МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПИСЬМО
от 21 мая 2024 г. N 08-ПГ-МП-25847
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу функционирования общеобразовательных организаций и сообщает.
Механизмом укомплектования общеобразовательных организаций учителями в первую очередь является плановая подготовка кадров по программам высшего образования.
Согласно Положению о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, ведомство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Вместе с тем Департамент сообщает.
Порядок определения количества контрольных цифр приема в образовательную организацию регламентирован в статье 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Согласно пункту 2 статьи 100 Закона об образовании финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Каждый год устанавливается новое количество контрольных цифр приема за счет федерального бюджета (количество бюджетных мест) и оно пропорционально численности населения России определенного возраста. Для увеличения количества бюджетных мест необходимо пропорциональное увеличение численности населения в возрасте 17 - 30 лет.
Полученные в результате данного принципа (800 студентов на 10 000 человек определенного возраста) контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса. Порядок проведения данного публичного конкурса регламентирован приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2023 г. N 824 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (далее - Приказ N 824).
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в установленный срок публикует на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" объявление о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 5 Приказа N 824 проведение конкурса осуществляется созданной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации конкурсной комиссией на основании заявок, поданных образовательными организациями. Образовательная организация указывает в заявке свои предложения по установлению контрольных цифр приема:
с учетом заявленной потребности субъекта Российской Федерации в контрольных цифрах приема по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в целях реализации инвестиционных программ и проектов;
на основе обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласованных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурса, устанавливаются приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в срок до 31 декабря года, в котором проводится конкурс.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 6 и 7 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данным ведомственного мониторинга Минпросвещения России, примерно 75% выпускников образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России, трудоустроились в первый год после окончания обучения.
Кроме того, на основании Закона об образовании лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
Одним из способов восполнения кадровой потребности может являться механизм целевого обучения, установленный Законом об образовании, предусматривающий возможность поступающего либо обучающегося по программам среднего профессионального или высшего образования на любом этапе обучения заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Договор о целевом обучении должен предусматривать меры социальной поддержки обучающегося, обязательства по организации практики, трудоустройству, а также основания освобождения от исполнения обязательства по трудоустройству.
Общие требования к организации целевого приема и целевого обучения, включая существенные условия договоров о целевом приеме и целевом обучении, установлены статьей 56 Закона об образовании. Правила заключения и расторжения договоров о целевом приеме и целевом обучении, типовые формы таких договоров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования".
В Российской Федерации законодательно установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) педагогических работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Вопросы, связанные с оплатой труда работника учреждения, должны быть отражены в трудовом договоре.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В трудовом договоре указываются в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация самостоятельно осуществляет образовательную, научную, административную, финансово-экономическую деятельность, разработку и принятие локальных нормативных актов.
Уровень заработной платы также зависит от объема учебной нагрузки, наличия индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой, практической работы, наличия квалификационной категории, стажа непрерывной работы в организации и др.
Все изменения, вносимые в принятую в учреждении систему оплаты труда, должны быть заблаговременно доведены до сведения работников. Согласно статье 162 ТК РФ, о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
Если, по мнению работника, в отношении него допущены нарушения условий трудового договора, он вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), осуществляющую функции по контролю и надзору в сфере труда, либо в территориальное отделение Роструда по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона об образовании в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Кроме того, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
На основании пункта 5 части 3 статьи 28 Закона об образовании прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей работников относятся к компетенции образовательной организации.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об образовании и примечаний 1 к приложению N 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ N 1601) в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Согласно данным формы ФСН N ОО-1 на начало 2016/17 учебного года информация о численности работников в пересчете на полную занятость не публиковалась в связи с внедрением нового статистического инструментария в сфере общего образования, приведенного в соответствие с Законом об образовании, и отсутствием ретроспективного ряда статистических данных.
При этом согласно сведениям по форме ФСН N ОО-1 на начало 2017/18 учебного года численность учителей в пересчете на полную занятость в целом по Российской Федерации составила 903 948,26 единиц, на начало 2023/24 учебного года - 869 621,5 единиц.
Таким образом, выполнение работ, не связанных с образовательным процессом, не входит в рабочее время учителей и носит добровольный характер либо осуществляется посредством совмещения профессий (должностей). При этом на основании статей 60.2 и 151 ТК РФ выполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено работнику с его письменного согласия и за дополнительную оплату.
Одновременно Департамент обращает внимание на то, что педагогическая работа учителей не ограничивается выполнением учебной (преподавательской) работы.
Согласно части 6 статьи 47 Закона об образовании конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.
Составление педагогическими работниками той или иной отчетной документации определяется их должностными обязанностями. Конкретные должностные обязанности педагогических работников в соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об образовании определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 298-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Минпросвещения России издан приказ от 21 июля 2022 г. N 582 "Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ" (далее - приказ). Приказ вступил в силу 1 сентября 2022 года.
Положения приказа направлены на предоставление гарантии учителям на снижение документационной нагрузки и закрепление ограниченного перечня отчетности, заполнение которой необходимо при осуществлении им педагогической деятельности. Приказ имеет ступенчатую структуру и состоит из базовых документов учителя, заполняемых им как ежедневно, так и по запросу или по необходимости.
На основании части 6.2 статьи 47 Закона об образовании не допускается возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций работы, связанной с подготовкой документов, не включенных в перечень, утвержденный приказом.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Закона об образовании гражданам Российской Федерации гарантировано право на получение общедоступного, бесплатного, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях.
В свою очередь, согласно пункту 1 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (часть 7 статьи 28 Закона об образовании).
На основании статьи 7 Закона об образовании функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент отмечает, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, что следует из части 2 статьи 28 Закона об образовании.
Право образовательной организации применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ установлено статьей 16 Закона об образовании.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, что следует из части 2 статьи 13 Закона об образовании.
Таким образом, исходя из приведенных положений Закона об образовании, следует, что вопросы использования электронных платформ относятся к компетенции образовательной организации и регулируются локальными нормативными актами образовательной организации.
Департамент отмечает, что показатели "цифровой зрелости" отрасли "Образование (общее)" утверждены приказом Минцифры России от 18 ноября 2020 г. N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".
Методики расчета отраслевых индексов, характеризующих достижение "цифровой зрелости" отраслей экономики и социальной сферы, утверждены протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 17 ноября 2021 г. N 40.
Заместитель директора Департамента
С.С.АНТОНОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области