"Письмо" Минпросвещения России от 13.03.2023 N ДГ-392/06 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся, с учетом развития индивидуальных видов спорта")

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 марта 2023 г. N ДГ-392/06

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

В рамках выполнения части 2 подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. N Пр-2397, данных по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 10 октября 2019 г., касающегося завершения создания школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях, Минпросвещения России направляет для использования в работе Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся, с учетом развития индивидуальных видов спорта.

Д.Е.ГРИБОВ

Утверждаю
И.о. директора ФГБУ "Федеральный центр
организационно-методического воспитания"
С.А.ТАИРОВ
"__" __________ 2023 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С МАЛЫМ КОНТИНГЕНТОМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся (далее - Методические рекомендации), предназначены для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных спортивных клубов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей региональных ресурсных центров физкультурно-спортивной направленности, а также всех участников образовательных отношений.

1. Нормативные правовые и организационные основы
деятельности школьных спортивных клубов

В настоящее время созданы нормативные правовые и организационные основы для образовательных организаций по оказанию содействия в создании и обеспечении деятельности школьных спортивных клубов:

1. Статьей 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определено, что в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом образовательными организациями могут создаваться школьные спортивные клубы.

2. Статьей 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что образовательная организация может иметь в своей структуре школьный спортивный клуб.

3. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 10 октября 2019 г. N Пр-2397 к 2024 году необходимо завершить создание школьных спортивных клубов в каждой общеобразовательной организации.

4. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р к одним из приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта отнесена организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях.

5. Концепцией развития детско-юношеского спорта до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р установлено, что к основным направлениям и мероприятиям по развитию детско-юношеского спорта, в том числе, относится развитие школьных спортивных клубов.

6. Концепций развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р одной из задач дополнительного образования детей определено создание на базе общеобразовательных организаций сети школьных спортивных клубов по видам спорта для формирования здорового образа жизни обучающихся.

8. Приказом Минпросвещения России от 25 марта 2020 г. N 117 утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами.

9. Межотраслевой программой развития школьного спорта до 2024 года, утвержденной совместным приказом Минспорта России и Минпросвещения России от 17 февраля 2021 г. N 89/56 определены механизмы развития школьного спорта, в том числе школьных спортивных клубов и направления по совершенствованию физкультурной и спортивной работы с детьми.

10. Методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций определен алгоритм их создания (письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2021 г. N 06-1400 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования).

11. Резолюций прошедшего 19 - 22 октября 2022 г. в г. Казани Всероссийского Форума школьных спортивных клубов "Школьный спорт - путь к успеху каждого ребенка" даны рекомендации по дальнейшему межведомственному взаимодействию на все уровнях государственной власти по развитию школьных спортивных клубов (письмо Минпросвещения России от 17 ноября 2022 г. N АБ-3509/06 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования).

2. Общие положения

Школьный спортивный клуб (далее - ШСК) в малокомплектных школах создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с их Порядком деятельности, утвержденным приказом Минпросвещения от 25 марта 2020 г. N 117, а также методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях (письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2021 г. N 06-1400), в целях вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, традиционных и наиболее популярных в субъекте Российской Федерации видов спорта, формирования здорового образа жизни.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь нормами статьи 99 Федерального закона, самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным, учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности субъектов Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности и численности обучающихся;

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.

В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р улучшение доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры нацелено на улучшение среды обитания людей, проживающих в сельской местности. Для успешной реализации этого направления в первую очередь необходимо укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности на основе организаций образования, культуры и спорта.

С 1 января 2021 года к малокомплектным школам предъявляются общеустановленные санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28.

В соответствии с приказом Минпросвещения от 25 марта 2020 г. N 117 основными задачами деятельности школьных спортивных клубов являются:

вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;

развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;

организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.

К особенностям малокомплектной общеобразовательной организации относится:

неравномерная наполняемостью классов или отсутствие отдельных классов; наличие классов, где вместе обучаются дети разных возрастов;

слабо развитая спортивная инфраструктура общеобразовательной организации, а иногда отсутствие спортивного зала;

отдаленность школы от других общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Разнообразие направлений деятельности ШСК в полной мере способствует гармоничному развитию личности каждого ребенка, формирует его активную жизненную и гражданскую позицию, мотивирует на участие в деятельности ШСК, спортивно-массовых мероприятиях, программах воспитания и социализации.

Школьный спортивный клуб в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся призван обеспечивать многообразие внеурочных форм исходя из возможностей общеобразовательной организации и количества обучающихся, а также:

организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, общение обучающихся разных классов во внеурочной деятельности;

рационально объединить классы, возрастной диапазон не должен превышать 3 - 4 года;

команды для участия в соревнованиях могут быть "сборными", состоящими из обучающихся разных классов;

учтет возрастных особенностей детей при реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности.

Малая наполняемость классов дает учителю возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими.

Эффективность работы малокомплектной общеобразовательной организации определяется условиями, связанными с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы.

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания обучающихся в малокомплектной общеобразовательной организации составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, обязательные для общеобразовательной организации формы внеклассной спортивно-массовой работы, соревновательная деятельность. Также для учащихся следует учитывать ежедневные часы занятий физическими упражнениями в группах продленного дня и самостоятельные занятия обучающихся. Подобные занятия осуществляются по рекомендациям учителя физической культуры.

Учителю физической культуры, необходимо принимать во внимание особенности физического воспитания учащихся в малокомплектной общеобразовательной организации. На занятиях физическими упражнениями требуется четкая дифференциация физической нагрузки.

Следует обратить внимание на методическое обеспечение педагогического коллектива при организации работы ШСК, а также реализации дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности и проведения спортивно-массовых и физкультурных мероприятий.

3. Основные направления деятельности по созданию
условий для организации школьного спортивного клуба
и совершенствования системы образования
и воспитания обучающихся в малокомплектной
общеобразовательной организации

Физкультурно-спортивная работа в малокомплектной общеобразовательной организации должна быть представлена преемственно в рамках образовательной деятельности (в том числе внеурочной), а также дополнительного образования, проведения спортивно-массовых мероприятий и практико-ориентированной спортивной деятельности:

1. Реализация предмета "Физическая культура", а также модулей по видам спорта: "Самбо", "Гандбол", "Дзюдо", "Тэг-регби", "Плавание", "Футбол", "Футбол для всех", "Спортивная борьба", "Флорбол", "Фитнес-аэробика", "Легкая атлетика", "Подвижные шахматы", "Шахматы в школе", "Бадминтон", "Триатлон", "Хоккей", "Гимнастика", "Лапта" (включенных в Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации по состоянию на 30 декабря 2022 г., далее - модули по видам спорта) позволяют привлечь обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также сформировать знания о видах спорта (перечень модулей по видам спорта ежегодно будет увеличиваться).

2. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках внеурочной деятельности является наиболее эффективным направлением в создании условий для формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни, которые направлены на проведение конкурсных мероприятий, Дней спорта, Дней здоровья, спортивных праздников, приуроченные к знаменательным датам, общественно значимым спортивным событиям.

Внеурочная деятельность направлена также на достижение планируемых результатов по предмету "Физическая культура" и модулей по видам спорта при освоении программ начального, основного и среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией.

3. Наиболее популярными и распространенными формами физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной организации является ШСК, которые направлены на вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом, реализации дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности, а также модулей по видам спорта, в том числе обеспечение готовности к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Комплекс ГТО).

Руководить ШСК может учитель физической культуры или другие члены педагогического коллектива, имеющие соответствующее образование. Освоение образовательных программ в блоке дополнительного образования позволяет обучающимся значительно повысить интерес к физической культуре и спорту.

4. Эффективной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в малокомплектной общеобразовательной организации являются спортивно-массовые мероприятия, которые предусматривают объединение детей разного возраста в команды.

Небольшой классный коллектив одного возраста, может не позволить проводить подвижные игры и эстафеты, а отсутствие параллелей классов и затрудняет организацию внутришкольных соревнований, комплектование команд для участия в районных стартах и мероприятиях. Это обусловливает необходимость объединения нескольких классов, создание разновозрастных групп при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Организаторам внутришкольных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого обучающегося должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для него полезными.

Спортивные мероприятия в общеобразовательной организации проводятся в течение года. Основная их цель - помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества.

4. Комплексный подход к организации работы ШСК в малокомплектной общеобразовательной организации развивает интерес у обучающихся к многообразию профессий в области физической культуры и спорта, что позволяет обучающимся осознанно выбрать в будущем спортивные профессии: учитель физической культуры, тренер-преподаватель, фитнес-тренер, спортивный психолог, судья (арбитр), спортивный юрист, журналист, врач.

В ШСК могут быть использованы такие формы деятельности, как тематические мероприятия, направленные на освоение способов проведения самостоятельных занятий по физической культуре и спорту, овладение современными оздоровительными системами физического воспитания, подготовку к выполнению нормативов Комплекса ГТО, изучению правил проведения спортивных соревнований, воспитание ценностей олимпийского движения, посвященные спортивным достижениям советских и российских спортсменов.

4. Виды спорта, которые возможно развивать в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся

В общеобразовательной организации с численностью обучающихся менее 20 человек, а также с численностью обучающихся 21 - 50 человек рекомендуется организовать секционную работу с учетом развития индивидуальных видов спорта таких как:

- бадминтон;

- настольный теннис;

- дартс;

- стрельба из лука;

- легкая атлетика;

- городошный спорт;

- гиревой спорт;

- армрестлинг;

- шашки;

- шахматы;

- лапта.

- лыжные гонки;

- дзюдо;

- самбо;

- художественная гимнастика;

- спортивное ориентирование.

В соответствии с ч. 5 Ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", разработка дополнительных общеобразовательных программ осуществляется образовательной организацией самостоятельно на основании локального нормативного акта, с учетом характерных для нее параметров, критериев, оценочных материалов и диагностики, соответствующих планируемым результатам освоения программы.

Необходимые материалы для разработки дополнительных общеобразовательных программ:

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы) в области физической культуры и спорта https://clck.ru/33ZXHM;

- Примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по видам спорта https://fcpsr.ru/cat/1/37/240?page=0;

- Навигатор дополнительного образования детей http://dop.edu.ru/home.

Рекомендуется проведение занятий по общей физической подготовке и развивать наиболее популярные в субъекте Российской Федерации национальные виды спорта (в Приложении ссылки на модули и общеразвивающие дополнительные программы).

Отсутствие спортивного зала возможно компенсировать наличием спортивной пришкольной площадки или специально оборудованного места для занятий физической культурой и спортом.

4.1. Краткая характеристика видов спорта

Бадминтон - спортивная игра с воланом и ракеткой, в которой принимают участие по одному или два игрока с каждой стороны. Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.

Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своем теле на площадке.

Настольный теннис - индивидуальная спортивная игра, в процессе которой соревнуются два спортсмена или две пары спортсменов. Настольный теннис развивает волю, реакцию, выносливость, умение мыслить. Важнейшими качествами для спортсменов в настольном теннисе являются реакция, координация, чувство мяча.

Дартс - спортивная игра, в которой участники метают дротики в определенную мишень, разделенную на секторы. Игра в дартс развивает координацию движений, укрепляет мышцы спины, улучшает зрение и развивает память.

Стрельба из лука - вид спорта, в котором производится стрельба из лука стрелами на точность или дальность. Победителем является спортсмен или команда, которая наберет больше очков. Спортсмены-лучники стреляют по специальным мишеням, которые крепятся на щитах. Стрельба ведется по стандартным бумажным мишеням, которые состоят из концентрических кругов разного цвета. Стандартными дистанциями по стрельбе из лука в помещении являются дистанции - 18, 30 и 50 метров до мишени, а на открытом воздухе начинаются с 30 метров. Лучный спорт - отличный способ воспитать в себе спокойствие и силу духа, укрепить свой мышечный корсет, развить глазомер.

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занимающихся разного возраста и разной степени физической подготовленности. Развиваются основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, координация.

Занятия легкой атлетикой являются общедоступными благодаря разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.

Городошный спорт - спортивная игра заключается в поочередном выбивании соперниками или командами соперников за периметр города (площадки с разметкой) фигур, сложенных из городков (деревянных брусков), с помощью городошной биты (метательного спортивного снаряда). Игра в городки развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.

Гиревой спорт - силовой вид спорта, является разновидностью тяжелой атлетики. Занятия с гирями можно проводить в группах или индивидуально. Во всех случаях не требуется специализированных залов и оборудования. Гири могут быть в любом спортивном зале или не приспособленном для занятий спортом помещении. Особенностью занятий с гирями является то, что они позволяют достаточно быстро развивать силовые возможности человека, и главным образом, его силовую выносливость. Занятия с гирей совершенствуют практически всю мышечную систему, так как при подъеме этого снаряда принимают участие все группы мышц (ног, туловища, рук).

Армрестлинг - вид борьбы на руках между двумя участниками (вид спортивных единоборств). Во время матча одноименные руки соревнующихся ставятся на твердую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующихся является прижатие руки противника к поверхности.

Шахматы, шашки - настольные логические игры со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Шахматы и шашки развивают интеллект, память, внимательность, силу воли, являются одним из средств воспитания характера. Для занятий шахматами и шашками не требуются специально оборудованные помещения. Для этого необходимо небольшое помещение общеобразовательной организации.

Лапта - двухсторонняя командная игра, которая проводится как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях, на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Это эффективнейшее средство развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Здесь применяется бег, прыжки, метание мяча, ловля, удар битой. У игроков вовлекаются в динамическую работу все группы мышц, увеличивается подвижность в суставах, активизируется обмен веществ, что благоприятно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии обучающихся.

Лыжные гонки - один из самых доступных и массовых видов физической культуры и спорта. Представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Дзюдо - это вид спортивной борьбы, относится к группе сложно-координационных видов спорта, т.к. его основное содержание - взаимодействие противников, задачей которых является выведение из равновесия посредством технических действий в стойке, с последующим преследованием противника в борьбе лежа (партере), целью которого является победа сковывающими узлами удерживающего, удушающего либо болевого характера в соответствии с правилами соревнований.

Занятия дзюдо укрепляют здоровье и развивают физические качества - быстроту, силу, ловкость, выносливость, а также духовные - настойчивость, волю, самообладание, решительность, целеустремленность.

Самбо (самозащита без оружия) - вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты. Самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Занятия самбо формируют твердый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей.

Художественная гимнастика - вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений и элементов без предмета, а также с предметом (булавы, мяч, скакалка, обруч, лента).

Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов, расположенных на местности. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это, жизненно важный навык. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция.

Все перечисленные виды спорта, помогают решать основную задачу физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами - преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами в области физической культуры и спорта.

Важным условием успешности развития школьного спорта является обязательный ежегодный социологический опрос обучающихся для изучения их физкультурно-спортивных интересов и потребностей, результаты которого позволят определить приоритеты в выборе физкультурно-спортивной деятельности. У обучающегося должен быть выбор, каким видом спорта он хочет и может заниматься. Свой интерес и желание заниматься определенным видом спорта обучающийся может развивать в ШСК участвуя в соревнованиях.

5. Спортивное оборудование и инвентарь

Созданные спортивные сооружения и уже имеющиеся спортивные залы общеобразовательных организаций должны быть оснащены соответствующим специальным спортивным оборудованием и инвентарем.

Оснащение спортивных залов и сооружений общеобразовательных организаций спортивным оборудованием и инвентарем позволит создать дополнительные условия по привлечению детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

При закупке спортивного инвентаря и оборудования общеобразовательным организациям следует руководствоваться приложением N 1 к Приказу Минпросвещения России от 23 августа 2021 г. N 590 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и подпунктом "б" пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".

5.1. Примерный перечень спортивного инвентаря и оборудования
для организации секционный работы с учетом развития
индивидуальных видов спорта, а также реализации
дополнительных образовательных программ

N п/п
Наименование
Количество
Бадминтон
1.
Волан (приобретается с учетом использования в спортивных залах и на открытых спортивных площадках)
комплект из 3 шт.
2.
Ракетка
пара
3.
Сетка
1 шт.
4.
Стойки для крепления сетки (передвижные)
пара
Городошный спорт
5.
Бита
комплект
6.
Городки
комплект
Дартс
7.
Дротик
комплект из 3 шт.
8.
Мишень
1 шт.
Настольный теннис
9.
Мяч
комплект из 6 шт.
10.
Ракетка
пара
11.
Стол
1 шт.
12.
Сетка
1 шт.
Шахматы и шашки
13.
Шахматы
комплект
14.
Шахматные часы
1 шт.
15.
Шашки
комплект
Лапта
16.
Бита
2 шт.
17.
Мяч
1 шт.
Армрестлинг
18.
Стол борцовский (сидя, стоя)
2 шт.
19.
Блочные устройства, амортизаторы резиновые
2 шт.
Стрельба из лука
20.
Щит для стрельбы
3 шт.
21.
Лук классический
1 комплект
22.
Стрелы
1 комплект
23.
Колчан для стрел
1 шт.
24.
Напальчник, нагрудник, пуллер
1 комплект
Спортивное ориентирование
25.
Карта-схема кабинета (спортивного зала)
1 комплект
26.
Карта-схема школьного двора
1 комплект
Тяжелая атлетика
27.
Помост тяжелоатлетический
1 шт.
28.
Штанга тяжелоатлетическая
1 шт.
29.
Гантели переменной массы
1 комплект
30.
Гири разные с "шагом" 1 - 2 кг от 8 до 12 кг
1 комплект
Лыжный спорт
31.
Лыжи, палки, ботинки, крепления
1 комплект
Дзюдо, самбо
32.
Татами (ковер) 6 x 6
1 шт.
33.
Чучело борцовское
1 шт.
Художественная гимнастика
34.
Ковер гимнастический
1 шт.
35.
Булавы мяч скакалка обруч лента
1 комплект
36.
Мат гимнастический
5 шт.
37.
Музыкальный центр
1 шт.
Легкая атлетика
38.
Стойки планка для прыжков в высоту
1 комплект
39.
Палочка эстафетная
4 шт.
40.
Рулетка
1 шт.
41.
Секундомер
2 шт.
42.
Барьер легкоатлетический универсальный
6 шт.
Оборудование и инвентарь универсального назначения
(для общефизической подготовки и различных видов спорта)
43.
Гантели (от 0,5 до 12 кг)
комплект
44.
Гири (от 15 кг и более)
комплект
45.
Канат для перетягивания (12 м)
1 шт.
46.
Мяч гимнастический
1 шт.
47.
Набор для подвижных игр
комплект
48.
Перекладина универсальная
комплект
49.
Скакалка гимнастическая (от 180 до 260 см)
комплект
50.
Штанга тяжелоатлетическая тренировочная с набором "блинов" разного веса
комплект

Количество спортивного инвентаря, приведенное в данном перечне, является минимальным и зависит от средней наполняемости группы обучающихся по виду спорта.

5.2. Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием
открытых плоскостных спортивных сооружений

Все открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения должны быть оснащены соответствующим физкультурно-спортивным оборудованием. При оборудовании плоскостных физкультурно-спортивных сооружений следует руководствоваться СП 332.1325800.2017. "Свод правил. Спортивные сооружения. Правила проектирования".

Планирование функционала или функциональных зон спортивных площадок рекомендуется увязывать:

- с предпочтениями (выбором) обучающихся;

- развитием видов спорта в муниципальном образовании (популярность, возможность обеспечить методическую поддержку, организовать спортивные мероприятия);

- экономическими возможностями для реализации проектов по созданию открытой плоскостной инфраструктуры;

- требованиями безопасности площадок (технические регламенты, ГОСТ Р, СанПин);

- природно-климатическими условиями;

- количественным и качественным (возраст, половозрастные характеристики и т.п.) составом различных категорий учащихся и жителей близлежащих домов на конкретной территории;

- наличием площадок (с учетом их функционала по различным видам; доступности и обеспеченности площадками всех категорий населения) на прилегающей территории.

Размеры спортивных площадок зависят от:

- размеров территории, на которой будет располагаться площадка;

- функционального предназначения и состава оборудования;

- требований соответствующих нормативных документов по безопасности площадок (зоны безопасности оборудования);

- наличия других элементов благоустройства (разделение различных функциональных зон);

- расположения подходов к площадке;

- пропускной способности площадки.

Спортивные площадки, предназначенные для игр, активного отдыха, занятий физкультурой и спортом детей и взрослых различных возрастов:

- для детей младшего и среднего школьного возраста от 7 до 12 лет - детские спортивные площадки с использованием спортивно-развивающего оборудования (совмещающего игровые и физкультурные элементы);

- для детей в возрасте от 7 до 12 лет - детские спортивные площадки с физкультурным и спортивным оборудованием;

- для детей старше 12 лет - спортивные площадки;

- для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 12 лет для совместных игр и занятий физкультурой - детские спортивно-развивающие площадки универсального назначения;

- для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 12 лет для совместных занятий физкультурой и спортом - детские спортивные площадки универсального назначения;

- для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья старше 12 лет для совместных занятий физкультурой и спортом - спортивные площадки универсального назначения.

Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп, или как комплексные игровые и спортивные площадки с зонированием по возрастным интересам. Для детей и подростков (12 - 16 лет) рекомендуется организация спортивных комплексов (спортивно-развивающие комплексы на основе канатных систем, микро-скалодромы и т.п.), спортивные площадки для игровых видов спорта, спортивных площадок Комплекса ГТО и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках (от 7 лет и старше).

Приложение
к разделу 4

ССЫЛКИ
НА МОДУЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПО ВИДАМ
СПОРТА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

N п/п
Примерные рабочие программы учебного предмета "Физическая культура" включены в реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации//Ссылка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности//Ссылка
https://clck.ru/32gN3c
https://clck.ru/33YVmj
1.
Бадминтон https://clck.ru/33YVwn
базовый уровень сложности https://clck.ru/33YVze
2.
Настольный теннис
модуль не разработан
базовый уровень https://clck.ru/33YW4p
Модульная программа по физической культуре для 1 - 4 классов общеобразовательных организаций на основе мини-настольного тенниса https://clck.ru/33YW7D
3.
Легкая атлетика https://clck.ru/33YW8X
базовый уровень https://clck.ru/33YW9f
4.
Лапта https://clck.ru/33YWDr
базовый уровень https://clck.ru/33YWSP
5.
Городошный спорт
В разработке
6.
Лыжные гонки
модуль не разработан
базовый уровень https://clck.ru/33YWTY
Дополнительная предпрофессиональная программа/базовый уровень https://clck.ru/33YWUM
7.
Дзюдо
модуль не разработан
Программа по ФК для общеобразовательных организаций на основе дзюдо https://clck.ru/33YWVn
8.
Самбо
модуль не разработан
Учебная программа https://clck.ru/33YWWm
9.
Шахматы https://clck.ru/33YWBd
https://clck.ru/33ZXHM
https://fcpsr.ru/cat/1/37/240?page=0
http://dop.edu.ru/home
10.
Дартс
модуль не разработан
11.
Стрельба из лука
модуль не разработан
12.
Гиревой спорт
модуль не разработан
13.
Армрестлинг
модуль не разработан
14.
Шашки
модуль не разработан
15.
Художественная гимнастика
модуль не разработан
16.
Спортивное ориентирование
модуль не разработан
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области