"Письмо" Минпросвещения России от 23.09.2025 N 05-2658 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по переводу результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку", "Рекомендациями по учету результатов демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена")

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО
от 23 сентября 2025 г. N 05-2658

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России в целях реализации мероприятий по обеспечению методического сопровождения процедуры проведения аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена, направляет для учета в работе Рекомендации по переводу результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку и Рекомендации по учету результатов демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.

Рекомендации по переводу результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку разработаны в рамках совершенствования практики применения пункта 60 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (далее - Порядок).

Рекомендации по учету результатов демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена разработаны в рамках совершенствования практики применения пункта 58 Порядка.

Директор Департамента
В.С.НЕУМЫВАКИН

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЕРЕВОДУ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
В ПЯТИБАЛЛЬНУЮ ОЦЕНКУ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации по переводу результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку (далее - Рекомендации) определяют шкалу перевода результатов демонстрационного экзамена в баллах в отметки по пятибалльной системе оценивания.

1.2. Рекомендации разработаны в целях обеспечения сопоставимости качественной и общей успеваемости обучающихся по результатам демонстрационного экзамена.

1.3. Рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, экспертов, а также представителей государственных экзаменационных комиссий (далее - ГЭК), осуществляющих организацию и проведение государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) в форме демонстрационного экзамена (далее - ДЭ).

1.4. Рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 N 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (далее - Порядок проведения ГИА СПО).

2. ОСНОВАНИЯ ПЕРЕВОДА РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В БАЛЛАХ В ОТМЕТКИ
ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ

2.1. Выполнение обучающимися заданий ДЭ оценивается членами экспертной группы в соответствии с критериями, установленными оценочными материалами (далее - ОМ). Согласно пункту 61 Порядка проведения ГИА СПО оценивание осуществляется по 100-балльной системе.

2.2. Согласно пункту 60 Порядка проведения ГИА СПО результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" - и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний ГЭК.

2.3. Шкала перевода баллов, выставленных экспертами в ходе оценивания выполнения обучающимися заданий ДЭ, в отметку устанавливается образовательными организациями самостоятельно.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ БАЛЛОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА В ОТМЕТКИ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ

3.1. Для всех видов аттестации и уровней демонстрационных экзаменов рекомендуется использовать шкалу перевода "0-50-65-90-100". Данная шкала предусматривает следующее соотношение между баллами ДЭ и отметками по пятибалльной системе оценивания (см. таблицу 1).

Таблица 1. Рекомендованная шкала перевода баллов ДЭ в отметки по пятибалльной системе оценивания

Оценка
Неудовлетворительно
"2"
Удовлетворительно
"3"
Хорошо
"4"
Отлично
"5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному
(в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%

Применение данной шкалы повышает требования к качеству результатов образовательных программ СПО, что отвечает как запросам работодателей, так и государственной политике в системе среднего профессионального образования.

3.2. Образовательным организациям при подготовке локальных нормативных актов, регламентирующих перевод результатов демонстрационных экзаменов в баллах в отметки по пятибалльной системе оценивания, в 2025 году рекомендуется использовать шкалу перевода для всех видов аттестации и уровней ДЭ в соответствии с распределением, указанным в таблице 2, а с 2026 года - в соответствии с распределением, указанным в таблице 3.

Таблица 2. Распределение количества баллов ДЭ и отметок по пятибалльной системе оценивания в соответствии с рекомендованной шкалой перевода (в 2025 году)

Оценка/Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ в рамках промежуточной аттестации (максимальный балл 26)
0 - 12,9
13 - 16,8
16,9 - 23,3
23,4 - 26,0
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ базового уровня (максимальный балл 50)
0 - 24,9
25 - 32,4
32,5 - 44,9
45 - 50
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня (максимальный балл 80)
0 - 39,9
40 - 51,9
52 - 71,9
72 - 80
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня с вариативной частью (максимальный балл 100)
0 - 49,9
50 - 64,9
65 - 89,9
90 - 100

Таблица 3. Распределение количества баллов ДЭ и отметок по пятибалльной системе оценивания в соответствии с рекомендованной шкалой перевода (с 2026 года)

Оценка/Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ в рамках промежуточной аттестации (максимальный балл 25)
0 - 12,4
12,5 - 16,2
16,3 - 22,4
22,5 - 25
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ базового уровня (максимальный балл 50)
0 - 24,9
25 - 32,4
32,5 - 44,9
45 - 50
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня (максимальный балл 75)
0 - 37,4
37,5 - 48,6
48,7 - 67,4
67,5 - 75
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ ПУ - совокупность инвариантной и вариативной частей (максимальный балл 100)
0 - 49,9
50 - 64,9
65 - 89,9
90 - 100

3.3. При изменении в КОД значения максимально возможного количества баллов в разрезе видов аттестации и уровней ДЭ проводится пересчет в соответствии с процентным соотношением рекомендованной шкалы (см. таблицу 1).

3.4. Шкала перевода баллов ДЭ в отметки по пятибалльной системе оценивания утверждается либо отдельным локальным актом образовательной организации, либо в структуре иного локального акта, регулирующего вопросы проведения ГИА в форме демонстрационного экзамена.

В приложениях 1 и 2 приведено примерное содержание локальных актов в части перевода результатов ДЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания в 2025 году и с 2026 года соответственно.

Приложение 1
к Рекомендациям по переводу
результатов демонстрационного
экзамена в пятибалльную оценку

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ
ПЕРЕВОДА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
В ПЯТИБАЛЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ В 2025 ГОДУ

В соответствии с положениями пункта 60 Порядка проведения ГИА СПО результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

В 2025 году в соответствии с КОД используется следующее распределение значений максимальных баллов в зависимости от вида аттестации и уровня ДЭ:

Вид аттестации
Уровень ДЭ
Составная часть КОД (инвариантная/вариативная часть)
Максимальный балл
Промежуточная аттестация (ПА)
-
инвариантная часть
26
Государственная итоговая аттестация (ГИА)
базовый
50
профильный
80
профильный
вариативная часть
20
профильный
совокупность инвариантной и вариативной частей
100

Для перевода баллов, выставленных экспертами в ходе оценивания выполнения заданий демонстрационного экзамена, проводимого в рамках государственной итоговой и промежуточной аттестации для студентов и выпускников __________________ (название образовательной организации), применяется следующая шкала перевода:

Таблица 1. Шкала перевода баллов ДЭ в отметки по пятибалльной системе оценивания

Оценка
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%

Соответствие полученного количества баллов демонстрационного экзамена и отметок по пятибалльной системе оценивания по шкале перевода приведено в таблице 2.

Таблица 2. Соответствие количества баллов ДЭ и отметок по пятибалльной системе оценивания по шкале перевода

Оценка
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ в рамках промежуточной аттестации (максимальный балл - 26)
0 - 12,9
13 - 16,8
16,9 - 23,3
23,4 - 26
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ базового уровня (максимальный балл - 50)
0 - 24,9
25 - 32,4
32,5 - 44,9
45 - 50
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня (максимальный балл 80)
0 - 39,9
40 - 51,9
52 - 71,9
72 - 80
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня с вариативной частью (максимальный балл 100)
0 - 49,9
50 - 64,9
65 - 89,9
90 - 100

Приложение 2
к Рекомендациям по переводу
результатов демонстрационного
экзамена в пятибалльную оценку

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ
ПЕРЕВОДА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
В ПЯТИБАЛЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ С 2026 ГОДА

В соответствии с положениями пункта 60 Порядка проведения ГИА СПО результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

С 2026 года в соответствии с КОД используется следующее распределение значений максимальных баллов в зависимости от вида аттестации и уровня ДЭ:

Вид аттестации
Уровень ДЭ
Составная часть КОД (инвариантная/вариативная часть)
Максимальный балл
Промежуточная аттестация (ПА)
-
инвариантная часть
25
Государственная итоговая аттестация (ГИА)
базовый
50
профильный
75
профильный
вариативная часть
25
профильный
совокупность инвариантной и вариативной частей
100

Для перевода баллов, выставленных экспертами в ходе оценивания результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена, проводимого в рамках государственной итоговой и промежуточной аттестации для студентов и выпускников _______________________ (название образовательной организации), применяется следующая шкала перевода:

Таблица 1. Шкала перевода результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную систему оценивания

Оценка
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%

Соответствие полученного количества баллов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку по шкале перевода приведено в таблице 2.

Таблица 2. Соответствие количества баллов ДЭ и отметок по пятибалльной системе оценивания по шкале перевода

Оценка
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ в рамках промежуточной аттестации
(максимальный балл 25)
0 - 12,4
12,5 - 16,2
16,3 - 22,4
22,5 - 25
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ базового уровня
(максимальный балл 50)
0 - 24,9
25 - 32,4
32,5 - 44,9
45 - 50
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня
(максимальный балл 75)
0 - 37,4
37,5 - 48,6
48,7 - 67,4
67,5 - 75
Количество баллов, полученных при сдаче ДЭ профильного уровня с вариативной частью
(максимальный балл 100)
0 - 49,9
50 - 64,9
65 - 89,9
90 - 100

Приложение 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ПЕРЕВОДУ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА В ПЯТИБАЛЛЬНУЮ ОЦЕНКУ

Начиная с 2024 года рекомендованная шкала <1> перевода результатов демонстрационных экзаменов в баллах в отметку по пятибалльной системе оценивания исключена из оценочных материалов демонстрационного экзамена.

--------------------------------

<1> Рекомендованная шкала входила в состав методики перевода результатов демонстрационного экзамена в оценку (см. распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 N Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена"). В данном документе указывалось, что перевод баллов в оценку может быть осуществлен на основе шкалы "0-20-40-70". Указанный документ утратил силу на основании распоряжения Минпросвещения России от 07.06.2023 N Р-128. С момента вступления данного распоряжения в силу рекомендации по использованию определенной шкалы перевода баллов демонстрационного экзамена в отметку по пятибалльной системе оценивания отсутствуют.

Ранее рекомендовалось использовать для перевода шкалу "0-20-40-70-100", которая предполагает, что оценка "2" (неудовлетворительно) принимает значение от 0% до 19,99% выполнения задания; оценка "3" (удовлетворительно) - от 20% до 39,99%; оценка "4" (хорошо) - от 40% до 69,99%; оценка "5" (отлично) - от 70% до 100%.

Проведенный анализ <2> применяемых в 2023 и 2024 годах образовательными организациями шкал перевода показал расхождение результатов оценивания при использовании различных вариантов шкал. В 2023 году образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО), использовали рекомендованную шкалу "0-20-40-70-100" в 95,8% случаях проведения демонстрационных экзаменов, а в 2024 году - в 78,9% от общего количества демонстрационных экзаменов.

--------------------------------

<2> Конев Р.А., Ильина И.Л. Проблемные аспекты использования различных шкал перевода результатов демонстрационного экзамена в пятибалльную оценку в 2023 и 2024 годах: сборник трудов конференции.//Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 24 - 25 октября 2024 г.) - Чебоксары: ИД "Среда", 2024. - С. 114 - 121.

Анализ показал, что в ряде регионов Российской Федерации используется одновременно более 50 различных вариантов шкал перевода баллов. В целом по Российской Федерации количество различных используемых вариантов шкал увеличилось: в 2023 году было выявлено использование более 200 вариантов различных шкал перевода, в 2024 году - более 500 вариантов.

В таблице 1 представлены данные по частоте использования образовательными организациями, реализующими образовательные программы СПО, различных вариантов шкал перевода в 2024 году (приведены наиболее часто используемые шкалы).

Таблица 1. Использованные в 2024 году варианты шкал перевода
(процент использования более 0,3%)

Наименование шкал
Вариант шкалы перевода, в баллах
Частота использования шкалы от общего количества демонстрационных экзаменов, %
Шкала 1
(ранее рекомендованная)
"0-20-40-70-100"
78,9
Шкала 2
"0-20-40-60-100"
0,83
Шкала 3
"0-25-50-75-100"
0,82
Шкала 4
"0-15-40-70-100"
0,51
Шкала 5
"0-10-40-70-100"
0,48
Шкала 6
"0-40-60-80-100"
0,41
Шкала 7
"0-20-40-80-100"
0,37
Шкала 8
"0-25-50-80-100"
0,35
Шкала 9
"0-10-30-60-100"
0,32

С меньшей частотой образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, использовали варианты шкал "0-5-50-80-100", "0-16-20-70-100", "0-10-21-70-100", "0-10-20-70-100", "0-5-20-70-100".

В связи с применением различных вариантов шкал не представляется возможным проводить объективное сравнение образовательных результатов между субъектами Российской Федерации в формате пятибалльной системы оценивания государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). Данные обстоятельства вызывают необходимость разработки рекомендаций по переводу результатов демонстрационного экзамена в отметку по пятибалльной системе оценивания.

Основанием для разработки рекомендаций являются нормативные правовые акты:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 N 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (далее - Порядок проведения ГИА СПО).

Согласно пункту 60 Порядка проведения ГИА СПО результаты проведения ГИА оцениваются с проставлением одной из отметок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" - и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий. Однако методика перевода баллов в оценку в Порядке проведения ГИА СПО не представлена.

В целях обеспечения сопоставимости качественной и общей успеваемости обучающихся по результатам демонстрационного экзамена, а также в связи с необходимостью обеспечения преемственности и сравнения образовательных результатов в субъектах Российской Федерации рекомендуется использовать для всех видов аттестации и уровней демонстрационных экзаменов шкалу перевода "0-50-65-90-100".

Данная шкала предусматривает следующее соотношение между баллами демонстрационного экзамена, полученными за выполнение практических заданий, и отметками по пятибалльной системе оценивания (см. таблицу 2).

Таблица 2. Рекомендованная шкала перевода баллов демонстрационного экзамена в отметки по пятибалльной системе оценивания

Отметка/Отношение полученного количества баллов к максимально возможному (в процентах)
Неудовлетворительно "2"
Удовлетворительно "3"
Хорошо "4"
Отлично "5"
0,00 - 49,99%
50,00 - 64,99%
65,00 - 89,99%
90,00 - 100%

При использовании данной шкалы только более половины выполненных заданий гарантирует обучающему успешную сдачу демонстрационного экзамена. Например, на итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена профильного уровня без вариативной части (максимально возможное количество баллов - 80) выпускник считается сдавшим экзамен при количестве 40 и более набранных баллов.

Необходимо отметить, что в структуре рекомендуемой шкалы "0-50-65-90-100" требования к оценке "3" (удовлетворительно) повышены, а к оценке "4" (хорошо) - снижены по сравнению с ранее рекомендованной и наиболее частотно использованной в 2024 году шкалой перевода баллов демонстрационного экзамена в отметки по пятибалльной системе оценивания. Анализ статистических данных показывает, что использование рекомендуемой шкалы повлияет на результаты общей успеваемости (возможно снижение показателей в статистических формах СПО 1), но увеличит показатель качественных образовательных результатов, т.к. требования к оценке "4" (хорошо) снижены на 5%.

Применение данной шкалы повышает требования к качеству результатов реализации образовательных программ СПО и, тем самым, отвечает государственной политике в системе профессионального образования.

Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В РАМКАХ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ОЦЕНКИ ПО ИТОГАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации по учету результатов демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена (далее - Рекомендации) раскрывают нормативные основания, особенности проведения и учета результатов промежуточной аттестации (далее - ПА), проводимой в форме демонстрационного экзамена (далее - ДЭ), при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), проводимой в форме ДЭ.

1.2. Рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО), членов государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК), экспертов.

1.3. Рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 N 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (далее - Порядок проведения ГИА СПО);

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.04.2023 N 285 "Об операторе демонстрационного экзамена базового и профильного уровней по образовательным программам среднего профессионального образования";

- приказ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования") от 22.06.2023 N П-291 "О введении в действие Методики организации и проведения демонстрационного экзамена" (далее - Методика).

1.4. Рекомендации определяют алгоритм и формы учета результатов ДЭ в рамках ПА при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ. Актуальность унификации данных решений обусловлена динамикой роста числа обучающихся по образовательным программам СПО, проходящих как ПА, так и ГИА в форме ДЭ <1>.

--------------------------------

<1> По данным Оператора ДЭ, в 2023 году соотношение обучающихся из общего числа обучающихся, прошедших ДЭ (395 402 чел.): ПА - 19% обучающихся, ГИА - 81%. В 2024 году (369 585 чел.): ПА - 14%, ГИА - 86%. В 2025 году запланирована сдача ДЭ 575 223 обучающимися. Из них доля ПА - 8%, ГИА - 92%. Число обучающихся, прошедших ДЭ в форме ПА и ГИА в 2024 году, - 4 622 обучающихся. Число обучающихся, прошедших ДЭ в форме ПА и ГИА по одному КОД в 2024 году, - 4 314 обучающихся.

1.5. Учет результатов ДЭ в рамках ПА при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ носит заявительный характер, тем самым обучающийся самостоятельно делает выбор об использовании данной возможности.

2. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
И УЧЕТ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ОЦЕНКИ ПО ИТОГАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

2.1. Статья 58 Федерального закона регламентирует проведение ПА обучающихся в процессе освоения образовательной программы. В соответствии с данной статьей Федерального закона ПА проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2.2. Согласно пункту 23 Порядка проведения ГИА СПО государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена на оценку уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов ПА, за исключением случая, предусмотренного пунктом 58 Порядка проведения ГИА СПО.

2.3. Согласно пункту 58 Порядка проведения ГИА СПО по решению ГЭК результаты ДЭ, проведенного при участии Оператора демонстрационного экзамена (далее - Оператор ДЭ) в рамках ПА по итогам освоения профессионального модуля, по заявлению обучающегося могут быть учтены при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

3.1. Промежуточная аттестация является составляющей частью системы оценки качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОП СПО), обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку, проводится с целью определения соответствия качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС).

3.2. Выбор формы ПА обучающихся, проводимой в рамках освоения ОП СПО, осуществляется образовательной организацией самостоятельно и фиксируется в учебном плане основной профессиональной образовательной программы по профессии/специальности (далее - ОПОП). Образовательная организация, реализующая ОП СПО, обеспечивает разработку локального акта, регламентирующего процедуру ПА.

3.3. Промежуточная аттестация по итогам освоения профессионального модуля может проводиться в форме ДЭ. Выбранная форма ПА распространяется на всех обучающихся учебной группы, а информация о ДЭ как форме проведения ПА должна быть доведена до сведения обучающихся в начале учебного года, в котором запланирована соответствующая процедура.

3.4. Промежуточная аттестация в форме ДЭ проводится по единым оценочным материалам Оператора с учетом всех требований к проведению ДЭ, включая регистрацию в информационных системах Оператора и оформление Цифрового паспорта компетенций. В рамках проведения ПА в форме ДЭ должны быть соблюдены все требования комплекта оценочной документации (далее - КОД), включая требования к оборудованию и оснащению, расходным материалам, средств обучения и воспитания, технике безопасности, застройке площадки проведения ДЭ, к составу экспертных групп, участвующих в оценке выполнения заданий ДЭ.

3.5. По итогам ПА баллы, полученные обучающимся, переводятся в отметку по 5-ти балльной системе оценивания: "5" (отлично); "4" (хорошо); "3" (удовлетворительно); "2" (неудовлетворительно). Перевод баллов, полученных обучающимся, в отметку проводится в соответствии с локальными актами образовательной организации.

Получение отметок "5", "4" и "3" свидетельствует об освоении вида деятельности (далее - ВД), проверяемого в ходе демонстрационного экзамена в рамках ПА.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
В РАМКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ОЦЕНКИ
ПО ИТОГАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ
ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

4.1. Результаты ПА в форме ДЭ учитываются как составная часть при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ. Учет результатов ПА позволяет снизить уровень временных, материально-технических, кадровых затрат на проведение ГИА в форме ДЭ за счет исключения дублирования практических заданий, выполняемых в рамках экзамена.

4.2. Организация учета результатов ПА в форме ДЭ при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ носит заявительный характер со стороны обучающегося, что отражается в локальных актах образовательной организации, реализующей образовательные программы СПО, и требует от образовательной организации своевременного информирования обучающихся об имеющихся возможностях учета.

4.3. Условиями учета результатов ПА в форме ДЭ по итогам освоения профессионального модуля при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ являются:

- наличие заявления обучающегося;

- успешная сдача обучающимся ПА в форме ДЭ (с отметкой "3", "4", "5");

- сопоставимость освоенных видов деятельности и профессиональных компетенций, проверяемых едиными оценочными материалами ДЭ в рамках ПА и ГИА в форме ДЭ.

4.4. Учету подлежат результаты ДЭ в рамках ПА при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ, проведенных с использованием как одного КОД, так и по разным КОД по одной профессии/специальности, используемым в разный период времени.

4.5. Механизм учета включает следующую последовательность действий:

4.5.1. Обучающийся подает заявление в ГЭК по форме и в сроки, установленные локальными актами образовательной организации. Примерная форма заявления представлена в приложении 1. К заявлению должен быть приложен Цифровой паспорт компетенций.

4.5.2. ГЭК на основании заявления обучающегося вправе запросить у образовательной организации дополнительные сведения о результатах ПА обучающегося в разрезе оцениваемых компетенций (копию оценочной ведомости).

4.5.3. По каждому заявлению ГЭК проводит анализ соответствия оцениваемых в ходе ПА и ГИА видов деятельности, профессиональных и общих компетенций. По результатам анализа ГЭК принимает решение о сопоставимости оцениваемых видов деятельности, профессиональных и общих компетенций в единых оценочных материалах ПА и ГИА.

ГЭК самостоятельно устанавливает форму для анализа соответствия оцениваемых видов деятельности, профессиональных и общих компетенций в рамках ПА и ГИА. Рекомендуемой формой для анализа соответствия проверяемых видов деятельности и компетенций, заявленных в рамках ПА и ГИА, выступает матрица соответствия <2> (приложение 2).

--------------------------------

<2> Так как ФГОС СПО регламентирует освоение видов деятельности, профессиональных и общих компетенций, а перечень умений и навыков в ОПОП и КОД ДЭ вариативен, то в формат матрицы нецелесообразно включать сопоставление перечней умений и навыков (практического опыта).

4.5.4. В случае если обучающийся сдает ПА и ГИА по одному КОД (в течение одного календарного года), учет результатов ПА при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ осуществляется в упрощенной форме (без заполнения матрицы соответствия).

4.5.5. Решение ГЭК оформляется протоколом заседания ГЭК, который является основанием для учета результатов ПА, проведенной в форме ДЭ, при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ. В протоколе указывается Ф.И.О. обучающегося, наименование КОД ПА и ГИА, количество баллов для учета результатов ПА в ГИА в форме ДЭ (примерная форма протокола представлена в приложении 3).

4.5.6. Решение ГЭК о возможности учета результатов должно быть принято не позднее срока, установленного локальным актом образовательной организации.

4.5.7. Решение ГЭК об учете результатов ПА, проведенной в форме ДЭ, при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ не освобождает обучающегося от прохождения ГИА. При положительном решении ГЭК об учете результатов ПА в форме ДЭ выпускник не выполняет задание КОД ГИА в форме ДЭ, которое аналогично выполненному в рамках ПА в форме ДЭ.

4.5.8. ГЭК может принять решение об отказе в учете результатов ДЭ ПА при выставлении оценки за ГИА в форме ДЭ в случае несоответствия проверяемых видов деятельности и компетенций, заявленных в рамках ПА и ГИА.

4.5.9. Решение ГЭК об учете или отказе в учете результатов ПА в форме ДЭ при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ доводится до сведения обучающегося (заявителя) и главного эксперта (в случае положительного решения) не позднее 5 рабочих дней до начала ГИА в форме ДЭ.

4.5.10. Протокол с решением о возможности/невозможности учета результатов ПА, проведенной в форме ДЭ, при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ прикладывается к протоколу с оценками по итогам проведения ГИА в форме ДЭ и хранится в образовательной организации не менее года после завершения обучения в образовательной организации обучающихся, проходивших процедуру ДЭ.

4.6. Учет результатов ПА в форме ДЭ при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ должен быть отражен в информационной системе Оператора. Данная информация вносится в информационную систему главным экспертом в день проведения ГИА в форме ДЭ.

4.6.1. В случае если ПА проводилась в течение одного календарного года по тому же КОД, что и ГИА, главный эксперт в соответствии с оценочной ведомостью ПА дублирует в информационной системе Оператора баллы, полученные выпускником за выполнение заданий ПА.

4.6.2. В случае если ПА проводилась по КОД, отличающемуся от КОД ГИА (например, по КОД предыдущего года), но ГЭК приняла решение о соответствии проверяемых профессиональных компетенций и возможности учета результатов ПА, главный эксперт вносит в информационную систему Оператора баллы за выполнение задания, аналогичного заданию ГИА пропорционально тем, которые указаны в оценочной ведомости ДЭ в рамках ПА.

Таким же образом осуществляется перерасчет баллов при изменении в КОД максимального количества баллов за ПА. При невозможности получения целых значений осуществляется арифметическое округление к ближайшему целому. При отсутствии у обучающегося в результатах ПА в форме ДЭ оценки общих компетенций баллы по общим компетенциям в информационной системе Оператора не выставляются.

4.7. Итоговое количество баллов по ГИА в форме ДЭ, полученных обучающимся при использовании возможности учета результатов ПА в форме ДЭ, определяется формулой:

Б(итог) = БПА <3> + БГИА, где:

--------------------------------

<3> В случае если обучающийся в период обучения сдавал несколько ПА в форме ДЭ с участием Оператора ДЭ, учету подлежат результаты только одной ПА, которая в наибольшей степени соответствует видам деятельности, оцениваемым в рамках ГИА в форме ДЭ, и имеет лучший результат оценивания в баллах (в пользу студента).

Б(итог) - итоговое количество баллов при прохождении ГИА в форме ДЭ с учетом результатов ПА;

БПА - баллы, полученные обучающимся в ходе ПА в форме ДЭ;

БГИА - баллы, полученные обучающимся в ходе ГИА в форме ДЭ, проведенного без выполнения заданий ПА.

4.8. При планировании графика мероприятий по проведению ГИА в форме ДЭ образовательным организациям необходимо предусмотреть время для проведения работ по обеспечению учета результатов ПА в форме ДЭ при выставлении оценки по итогам ГИА в форме ДЭ. Пример планирования представлен в приложении 4.

Приложение 1
к Рекомендациям по учету результатов
демонстрационного экзамена в рамках
промежуточной аттестации при выставлении
оценки по итогам государственной
итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ

Председателю ГЭК
(наименование образовательной организации)
(Ф.И.О.)
Студента
(наименование группы)
(Ф.И.О.)
Заявление
Прошу учесть результаты, полученные мной в ходе освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования ____________________ в рамках промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена по итогам профессионального модуля ____________________ (указать наименование), проводимого с использованием комплекта оценочной документации ____________________ (указать шифр).
Информация о результатах демонстрационного экзамена размещена в информационной системе оператора: ID _________ (указать ID ДЭ).
Копию цифрового паспорта компетенций N ____________________ прилагаю.
Дата
Подпись

Приложение 2
к Рекомендациям по учету результатов
демонстрационного экзамена в рамках
промежуточной аттестации при выставлении
оценки по итогам государственной
итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена

ФРАГМЕНТ МАТРИЦЫ
СООТВЕТСТВИЯ ОЦЕНИВАЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ХОДЕ
ПА И ГИА В ФОРМЕ ДЭ

Код и наименование профессии (специальности) среднего
профессионального образования - 38.02.01 Экономика
и бухгалтерский учет
Наименование квалификации (наименование
направленности) - Бухгалтер

Шифр комплекта оценочной документации, используемого при проведении ПА
КОД 38.02.01-1-2024
Шифр комплекта оценочной документации, используемого при проведении ГИА
КОД 38.02.01-1-2025
Решение (Соответствует/Не соответствует)
Вид деятельности (вид профессиональной деятельности)
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации
Соответствует
Перечень оцениваемых ОК, ПК
ПК: Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК: Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
Соответствует
ПК: Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК: Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
Соответствует
ПК: Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
ПК: Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
Соответствует
...
...
...
Итоговое заключение
Виды деятельности и профессиональные компетенции, оцениваемые в ходе ПА по КОД 38.02.01-1-2024 и КОД 38.02.01-1-2025, сопоставимы.
Результаты ПА по КОД 38.02.01-1-2024 могут быть учтены при прохождении обучающимся ГИА в форме ДЭ по КОД 38.02.01-1-2025

Приложение 3
к Рекомендациям по учету результатов
демонстрационного экзамена в рамках
промежуточной аттестации при выставлении
оценки по итогам государственной
итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ГЭК

Наименование образовательной организации
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ

N ________
"__" ___________ 20__ г.
Место проведения:
Форма проведения:
Председатель ГЭК
Ответственный секретарь ГЭК:
Присутствовали члены
ГЭК:
Кворум для решения вопросов повестки дня имеется.
Повестка дня
1. О рассмотрении возможности учета результатов демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена для обучающихся группы ____________________________________ (по списку).
Решение
1. Учесть результаты промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена следующим обучающимся группы _____________________ (по списку).
Голосовали:
"за" - __ голосов;
"против" - __ голосов;
"воздержались" - __ голосов.
Список обучающихся группы _________, которым при выставлении оценки по итогам государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по КОД _________ учитываются результаты демонстрационного экзамена, полученные в рамках промежуточной аттестации по КОД __________.
N п/п
Ф.И.О.
Общее количество баллов, полученное в рамках ПА в форме ДЭ
Председатель ГЭК ______/__________ подпись/расшифровка подписи
Ответственный секретарь ГЭК _____/_________ подпись/расшифровка подписи

Приложение 4
к Рекомендациям по учету результатов
демонстрационного экзамена в рамках
промежуточной аттестации при выставлении
оценки по итогам государственной
итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ГРАФИКА
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПА В ФОРМЕ ДЭ ПРИ ОЦЕНКЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА В ФОРМЕ ДЭ

N п/п
Действие
Рекомендуемый срок
Необходимая документация, иные материалы
Обеспечение условий для реализации возможности учета результатов ПА в форме ДЭ при оценке результатов ГИА в форме ДЭ в образовательной организации, реализующей программы СПО
1.
Внесение изменений в локальные акты образовательной организации, регламентирующие проведение ПА и ГИА, обеспечивающих возможность учета результатов ПА в форме ДЭ при оценке результатов ГИА в форме ДЭ (при необходимости)
По необходимости
Локальные акты образовательной организации
2.
Информирование обучающихся о возможности учета результатов ПА в форме ДЭ при оценке результатов ГИА в форме ДЭ
Сентябрь
Раздаточные материалы для обучающихся (информация на сайте)
В случае если ДЭ в рамках ПА и ДЭ в рамках ГИА проводятся с использованием одного КОД
1.
Подача обучающимся заявления в ГЭК об учете результатов ПА в форме ДЭ при оценке результатов ГИА в форме ДЭ
Начиная со следующего дня после проведения ДЭ ПА (не позднее 14 рабочих дней до запланированного заседания ГЭК)
Заявление обучающегося
2.
Проведение заседания ГЭК по заявлению обучающегося:
- рассмотрение заявления;
- запрос дополнительных материалов;
- установление соответствия ВД, профессиональных и общих компетенций и заданий;
- принятие решения об учете/отказе в учете;
- оформление протокола
Не позднее чем за 20 (двадцать) календарных дней до даты проведения ДЭ
Заявление обучающегося, протокол ДЭ в рамках ПА, протокол заседания ГЭК
3.
Доведение решения ГЭК до обучающегося и ГЭ
Не позднее 5 рабочих дней до начала ГИА в форме ДЭ
-
4.
Проведение ДЭ в рамках ГИА. Внесение результатов в ИСО
День проведения ДЭ в рамках ГИА
Оценочная ведомость ПА в форме ДЭ, протокол заседания ГЭК
5.
Проведение заседания ГЭК по результатам ДЭ в рамках ГИА:
- рассмотрение результатов ДЭ в рамках ГИА;
- принятие решения о выставлении оценок по итогам ГИА;
- оформление протокола
День проведения ДЭ в рамках ГИА
Протокол ГЭК с результатами ДЭ в рамках ГИА
В случае если ПА и ГИА в форме ДЭ проводятся по разным КОД
1.
Подача обучающимся заявления в ГЭК об учете результатов ПА в форме ДЭ при оценке результатов ГИА в форме ДЭ
Не позднее чем за 14 рабочих дней до запланированного заседания ГЭК
Заявление обучающегося
2.
Проведение заседания ГЭК на основании заявления обучающегося:
- рассмотрение заявления;
- запрос дополнительных материалов (по необходимости);
- установление соответствия видов деятельности, профессиональных и общих компетенций;
- принятие решения об учете/отказе в учете;
- оформление протокола
Не позднее чем за 20 (двадцать) календарных дней до даты проведения ДЭ
Заявление обучающегося, матрица соответствия, протокол заседания ГЭК, иные документы по запросу ГЭК
3.
Доведение решения ГЭК до обучающегося и главного эксперта (далее - ГЭ)
Рекомендованный срок:
не позднее 5 рабочих дней до начала ГИА в форме ДЭ
-
4.
Проведение ДЭ в рамках ГИА. Внесение результатов в информационную систему Оператора (далее - ИСО)
День проведения ДЭ ГИА
Оценочная ведомость ПА в форме ДЭ
5.
Проведение заседания ГЭК по результатам ДЭ в рамках ГИА:
- рассмотрение результатов ДЭ в рамках ГИА;
- принятие решения о выставлении оценок по итогам ГИА;
- оформление протокола
День проведения ДЭ в рамках ГИА
Итоговый протокол ГЭК с результатами ГИА в форме ДЭ
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области