МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПИСЬМО
от 2 мая 2024 г. N 05-ПГ-МП-22786
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее в Минпросвещения России, по вопросу условий осуществления образовательной деятельности и в части своей компетенции сообщает следующее.
В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда", входящего в состав национального проекта "Образование" и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды.
Целевая модель цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) разработана в целях развития и регулирования цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Целью ЦОС является обеспечение предоставления равного доступа к информационным системам и ресурсам платформы ЦОС участникам отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента, способствующее повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификации, обмену опытом и практиками, управлению собственными данными в электронной форме, предоставлению государственных (муниципальных) услуг и исполнению государственных (муниципальных) функций в сфере образования, построению индивидуального учебного плана, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС, объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.
Кроме этого, распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 3427-р определено стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.
Задачами цифровой трансформации являются:
повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
предоставление равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся;
формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;
стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
Таким образом, требование к созданию цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях закреплено на государственном уровне и нацелено на обеспечение цифровой трансформации всей системы образования, включая среднее профессиональное образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем направлениям общественно полезной деятельности.
Статьей 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определены информационные системы, организуемые в системе образования, частями 1, 2 и 3 которой установлено, что в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные Федеральным законом.
В целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования создана федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - федеральная информационная система).
Организация формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2085.
Также согласно части 9 статьи 98 Федерального закона для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825.
Организация формирования и ведения указанных федеральных информационных систем осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), куда следует обратиться для получения информации и консультации.
На основании частей 2 и 3 статьи 16 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.
С 1 января 2023 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система "Моя школа" (далее - ФГИС "Моя школа"), разработанная в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" (далее - Постановление N 2040), в рамках которой создан контент для сервиса "Мой колледж".
В целях масштабирования проведенной работы и расширения функциональных возможностей ФГИС "Моя школа" разработано и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. N 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (далее - Постановление N 1241).
В соответствии с Постановлением N 1241 оператором ФГИС "Моя школа" является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России), обеспечивающий ее создание, развитие и эксплуатацию ФГИС "Моя школа". Минпросвещения России является функциональным заказчиком.
Для получения информации о подключении к ФГИС "Моя школа" следует обратиться в Минцифры России.
Региональные информационные системы организуются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Учитывая положения пункта 7 части 1 статьи 8 Федерального закона, для получения информации следует обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
Заместитель директора Департамента
М.И.СОФРОНОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области