Письмо Минспорта России от 27.07.2017 N ПН-05-10/5493 <Методические рекомендации о направлениях совершенствования правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации в области физической культуры и спорта>

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 июля 2017 г. N ПН-05-10/5493

Министерство спорта Российской Федерации направляет Методические рекомендации о направлениях совершенствования правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации в области физической культуры и спорта для дальнейшего их использования в работе.

П.В.НОВИКОВ

Приложение

Утверждаю
Заместитель Министра спорта
Российской Федерации
П.В.НОВИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВКЛЮЧАЯ
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА) И СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В развитие положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, в целях надлежащего и эффективного правового обеспечения в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, настоящими методическими рекомендациями определяются рекомендуемые направления совершенствования правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средства индивидуализации в области физической культуры и спорта.

Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физкультурно-спортивными организациями и являются методической основной для разработки локальных нормативных правовых актов общероссийских федераций и физкультурно-спортивных организаций.

I. Общие положения правового регулирования прав
на результаты интеллектуальной деятельности (включая
авторские и смежные права) и средств индивидуализации
применимые к области физической культуры и спорта

1. В законодательстве Российской Федерации можно выделить два основополагающих направления правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации в области физической культуры и спорта:

1) Защита авторских прав на бренды команд, спортивных клубов, игр (например, Олимпийских), соревнований, чемпионатов и лиг, их рекламу и символику, а также права на трансляцию матчей и соревнований по радио и телевизору;

2) Защита прав спортсменов как субъектов физической культуры и спорта. Права на изображения спортсменов в большинстве случаев не определены детально, несмотря на то, что таким правам в силу их особенностей требуется большая правовая защита, чем каким-либо другим. Для защиты своих прав спортсменам приходится прибегать к использованию таких правовых инструментов, как регистрация своих изображений в качестве товарных знаков.

2. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отношения по поводу прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации имеют возмездную природу, за исключением ряда случаев, среди которых:

1) публичное заявление правообладателя о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (пункт 5 статьи 1233 ГК РФ);

2) заключение лицензионного договора с пользователем о предоставлении ему простой (неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМ или базы данных в упрощенном порядке является безвозмездным, если договором не предусмотрено иное (пункт 5 статьи 1286 ГК РФ);

3) открытая лицензия является безвозмездной, если ею не предусмотрено иное. Под открытой лицензией понимается лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, который может быть заключен в упрощенном порядке (пункты 1, 3 статьи 1286.1 ГК РФ);

4) случаи, связанные с произведениями, созданными по заказу, при выполнении работы по договору и ряд иных.

4. Учитывая важность планомерного соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации, а также обеспечения их равной защищенности, существует объективная необходимость дополнительного уточнения понятийного аппарата:

- "средства индивидуализации спортсменов и спортивных команд", к которым относится:

а) фотографии спортсменов и спортивных команд за исключением фоторепортажей спортивных мероприятий;

б) аудиовизуальные произведения с записями изображений спортсменов и спортивных команд за исключением аудиовизуальных трансляций и записей проведения спортивных мероприятий;

в) изображения спортсменов и спортивных команд в виде произведений изобразительного искусства;

г) особые движения спортсмена, авторские лозунги, крылатые фразы, ассоциируемые с конкретным спортсменом;

д) талисманы, названия команд.

- право на изображение спортсмена следует рассматривать как его право на контроль над коммерческим использованием его физического изображения.

5. Необходимо признать, что приоритетная составляющая некоторых видов спорта - особый тип интеллектуальной спортивно-творческой поисковой деятельности. В этих видах спорта с целью достижения высокого результата участниками спортивно-творческой деятельности должно быть создано и исполнено преимущественно на состязаниях оригинальное спортивное произведение, что отражено в содержании отношений между участниками спортивно-творческой деятельности в "эстетико-творческих" видах спорта. В "эстетико-творческих" видах спорта произведение может быть создано интеллектуальным трудом участников спортивно-творческой деятельности - либо тренера, либо хореографа, либо спортсмена или ими совместно. При этом с приобретением спортивного опыта, мастерства и в зависимости от личных наклонностей спортсмен в "эстетико-творческих" видах спорта может быть не только исполнителем, но и автором (соавтором) результата интеллектуальной деятельности - произведения. На практике в "эстетико-творческих" видах спорта создается произведение,

6. В целях исключения копирования и обеспечения правовой охраны результата интеллектуальной деятельности спортивное произведение в "эстетико-творческих" видах спорта рекомендуется представлять физкультурно-спортивной организацией субъекта Российской Федерации судейской коллегии спортивных соревнований.

7. Рекомендуется направлять в спортивные федерации "эстетико-творческих" видов спорта произведение в целях развития вида спорта, пропаганды подготовки спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации. Предполагается, что на аттестованного сотрудника спортивной федерации будут возложены обязанности по депонированию и ведению реестра поступивших произведений.

II. Реализация и использование исключительных прав в сфере
физической культуры и спорта

1. Одним из важнейших аспектов развития современного спорта является "медиатизация", при этом новые технологии как усугубляют такую медиатизацию, так и способствуют развитию спортивной деятельности в целом. Некоторые технологии, прежде чем быть выпущенными в широкое использование, применяются сначала в области спорта (в частности, спортивная экипировка и оборудование).

2. Мировой опыт показывает, что наиболее часто используемыми объектами интеллектуальной собственности в области физической культуры и спорта выступают следующие:

- творческие произведения;

- товарные знаки и торговые марки;

- изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

3. Защита прав на интеллектуальную собственность в области физической культуры и спорта может осуществляться, в том числе, с помощью регистрации патентов.

1. Товарный знак как объект интеллектуальной собственности в области физической культуры и спорта

1. При проведении спортивных и физкультурных мероприятий, а также при продвижении спортивных команд обеспечение защиты прав на соответствующие средства индивидуализации наиболее часто осуществляется при помощи регистрации товарных знаков.

2. В сфере спорта товарные знаки используются, как правило, для продвижения спортивных команд и продажи лицензированной атрибутики спортивных команд и спортивных мероприятий.

3. Товарные знаки, помимо того, могут использоваться для обеспечения защиты отдельных элементов имиджевых прав спортсменов.

4. Регистрация в форме товарных знаков наименований спортивных клубов, прозвищ спортсменов, а также эмблем спортивных команд используется для обозначения брендов, в качестве которых выступают спортивные клубы, команды, спортсмены и атрибутика.

5. Основной функцией товарных знаков в спорте является рекламная составляющая, так как владельцы используют их для того, чтобы заработать на приверженности потребителей к конкретному виду спорта, спортивному клубу или спортивной команде. При этом использование именно этого механизма защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в области спорта способствует в определенной степени развитию данной сферы.

2. Секреты производства (ноу-хау) и коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности в области физической культуры и спорта

1. Отдельные права на интеллектуальную собственность в спорте также могут быть защищены с помощью такого института, как коммерческая тайна. Данный инструмент является не столь популярным в данной области, однако имеет место быть.

2. С помощью коммерческой тайны могут защищаться соответствующие правила спорта или иные регулирующие документы, издаваемые спортивными организациями.

3. В качестве ноу-хау в определенной мере и в определенных случаях могут выступать способы подготовки спортсменов, проведения тренировочных мероприятий.

4. Во всех видах спорта, где технологии играют ключевую роль, информация о дизайне или функциях соответствующих устройств имеет критически важное значение для соответствующих спортивных команд и спортсменов и может давать им значительное спортивное преимущество.

3. Произведения искусства в области физической культуры и спорта и обеспечение их правовой защиты

Авторские права могут быть использованы для защиты следующих объектов интеллектуальной собственности в области спорта:

- записанные визуальные образы спортивных мероприятий или комментарии к ним;

- фотографии спортивных мероприятий, спортивных команд или спортсменов;

- своды правил, доклады и иные материалы, используемые при управлении и продвижении спорта;

- публикуемые результаты спортивных мероприятий.

4. Имиджевые права спортсменов как объекты интеллектуальной собственности в области физической культуры и спорта

1. В спорте маркетинг спортсменов и спортивных команд во многом регулируется законодательством об интеллектуальной собственности.

2. Важное значение имеют "имиджевые права" спортсменов, в которые входят права на коммерческое использование имени, образа, облика и иных аспектов личной идентичности спортсмена. В общемировой практике указанные элементы "имиджа" спортсмена регистрируются в качестве товарных знаков.

3. Имиджевые права - это права, приобретенные в результате профессиональной деятельности человека, направленные на защиту его имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, иных нематериальных благ и результатов интеллектуальной деятельности.

4. Необходимость обеспечения надлежащей правовой защиты таких имиджевых прав спортсменов приобретает все большее значение ввиду влияния на процессы, связанные с глобализацией.

5. Наряду с продвижением средств индивидуализации крупных спортивных мероприятий, предприниматели в тех же коммерческих целях стремятся связывать свою продукцию с образами известных спортсменов. Как правило, такие права спортсменов находятся под контролем профессиональных спортивных организаций, в рамках которых эти спортсмены осуществляют свою деятельность.

6. Одним из наиболее эффективных способов использования имиджевых прав спортсменов является продвижение с их помощью какой-либо продукции (например, одобрение продукции спортсменами и позитивная реклама).

7. Законодательство Российской Федерации в рассматриваемой сфере не содержит таких понятий, как "имиджевые права" или "имидж".

5. Спортивное выступление как объект интеллектуальной собственности в области физической культуры и спорта

1. В действующем законодательстве статус спортивного выступления рассматривается с двух позиций:

- спортивное выступление (либо его отдельные элементы, при условии наличия определенной творческой составляющей) рассматривается аналогично любому другому творческому произведению, на которое распространяются действие авторских прав;

- на спортивное выступление может не распространяться правовая защита в соответствии с законодательством, регулирующим права на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средства индивидуализации в области физической культуры и спорта.

2. Представляется, что защита спортивных выступлений, сценарии которых продумываются заранее, должны подлежать такой же правовой защите, как и другие творческие произведения.

3. Основания для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на спортивные движения и спортивные выступления:

- защита деятельности как спортсменов, так и их тренеров;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на спортивные движения и спортивные выступления также содействует развитию конкретных видов спорта в целом, поскольку создание новых движений свидетельствует о достижении спортсменами новых, более высоких результатов в этих видах спорта;

- обеспечение дополнительной защиты усилий и творческой деятельности спортсменов и их тренеров.

4. Правовая защита спортивных движений и методов используется, как правило, для предотвращения недобросовестного использования конкурентами таких движений или методов, а также в целях получения прибыли от продажи разрешений на их использование.

5. Претендовать на получение соответствующей правовой защиты могут лишь те спортивные выступления, в которых выраженно имеется определенная творческая составляющая, которые действительно являются результатом интеллектуальной деятельности (спортсмена или тренера).

6. Правовая защита таких результатов интеллектуальной собственности, как спортивное выступление, может быть применима лишь к ограниченному числу некоторых видов спорта, которые граничат с искусством, обладают творческой составляющей и имеют минимальную коммерческую отдачу по сравнению с более прибыльными и коммерциализированными видами спорта.

7. Обеспечение надлежащей правовой защиты для композиции движений, осуществляемых спортсменом во время его спортивного выступления, позволит такому спортсмену пользоваться следующими правами:

- исключительное право исполнения соответствующей композиции публично, либо передача такого права другому лицу таким образом, что третье лицо не будет иметь права на исполнение такого движения на спортивном мероприятии или в общественном месте;

- исключительное право исполнения соответствующей композиции публично, либо передача такого права другому лицу таким образом, что другое лицо не будет иметь при этом права без получения необходимого разрешения осуществлять публичную демонстрацию видеозаписи или фотографий исполнения такой композиции;

- исключительное право воспроизводить охраняемую авторским правом работу в копии;

- исключительное право на то, чтобы распространять копии охраняемой авторским правом работы посредством продажи или иными способами, то есть, исключительное право реализовывать любое материальное воплощение такой творческой работы;

- исключительное право трансформировать или адаптировать охраняемую авторским правом композицию или спортивное выступление или его какую-либо часть.

6. Спортивное мероприятие как объект интеллектуальной собственности в области физической культуры и спорта

1. Законодательство о правах на результаты интеллектуальной собственности в определенных случаях может не распространяться на спортивные мероприятия в связи с непредсказуемым характером спортивных соревнований, а также невозможностью установления авторства. Однако отдельные аспекты организации и проведения такого мероприятия вполне могут выступать в качестве объектов прав на результаты интеллектуальной деятельности:

- специфические схемы спортивной игры;

- сценарии спортивного мероприятия;

- трансляции спортивных мероприятий, а также видеозаписи и фотографии.

2. Схемы игры в спорте также могут подлежать правовой защите в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности. Автором такого творческого произведения является тренер, который направляет спортивную команду и демонстрирует ей, как именно необходимо вести игру.

3. Сценарии спортивного мероприятия могут подлежать правовой защите в силу оригинальности и уникальности характера самого мероприятия.

7. Особенности регистрации патентов в области физической культуры и спорта

1. С помощью патентов может обеспечиваться правовая защита спортивных изобретений, причем представленных как в виде конечных продуктов, так и в виде процессов достижения результата. Например, патентная охрана может быть получена в отношении методов забивания мячей в гольфе, методов проведения фитнес-тренировок, а также методов подготовки спортсменов в конкретных видах спорта. Патентная защита технических методов и приемов имеет важное значение, поскольку, имея на них исключительные права, спортсмен или спортивная команда получают юридически допускаемое конкурентное преимущество над другими спортсменами или командами.

2. Признание правовой охраны патентов в области физической культуры и спорта может иметь не совсем благоприятные последствия для принципа состязательности в спорте.

3. Патентная защита может использоваться в отношении спортивного снаряжения и оборудования, а также в отношении новых методов или процессов занятия спортом.

4. Менее распространенным использованием патентов в области спорта является регистрация соответствующим образом правил игры для обеспечения уникального позиционирования соответствующей спортивной организации.

5. В связи с указанным следует отметить следующие основные сферы в области физической культуры и спорта, в которых регистрация патентов имеет существенное значение:

- разработка и производство спортивного оборудования, спортивной обуви и одежды, спортивной экипировки;

- спортивная медицина.

III. Перечень охраняемых результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации,
признаваемые в международной и зарубежной практике
и имеющие отношение к физической культуре и спорту

1. Перечень основных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, а также группы таких объектов в области спорта:

1) изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау) в области спорта и в области спортивной индустрии (обеспечивающей спорт индустрии):

1.1) изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау) в сфере разработки и производства спортивной одежды и обуви, спортивной экипировки, снаряжения и оснастки, спортивных снарядов и инструментов, предметов спортивного оборудования, спортивной сувенирной продукции;

1.2) изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау) в сфере разработки и производства спортивных продуктов питания и спортивных напитков;

1.3) изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау) в сфере разработки и производства реабилитационных, диагностических и иных средств и оборудования спортивной медицины;

1.4) изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау) в сфере разработки, производства, эксплуатации и технического обслуживания спортивных автомобилей, спортивных водных и воздушных судов, их элементов, технических узлов и систем, оснастки;

1.5) изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау) в сфере разработки, производства, эксплуатации спортивных технических сооружений и иных сложных технических объектов спорта, их оборудования, элементов (покрытия спортивных игровых полей и т.д.) и узлов;

2) спортивные мероприятия (полностью или частично) или выступления спортсмена (спортсменов) или спортивной сборной команды (полностью или частично) как произведения - как самостоятельные объекты авторских прав:

2.1) спортивное выступление или его часть как художественное произведение, как произведения искусства или хореографии в области спорта (хореографическая композиция в фигурном катании - конькобежном виде спорта, относящемся к сложнокоординационным, выступление с авторской композицией в синхронном плавании и пр.);

2.2) спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу - спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу как церемонии (и как части церемоний) открытия и/или церемония закрытия крупных международных и национальных спортивных мероприятий (Олимпийских игр и др.), ординарные или сложносоставные тематические или универсальные спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу (шоу танцев на льду, спортивно-зрелищные авто-шоу и мото-шоу и мн. др.);

2.3) хореографическое мини-представление, в строгом смысле не являющееся спортивным, но устойчиво и узнаваемо предваряющее каждое спортивное выступление спортивной команды или спортсмена;

3) охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в отношении спортивных мероприятий:

3.1) официальные наименования и логотипы (в том числе зарегистрированные как товарные знаки) спортивных мероприятий;

3.2) охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав организатора спортивного мероприятия опознавательная символика (флаг, официальные и/или маркетинговые эмблемы) и талисманы спортивного мероприятия, плакаты, предметы дизайна атрибутики спортивного мероприятия;

3.3) кубки, медали, вымпелы, жетоны, памятные и иные специальные знаки призеров и других участников спортивного мероприятия;

4) средства индивидуализации спортивных организаций и спортивных сборных команд, а также организаторов спортивных мероприятий:

4.1) фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения организаторов спортивных мероприятий, в том числе флаг, логотип, гимн, девиз организатора спортивного мероприятия;

4.2) фирменные наименования и логотипы (в том числе зарегистрированные как товарные знаки) спортивных организаций и спортивных сборных команд, а также организаторов спортивных мероприятий;

4.3) кубки, медали, вымпелы, грамоты, жетоны, памятные и иные специальные знаки, дипломы спортивных организаций и спортивных сборных команд, а также организаторов спортивных мероприятий;

5) персональные средства индивидуализации спортсменов:

5.1) фамилия, имя и отчество (имя и фамилия) спортсмена;

5.2) псевдоним или прозвище спортсмена;

5.3) авторский жест, авторское мини-хореографическое движение конкретного спортсмена, ассоциируемые лично с ним;

5.4) авторский слоган, ассоциируемый с конкретным спортсменом;

5.5) автограф спортсмена;

6) аудиовизуальные, фото- и иные изображения и описания образов спортсменов, членов спортивных сборных команд или составов (в том числе игровых составов) спортивных организаций, объекты имиджевых прав:

6.1) персональные (единоличные) фотографии спортсменов - в статусной привязке к спортивной организации или спортивной сборной команде (фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии), за исключением фоторепортажей спортивных мероприятий;

6.2) групповые фотографии спортсменов в составе спортивной сборной команды или игрового состава спортивной организации - в статусной привязке к таковым (в полном составе или нет) (фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии), за исключением фоторепортажей спортивных мероприятий;

6.3) аудиовизуальные произведения (кинофильмы, видеоролики и фонограммы, а также их части и исходные рабочие записи и т.д.) с записями изображений спортсменов, спортивных сборных команд, игровых составов спортивных организаций, за исключением аудиовизуальных трансляций и записей проведения спортивных мероприятий;

6.4) изображения спортсменов, спортивных сборных команд, игровых составов спортивных организаций в виде произведений изобразительного искусства (произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.);

6.5) образы спортсменов, формируемые через специфические описания спортивных достижений спортсмена;

7) средства индивидуализации организаций - производителей и поставщиков спортивных товаров и услуг в области спорта:

7.1) фирменные наименования и коммерческие обозначения организаций - производителей и/или поставщиков спортивной одежды и обуви, спортивной экипировки, снаряжения и оснастки, спортивных снарядов и инструментов, предметов спортивного оборудования, спортивной сувенирной продукции, спортивных продуктов питания и спортивных напитков, реабилитационных, диагностических и иных средств и оборудования спортивной медицины, элементов и узлов спортивных технических сооружений и иных сложных технических объектов спорта, спортивных автомобилей, спортивных водных и воздушных судов их технических узлов, элементов и оснастки;

7.2) фирменные наименования и коммерческие обозначения организаций - производителей, владельцев и эксплуатантов спортивных технических объектов (стадионов, треков и проч.), поставщиков услуг в области спорта;

8) средства индивидуализации организаций спортивных товаров и услуг в области спорта:

8.1) знаки обслуживания в отношении оказываемых услуг в области спорта;

8.2) товарные знаки и наименования мест происхождения товаров в отношении спортивной одежды и обуви, спортивной экипировки, снаряжения и оснастки, спортивных снарядов и инструментов, предметов спортивного оборудования, спортивной сувенирной продукции, спортивных продуктов питания и спортивных напитков, реабилитационных, диагностических и иных средств и оборудования спортивной медицины, элементов и узлов спортивных технических сооружений и иных сложных технических объектов спорта, спортивных автомобилей, спортивных водных и воздушных судов и их технических узлов и элементов;

9) селекционные достижения в области спорта и в области спортивной индустрии (обеспечивающей спорт индустрии):

9.1) селекционные достижения в коневодстве в рамках обеспечения конного спорта, а также лошадиных скачек и бегов (для тех государств, где лошадиные скачки и бега признаются спортом);

9.2) селекционные достижения в селекционной работе по выведению птиц - в этнических видах спорта, связанных с использованием птиц (спортивная соколиная охота в ряде стран мира и др.);

9.3) селекционные достижения в рамках реализации биотехнологий для производства спортивных продуктов питания и спортивных напитков;

9.4) селекционные достижения в рамках реализации биотехнологий для производства реабилитационных средств медицинской реабилитации, терапии и иных средств спортивной медицины;

10) аудиовизуальные изображения или фотоизображения спортивных мероприятий:

10.1) видео-, аудио- и интернет-вещание (трансляция) спортивного мероприятия потоковое в режиме реального времени (с авторскими комментариями в кадре или за кадром либо без таковых) - сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач, вещание организациями эфирного или кабельного вещания (в том числе интернет-вещания) спортивных соревнований и других спортивных мероприятий;

10.2) аудиовизуальное изображение спортивного мероприятия в записи и его непрямая трансляция, воспроизведение файла аудиовидеозаписи, запись на видео- или на аудиокассете (с авторскими комментариями в кадре или за кадром либо без таковых);

10.3) трансляция или воспроизведение аудиовизуальных изображений (прямая или в записи) ключевых моментов спортивного мероприятия (с авторскими комментариями в кадре или за кадром либо без таковых);

10.4) фоторепортажи спортивного мероприятия для публичного экспонирования;

11) игровые схемы и технологии спортивной подготовки как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:

11.1) изобретения и секреты производства (ноу-хау) в спортивно-тренировочном процессе, в процессе спортивной подготовки;

11.2) авторские права на обладающие выраженной оригинальностью тактические игровые схемы и комбинации в некоторых игровых видах спорта и в некоторых настольных интеллектуальных спортивных играх;

12) текстовые произведения (в бумажном или электронном виде, на рекламных конструкциях, в виде полиграфической продукции), выраженно обладающие оригинальностью:

12.1) публикуемые планы-графики и программы спортивных соревнований, на оглашение которых имеют право только спортивные организации, их проводящие, а также программы спортивных мероприятий, продаваемые во время их проведения и перед их проведением;

12.2) публикуемые результаты спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, на оглашение которых имеют право только спортивные организации, их проводящие;

12.3) билеты на посещение спортивных мероприятий (дизайн и другие охраняемые авторским правом особенности таких билетов);

12.4) купоны и билеты спортивных тотализаторов (их дизайн и другие охраняемые авторским правом особенности таких купонов и билетов);

12.5) тексты публикаций и выступлений о спортивных мероприятиях, спортсменах, спортивных организациях и т.д., тексты спортивных отчетов и репортажей со спортивных мероприятий; тексты интервью со спортсменами, иными субъектами спортивных отношений;

12.6) сборники правил спорта по виду спорта или в рамках одной спортивной организации (как составные произведения - произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов);

13) базы данных:

13.1) базы результатов спортивных соревнований;

13.2) базы планов-графиков проведения спортивных соревнований;

13.3) базы персональных данных спортсменов;

13.4) базы результатов допинг-контроля, очередности и сроков взятия допинг-проб);

14) музыкальные и песенные произведения в живом публичном исполнении или в публичной теле-, радио- или интернет-трансляции в режиме реального времени или в публичном воспроизведении ранее сделанной аудиозаписи (фонограммы):

14.1) товарный знак в форме звукового средства индивидуализации ("рекламный перезвон", "сэмпл");

14.2) гимн спортивной организации или спортивной сборной (как средство ее индивидуализации); гимн организатора спортивного мероприятия;

14.3) музыкальное или песенное произведение как элемент звукового сопровождения и оформления спортивного мероприятия, как элемент спортивно-театрализованного или спортивно-циркового шоу;

15) произведения архитектуры, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов (спортивные технические объекты полностью или частично, комплексы спортивных технических объектов, элементы ландшафтного оформления и т.д.);

16) программы для электронных вычислительных машин (компьютерные программы для фиксации, обработки и представления результатов спортивных соревнований, результатов допинг-контроля и др.).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области