МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 июня 2024 г. N 03-877
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций (далее - методические рекомендации) и просит довести их до органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих управление в сфере образования, и всех государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации.
Методические рекомендации размещены на сайте проекта "Школа Минпросвещения России" https://smp.edu.ru/.
Департамент просит обратить внимание на следующее:
1) методические рекомендации подготовлены в целях оказания организационно-методического содействия в осуществлении разработки, утверждения и согласования программ развития общеобразовательных организаций;
2) применение методических рекомендаций осуществляется, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики, и не является требованием, подлежащим проверке органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
3) при наличии установленного или устоявшегося порядка разработки, согласования, утверждения программ развития общеобразовательных организаций рекомендуется провести его анализ на предмет необходимости учета положений методических рекомендаций.
Также сообщаем о проведении вебинаров для управленческих команд по вопросам разработки программ развития. Даты проведения вебинаров: 25 и 27 июня 2024 года в 13:00 по московскому времени.
Ссылки для подключения к трансляциям будут размещены на сайте проекта https://smp.edu.ru/ не позднее чем за два дня до соответствующего вебинара.
Исполняющая обязанности
Директора Департамента
Н.Ю.КОСТЮК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИЮ И СОГЛАСОВАНИЮ ПРОГРАММ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания организационно-методического содействия в осуществлении разработки, утверждения и согласования программ развития общеобразовательных организаций.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
общеобразовательная организация - государственная (муниципальная) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам;
программа развития общеобразовательной организации - документ, разработка и утверждение которого по согласованию с учредителем относится к компетенции общеобразовательной организации <1>, ответственность за реализацию которого несет руководитель общеобразовательной организации <2>;
--------------------------------
<1> Пункт 7 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
<2> Часть 8 статьи 51 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
школьная команда - коллектив педагогических работников и управленческих кадров, объединенных общими профессиональными ценностями, целями стратегического развития образовательной организации в соответствии с приоритетами государственной политики;
образовательный суверенитет - элемент государственного суверенитета, предусматривающий реализацию независимой образовательной политики, опирающийся на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, направленный на обеспечение высокого качества образования каждому обучающемуся и реализацию его профессиональных, научных, творческих перспектив в своей стране, а также на достижение конкурентного преимущества России в образовании и науке;
единое образовательное пространство - обеспечение равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса, доходов родителей (законных представителей) и иных особенностей.
3. Программа развития общеобразовательной организации в настоящих Методических рекомендациях рассматривается как вклад школьной команды в укрепление единого образовательного пространства и обеспечение образовательного суверенитета Российской Федерации.
4. Настоящие Методические рекомендации адресованы:
- общеобразовательным организациям;
- органам местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющим управление в сфере образования и полномочия учредителя в отношении муниципальных общеобразовательных организаций;
- исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и полномочия учредителя в отношении государственных общеобразовательных организаций.
Настоящие Методические рекомендации могут применяться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении подведомственных им общеобразовательных организаций, и такими организациями, а также негосударственными образовательными организациями и их учредителями.
5. Применение настоящих Методических рекомендаций осуществляется, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики, и не является требованием, подлежащим проверке органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При наличии установленного или устоявшегося порядка разработки, согласования, утверждения программ развития общеобразовательных организаций рекомендуется провести его анализ на предмет необходимости учета положений настоящих Методических рекомендаций.
II. Программа развития общеобразовательной организации
6. Программа развития общеобразовательной организации является документом, определяющим стратегию ее развития, в том числе основные цели, задачи, приоритеты общеобразовательной организации, основные механизмы и направления деятельности по их реализации.
7. Программа развития общеобразовательной организации направлена на совершенствование основной и организационно-хозяйственной деятельности, на укрепление и модернизацию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, на профессиональный рост педагогических работников и управленческих кадров в целях повышения качества образования и удовлетворенности участников образовательных отношений условиями, создаваемыми для всестороннего развития личности, условиями труда.
8. Программа развития общеобразовательной организации, как правило, разрабатывается на среднесрочный (от трех до шести лет) или долгосрочный (более шести лет) период, при этом программа развития может включать в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия.
К моменту истечения срока действия программы развития разрабатывается программа развития на следующий период. В программу развития на новый период целесообразно включать краткий анализ реализации программы развития за предыдущий период (предыдущие периоды).
Внесение изменений в программу развития осуществляется по мере необходимости: к примеру, для приведения в соответствие с изменениями в законодательстве, по результатам хода реализации программы развития, в целях ее корректировки и т.д.
Работу по выявлению необходимости (отсутствия необходимости) внесения изменений в программу развития рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в год.
В случае реорганизации образовательных организаций программы развития образовательных организаций, продолжающих осуществление деятельности после реорганизации, разрабатываются (корректируются) с учетом программ развития всех образовательных организаций, участвующих в реорганизации.
9. Основные характеристики программы развития общеобразовательной организации:
- законность (безусловное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников общеобразовательной организации);
- актуальность (нацеленность на решение ключевых задач, стоящих перед общеобразовательной организацией, - одним из инструментов определения такого рода задач является самодиагностика в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" <3>);
--------------------------------
<3> https://smp.edu.ru
- прогностичность (ориентация на решение задач системы образования, прогнозируемых в рамках социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
- проблемноориентированность (рассмотрение текущего состояния и развития общеобразовательной организации в качестве проблемной области, требующей описания проблем и разработки алгоритмов их решения);
- эффективность (максимально возможные результаты и рациональное использование ресурсов);
- целостность (наличие системного образа общеобразовательной организации и осуществляемой ею деятельности, его отображение в комплексе направлений развития);
- реализуемость (соответствие планируемых действий и результатов имеющимся и прогнозируемым ресурсам и возможностям);
- включенность (учет потребностей и интересов всех участников образовательных отношений);
- проектность (разработка и реализация программы развития как комплекса действий для реализации проекта (проектов), каждый из которых ограничен сроками, бюджетом и краткосрочными целями);
- контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей, регулярная проверка их выполнения, оперативная корректировка программы в случае выявления такой необходимости);
- комфортность (качество и лаконичность оформления, обеспечивающие визуальное и смысловое единство содержания и внешней формы программы, использование современных технических средств).
10. Примерная структура программы развития общеобразовательной организации:
10.1. Титульный лист (полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с ее уставом, период реализации программы развития, отметки о согласовании и утверждении программы развития).
10.2. Паспорт программы развития (документы, послужившие основанием для разработки программы, цель (цели) программы, комплексные задачи программы развития, планируемые результаты реализации программы, сведения о разработчиках программы, период реализации программы, этапы реализации программы, порядок финансирования программы, контроль реализации).
10.3. Информационная справка об общеобразовательной организации:
- основные сведения (полное и сокращенное наименование, дата основания, информация об учредителе, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, информация о месте нахождения общеобразовательной организации, о местах осуществления образовательной деятельности, контактная информация, в том числе адрес официального сайта общеобразовательной организации в сети "Интернет", др.);
- сведения об обучающихся (количество обучающихся по уровням образования, наличие и количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, др.);
- краткая характеристика организационно-педагогических условий (структура общеобразовательной организации, сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе адаптированных, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование, применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др.);
- сведения о режиме деятельности (количество смен, количество учебных дней в неделе, особенности календарного учебного графика, др.);
- сведения о работниках (общее количество, количество педагогических работников, количество учителей, количество специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.д.), количество работников, имеющих ученую степень/ученое звание, количество педагогов, имеющих ведомственные награды, имеющих государственные награды, количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов, доля работников с высшим образованием, информация об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (в долях от общего количества педагогических работников общеобразовательной организации по каждой категории), иные особенности коллектива, др.);
- краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров (наименования организаций, общественных объединений, направления взаимодействия с ними, др.);
- краткое описание достижений общеобразовательной организации за последние три года, за период действия предыдущей программы развития, за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение.
10.4. Проблемно ориентированный анализ текущего состояния общеобразовательной организации (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" <4>):
--------------------------------
<4> По результатам самодиагностики и с использованием цифрового конструктора программ развития общеобразовательных организаций.
- результаты самодиагностики и их анализ, в том числе сравнительный;
- описание дефицитов общеобразовательной организации;
- описание дефицитов с указанием возможных причин их возникновения, внутренних и внешних факторов влияния на развитие общеобразовательной организации;
- анализ состояния и текущего развития общеобразовательной организации (текущее состояние и планируемый результат);
- результаты проблемно ориентированного анализа (оценка актуального состояния внутреннего потенциала (сильные и слабые стороны), оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов (возможности, риски).
10.5. Основные направления развития общеобразовательной организации (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" <4>):
- возможные управленческие действия, направленные на совершенствование деятельности;
- управленческие решения, направленные на устранение причин возникновения дефицитов.
10.6. Ожидаемые результаты реализации программы, в том числе конкретные и измеряемые изменения, которые прогнозируются в результате реализации программы развития.
10.7. Механизмы реализации программы, в том числе описание требуемых ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых и т.д.) и источников их пополнения.
10.8. Критерии и показатели оценки реализации программы (задачи, качественные и (или) количественные характеристики планируемых результатов их решения).
10.9. "Дорожная карта" реализации программы (перечень основных мероприятий с указанием сроков реализации, планируемых результатов, необходимых ресурсов, основных ответственных за реализацию).
10.10. Механизмы управленческого, общественного и иного контроля за ходом реализации программы развития, в том числе тематический, целевой (например, периодическое обсуждение на заседании педагогического совета, управляющего совета, в том числе с участием представителей обучающихся, родительской общественности, сетевых партнеров, учредителя).
11. Пример структурного оформления программы развития общеобразовательной организации приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Рекомендации общеобразовательным организациям
12. При разработке проекта программы развития общеобразовательной организации необходимо:
- ориентироваться на цели и задачи государственной политики в сфере образования, как федеральной (указы Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года", постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), от 31 марта 2022 г. N 678-р (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года), от 24 июня 2022 г. N 1688-р (Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года) и т.д.), так и региональной;
- основываться на тех задачах, в том числе первоочередных, которые стоят непосредственно перед конкретной общеобразовательной организацией;
- использовать инструменты проекта "Школа Минпросвещения России", однако не ограничиваться ими;
- привлекать к разработке программы развития всю управленческую команду и педагогический состав, учитывать мнение обучающихся и родительской общественности, партнерских организаций (в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3, пунктом 17 части 1 статьи 34, пунктом 7 части 3 статьи 44, пунктами 9 и 10 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом);
- привлекать учредителя общеобразовательной организации к разработке проекта программы с первых этапов;
- в случае необходимости привлечения к разработке программы развития сторонних специалистов (организаций), в том числе на возмездной основе, избегать случаев устранения (самоустранения) школьной команды от разработки (результаты деятельности сторонних специалистов (организаций) могут рассматриваться как основа либо как часть работы по разработке программы развития, которые подлежат последующему анализу, конструктивной критике и доработке со стороны школьной команды при непосредственном участии руководителя общеобразовательной организации).
13. Рекомендуемый алгоритм разработки программы:
- формирование актива школьной команды, организация его работы;
- проведение самодиагностики, обобщение (оформление) ее результатов;
- подготовка проекта программы развития;
- общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития (педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, управляющий совет, др.);
- утверждение программы развития по согласованию с учредителем общеобразовательной организации;
- доведение утвержденной программы развития до обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательной организации, сетевых партнеров, заинтересованной общественности, в том числе размещение программы развития на официальном сайте общеобразовательной организации и при необходимости в иных информационных ресурсах (к примеру, в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" предполагается размещение утвержденных программ развития в цифровом конструкторе программ развития общеобразовательных организаций).
14. Состав актива школьной команды целесообразно формировать из числа управленческих кадров и педагогических работников (при необходимости возможно включение в состав актива работников иных категорий).
Руководитель общеобразовательной организации включается в состав актива, осуществляет руководство работой всей школьной команды, непосредственно участвует в работе актива.
Включение других работников общеобразовательной организации в актив целесообразно осуществлять, исходя из необходимости наличия в его составе наиболее квалифицированных работников, подходящих по своим компетенциям к работе в команде, готовых к освоению новых компетенций (в том числе в процессе новой работы).
Важным является привлечение к участию в разработке программы развития представителей всех структурных подразделений и (или) всех видов (уровней, направленностей) реализуемых общеобразовательной организацией образовательных программ.
Привлечение представителей родительской общественности, обучающихся, представителей сетевых партнеров рекомендуется осуществлять с первых этапов разработки проекта программы развития.
Факт определения состава актива, в том числе его формализации в виде комиссии, рабочей группы и т.п., не означает отстранение от разработки проекта программы развития других работников общеобразовательной организации - в том или ином объеме важно привлечение к данной работе каждого члена коллектива.
15. Разработку проекта программы развития целесообразно организовывать в проектной форме, четко распределяя среди актива школьной команды полномочия (роли), образовывая при необходимости рабочие (проектные) группы (в состав таких групп могут включаться как члены актива, так и другие представители школьной команды), устанавливая четкие сроки, ответственных и ожидаемые результаты, осуществляя постоянный контроль выполнения.
Важно организовывать работу таким образом, чтобы в выработке решений по каждому вопросу принимали участие как управляющие кадры, так и педагогические работники: для учета как можно большего количества факторов и взаимной оперативной проверки.
16. Общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития всем коллективом школы, родительской общественностью, обучающимися, сетевыми партнерами в формате делового откровенного диалога позволит выявить возможные ошибки, неучет тех или иных факторов, не обнаруженные ранее зоны развития и т.п., в конечном итоге повысить качество программы развития, эффективность работы по ее разработке, результативность ее реализации.
17. После прохождения этапа общественно-профессионального обсуждения (соответствующей доработки проекта программы развития при необходимости) программа развития утверждается общеобразовательной организацией (орган управления общеобразовательной организации, полномочный утверждать программу развития, определяется в соответствии с ее уставом) по согласованию с учредителем.
18. Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода реализации программы развития общеобразовательной организации, в том числе периодически проводить его профессионально-общественное обсуждение.
Мониторинг хода реализации программы развития общеобразовательной организации может подразумевать регулярную работу администрации по анализу достижения (недостижения) планируемых результатов в установленный срок, наличия (отсутствия) ожидаемых эффектов от реализуемых мероприятий, необходимости (отсутствию необходимости) корректировки организационной деятельности, получения обратной связи от участников образовательных отношений, сетевых партнеров, заинтересованной общественности и т.д.
IV. Рекомендации учредителям общеобразовательных организаций
19. Основные рекомендации учредителям общеобразовательных организаций (государственным (муниципальным) органам, осуществляющим полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций):
- осуществлять консультирование представителей управленческих команд подведомственных общеобразовательных организаций по вопросам разработки, согласования и утверждения программ их развития;
- направлять своего представителя для участия в работе школьной команды по разработке программы развития с первых этапов разработки;
- мотивировать руководителей общеобразовательных организаций на непосредственное участие в разработке программ развития общеобразовательных организаций, том числе руководство работой всей школьной команды по разработке программы;
- придерживаться единообразного подхода к вопросу организации согласования программ развития для всех подведомственных образовательных организаций;
- при организации согласования программ развития подведомственных организаций использовать возможности проекта "Школа Минпросвещения России", в том числе поддерживать коммуникацию с региональным ответственным за реализацию проекта <5>;
--------------------------------
<5> https://smp.edu.ru/contacts
- вести систематизированный учет программ развития подведомственных образовательных организаций, в том числе в целях контроля срока истечения их действия.
20. Учредителем может организовываться процедура публичных (со свободным или ограниченным доступом участников, в том числе руководителей (иных представителей) всех или максимально возможного количества подведомственных образовательных организаций) защит проектов программ развития подведомственных образовательных организаций, отчетов (итоговых, промежуточных) о реализации программ развития образовательных организаций, в том числе при проведении аттестации руководителей образовательных организаций, кандидатов на должности руководителей образовательных организаций.
V. Рекомендации исполнительным органам субъектов
Российской Федерации, осуществляющим государственное
управление в сфере образования
21. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в целях организации работы с программами развития общеобразовательных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, вне зависимости от их подведомственности, рекомендуется (в том числе с использованием регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров <6>):
--------------------------------
<6> Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (с последующими дополнениями и изменениями).
- осуществлять организационно-методическое сопровождение общеобразовательных организаций и их учредителей, в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России";
- обеспечивать обучение (инструктаж и т.п.) представителей органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляющих полномочия учредителя в отношении муниципальных общеобразовательных организаций, управленческих кадров общеобразовательных организаций по вопросам разработки, согласования и утверждения программ развития общеобразовательных организаций, в том числе в целях содействия единообразному подходу к разработке и утверждению общеобразовательными организациями программ развития по согласованию с учредителями;
- создавать условия регионального и межмуниципального взаимодействия, в том числе по вопросам выявления и распространения успешных практик организации разработки, согласования и утверждения программ развития общеобразовательных организаций (трансляция опыта, обсуждение возникающих вопросов и затруднений, др.).
VI. Заключительные положения
22. Проект "Школа Минпросвещения России", в том числе критерии и показатели, определенные им, являются полезными целевыми ориентирами для любой общеобразовательной организации, вне зависимости от ее участия или неучастия в реализации проекта.
Проведение самодиагностики по магистральным направлениям ("Знание", "Здоровье", "Творчество", "Воспитание", "Творчество") и ключевым условиям ("Учитель. Школьная команда", "Образовательная среда", "Школьный климат") проекта, соответствующая кластеризация программы развития по направлениям и условиям являются не только и не столько своеобразным индикатором важного минимума единообразия подходов к организации работы по разработке, согласованию и утверждению программ развития, сколько помогают в системном видении общеобразовательной организацией своих затруднений и перспектив, в комплексном подходе к организации работы по развитию ее деятельности.
Вместе с тем программа развития общеобразовательной организации не должна и не может ограничиваться реализацией проекта "Школа Минпросвещения России": несмотря на проработанность выделенных им критериев и показателей, априори не представляется возможным сформировать единый для всей системы общего образования Российской Федерации исчерпывающий перечень целевых индикаторов. Та или иная специфика имеется в деятельности каждой общеобразовательной организации, и определяется она региональными, местными, локальными (самой общеобразовательной организации) и иными особенностями.
23. При разработке и реализации программ развития общеобразовательных организаций необходимо избегать формализма, необъективности тех или иных данных, некомпетентности.
Программы развития общеобразовательных организаций - стержневые стратегические документы, обеспечивающие направленность деятельности общеобразовательных организаций на повышение качества образования и удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников общеобразовательных организаций условиями, создаваемыми для всестороннего развития личности, условиями труда.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке, утверждению
и согласованию программ развития
общеобразовательных организаций
ПРИМЕР СТРУКТУРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ <7>
--------------------------------
<7> Пример разработан в соответствии с Концепцией проекта "Школа Минпросвещения России", может использоваться в том числе общеобразовательными организациями, не принимающими участия в реализации проекта.
Применение данного структурного оформления рекомендуется осуществлять, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики. При наличии установленного или устоявшегося структурного оформления программы развития общеобразовательной организации рекомендуется провести его анализ на предмет необходимости учета положений настоящего примера.
Титульный лист программы развития
1. Полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с ее уставом.
2. Период реализации программы развития (в годах).
3. Отметки о согласовании учредителем общеобразовательной организации и утверждении программы развития полномочным органом управления общеобразовательной организации в соответствии с ее уставом.
4. Отметки о согласовании коллегиальными органами управления общеобразовательной организации (если такое согласование предусмотрено ее уставом), иные согласования (при необходимости).
Паспорт программы развития
Наименование
|
Содержание
|
Полное наименование общеобразовательной организации
|
|
Документы, послужившие основанием для разработки программы развития
|
Перечень основных федеральных, региональных, муниципальных, локальных нормативных актов.
|
Цель программы развития
|
|
Комплексные задачи программы развития
|
|
Планируемые результаты реализации программы развития
|
|
Сведения о разработчиках программы развития
|
|
Период реализации программы развития
|
|
Этапы реализации программы развития
|
|
Порядок финансирования программы развития
|
|
Контроль реализации программы развития
|
Информационная справка об общеобразовательной организации
Наименование
|
Содержание
|
Основные сведения об общеобразовательной организации
|
полное и сокращенное наименование, дата основания, информация об учредителе, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, информация о месте нахождения общеобразовательной организации, о местах осуществления образовательной деятельности, контактная информация, в том числе адрес официального сайта общеобразовательной организации в сети "Интернет", др.
|
Сведения об обучающихся
|
количество обучающихся по уровням образования, наличие и количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, др.
|
Краткая характеристика организационно-педагогических условий
|
структура общеобразовательной организации, сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе адаптированных, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование, применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др.
|
Сведения о режиме деятельности
|
количество смен, количество учебных дней в неделе, особенности календарного учебного графика, др.
|
Сведения о работниках
|
общее количество, количество педагогических работников, количество учителей, количество специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.д.), количество работников, имеющих ученую степень/ученое звание, количество педагогов, имеющих ведомственные награды, имеющих государственные награды, количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов, доля работников с высшим образованием, информация об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (в долях от общего количества педагогических работников общеобразовательной организации по каждой категории), иные особенности коллектива, др.
|
Краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров
|
наименования организаций, общественных объединений, направления взаимодействия с ними, др.
|
Краткое описание достижений общеобразовательной организации
|
с указанием периода за последние три года, за период действия предыдущей программы развития, за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение
|
Проблемно ориентированный анализ текущего состояния и результатов самодиагностики.
Результаты самодиагностики, установление уровня достижения результатов проекта (баллы, уровень по каждому направлению и в целом).
Описание дефицитов по каждому магистральному направлению и ключевому условию.
N п/п
|
Показатель оценивания
|
Значение оценивания
|
Балльная оценка
|
Магистральное направление, ключевое условие
|
Критерий
|
Дефициты
|
Управленческие действия/решения
|
1
|
|||||||
2
|
|||||||
3
|
Описание возможных причин возникновения дефицитов, внутренних и внешних факторов влияния на развитие школы.
Анализ текущего состояния и перспектив развития школы.
Интерпретация результатов самодиагностики:
N п/п
|
Магистральное направление, ключевое условие
|
Полученный результат (описание и количество баллов)
|
Планируемый результат, описание
|
1
|
Знание
|
||
2
|
Воспитание
|
||
3
|
Здоровье
|
||
4
|
Творчество
|
||
5
|
Профориентация
|
||
6
|
Учитель. Школьная команда
|
||
7
|
Школьный климат
|
||
8
|
Образовательная среда
|
Результаты проблемно ориентированного анализа:
Магистральные направления и ключевые условия
|
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала
|
Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов
|
||
сильные стороны
|
слабые стороны
|
благоприятные возможности
|
риски
|
|
Знание
|
||||
Воспитание
|
||||
Здоровье
|
||||
Творчество
|
||||
Профориентация
|
||||
Учитель. Школьная команда
|
||||
Школьный климат
|
||||
Образовательная среда
|
Основные направления развития организации.
Возможные действия, направленные на совершенствование деятельности по каждому магистральному направлению и ключевому условию.
Управленческие решения, направленные на устранение причин возникновения дефицитов.
N п/п
|
Магистральное направление, ключевое условие
|
Название подпроектов
|
Задачи
|
Планируемые результаты
|
Сроки реализации
|
Перечень мероприятий
|
Ресурсное обеспечение
|
Руководитель проектной группы
|
Целевые индикаторы результативности
|
Система оценки результатов и контроля реализации
|
1
|
Знание
|
|||||||||
2
|
Воспитание
|
|||||||||
3
|
Здоровье
|
|||||||||
4
|
Творчество
|
|||||||||
5
|
Профориентация
|
|||||||||
6
|
Учитель. Школьная команда
|
|||||||||
7
|
Школьный климат
|
|||||||||
8
|
Образовательная среда
|
Ожидаемые результаты реализации программы развития (повышение, сохранение уровня).
Механизмы реализации программы развития
Наименование блока
|
Наименование ресурсов
|
Наличие (по факту):
количество и характеристики
|
Требуемые ресурсы
|
Источники получения/приобретения
|
1. Нормативное правовое обеспечение (ЛНА)
|
||||
2. Материально-техническое обеспечение
|
||||
3. Кадровые ресурсы
|
||||
4. Финансовые ресурсы
|
||||
5. Иное (при необходимости)
|
Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Задача
|
Описание результата
|
Количественные показатели
|
"Дорожная карта" реализации программы развития
Мероприятия
|
Срок реализации
|
Планируемый результат
|
Исполнитель
|
Ответственный
|
||
наименование мероприятия
|
плановая дата получения результата (дд.мм.гг)
|
фактическая дата
(дд.мм.гг)
|
измеримый индикатор
(показатель)
|
наименование продукта
|
||
Подпроект/задача
|
Должность и Ф.И. О. работника ОО, ответственного за выполнение задачи
|
|||||
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области