МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2022 г. N АБ-3924/06
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 6 раздела I Плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы), Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации".
А.В.БУГАЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СОЗДАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования руководителями и специалистами образовательных организаций, разрабатывающих и реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
Методические рекомендации составлены на основе методических разработок, выполненных в 2019 - 2020 годах по заказу Минпросвещения России в рамках реализации проекта "Организационно-методическое сопровождение развития дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (ГК N 07.S04.11.0024 от 21 октября 2019 г.) Учебно-научным институтом сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов.
Методические рекомендации актуализированы с учетом основных положений Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р, а также обновления нормативно-правовой базы в сфере дополнительного образования.
В содержание Методических рекомендаций включены разделы с обзором нормативной правовой базы, регламентирующей организацию дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов, описанием специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей.
В Методических рекомендациях показаны преимущества дополнительного образования как особой инклюзивной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обозначена роль дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ, даны рекомендации по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных задач.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Термины и определения
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и (при необходимости) обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дистанционные технологии в образовании - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Заключение ПМПК - заключение, которое психолого-медико-педагогическая комиссия выдает по итогам комплексного диагностического обследования ребенка. В данном документе сформулированы особые образовательные условия, необходимые для реализации образовательного процесса; рекомендуется вариант образовательной программы, перечень специалистов и направления их коррекционно-развивающей деятельности; указывается необходимость технического ассистента (помощника), тьюторского сопровождения.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Особые образовательные условия - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок - порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Реестр - реестр значимых программ. База данных о наиболее значимых с точки зрения экспертного сообщества субъекта Российской Федерации дополнительных образовательных программах, в том числе адаптированных.
Сетевое и межведомственное взаимодействие - форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Специальные образовательные условия - условия развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие доступную архитектурную среду, необходимое методическое и дидактическое обеспечение, наличие специальных технических средств и ассистивных технологий, необходимое кадровое обеспечение.
Тьютор - педагогический работник, деятельность которого подчинена профессиональному стандарту "Специалист в области воспитания". Основная задача: разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для передачи указанной информации по линиям связи, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
1.2. Сокращения
АДОП - адаптированная дополнительная образовательная программа
АОП - адаптированная образовательная программа
ДОД - дополнительное образование детей
ДЦП - детский церебральный паралич
ЗПР - задержка психического развития
ИУП - индивидуальный учебный план
НОДА - нарушение опорно-двигательного аппарата, характеризуется задержкой формирования, недоразвитием или утратой двигательных функций ОВЗ - ограниченные возможности здоровья ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ППкОО - психолого-педагогический консилиум образовательной организации.
РАС - расстройство аутистического спектра, проявляющееся в нарушении социального взаимодействия, коммуникации, специфическом речевом и психическом развитии
ТНР - тяжелые нарушения речи
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
1.3. Назначение и область применения методических рекомендаций
Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов разработаны в соответствии с Федеральным законом; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", утвержденным приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196; "Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых методологических подходов и организационно-педагогических условий в субъекте Российской Федерации в части реализации дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Методические рекомендации предназначены для использования руководителями и специалистами образовательных организаций, разрабатывающих и реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов не являются нормативным актом и носят рекомендательный характер.
1.4. Нормативное регулирование дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации
Законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ряд статей Федерального закона посвящен организации образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Вместе с тем основополагающим принципом государственной политики в сфере образования соответствии со ст. 3 Федерального закона, является обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Часть 3 ст. 79 Федерального закона определяет специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Федеральному закону, образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В Федеральном законе выделены некоторые особенности реализации данных образовательных программ. В частности, в части 3 ст. 55 Федерального закона определен особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Представленное родителями заключение является основанием для создания органами управления образованием и образовательными организациями рекомендованных специальных условий.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (до вступления в силу с 1 марта 2023 г. приказа Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам") устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в части дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467 утверждена "Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей" (далее - Целевая модель ДОД), обязательная для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также индивидуальных предпринимателей.
В структуру Целевой модели ДОД включены общие требования: к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ, структуре управления региональной системой дополнительного образования детей, организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей, кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей, использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов региональной системы дополнительного образования детей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678 утверждена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее - Концепция).
Концепция и план по ее реализации направлены на создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В Концепции одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися.
Одним из целевых показателей реализации Концепции является "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий".
В 2022 году этот показатель составляет 2,9%, в 2024 г. - должен составить 50%, а к 2030 г. достичь 80% от общего числа детей указанной категории.
В целях создания условий для увеличения охвата детей с ОВЗ и детей-инвалидов Планом реализации Концепции предусмотрены следующие мероприятия:
создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей; обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям дополнительного образования с учетом актуальных запросов детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
обновление материально-технической базы для занятий детей физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
создание и функционирование региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
реализация лучших практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ; внедрение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования;
получение дополнительного профессионального образования педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами;
проведение всероссийских социально-значимых мероприятий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, направленные на развитие, в том числе художественного творчества и др.
Широкие вариативные возможности организации инклюзивного дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуются в том числе в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Таким образом, в настоящее время создано достаточное нормативно-правовое пространство для нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
II. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Дополнительное образование как особое инклюзивное образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей, в том числе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также способствует выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (ст. 75 Федерального закона).
Дополнительное образование нацелено на обеспечение непрерывности образования и осуществляется параллельно обучению по основным образовательным программам. Дополнительное образование не является уровнем образования и, соответственно, не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.
Дополнительное образование может быть организовано как в общеобразовательных организациях, так и в образовательных организациях дополнительного образования.
Процесс получения детьми дополнительного образования регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (п. 1 ст. 12 ФЗ N 273).
Дополнительная общеобразовательная программа - это:
- нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
- программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Дополнительные общеобразовательные программы направлены на:
- создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;
- удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в конкретной образовательной области;
- оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
- накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Данное понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога - разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.
Дополнительные образовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями
Для обучающихся с ОВЗ детей-инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность данные программы должны быть адаптированы с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Основой для разработки и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования являются интересы и склонности обучающихся. На основании их из обучающихся формируются в группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы) (далее - объединения). Например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Приоритетной формой организации дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов является обучение совместно с другими обучающимися. Такая форма организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью позволяет реализовать принципы инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов построенная на принципах инклюзии предполагает вовлечение и самовключение их образовательную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками, что способствует социокультурной интеграции и инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. В условиях дополнительного образования могут быть созданы условия для присвоения детьми с ОВЗ и инвалидностью моделей поведения, принятым в обществе, воспитание товарищества и уважения к личности каждого члена общества. Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ., детей-инвалидов и их сверстников является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений.
Реализации этих задач способствует значительно меньшая регламентация дополнительного образования, проведение занятий в более неформальной обстановке, чем школьный урок. Для дополнительного образования характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Оно строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих обучающихся.
В отношении детей с ОВЗ и детей-инвалидов при организации дополнительного образования должно быть учтены трудности детей при осуществлении выбора направленности программы, а также необходимость учета их особых образовательных потребностей в плане регулирования длительности занятий, последовательного вхождения в деятельность, поддержания интереса обучающихся к выбранной программе и т.д.
Кроме того, в условиях дополнительного образования рекомендуется проводить целенаправленную работу по включению детей во всевозможные мероприятия инклюзивного характера, предусматривающие совместную деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их сверстников: праздники, утренники, посвященные календарным датам, конкурсы, фестивали детского творчества, концерты, музыкальные спектакли, спортивные состязания, конкурсы профессионального мастерства, выставки художественно-прикладных и творческих работ и др.
В системе дополнительного образования инклюзивные и специальные группы могут функционировать в таких учреждениях, как:
центры различной направленности: детского творчества, юных техников, технического творчества обучающихся, культуры, искусств, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.;
дворцы творчества различной направленности: творчества детей и молодежи, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) и др.;
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
школы, реализующие дополнительные общеобразовательные (предпрофессиональные) программы: детские школы искусств, детско-юношеские спортивные и спортивно-адаптивные школы и др.;
технопарки "Кванториум" и другие.
2.2. Разработка и адаптация дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может разрабатываться на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и детей - инвалидов.
При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.
При адаптации программы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо:
1) учесть особенности и возможности направленности программ дополнительного образования детей для раскрытия творческого потенциала, формирования социальных и жизненных компетенций детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
2) показать специфику образовательной организации, так как АДОП должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся - представителей детско-взрослых сообществ.
Перед составлением АДОП педагогам необходимо ознакомиться с результатами психолого-педагогической диагностики детей. В идеале это медицинское, психологическое, при необходимости дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить характер особых потребностей ребенка в целом; актуальный уровень конкретного обучающегося; индивидуальные потенциальные возможности ребенка.
Первичная диагностика обучающихся помогает педагогу определить степень влияния АДОП на формирование компетенций у каждого ребенка, помогает объективно сформулировать цели и определить соответствующий для ребенка образовательный маршрут, который в свою очередь согласуется с родителями.
АДОП должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня физического, духовно-нравственного, художественно-эстетического и интеллектуального развития; оказание помощи в максимально полной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников.
Для успешного решения поставленных задач педагогам необходимо обратить внимание на выбор способов для их осуществления. Критериями выбора этих способов являются следующие:
- учет индивидуальных особенностей ребенка, т.е. обеспечение личностно ориентированной поддержки и сопровождения развития творческого потенциала;
- практико-ориентированная направленность интересов и потребностей ребенка;
- связь направленности программы дополнительного образования с жизненными и социальными компетенциями;
- включение детско-взрослого сообщества в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
- ориентация на постоянное развитие творческого потенциала;
- привлечение дополнительных ресурсов социальных партнеров программы дополнительного образования.
Кроме того при составлении АДОП необходимо учесть особенности освоения указанных программ различными категориями (нозологиями) детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Структура дополнительной общеобразовательной программы включает:
1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
При оформлении текста АДОП, соответствующей новому законодательству, необходимо описать следующие структурные элементы:
Титульный лист программы (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы - техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (п. 9 Порядка ДОП);
- актуальность программы - своевременность, современность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия;
- тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.;
- формы проведения занятий;
- срок освоения программы определяется содержанием программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
1.2. Цель и задачи программы:
- цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
- задачи - это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
1.3. Содержание программы:
- учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;
- содержание учебно-тематического плана - это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме;
- учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
1.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.
2.2. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.
2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании - творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы. В данном подразделе следует указать методы диагностики успешности овладения обучающимися содержанием программы.
2.4. Методические материалы - обеспечение АДОП методическими видами продукции - методические и наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.
2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных программ).
3. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательных отношений - педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
После составления АДОП педагогу следует представить ее внешним экспертам и/или методическому объединению педагогов дополнительного образования образовательной организации. Согласовать содержание АДОП относительно особых образовательных потребностей обучающихся со специалистами системы инклюзивного образования (по возможности), с учетом мнения родителей, привести в соответствие с индивидуальным образовательным планом для обучающегося.
Затем представить АДОП на утверждение руководителю образовательной организации и после утверждения разместить ее на сайте образовательной организации, в региональном навигаторе, на персональном сайте педагога дополнительного образования, и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности.
С целью оказания помощи образовательным организациям и их педагогам в части разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ при поддержке Минпросвещения России с 2020 года на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Институт коррекционной педагогики РАО" функционирует федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее - Ресурсный центр). Ресурсным центром разработан конструктор адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для специалистов, работающих с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее - Конструктор АДОП).
Конструктор АДОП размещен по ссылке https://adop.ikp-rao.ru/.
Кроме того, подведомственными Минпросвещения России организациями, являющимися федеральными ресурсными центрами развития дополнительного образования детей по направленностям, разработаны АДОП по всем шести направленностям дополнительного образования детей.
АДОП для использования в работе размещены по следующим ссылкам: http://vcht.center/sample-page/reestr-adoop/ (программы художественной и социально-гуманитарной направленностей разработаны ФГБУК "ВЦХТ");
https://clck.ru/sH8mJ (программы технической, естественно-научной, туристско-краеведческой направленностей разработаны ФГБОУ ДО ФЦДО);
https://фцомофв.рф/activities/org metod/page520/page815/ (программы физкультурно-спортивной направленности разработаны ФГБУ ФЦОМОФВ).
2.3. Особенности реализации АДОП для различных категорий обучающихся с ОВЗ
Особенности освоения АДОП слепыми и слабовидящими детьми
Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ позволяет расширить возможности детей с нарушениями зрения для вхождения в те или иные социальные сообщества, помогает осваивать различные социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Специфика требований к организации пространства слабовидящих и слепых обучающихся включает:
наличие тактильно-осязательных, зрительных, звуковых ориентиров, обозначающих маршруты следования в образовательном пространстве, предупреждающих о препятствиях на пути следования (лестничный пролет, дверь, порог и др.), облегчающих самостоятельную и безопасную пространственную ориентировку в пространстве образовательной организации и на повышающих мобильность обучающихся слабовидящих и слепых детей;
обеспечение стабильности предметно-пространственной среды образовательной организации, создание безопасной среды для свободного самостоятельного передвижения слабовидящих и слепых детей в образовательной организации;
обеспечение соответствия образовательной среды офтальмо-гигиеническим требованиям, разработанным для слепых детей с остаточным зрением (возможность пользоваться индивидуальным источником света; в организации учебного пространства должны использоваться матовые поверхности; на окнах должны быть жалюзи, позволяющие регулировать световой поток, информация должна быть доступна детям с нарушенным зрением и др.);
в помещениях для организации программ дополнительного образования должно быть продуманное расположение мебели, широкие проходы, отсутствие нагромождений, незащищенных выступающих углов и стеклянных поверхностей, удобные подходы к партам, столу учителя, входным дверям; необходимо предусмотреть специальные места для хранения брайлевских книг, пособий.
Адаптация программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей подразумевает следующее:
постановка специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения, реализация которых доступна в рамках образовательной среды:
социально-психологическая адаптация (социальная интеграция, расширение сферы деятельности);
использование интерактивных ресурсов, где ребенок с нарушениями зрения имеет возможность прожить реальные ситуации в игровой форме и усвоить успешные формы поведения;
развитие и коррекция познавательной сферы с использованием виртуальных ресурсов;
развитие и коррекция эмоциональной сферы, осуществляемая в рамках группового взаимодействия;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики развития и сохранных функций ребенка с нарушением зрения:
учет компенсаторной функции речи, слуховой и тактильной памяти (для тотально слепых);
подбор зрительного материала с учетом рекомендуемой врачом нагрузки на зрение и с учетом степени нарушения зрения (для слабовидящих).;
подбор слухового материала с учетом недостаточности чувственного опыта; подбор материала с учетом особенностей восприятия ребенка;
учет особенностей личностной сферы и малого опыта социального взаимодействия у детей с нарушениями зрения;
комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях;
оптимальный режим образовательной нагрузки с учетом темпа деятельности, истощаемости ребенка с нарушениями зрения. Дистанционное образование позволяет минимизировать степень истощения ребенка своей легкодоступностью;
использование специального оборудования и специального программного обеспечения:
программы для коммуникации, позволяющие взаимодействовать с другими членами группы и учителем (например, программа SKYPE);
использование специальных возможностей операционной системы:
увеличенные шрифты и курсор, экранная лупа, экранная клавиатура с увеличенными буквами, звуковое описание (для слабовидящих);
использование специального оборудования (брайлевский дисплей, брайлевская клавиатура (для слепых), клавиатура с увеличенными буквами);
использование музыкальных инструментов, в том числе подключаемых к компьютеру, в курсах музыкального дополнительного образования;
использование специальных деталей, блоков в курсах, связанных с конструкторской деятельностью.
Особенности освоения АДОП обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (далее - ДЦП); с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
При организации дополнительного образования для детей с НОДА при материально-техническом обеспечении необходимо учитывать следующее.
Все помещения образовательной деятельности, включая санузлы, должны обеспечивать ребенку с нарушениями ОДА беспрепятственное передвижение (наличие пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов). Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от специалиста системы дополнительного образования больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем нормально развивающийся, поэтому наполняемость класса (группы), должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты)). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен специалист, педагог.
При реализации программ дополнительного образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное взаимодействие. Программы дополнительного образования для данной категории реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Такие организации совместно разрабатывают и утверждают программы дополнительного образования, а также определяют вид, уровень и (или) направленность программы дополнительного образования (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности).
Для организации учебного процесса, реализующего дополнительное образование детей с НОДА, создаются специальные условия:
индивидуализация обучения (реализуется по рекомендациям ПМПК и внутришкольного консилиума, который проводит психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей и прописывает специальные условия, в которых нуждается ученик);
занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими детьми на массовых мероприятиях;
использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение их эффективности и доступности;
предоставление необходимых технических средств с учетом индивидуальных особенностей ученика с НОДА - специальные компьютерные программы и оборудование, например, при тяжелых нарушениях манипулятивной функции рук, речи: мыши-роллеры и джойстики, выносные кнопки, клавиатуры с увеличенным размером клавиш и шрифта, специальной накладкой, предотвращающей случайное нажатие на соседние клавиши; увеличение изображения экрана компьютера в любой момент работы; включение функции управления компьютером только при помощи мыши или клавиатуры; озвучивание всех основных элементов интерфейса операционной системы и программ, а также любых текстов, отображаемых на экране компьютера; изменения режима ввода символов с клавиатуры, такие, как задержка действия нажатия клавиш, последовательный ввод сочетаний клавиш вместо одновременного их нажатия, сопровождения визуально и звуком нажатия клавиш модификаторов; увеличение размера указателя мыши, снижение скорости его движения и включение функции более наглядного прослеживания за ним; залипание кнопки мыши для перетаскивания объекта и др.;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
предоставление различных видов дозированной помощи;
наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
адаптация предлагаемого ребенку текстового материала (увеличение шрифта, обозначение цветом и т.п.);
возможность перерывов во время занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок;
соблюдение комфортного режима образования, в том числе ортопедического режима;
создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный и теплый тон голоса учителя).
Особенности освоения АДОП обучающимися с нарушением слуха
Особенности материально-технического обеспечения программ дополнительного образования для слабослышащих, позднооглохших и глухих детей
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий для слухозрительного и слухового восприятия устной речи слабослышащих, позднооглохших и глухих детей. Среди них: расположение обучающегося в помещении, продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях и другие. Обязательный учет данных условий требует специальной организации образовательного пространства при проведении любого рода мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении выездных мероприятий.
Важным условием организации пространства при реализации дополнительных общеобразовательных программ для слабослышащих и позднооглохших детей является наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и мастерских, облегчающих самостоятельную ориентировку в пространстве образовательной организации. В помещениях для занятий необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM-систем, слуховых аппаратов, зарядных устройств, батареек.
Организация рабочего места слабослышащего, позднооглохшего и глухого ребенка.
Рабочее место ребенка - участника программы дополнительного образования с нарушением слуха должна занимать такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо специалиста, педагога и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На нем должно быть предусмотрено размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны специалиста, педагога.
При наличии у данной категории детей других индивидуальных особенностей здоровья рабочее место дополнительно комплектуется в соответствии с ними.
В то же время, обязательным условием является обеспечение глухого ребенка индивидуальной современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой.
Бинауральное (двустороннее) слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами, при отсутствии медицинских противопоказаний, и/или двусторонняя имплантация позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего. Целесообразно оснащение деятельности по программам дополнительного образования дополнительными техническими средствами, обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы (системы РМ-радио), программно-аппаратные комплексы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи.
К необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих, позднооглохших и глухих детей.
Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил:
сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребенка;
стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);
организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
включать глухого/слабослышащего ребенка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.);
каждое занятие с обучающимся, имеющим ту или иную потерю слуха, требует четкой проработки психологической стороны обучения. Погодные условия, настроение, усталость, непонимание слов, задания, которые ему даются, - все имеет значение для ребенка и влияет на результат его деятельности на уроке. Поэтому особенностью занятия с неслышащими и глухими детьми является подача материала слухозрительно (педагог сопровождает письменную речь устной);
необходимо учитывать определенные особенности учащихся с нарушением слуха. Некоторые слабослышащие могут воспринимать отдельные звуки в речи отрывочно, особенно начальные и конечные звуки в словах. В этом случае необходимо говорить более громко и четко, подбирая принятую учеником громкость. В других случаях необходимо снизить высоту голоса, поскольку ученик не в силе воспринимать на слух высокие частоты. Очень важно при работе с детьми с нарушенным слухом педагогу говорить так, чтобы ребенок мог следить за губами педагога.
Особенности освоения АДОП обучающимися с расстройствами аутистического спектра
Дополнительное образование не предполагает проведения аттестационных мероприятий, что значительно расширяет рамки адаптационного компонента программы детей с РАС на содержательном, темповом, методическом уровнях. Например, существует возможность использовать информационные технологии, нестандартные способы и методы подачи содержания. Отсутствие жестких временных рамок позволяет изучать материал в темпе и объеме, который доступен ребенку. Каждый ребенок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. Форма организации дополнительного образования дает возможность сохранить для ученика привычный средовой уровень, позволяет находиться в комфортных условиях, не создающих дополнительных зашумляющих факторов. Коммуникация происходит дозированно, без форсирования и с сохранением дистанции. Использование материалов в цифровом варианте позволяет минимизировать технические трудности при организации учебного процесса.
Условия организации занятий для детей с РАС по программам дополнительного образования:
постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне "учитель-ученик". На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия в группе;
возможность чередования сложных и легких заданий;
объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала, не нарушая стереотипа поведения в рамках занятия и не создавая трудностей в работе с учебными материалами (при работе в тетради и учебнике у детей рассеивается внимание, теряется концентрация, что обусловлено тем, что ребенку приходится распределять внимание между объектами, а эта задача является довольно сложной);
формирование учебного и временного стереотипа: у ученика должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания. Также в дистанционной форме можно предупредить ребенка заранее о предстоящем уроке;
дозированное введение новизны;
при невозможности формирования графических навыков и невозможности вербального взаимодействия использовать альтернативные средства коммуникации для обеспечения обратной связи.
Особенности освоения АДОП обучающимися с задержкой психического развития
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
в обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и выраженности задержки психического развития;
в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
в специальном обучении "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Особенности освоения АДОП обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее:
возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
возможность (при необходимости и наличии заявления родителей) обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
организация партнерских отношений с родителями.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обучающихся с ТНР, ЗПР и РАС должно обеспечивать возможность:
создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов) и структурных элементов занятий. Распорядок жизни группы должен быть четким с правилами, расписанием. Важно использовать индивидуальное расписание, в котором бы по порядку располагалось каждое задание; это поможет ребенку предугадывать события и предотвратит излишнее беспокойство. Помимо этого расписание и смена помещений помогают особенно детям с РАС освоить переключение с одного вида деятельности на другой;
размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательной организации.
Особенности освоения АДОП обучающимися с умственной отсталостью
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении программ дополнительного образования должно быть обеспечено:
использование для обучения преимущественно игровой формы;
обучение на предметно-действенной основе;
упрощение материала и его представление материала в виде детальных элементов;
обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование различных модальностей для удержания внимания детей;
постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной инструкции;
многократное повторение изучаемого и усвоенного материала занятий и его использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях;
эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации успеха при выполнении заданий;
подключение тьютора при необходимости.
2.4. Реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством дистанционных образовательных технологий
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ основано на положениях статьи 16 Федерального закона, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196, дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком организации, реализующие АДОП (далее Организация), доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации АДОП или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
Организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
Организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
Организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и Организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий именно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет особое значение, так как, с одной стороны, повышает доступность дополнительного образования для данной категории обучающихся, с другой стороны, имеет определенную специфику и даже ограничения в использовании, связанные с особенностями таких обучающихся.
Организация занятий с применением дистанционных образовательных технологий может способствовать вовлечению в дополнительное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Часто именно маломобильные дети не могут посещать объединения, так как в Организациях отсутствуют необходимые для их передвижения условия или они не могут добраться до Организации.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проживающих в сельской местности, вдали от центров дополнительного образования, дистанционные занятия также могут значительно расширить возможности организации содержательного досуга.
Применение дистанционных образовательных технологий позволяет выбирать программы любых организаций, в том числе и тех, которые расположены в другом муниципалитете или даже субъекте Российской Федерации. В этом случае детям с ОВЗ и детям-инвалидам не нужно ориентироваться на выбор учреждения с точки зрения его транспортной доступности.
Занимаясь дистанционно, ребенок может выбрать свой темп, режим работы. В целом применение дистанционных технологий способствует индивидуализации образования, разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Еще одним достоинством указанной технологии для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью является повышение компетенций в сфере владения информационными технологиями независимо от содержания изучаемой программы.
Вместе с тем использование дистанционных образовательных технологий с применением информационно-телекоммуникационных сетей может быть ограничено в связи с рекомендациями ПМПК. Также организация дополнительного образования в режиме "один на один" с педагогом не позволяет ребенку получить опыт взаимодействия с другими детьми, не создает условий для социализации, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, поэтому еще одним вариантом построения образовательного процесса является сочетание дистанционной и очной форм обучения.
При разработке дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий следует отталкиваться от конкретной группы детей, их особенностей и запросов. Тиражирование одной программы на различные группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов не всегда возможно.
Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ может быть реализовано различными формами: очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента (тексты, графика, мультимедиа) для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий); индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, онлайн занятия), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары); занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность занятия (с применением технологий телевещания и интернетвещания); самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер SKYPE, Сферум или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).
Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме оффлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.).
Особенностями обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях электронной информационно-образовательной среды являются:
Успех реализации дополнительных общеобразовательных программ образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством дистанционных образовательных технологий напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательной организации, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех заинтересованных лиц.
2.5. Организации информационной кампании как условие функционирования инклюзивной образовательной среды
Важным условием функционирования инклюзивной образовательной среды является организация информационной кампании в субъектах Российской Федерации, в средствах массовой информации, направленной на позиционирование достижений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по АДОП.
Одной из форм обеспечения доступа к информации детей с ОВЗ и детей-инвалидов может быть Единый национальный портал дополнительного образования детей (далее - Портал) (http://dop.edu.ru/), который содержит информацию о событиях и реализуемых программах. Всем заинтересованным лицам предоставлена возможность узнавать о новых программах и методиках коллег во всех регионах Российской Федерации и быть в курсе тенденций в сфере дополнительного образования детей.
Портал обеспечивает доступ к официальным сайтам всех зарегистрированных образовательных организаций, реализующих АДОП, содержит банк данных об адаптированных дополнительных общеобразовательных программах. Информация об образовательных событиях для детей с ОВЗ и детей-инвалидов постоянно обновляется. На портале размещаются информационные материалы о предстоящих конкурсах, фестивалях и иных событиях, представляющих собой пространство позиционирования достижений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по АДОП.
Кроме того, предусмотренная Целевой моделью организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования и региональный навигатор, являющийся информационным ресурсом субъекта Российской Федерации, обеспечивающим свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе.
Регистрация детей в системе регионального навигатора предназначена, прежде всего, для организации автоматизированного процесса оценки количества детей, погруженных в систему дополнительного образования, анализа мнения потребителей услуг указанной сферы образования и планирования бюджета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Помимо точечных инструментов донесения информации о региональной системе дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для обеспечения максимального охвата целевой аудитории информация распространяется на федеральных и региональных телеканалах.
Как показывает практика, это обеспечивает массовый интерес родительской аудитории, обучающихся и педагогов дополнительного образования к реализуемой региональной модели дополнительного образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов и запускает активный поиск ими более детальной информации, которая уже должна быть готова к этому моменту в социальных сетях, на сайтах организаций, в виде буклетов и раздаточных материалов. Крайне важным для информационных материалов для телеканалов является их краткость и, вместе с тем, позитивный контекст с упором на положительные эффекты внедрения региональной системы дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов системы как для семей, так и для организаций-поставщиков услуг.
Одним из направлений информационной кампании по позиционированию достижений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования является информирование субъектов образовательных отношений об услугах, предоставляемых обновленной инфраструктурой региональной системы дополнительного образования, в том числе региональными модельными центрами, муниципальными опорными пунктами, технопарками "Кванториум", региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Материалы должны иметь общий характер и не индивидуализироваться под отдельные сегменты. Основными каналами информации могут выступить СМИ, социальные сети, родительские собрания. Информационную кампанию должны проводить не только региональные и муниципальные органы управления образованием, но и организации, реализующие АДОП для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В заключение отметим, что для создания современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих АДОП, необходимо учитывать специфику управления инклюзивными процессами и рекомендуется использовать:
командные формы работы педагогов дополнительного образования, специалистов системы инклюзивного образования, родителей;
проектные формы организации деятельности детско-взрослых сообществ;
процедуры диагностики и мониторинга эффективности инклюзивных процессов.
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 (вступает в силу 1 марта 2023 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467;
Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей").
Письмо Минпросвещения России от 1 августа 2019 г. N ТС-1780/07 "О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ";
Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования для обучающихся в соответствии с нозологическими группами https://fgosreestr.ru/;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области