"Письмо" Минстроя России от 28.06.2024 N 16605-ОГ/08 "О направлении разъяснений сводов правил и позиции ФАУ "ФЦС" по данному вопросу" (вместе с "Письмом" ФАУ "ФЦС" от 25.06.2024 N Исх-4152)

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 июня 2024 г. N 16605-ОГ/08

В Департаменте градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрено обращение и направляется позиция Федерального автономного учреждения "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" по вопросам, заявленным в обращении.

За более подробным разъяснением положений сводов правил вправе самостоятельно обратиться к исполнителям по их разработке.

В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Обязанности по разъяснению законодательства Российской Федерации, толкованию понятий, терминов и норм, а также проведению экспертной оценки качества выполненных работ на Минстрой России не возложены.

Также сообщаем, что конкретные проектные решения, обеспечивающие соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и сводов правил выбираются и обосновываются проектировщиком.

Обоснованность принятых решений устанавливается в рамках экспертизы проектной документации согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю.СТЕПАНОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИИ
И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ"

ПИСЬМО
от 25 июня 2024 г. N Исх-4152

Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС") по поручению Минстроя России рассмотрело обращение и в пределах компетенции сообщает.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 N 687 (далее - добровольный Перечень), или требований специальных технических условий.

В соответствии с разделом 3 СП 265.1325800.2016 "Коллекторы коммуникационные. Правила проектирования и строительства" (далее - СП 265.1325800.2016), включенного в добровольный Перечень, отсеком является часть коллектора, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара, а вентиляционным участком является часть коллектора, имеющая независимую систему вентиляции.

Согласно пункту 8.3.3 СП 265.1325800.2016 в коллекторе при срабатывании автоматической системы пожарной сигнализации следует предусматривать автоматическое отключение системы вентиляции отсека и закрытие противопожарных клапанов в противопожарных перегородках.

Исходя из вышеизложенного, для создания условий, предотвращающих возможность распространения опасных факторов пожара из одного пожарного отсека в другой, необходимо предусматривать независимые системы вентиляции для каждого из пожарных отсеков коллектора.

В свою очередь, согласно положениям раздела 7.2 СП 265.1325800.2016 система вентиляции должна исключать возможность скопления взрывоопасных газов во внутреннем объеме коллектора и обеспечивать воздухообмен требуемой кратности, заданный диапазон температуры внутреннего воздуха.

Основанием для выбора вентиляционных установок является проведение теплотехнического и аэродинамического расчета.

Граничными условиями при этом являются:

- протяженность отсека;

- аэродинамическое сопротивление отсека;

- сечение отсека, за исключением объема трубопроводов и оборудования, установленного в отсеке;

- наличие тепловыделяющих трубопроводов и оборудования.

Также в соответствии с пунктом 7.2.11 СП 265.1325800.2016 в случае наличия протяженных участков и невозможности обеспечения вентиляции участка с помощью одного вентилятора допускается установка второго перегонного вентилятора, работающего на вытяжку. При таком расположении вентиляторов их работа должна быть синхронизирована и не допускать работы перегонного вентилятора без приточного.

В свою очередь, согласно пункту 13.8 СП 265.1325800.2016 при протяженности вентиляционного отсека более 150 м требуется разбивать данный вентиляционный участок на вентиляционные отсеки путем установки противопожарных перегородок с вентиляторами во взрывобезопасном исполнении таким образом, чтобы протяженность участка коллектора между ними не превышала 150 м.

Увеличение протяженности отсеков допускается путем проведения технико-экономического обоснования и расчета пожарных рисков.

Таким образом, в целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента пожарный отсек коммуникационного коллектора является вентиляционным участком и должен иметь независимую систему (системы) вентиляции. В то же время группа пожарных отсеков является вентиляционным отсеком коллектора, включающим в себя вентиляционные участки, обслуживаемые индивидуальными вентиляторами и не требующими установки перегонных, при этом вентиляционный участок может не делиться на пожарные отсеки.

Вместе с тем для вентиляционного участка коллектора требуется установка дополнительных вентиляторов при невозможности обеспечения требуемых параметров с помощью одного вентилятора.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в вышеуказанные перечни, не может оцениваться как несоблюдение требований Технического регламента. В случае отклонения от установленных добровольных требований, для оценки соответствия требованиям Технического регламента допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов, обоснованных способами, предусмотренными частью 6 статьи 15 Технического регламента.

В соответствии с Уставом ФАУ "ФЦС" вправе осуществлять организацию и проведение методической и разъяснительной работы по вопросам технического нормирования в сфере строительства, но не уполномочено давать оценку принятым проектным решениям.

Необходимые технические решения обосновываются при выполнении архитектурно-строительного проектирования. Проектные решения подлежат оценке соответствия требованиям технических регламентов в рамках экспертизы проектной документации согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Заместитель директора
А.А.ПИКАЛОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области