
Утвержденный универсальный алгоритм оказания первой помощи <3>, а также Учебно-методический комплекс по первой помощи, содержащий набор программ, учебных пособий, презентаций и иных материалов для подготовки различных категорий населения по первой помощи <4> перерабатываются и по мере готовности публикуются на портале "Все о первой помощи", сайте Минздрава России и Федерального центра медицины катастроф ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России.
--------------------------------
<3> Письмо Минздрава России от 20.01.2023 N 30-2/И/2-791.
<4> Учебно-методический комплекс URL: https://allfirstaid.ru/node/875.
Дальнейшее развитие системы оказания первой помощи требует принятие Концепции развития первой помощи в Российской Федерации и максимальное вовлечение федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных и некоммерческих организаций.
Следует отметить, что созданию системы массового обучения населения оказанию первой помощи, которая уже формируется в нашей стране во исполнение пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам развития здравоохранения от 29 июня 2024 г. N Пр-1241, должна способствовать в нашей стране качественная подготовка и переподготовка кадров, проводящих занятия по первой помощи; наличие центров организационно-методического сопровождения на федеральном и региональном уровнях. Подготовку по первой помощи должны проводить специалисты, имеющие современные представления, как по оказанию первой помощи, так и по правилам ее преподавания. Такая подготовка должна иметь последовательный и системный характер и отражать организационные, методические и другие аспекты.
С учетом того, что действующим законодательством Российской Федерации обучение первой помощи уже предусмотрено при освоении ряда профессий, в том числе у лиц, которые по федеральному закону или иному нормативному правовому акту обязаны оказывать первую помощь, а также при трудоустройстве, подготовке водителей автотранспортных средств, педагогических работников и других лиц, которые вправе оказывать первую помощь, потребность в подготовке кадров для обучения первой помощи является постоянно высокой.
Кроме того, с целью реализации мер по снижению смертности от внешних причин, снижения смертности от ДТП, обучения первой помощи решениями Оперативного штаба Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2024 г. N 73/13-7/79, от 18 июля 2024 г. N 73/13-7/369, от 13 февраля 2025 г. N 73/13-8/87, было рекомендовано:
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:
1. Принять меры по организации массового обучения населения субъекта Российской Федерации навыкам оказания первой помощи.
2. Определить количество граждан, подлежащих обучению навыкам оказания первой помощи населения субъекта Российской Федерации.
3. Принять меры совместно с территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации по обязательному обучению населения навыкам оказания первой помощи с отработкой практических навыков при получении водительских прав на базе центров подготовки населения по первой помощи, образовательных организаций, территориальных центров медицины катастроф и стаций скорой медицинской помощи, в объеме не менее рекомендованного.
4. Организовать распространение обучающих видеороликов, плакатов, листовок, баннеров по вопросам оказания первой помощи, включая визуализацию единых алгоритмов ее оказания, в том числе при ДТП.
5. Совместно с территориальными органами МЧС России и МВД России усилить информационную работу, направленную на повышение культуры безопасности населения субъекта Российской Федерации.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
1. Подготовить нормативный акт субъекта Российской Федерации по организации в субъекте массового обучения населения навыкам оказания первой помощи с учетом методических рекомендаций "Организация подготовки населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи на территории Российской Федерации".
2. Совместно с Территориальными центрами медицины катастроф, образовательными организациями высшего и среднего профессионального медицинского образования, а также образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы и общественными организациями обеспечить, при организации массового обучения населения навыкам оказания первой помощи, применения единых (примерных) образовательных программ и мероприятий по оказанию первой помощи.
3. Обеспечить соблюдение оценки качества подготовки обучающимся и слушателей при реализации программ массовой подготовки населения навыкам оказания первой помощи, исключив формальный подход к обучению.
4. Обеспечить взаимодействие всех организаций, занимающихся обучением населения навыкам оказания первой помощи, в составе регионального отделения Российского общества первой помощи, для формирования единого подхода к обучению и единой терминологии. Обеспечить ведение реестра таких организаций.
5. Организовать подготовку необходимого для субъекта Российской Федерации количества инструкторов и преподавателей первой помощи. Обеспечить ведение реестра инструкторов и преподавателей в субъекте Российской Федерации.
6. Организовать мероприятия по информированию населения о возможности пройти обучение навыкам оказания первой помощи на бюджетной основе в организациях, определенных субъектом Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, данные методические рекомендации призваны помочь заинтересованным лицам в подготовке населения и сотрудников экстренных оперативных служб приемам оказания первой помощи на территории Российской Федерации.
Первая редакция методических рекомендаций была рекомендована для использования на заседании Профильной комиссии Минздрава России по специальности "Управление сестринской деятельностью" (протокол от 31 ноября 2024 г. N 2).
Кроме того, по данным на январь 2025 г., первая редакция методических рекомендаций способствовала созданию в 33 регионах межведомственной рабочей группы по совершенствованию первой помощи, в 24 регионах приняты нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующих организацию обучения и оказания первой помощи с определением численности населения региона, подлежащего обучению, а также в 58 регионах определена организация, координирующая реализацию мероприятий по обеспечению широкомасштабной подготовки населения по первой помощи.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Первая помощь - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи.
Порядок оказания первой помощи - нормативный правовой документ, определяющий перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи для определенной в нем категории участников оказания первой помощи.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Инструктор первой помощи <5> - лицо, имеющее подготовку по оказанию первой помощи и прошедшее подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации или иным программам по подготовке инструкторов, обучающих приемам оказания первой помощи.
--------------------------------
<5> Определения инструктор первой помощи и преподаватель первой помощи приведены для разграничения понятия лиц, проводящих обучение. Фактическое наименование занимаемой должности может отличаться и устанавливаться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" или иными требованиями в организации, проводящей обучение.
Преподаватель первой помощи <5> - лицо, допущенное к обучению инструкторов первой помощи, ранее соответствующее требованиям инструктора первой помощи.
Раздел 1.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.
ОПЫТ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ первая помощь оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку. Все остальные граждане согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ имеют право на оказание первой помощи.
С 1 сентября 2024 г. первая помощь на территории Российской Федерации оказывается в соответствии с порядками, утверждаемыми Минздравом России, если иное не предусмотрено федеральными законами, и включающими в себя:
1) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь;
2) перечень мероприятий по оказанию первой помощи;
3) последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Уже вступил в силу и действует также с 1 сентября 2024 г. первый из таких порядков, <6> регламентирующий оказание первой помощи для всех граждан России.
--------------------------------
<6> Приказ Минздрава России от 03.05.2024 N 220н "Об утверждении Порядка оказания первой помощи" (зарегистрирован Минюстом России 31.05.2024, регистрационный N 78363).
Обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами являются:
- сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны; ведомственной пожарной охраны; частной пожарной охраны (ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");
- государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции по маломерным судам (ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 3 февраля 2025 г. N 4-ФЗ "О безопасности людей на водных объектах" (вступает в силу 1 сентября 2025 г.));
- работники организации специальной почтовой связи (ст. 22.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи");
- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции");
- военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии (ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации");
- сотрудники ведомственной охраны (ст. 13 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране");
- военнослужащие органов федеральной службы безопасности (ст. 14.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности");
- судебные приставы (ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации");
- частные охранники (ст. 16 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации");
- граждане, участвующие в поиске лиц, пропавших без вести; внештатные сотрудники полиции; народные дружинники (ст. 9, 10, 18 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка");
- сотрудники таможенных органов (ст. 267 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- добровольные пожарные (ст. 15 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране");
- сотрудники спасательных воинских формирований (п.п. "б" п. 5 Положения о спасательных воинских формированиях МЧС России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265);
- военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации (п.п. 14, 321 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495);
- сотрудники военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 34 ст. 20, п. 2 ст. 83, п.п. 13 п. 129, ст. 272 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161);
- военнослужащие федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (ст. 24.3 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации");
- инструкторы-проводники (ст. 4.5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации");
- должностные лица, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон (п. "в" ст. 4 Правил применения служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. N 1665);
- водители, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором погибли или ранены люди (п. 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090);
- граждане Российской Федерации при введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (п.п. "г" п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417).
Все эти категории, соответственно, должны быть обучены правилам оказания первой помощи.
Медицинские и фармацевтические работники в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами получают подготовку по первой помощи и в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона N 323-ФЗ вправе ее оказывать.
Кроме того, установлены обязанности по организации оказания первой помощи для юридических лиц, являющихся:
- работодателями (ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ),
- перевозчиками (ст. 95 приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"),
- организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"),
- организациями отдыха детей и их оздоровления (ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"),
- медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены малочисленные населенные пункты с числом жителей менее 100 человек, в том числе временных (сезонных), находящихся на значительном удалении от медицинских организаций или их структурных подразделений (более 6 км), с привлечением одного из домовых хозяйств (п. 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н).
Соответственно, работники вышеуказанных юридических лиц, также должны быть обучены оказанию первой помощи.
Обучение первой помощи предусмотрено и для ряда категорий граждан, не обязанных оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Подготовку к оказанию первой помощи граждане получают в рамках:
- общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами;
- профессионального обучения в соответствии с приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" в ходе подготовки водителей транспортных средств, а также по образовательным программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принятых на службу в МВД России, МЧС России и др.;
- дополнительного образования (дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых);
- обучения педагогических работников в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- обучения по охране труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" при поступлении на работу (а также периодической переподготовки во время работы);
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (введена с 1 января 2021 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"),
В соответствии с Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, такая подготовка включает в себя обучение населения приемам оказания первой помощи, и предусматривает:
а) для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, - инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках;
б) для физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для физических лиц, осваивающих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
В малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, в том числе временных (сезонных), находящихся на значительном удалении от медицинских организаций или их структурных подразделений (более 6 км), медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены такие населенные пункты, осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью с привлечением одного из домовых хозяйств (домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, создаются из расчета не менее 1 домового хозяйства на каждый населенный пункт).
Организация оказания первой помощи с привлечением одного из домовых хозяйств включает:
- обеспечение домохозяйства средствами связи;
- обеспечение домохозяйства связью с территориальным центром медицины катастроф;
- обеспечение домохозяйству доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- формирование укладок для оказания первой помощи <7>;
--------------------------------
<7> Приказ Минздрава России от 15.12.2020 N 1329н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки для оказания первой помощи в сельских поселениях".
- информирование населения о домохозяйстве, оказывающем первую помощь, и обучение ответственных лиц домохозяйства навыкам оказания первой помощи;
- обеспечение памятками о взаимодействии ответственных лиц домовых хозяйств с медицинскими организациями;
- обеспечение лиц, оказывающих первую помощь, а также лиц, имеющих высокий риск развития внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома и других жизнеугрожающих состояний, и членов их семей методическими пособиями и памятками по оказанию первой помощи при наиболее часто встречающихся жизнеугрожающих состояниях, являющихся основной причиной смертности (в том числе внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения), содержащими сведения о характерных проявлениях указанных состояний и необходимых мероприятиях по их устранению до прибытия медицинских работников <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. N 543н.
С 2019 года ежегодно проводится всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Первая помощь". В последние годы проводятся также разнообразные круглые столы, дискуссии, лекции, презентации, семинары, мастер-классы и иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", способствующие популяризации первой помощи. Целевая аудитория такого рода мероприятий довольно разнообразная: школьники, студенты, население, принимающее участие в массовых мероприятиях и различных городских праздниках, педагогические коллективы образовательных организаций и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 1195 утверждены Правила осуществления просветительской деятельности. Просветительская деятельность реализуется органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными ими организациями, а также может осуществляться физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые могут быть использованы при осуществлении просветительской деятельности по первой помощи.
Кроме того, к организации и проведению обучения и вышеуказанных мероприятий привлекаются представители общественных объединений, добровольческих организаций, имеющие оснащение и подготовку по преподаванию приемов оказания первой помощи.
Так, например, добровольцы Всероссийского студенческого корпуса спасателей проходят подготовку по программам "Первоначальной подготовки спасателей", "Обучение добровольцев для обеспечения безопасности на массовых мероприятиях", "Доброволец в ЧС", "Инструктор ВСКС по подготовке добровольцев в области ЧС".
Представители Российского Красного Креста проходят обучение по оказанию первой помощи, а также действиям в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера и готовят инструкторов первой помощи по своей методике.
Всероссийское общественное движение "Волонтеры-медики" реализует проект, участники которого помогают медицинским работникам во время спортивных и массовых мероприятий, проводят мастер-классы по обучению первой помощи.
В субъектах Российской Федерации принимаются региональные нормативные правовые акты, действуют региональные проекты, направленные на популяризацию первой помощи.
Хорошая практика использована для подготовки населения в Белгородской области, где распоряжением Губернатора Белгородской области от 25 января 2024 г. N 17-р назначены ответственные на территории субъекта за организацию взаимодействия и координацию мероприятий, направленных на обучение населения основам оказания первой помощи, ответственные за подготовку инструкторов и обучение населения, определены учебные площадки для муниципальных образований региона, а также установлены сроки реализации всех этапов.
С целью вовлечения населения в процесс обучения навыкам оказания первой помощи и популяризации этих знаний распоряжением Губернатора Курской области от 21 декабря 2022 г. N 432-рг в Курской области внедрен комплекс "Готов к санитарной обороне" (ГСО). Определены координаторы на региональном и местном уровнях, подготовлен реестр инструкторов для обучения теоретической и практической части комплекса ГСО, а также определен порядок выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГСО. Лицам, выполнившим нормативы, вручается знак ГСО и удостоверение.
Для обеспечения готовности граждан к оказанию первой помощи распоряжением Правительства Тульской области от 23 августа 2024 г. N 358-р утвержден План мероприятий по широкомасштабной подготовке населения Тульской области по оказанию первой помощи, постановлением Администрации Костромской области от 9 сентября 2024 г. N 310-а утверждена региональная программа "Организация массового обучения населения Костромской области оказанию первой помощи", реализация которой будет планируется в 2024 - 2026 гг., приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 25 сентября 2024 г. N 2285-п определены координационно-методические центры по первой помощи и создана рабочая группа по вопросам обучения населения первой помощи при Министерстве здравоохранения Свердловской области, распоряжением Правительства Пермского края от 2 ноября 2024 г. N 326-рп министерству здравоохранения Пермского края поручено разработать и утвердить план-график мероприятий по развитию и совершенствованию системы обучения населения Пермского края приемам оказания первой помощи, определить целевые точки активности и обеспечить контроль и ведение отчетности результатов массового обучения населения приемам оказания первой помощи.
В Москве и Санкт-Петербурге, Краснодарском и Приморском краях, Иркутской и Свердловской областях, а также других регионах нашей страны ежегодно и на постоянной основе проводятся олимпиады и соревнования по первой помощи и психологической поддержке.
Также в последние годы в субъектах Российской Федерации регулярно проводятся научно-практические конференции по первой помощи, в том числе специализированные конференции, посвященные организации оказания первой помощи в образовательных организациях, были проведены при поддержке Общероссийской общественной организации "Российское общество первой помощи" в Санкт-Петербурге (в 2022 г.) в Казани (в 2023), в Нижнем Новгороде (в 2024 г.).
С 2014 года под эгидой МЧС России проводятся Всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержке "Человеческий фактор" среди студентов ("Студенческая лига") и сотрудников МЧС России ("Профессиональная лига"). Инициатором проведения и главным организатором данных соревнований является ФГБУ "Центр экстренной психологической помощи МЧС России". Соревнования проходят в 3 последовательных этапа. Так, в 2023 году в отборочном этапе участвовало 85 субъектов Российской Федерации, всего 723 команды (2169 человек), а в 2024 году - 86 субъектов Российской Федерации и 950 команд (2850 человек).
С 2015 года активно распространяются памятки МЧС России "Оказание первой помощи пострадавшим" и "Психологическая поддержка", которые были переведены более чем на 40 языков народов России, имеют печатную версию и размещены на интернет-ресурсах Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В 2018 году на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области стартовал проект "Спасатель.Рядом", целью которого является оказание первой помощи на месте происшествия подготовленными добровольцами, которые проходят обучение в аккредитованных по единой системе учебных центрах. Добровольцы осуществляют виртуальное дежурство, а оповещение о несчастном случае поблизости происходит с помощью мобильного приложения. Такой вызов может происходить как со стороны специальных служб, так и свидетелями с помощью отдельного приложения. Главное условие участия в данном проекте - наличие подтвержденных навыков оказания первой помощи. При этом аттестация проводится бесплатно.
В настоящее время география проекта "Спасатель.Рядом" затрагивает более 20 регионов России; число добровольцев превышает 3000 человек и постоянно растет.
Всероссийский проект "Первая помощь" Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение Первых" стартовал в 2023 году. Проект включает в себя обучающие мероприятия и региональные чемпионаты по первой помощи практически во всех регионах страны.
Российское общество первой помощи и Российский Национальный Совет по реанимации неоднократно выступали с акциями и днями единых действий.
Так, в сентябре 2024 года прошел Единый урок первой помощи. Инициатором проведения акции стало Российское общество первой помощи. Родоначальником Единого урока первой помощи является Тульская область, где он проводится ежегодно с 2016 года. Тульскими психологами МЧС России совместно с экспертами Российского общества первой помощи был разработан сборник учебных заданий по которому и был проведен Единого урока первой помощи. В акцию включились 27 регионов от Камчатского края до Карелии. Проведено более 1600 мероприятий как в сельских, так и в городских образовательных учреждениях. Общее число участников составило более 55 000 человек!
Кроме того, Профильная комиссия Минздрава России по направлению "Первая помощь" на заседании 26 сентября 2024 г. поддержала инициативу проводить ежегодно на основе данных методических материалов Единый урок первой помощи!
Еще одним мероприятием, которое популяризирует навыки оказания первой помощи является Всемирный день "Запусти сердце", который проводится ежегодно 16 октября. Это международная инициатива начата в 2013 году Европейским советом по реанимации и была поддержана российским Национальным советом по реанимации, а с 2023 года проводится Российским обществом первой помощи и Национальным советом по реанимации при поддержке Минздрава России. Главная ее цель - научить каждого человека простейшим навыкам сердечно-легочной реанимации. Для этого всем желающим провести данное мероприятие доступны методические и раздаточные материалы.
Европейский фонд безопасности пациентов (EuPSF), Европейский совет по реанимации (ERC), Международный согласительный комитет по реанимации (ILCOR) и Всемирная федерация обществ анестезиологов (WFSA) при поддержке Всемирной организацией здравоохранения (WHO) с 2015 года рекомендуют обучать школьников сердечно-легочной реанимации с 12 лет в течение 2 часов в год. Эта инициатива получила название "Дети спасают жизни" (KIDS SAVE LIVES) и имеет свои принципы, направленные на повышение выживаемости с помощью этой программы.
В июне 2024 года главными внештатными специалистами Минздрава России по первой помощи, скорой медицинской помощи и медицине катастроф были утверждены методические рекомендации "Принципы и методы дистанционного консультирования исполнителей первой помощи на месте происшествия специалистами скорой медицинской помощи". Данные методические рекомендации были разработаны по поручению Министерства здравоохранения Российской Федерации в помощь практической деятельности специалистов оперативных отделов станций скорой медицинской помощи и центров медицины катастроф на основании анализа совокупного научного и клинического опыта в области дистанционного консультирования очевидцев по вопросам оказания первой помощи, с учетом положений действующих рекомендаций по оказанию первой помощи. Внедрение рекомендуемых принципов и методов активно происходит на территории Российской Федерации и способствует повышению эффективности и стандартизации практики дистанционного консультирования очевидцев по вопросам оказания первой помощи.
Для реализации методических рекомендаций разработана Примерная дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации медицинских работников по теме "Дистанционное консультирование исполнителей первой помощи на месте происшествия" (со сроком освоения 16 академических часов) и учебное пособие "Дистанционное консультирование по вопросам оказания первой помощи", утвержденное Ученым советом ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России.
В настоящее время унифицированная система массового обучения правилам оказания первой помощи активно формируется.
Необходимо отметить, что эффективному совершенствованию системы препятствует наличие большого числа разработанных, утвержденных и изданных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями нормативных документов, собственных программ обучения, учебной и методической литературы, которые зачастую не соответствуют современному законодательству Российской Федерации, современным методикам оказания первой помощи. Именно поэтому остро стоит использование единых методик подготовки и источников литературы для обучения и оказания первой помощи.
Согласно п 3.1. ст. 31 "Первая помощь" Федерального закона N 323-ФЗ и ст. 17.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, правила ее оказания и порядок организации подготовки по оказанию первой помощи для Военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации; военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии; сотрудников ведомственной охраны; военнослужащих органов федеральной службы безопасности; сотрудников военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации; военнослужащих федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации в области обороны. В связи с этим работа по отдельной разработке и внедрению учебно-методических материалов для данных категорий не проводилась.
Раздел 2.
УНИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Важной задачей является сопоставление формирующегося российского законодательства в сфере первой помощи с российским и международным опытом и совершенствование комплекса учебно-методических материалов, полностью отвечающих требованиям законодательства и современным подходам к оказанию первой помощи.
В 2018 году была разработана первая версия Учебно-методического комплекса по первой помощи (далее - УМК). При составлении УМК использованы положения ст. 31 "Первая помощь" Федерального закона N 323-ФЗ и приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи", а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения по проведению обучения TEACH-VIP 2: User's Manual.
Первая версия УМК 2018 года состоит из следующих частей:
- "Примерная программа обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь",
- "Примерная программа дополнительного профессионального образования - повышения квалификации по подготовке преподавателей первой помощи",
- учебное пособие "Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь",
- учебное пособие "Первая помощь: учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь",
а также глоссария терминов и понятий, комплектов слайдов, плакатов, тестовых вопросов, ситуационных задач и пр.
УМК размещен на сайте "Все о первой помощи" по ссылке http://allfirstaid.ru/node/875. Также материалы УМК размещены на официальном сайте Минздрава России по ссылке https://minzdrav.gov.ru/documents/7188-algoritmy-pervoy-pomosch, доступ к которым возможен с основной страницы сайта через вкладку "Первая помощь".
|
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ, ПРЕПОДАЮЩИМ ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
В соответствии с действующим законодательством для проведения занятий по оказанию первой помощи преподаватель должен соответствовать квалификационным характеристикам, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования") устанавливает требования к квалификации и должности "Преподаватель" (кроме преподавателей, отнесенных к категории специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования): "Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявлений требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявлений требований к стажу работы". В связи с тем, что высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, то есть "Первая помощь", не предусмотрено, то для преподавателя первой помощи необходимо иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в сфере первой помощи. Аналогичная ситуация складывается при анализе квалификационных требований к преподавателям, отнесенных к перечню специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Для данной категории лиц, занимающих должность "преподаватель" (приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"), установлено: "Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы". При реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования <11> допускаются работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, при наличии диплома о среднем или высшем медицинском образовании или среднем или высшем фармацевтическом образовании, диплома об окончании ординатуры или интернатуры для лиц, имеющих диплом о высшем медицинском образовании или высшем фармацевтическом образовании, либо удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке для лиц, имеющих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование, а также трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, подтверждающих стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности. К лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или имеющим ученую степень, требования к стажу работы не предъявляются. -------------------------------- <11> В соответствии с ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования: 1) образовательных программ среднего профессионального образования; 2) образовательных программ высшего образования; 3) дополнительных профессиональных программ. Таким образом, согласно действующему законодательству, обучение по оказанию первой помощи может проводить человек, принятый в установленном порядке на одну из должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность <12>. -------------------------------- <12> Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". Следует учитывать, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности, в частности по первой помощи, следует получать не реже, чем один раз в три года, а в соответствии со ст. 41 данного Федерального закона все педагогические работники должны быть обучены навыкам оказания первой помощи и быть готовы уже к оказанию первой помощи обучающимся. При этом, как отмечалось выше, обучение должно проходить в порядке, регламентированном Трудовым кодексом Российской Федерации и Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утверждены постановлением N 2464). На основании п.п. "д" п. 33 Правил подготовка педагогических работников должна проходить в рамках отдельного обучения по оказанию первой помощи (раздел IV Правил). Конечно же, все приведенные требования в равной степени применимы к педагогическим работникам, имеющим высшее или среднее профессиональное медицинское образование. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 29 и 31 Федерального закона N 323-ФЗ первая помощь является особым видом помощи и оказывается до оказания медицинской помощи, и образовательные организации высшего и среднего профессионального медицинского образования не занимаются подготовкой специалистов в сфере первой помощи. Необходимо обратить внимание на то, что законодательно требование к наличию медицинского образования для преподавания первой помощи не регламентировано. Так как реализация курса, предмета или дисциплины по первой помощи осуществляется преимущественно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, путем утверждения образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных и дополнительных профессиональных программ, то она должна проводиться педагогическими работниками, должности которых включены в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Необходимо учитывать, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Дополнительное профессиональное образование в данном случае включает в себя прохождение подготовки по программе повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи, и, предшествующую этому подготовку по программе повышения квалификации по оказанию первой помощи, если она не включена отдельным модулем в программу повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи. В Постановлении N 2464 впервые нормативно определены требования к кадрам, обучающим правилам оказания первой помощи. Согласно пункту 35 "Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателями с привлечением работников или иных специалистов, имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением N 2 Постановления N 2464, и прошедших подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи". При этом требования пункта 35 Постановления N 2464 не содержат упоминания об обязательном наличии медицинского образования для лиц, проводящих обучение правилам оказания первой помощи, и наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности у работодателя, проводящего обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим с привлечением работников или иных специалистов, соответствующим указанным требованиям. Также отсутствует требование о наличии у лиц, обучающих оказанию первой помощи у работодателя, статуса педагогического работника. С учетом нескольких направлений, требующих участия лиц, проводящих подготовку по правилам оказания первой помощи в Российской Федерации, была сформулирована организационная схема основ кадровой политики в данном направлении, представленная в таблице 2, а возможность обучения первой помощи в рамках охраны труда и при реализации программ повышения квалификации с учетом требований к организациям представлена в таблице 3. При организации обучения необходимо обеспечить те или иные категории лиц, проходящих подготовку по первой помощи, необходимым количеством инструкторов первой помощи. При реализации программ основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительного образования, количество преподающих ту или иную программу учебного курса, предмета или дисциплины по оказанию первой помощи, в том числе в рамках охраны труда, рассчитывается из объемов педагогической нагрузки (количества работников) и имеющегося государственного задания в соответствии с действующем законодательством и требованиями, описанными ранее в данном разделе. Иной расчет количества инструкторов первой помощи на территории субъекта Российской Федерации производится исходя из ряда факторов, среди которых: - занятость инструктора для проведения занятий (постоянная занятость или по совместительству, в том числе в рамках добровольческой деятельности); - удаленность инструктора от обучающихся (наличие инструкторов в муниципальном образовании); - форма реализуемой инструктором программы (очная/очно-заочная); - одновременное наличие нескольких комплектов материально-технического оснащения для проведения практических занятий одновременно несколькими участниками курса и др. Таким образом, в среднем один инструктор может быть привлечен на 500 человек обучаемого населения в год при проведении занятий для 10 человек один раз в неделю на протяжении года. Таблица 2
Таблица 3
-------------------------------- <*> ФИС ФРДО - Федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении". <**> ЕИСОТ - Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. Раздел 4. Для проведения занятий по первой помощи используются как специальные классы и полигоны, так и приспособленные аудитории, которые организаторы занятий готовят заранее. Место проведения занятий должно быть просторное, светлое, с окнами, которые можно будет открыть для доступа свежего воздуха. Размер помещения для группы 10 - 12 человек не менее 25 - 30 кв. метров. Занятия желательно проводить без учебных столов, чтобы повысить эффективность обучения, не создавая искусственных барьеров между преподавателем и обучающимися, улучшить обзор во время практических занятий и освободить место для решения ситуационных задач. Пространство для показа и отработки приемов размером 3 x 3 метра должно иметь подстилку. Пример расположения зоны занятий на схеме ниже: Схема 1 Перечень необходимого оснащения представлен в таблице 4. Таблица 4 Перечень рекомендуемого материально-технического оснащения
-------------------------------- <*> Количество единиц оборудования, расходных материалов и технических средств обучения рассчитывается из предполагаемого количества групп обучающихся и одновременной отработки навыков. <**> При проведении занятий по базовой сердечно-легочной реанимации с автоматической наружной дефибрилляцией. <***> При проведении занятий по оказанию первой помощи при ДТП. <****> Вид укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов зависит от контингента слушателей, проходящих обучение. Материально-техническое оснащение должно способствовать реализации образовательных программ по обучению лиц в соответствии с порядком оказания первой помощи, а также программ дополнительного профессионального образования - повышения квалификации по подготовке преподавателей первой помощи (в случае их реализации). Аудитория должна иметь возможность демонстрации презентационных материалов, видеофильмов. Раздел 5. ФЦМК ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации рекомендовано: 1. Прохождение подготовки по единым рекомендуемым программам по оказанию первой помощи всеми государственными служащими и сотрудниками учреждений и организаций с обязательной практической отработкой приемов оказания первой помощи не менее 8 академических часов. 2. Проведение ежегодных краткосрочных курсов (практических занятий) по отработке и актуализации навыков, необходимых для реализации мероприятий по оказанию первой помощи <13>, в том числе повторно. -------------------------------- <13> Базовая сердечно-легочная реанимация с использованием автоматического наружного дефибриллятора; временная остановка наружного кровотечения; придание пострадавшему устойчивого бокового положения; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки и др. 3. Использование Учебно-методического комплекса для обучения различных категорий населения по оказанию первой помощи, в том числе в рамках обучения по охране труда и при подготовке населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <14>. -------------------------------- <14> Ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 4. Использование Учебно-методического комплекса для подготовки кадров, осуществляющих обучение правилам оказания первой помощи из различных контингентов граждан (преподаватели общеобразовательных, средних профессиональных и высших образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, автошкол, лица, обучающие первой помощи работников предприятий и организаций и др.). 5. Использование Учебно-методического комплекса для подготовки различных учебно-методических материалов по первой помощи с учетом специфики оказания первой помощи отдельными категориями лиц, обязанными и (или) имеющими право оказывать первую помощь. 6. Использование Учебно-методического комплекса для анализа и коррекции для приведения в соответствии с ним образовательных программ, учебно-методических материалов, средств наглядности и мотивационно-пропагандистских материалов по первой помощи, использующихся на территории субъекта Российской Федерации. 7. Создание и организация работы при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации межведомственной рабочей группы по совершенствованию первой помощи в субъекте Российской Федерации (приложение N 1 к данным Методическим рекомендациям). 8. Формирование и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (программ, планов), регламентирующих организацию обучения и оказания первой помощи с определением периода обучения, численности населения региона, подлежащего обучению, образовательных и иных организаций, привлекаемых для проведения обучения, источников финансирования и др. 9. Создание на постоянной (как структурное подразделение) или функциональной основе и организация работы координационно-методического центра по первой помощи на базе структурных подразделений территориальных центров медицины катастроф органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, проводящих обучение первой помощи (приложение N 2 к данным Методическим рекомендациям). 10. Проведение координационно-методическим центром первой помощи ФЦМК ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России мероприятий по оценке состояния развития системы массового обучения населения первой помощи на территории субъекта Российской Федерации, осуществление координации взаимодействия и организационно-методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти, учреждений и организаций на территории субъекта Российской Федерации по первой помощи и иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 11. Осуществление контролирующих функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения качества подготовки различных слоев населения к оказанию первой помощи. 12. Организация мероприятий по информированию населения о возможности пройти обучение навыкам оказания первой помощи в организациях, определенных субъектом Российской Федерации. 13. Организация количественного учета лиц, прошедших подготовку по программам учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи, в том числе обучающихся в учреждениях общего, среднего профессионального и высшего образования, спасателей региональных и муниципальных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, педагогических и социальных работников, водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, а также иных категорий работников в рамках обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда <15>. -------------------------------- <15> Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда". 14. Недопущение подмены понятий "обучение" и "просветительская деятельность" при проведении обучающих и популяризационных мероприятий по первой помощи. 15. Организация подготовки необходимого для субъекта Российской Федерации количества инструкторов и преподавателей первой помощи и их количественный учет, в том числе сроков их подготовки. 16. Организация сбора и анализа случаев оказания первой помощи и возможной правоприменительной практики в отношении этих случаев на территории субъекта Российской Федерации. 17. Организация мониторинга внедрения дистанционного консультирования исполнителей первой помощи на месте происшествия специалистами скорой медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. 18. Интенсификация исследовательской деятельности, направленной на выработку научно-обоснованных методов повышения доступности, качества и результативности обучения оказанию первой помощи. 19. Организация количественного учета проведенных на территории субъекта Российской Федерации мастер-классов и иных публичных мероприятий по первой помощи и учета лиц, принявших участие в мастер-классах и иных публичных мероприятиях по первой помощи. 20. Организация распространения обучающих видеороликов, плакатов, листовок, баннеров по вопросам оказания первой помощи, включая визуализацию единых алгоритмов ее оказания, в том числе при ДТП. 21. Согласование положений о соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и т.п., а также контрольно-измерительных материалов к ним (наборов чек-листов, ситуационных задач, тестовых заданий и др.) федерального и межрегионального уровня с координационно-методическим центром первой помощи ФЦМК ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, регионального и муниципального уровня - с соответствующим координационно-методическим центром по первой помощи, созданным на базе структурных подразделений территориальных центров медицины катастроф органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, проводящих обучение первой помощи. 22. Организация количественного учета публикаций по популяризации первой помощи в печатных средствах массовой информации, социальных сетях, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 23. Совершенствование материально-технической базы, способствующей реализации образовательных программ в организациях, проводящих подготовку по первой помощи, а также у работодателей, обучающих требованиям охраны труда самостоятельно. 24. Привлечение общественных объединений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, к проведению просветительских акций, массовых и иных мероприятий, способствующих популяризации первой помощи. 25. Проведение межведомственных тактико-специальных учений на территории субъекта Российской Федерации для определения уровня готовности экстренных оперативных служб к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||