Письмо Минтруда России от 13.01.2017 N 12-3/10/В-181 <О применении положений постановления Правительства РФ от 19.11.2016 N 1221 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927">

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 января 2017 г. N 12-3/10/В-181

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проанализированы наиболее часто встречающиеся вопросы о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 1221 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927" (далее - постановление N 1221).

Анализ информации показал, что наиболее часто встречаются вопросы распространения действия постановления N 1221 на отчеты опекунов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного, предоставляемые опекунами в органы опеки и попечительства, за 2016 год (далее соответственно - отчеты опекунов, органы опеки), какие расходы, включаемые в отчет опекунов, понимаются под "прочими расходами", об отмене для родителей необходимости предоставления отчетов в органы опеки.

По вопросу о распространении действия постановления N 1221 на отчеты опекунов за 2016 год сообщается. Данное постановление вступило в силу 1 декабря 2016 года и, соответственно, его действие распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением отчетов опекунов, начиная с отчетов за 2016 год.

По вопросу отмены для родителей, являющихся опекунами своих совершеннолетних недееспособных детей, необходимости предоставления отчетов опекунов сообщается.

Обязанность опекунов предоставлять отчеты в органы опеки установлена положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона N 48-ФЗ опекун ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного.

С учетом изложенного, реализация указанного положения Федерального закона N 48-ФЗ осуществляется в целях защиты прав совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Вместе с тем, постановлением N 1221 исключена необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, что упрощает для опекунов составление ежегодных отчетов.

Кроме того, в обращениях встречаются вопросы о сложностях в предоставлении опекунами справок, подтверждающих размер пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних недееспособных. По данному вопросу сообщаем, что в отношении опекунов, являющихся родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, детьми и внуками, постановлением N 1221 исключена необходимость представления информации о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных. Таким образом, предоставление указанных справок не требуется.

По вопросу о расходах, включенных в категорию "прочих расходов", в отчетах, предоставляемых опекунами, сообщается, что данный вид расходов был предусмотрен в составе отчетов опекунов и до принятия постановления N 1221. В связи с чем, указанным постановлением подходы к предоставлению отчетов в этой части не изменены. В категории "прочие расходы" указываются сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Кроме того, поступают обращения от опекунов, которые не могут оставить без присмотра своих подопечных одних дома по состоянию их здоровья для подачи в орган опеки отчетов. В связи с этим просим рассмотреть вопрос о возможности оказания содействия таким опекунам в предоставлении отчетов в орган опеки.

Наряду с этим, стоит отметить, что действующее нормативное правовое регулирование вопросов опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан не содержит положений, ограничивающих способ представления отчетов в орган опеки. Таким образом, опекуны могут представлять отчеты в органы опеки как лично, так и посредством почтового отправления.

В связи с поступающими обращениями просим организовать работу по информированию опекунов об изменениях в нормативном правовом регулировании в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе о порядке составления и представления отчетов в органы опеки.

Одновременно обращаем внимание, что ответы на приведенные вопросы являются мнением сотрудников Минтруда России и не носят нормативный правовой характер.

Первый заместитель Министра
труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.В.ВОВЧЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области