МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2022 г. N 16-2/10/В-6840
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе разъяснения об организации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
Е.В.МУХТИЯРОВА
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДЕМОГРАФИЯ"
В связи с поступающими вопросами по реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан в рамках национального проекта "Демография" (далее - мероприятия по обучению) Минтруд России обращает внимание на следующее.
I. Положением о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 N 800 (далее - Положение), предусматривается заключение с участником мероприятий по обучению 4 типов договоров, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью.
1. Трехсторонний договор, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, участником мероприятий по обучению и работодателем, предусматривающий обязательства, связанные с трудоустройством участника мероприятий по обучению (пункт 17 Положения).
2. Двусторонний договор, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и участником мероприятий по обучению, предусматривающий обязательства участника мероприятий по обучению после приобретения соответствующих навыков и знаний зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства или начать применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (пункт 17 Положения).
3. Двусторонний договор, заключаемый между участником мероприятий по обучению и работодателем, предусматривающий обязательства, связанные с трудоустройством участника мероприятий по обучению, в случае если работодатель является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался участник мероприятий по обучению (пункт 20 Положения).
4. Трехсторонний договор, заключаемый между органом службы занятости, участником мероприятий по обучению и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предусматривающий обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению (пункт 21 Положения).
В то же время, организация, осуществляющая образовательную деятельность, оказывает участнику мероприятий по обучению образовательные услуги. В связи с этим с участником мероприятий по обучению организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в любом случае заключается договор о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании). В данном договоре в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) и иные положения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 55 Закона об образовании прием на обучение по образовательным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, проводится в соответствии с законодательством об образовании с особенностями, предусмотренными указанными программами и проектами.
Следовательно, при уклонении участника мероприятий по обучению от предоставления организации, осуществляющей образовательную деятельность, сведений и (или) документов (их копий), необходимых для заключения договора о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании), организация, осуществляющая образовательную деятельность, в силу требований законодательства об образовании может отказать такому участнику мероприятий в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования.
Аналогичным образом, при выявлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, несоответствия участника мероприятий по обучению условиям участия в них, установленным Положением, организация, осуществляющая образовательную деятельность, отказывает ему в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, о чем уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации к чьей подведомственности относится орган службы занятости населения, принявший решение о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования таким участником.
Договоры, предусматривающие обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению, могут заключаться дополнительно к договору о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании). При этом, в случае если положения, предусматривающие обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению, включены в договор о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании), отдельного заключения договоров, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению, не требуется.
С участниками мероприятий по обучению, являющимися занятыми, также могут заключаться договоры, предусматривающие обязательства, связанные с занятостью. В данном случае в таких договорах будут содержаться положения, касающиеся сохранения занятости или приобретения иного типа занятости участником мероприятий по обучению. Вместе с тем введение практики заключения договоров, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью, имеет смысл, в первую очередь, в отношении именно незанятых участников мероприятий по обучению.
II. Положением предусматривается, что в отношении только следующей категории участников мероприятий по обучению "граждане, завершающие обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году (за исключением получивших грант на обучение или обучающихся по договорам о целевом обучении), обратившиеся в органы службы занятости по месту жительства, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности)" применяется правило относительно подачи заявления о прохождении обучения по месту жительства. Другие категории участников мероприятий по обучению могут подавать заявления о прохождении обучения вне зависимости от места жительства. Отказ гражданам из иных категорий участников мероприятий по обучению на основании подачи заявления о прохождении обучения не по месту жительства является нарушением Положения.
В этой связи учет граждан, подавших заявление о прохождении обучения, в счет квоты субъекта Российской Федерации осуществляется не в зависимости от места жительства участника мероприятий по обучению, а от территориальной принадлежности органа службы занятости, принявшего решение о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином.
III. Положением установлен закрытый перечень условий участия гражданина в мероприятиях по обучению, который не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, установление, например, для категории "граждане в возрасте 50 лет и старше" дополнительного критерия в виде незанятости или нахождения под риском увольнения является нарушением Положения. Аналогичным образом в отношении категории "женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно" Положением не содержится запрет на занятие ими предпринимательской деятельностью.
При этом участники мероприятий по обучению должны соответствовать условиям участия в них, установленным Положением, к моменту зачисления их на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Вместе с тем мероприятия по обучению организуются, как установлено Положением, в целях дальнейшего обеспечения занятости их участников.
Таким образом, органы службы занятости населения в рамках профессиональной ориентации граждан должны оценивать мотивацию граждан к обучению, их готовность приступить к обучению в сроки, установленные Положением, возможность приобретения гражданином занятости по выбранной образовательной программе, а в отношении граждан, уже являющихся занятыми, обеспечения сохранения занятости в среднесрочной перспективе, улучшении карьерных позиций, увеличении дохода, в том числе за счет приобретения иного типа занятости.
Следовательно, например, в отношении участников мероприятий по обучению из категории "женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет", выбравших образовательные программы, предполагающие занятость, связанную с ведением собственного дела, что предполагает увеличение дохода за счет приобретения иного типа занятости, органы службы занятости населения в рамках профессиональной ориентации должны оценивать потенциальную востребованность выбранного направления собственного дела с учетом перспективного социально-экономического положения.
IV. В рамках профессиональной ориентации граждан, подавших заявление о прохождении обучения, органами службы занятости должны решаться следующие задачи:
оценка реальной потребности гражданина в необходимости обучения в целях приобретения занятости, сохранения занятости, улучшения карьерных позиций или увеличения дохода, в том числе за счет приобретения дополнительно иного типа занятости;
мотивация гражданина к обучению по выбранной образовательной программе;
наличие потенциальных навыков и компетенций для дальнейшей занятости по выбранной образовательной программе;
готовность приступить к обучению в сроки, установленные Положением;
мотивация гражданина к дальнейшей занятости по выбранной образовательной программе;
возможность занятости гражданина по выбранной образовательной программе с учетом перспективного социально-экономического положения.
При этом органы службы занятости населения не должны занимать пассивную позицию при оценке возможности занятости гражданина по выбранной образовательной программе. Но с учетом того, что перечень востребованных образовательных программ согласован уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказывать гражданам содействие уже на стадии профессиональной ориентации в подборе будущего работодателя, в проведении с ним переговоров о трудоустройстве данного гражданина после окончания обучения, в содействии совместно с органами поддержки малого и среднего предпринимательства в открытии собственного дела, если гражданином выбрана образовательная программа соответствующего профиля.
Также органам службы занятости населения надлежит в заключении по итогам профессиональной ориентации подробным образом указывать причины принятия в отношении гражданина решения о нецелесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и решения о целесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования при условии изменения выбранной образовательной программы.
V. Для принятия решения о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином или об отказе от прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования гражданином предельным для органов службы занятости населения сроком является именно срок, установленный пунктом 13 Положения, не превышающий 7 рабочих дней с даты направления гражданином заявления о прохождении обучения.
Таким образом, в случае, если гражданин в пределах срока, установленного пунктом 13 Положения, предоставил документы, подтверждающие его соответствие категории и условиям участия в мероприятиях по обучению, а также прошел профессиональную ориентацию, то орган службы занятости не может отказать такому гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования лишь на основании несоблюдения таким гражданином срока, установленного пунктом 7 Положения (гражданину, желающему принять участие в мероприятиях по обучению, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления о прохождении обучения необходимо обратиться в органы службы занятости для представления документов, подтверждающих его соответствие категории граждан, которые могут быть участниками мероприятий по обучению).
VI. Перечень документов, направленный письмом Роструда от 07.04.2022 N 1128-ТЗ, является рекомендательным, и органы службы занятости населения принимают самостоятельное решение о перечне документов, необходимых для отнесения конкретного гражданина к категории участников мероприятий по обучению. При этом перечень таких документов, с одной стороны, не должен быть избыточным, с другой стороны, позволять с достоверностью отнести гражданина к соответствующей категории участников мероприятий по обучению. Таким образом, например, требование у граждан, относящихся к категории "граждане в возрасте 50 лет и старше", каких-либо документов, подтверждающих их отнесение к соответствующей категории, является избыточным, в связи с тем, что уже заявление об обучении, поданное ими, содержит верифицированную информацию относительно их возраста. Также документ, подтверждающий с достоверностью отнесение гражданина к соответствующей категории, но не содержащийся в письме Роструда от 07.04.2022 N 1128-ТЗ, может подтверждать категорию гражданина.
VII. Пунктом 7 Положения не установлено требование обязательного личного посещения гражданами органов службы занятости для представления документов, подтверждающих соответствие категории условию участия в мероприятиях по обучению, и подачи заявления о получении государственной услуги по профессиональной ориентации. Таким образом, органы службы занятости населения должны обеспечить наиболее клиентоориентированные подходы, в том числе предусматривающие дистанционные и электронные механизмы взаимодействия, для гражданина при рассмотрении его заявления на прохождение обучения.
VIII. Положением установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласуют перечень востребованных образовательных программ в субъекте Российской Федерации. Данное положение направлено на обеспечение условий для дальнейшей занятости участников мероприятий по обучению после их завершения. Таким образом, приоритетным и вытекающим из данного положения является правило "какого субъекта Российской Федерации образовательная программа выбрана гражданином, подавшим заявление о прохождении обучения, той территориальной принадлежности орган занятости населения рассматривает данное заявление и принимает решение в отношении гражданина о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования". При применении данного правила у органа службы занятости населения имеются объективные возможности для обеспечения дальнейшей занятости участника мероприятий по обучению, в связи с тем, что была выбрана образовательная программа, востребованная именно в субъекте Российской Федерации, к чьей территориальной принадлежности относится орган службы занятости населения.
В случае, если гражданином выбрана образовательная программа иного субъекта Российской Федерации, чем субъект Российской Федерации органа службы занятости населения, выбранного им для рассмотрения заявления о прохождении обучения, то такой орган службы занятости населения в случае принятия решения о прохождении этим гражданином профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования несет полную ответственность за обеспечение дальнейшей занятости данного гражданина. Это обусловлено тем, что в данном случае орган службы занятости населения принимает решение о прохождении гражданином профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования по образовательной программе, востребованной в ином субъекте Российской Федерации.
IX. В случае получения гражданином рекомендации по итогам профессиональной ориентации о целесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования при условии изменения выбранной образовательной программы, данный гражданин может либо отозвать поданное заявление о прохождении обучения и подать новое (пункт 12), либо заключить один из договоров, указанных в пунктах 17, 20 Положения, предусматривающих обязательства, связанные с занятостью по выбранной им образовательной программе. В последнем случае, орган службы занятости населения принимает в отношении такого гражданина решение о прохождении профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по выбранной им образовательной программе при его соответствии иным условиям участия в мероприятиях по обучению.
Таким образом, Положением предусмотрен единственный случай заключения гражданином договоров, указанных в пунктах 17 и 20 Положения, до принятия органом службы занятости населения решения о прохождении им профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. До принятия органом службы занятости населения такого решения, за исключением указанного случая, у организации, осуществляющей образовательную деятельность, отсутствуют правовые основания к заключению с гражданином договоров, указанных в пунктах 17, 20 Положения.
X. К числу категорий участников мероприятий по обучению была отнесена категория "граждане, завершающие обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году (за исключением получивших грант на обучение или обучающихся по договорам о целевом обучении), обратившиеся в органы службы занятости по месту жительства, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности)" в целях организации в отношении нее превентивных мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для нивелирования рисков незанятости по получаемой профессии (специальности) этой категории граждан.
Учитывая, что выпуск из образовательных организаций, как правило, осуществляется в июне - июле, органам службы занятости населения надлежит активизировать работу по взаимодействию с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями в целях выявления данной категории граждан и организации для них профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в рамках национального проекта "Демография". Занятие органами службы занятости пассивной позиции по реализации мероприятий в отношении данной категории лишь после выпуска, а не до него не может быть признана эффективной.
Кроме того, Минтрудом России при участии иных федеральных органов исполнительной власти организован мониторинг трудоустройства выпускников на основании данных Пенсионного фонда России и ФГИС "ФРДО", который позволяет отслеживать уровень трудоустройства в разрезе субъектов Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессий (специальностей). Соответственно, данные этого мониторинга будут сверяться с данными по активности организации субъектом Российской Федерации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе для указанной категории граждан.
XI. Пунктом 15 Положения предусмотрено заключение соглашений между федеральными операторами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, предусматривающих в том числе положения по реализации мероприятий по содействию трудоустройству граждан, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование.
Таким образом, органами службы занятости населения в рамках данных соглашений должен быть налажен с федеральными операторами информационный обмен в целях оказания гражданам, завершившим обучение, содействия в организации их занятости. При этом, органам службы занятости населения надлежит руководствоваться проактивным подходом, а именно осуществлять превентивное анкетирование завершающих обучение граждан на предмет содействия им в организации занятости, предложения им услуг и мероприятий со стороны органов службы занятости, а в дальнейшем периодическое уточнение информации о занятости гражданина и в случае его незанятости повторное предложение услуг и мероприятий. При этом такой подход должен быть применен ко всем участникам мероприятий по обучению вне зависимости от типов заключенных ими договоров.
XII. Согласно статье 73 Закона об образовании под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Закон об образовании не предъявляет требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При обучении по программе повышения квалификации рабочих, служащих необходимо, чтобы у данного лица уже имелась аналогичная профессия рабочего или должность служащего. При обучении по программе переподготовки рабочих и служащих необходимо, чтобы у данного лица уже имелась любая профессия рабочего или должность служащего, или профессии рабочего, должности служащего.
XIII. Согласно статье 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование - подтверждается справкой из учебного заведения с предполагаемым сроком окончания обучения не позднее 1 декабря 2022 г.
Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании или дипломом о начальном профессиональном образовании, выданным до 2013 г.
Начальное профессиональное образование (до 1992 года - профессионально-техническое образование) с 2013 года включено в систему среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование до 1992 года - среднее специальное образование.
Высшее образование подтверждается дипломом бакалавра, специалиста, магистра, дипломом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки.
Высшее образование, с 1974 по 1992 год - высшее образование, с 1992 по 2012 год - высшее профессиональное образование, с 2013 года по настоящее время - высшее образование.
Дипломы государственного образца устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Исключение - дипломы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, которые имеют право печатать дипломы на собственных бланках. В дипломе государственного образца обязательно есть слово "государственный", например, "успешно прошел государственную итоговую аттестацию", "решением государственной аттестационной комиссии", "решением государственной экзаменационной комиссии" и т.д.
Дипломы установленного образца выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность без аккредитации Рособрнадзора, но имеющими лицензию на образовательную деятельность (направлять на обучение по дополнительным профессиональным программам таких слушателей можно). Проверить наличие лицензии можно: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/liczenzirovanie-obrazovatelnoj-deyatelnosti/svodnyj-reestr-liczenzij/.
Документы об образовании, выданные иностранными учебными заведениями, в случае отсутствия соглашения с Российской Федерацией о сотрудничестве в области образования, нуждаются в нострификации (признании).
Дипломы, напечатанные на бланках учебных заведений Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, признаются в Российской Федерации и принимаются.
Дипломы, выданные в СССР до 26.12.1991, не нуждаются в нострификации.
Проверить, требуется ли нострификация, можно:
http://lexed.ru/praktika/priznanie-inostrannogo-obrazovaniya-v-rf/2/;
https://nic.gov.ru/ru/help/analyze.
Все документы об образовании на иностранном языке должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены. Перевод не требуется, если документ полностью дублируется на русском языке.
Обязательно необходимо подтверждение принадлежности диплома и паспорта одному лицу. В случае смены ФИО, справку или свидетельство можно взять в органах записи актов гражданского состояния или через портал Госуслуги: https://www.gosuslugi.ru/367477/1.
Виды документов об образовании, не подтверждающие наличие среднего профессионального или высшего образования:
аттестат о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии;
свидетельство об уровне квалификации;
академическая справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении;
диплом о неполном высшем образовании.
XIV. Заявления на прохождение обучения, поданные гражданами, отчисленными в 2021 году за неуспеваемость или нерегулярное посещение занятий без уважительной причины, рассматриваются наравне с заявлениями иных граждан. Ограничения, предусмотренные пунктом 1 Положения, в отношении данной категории граждан применяются к гражданам, отчисленным начиная с 2022 года за неуспеваемость или нерегулярное посещение занятий без уважительной причины.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области