МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2021 г. N 29-50/5719-ОГ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ОХОТНИЧЬИХ ИНСПЕКТОРОВ
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает.
По вопросу 1.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются задачами федерального государственного охотничьего надзора, который осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (далее - органы государственного надзора). Должностными лицами органов государственного надзора, осуществляющими федеральный государственный охотничий надзор, являются государственные инспектора в области охраны окружающей среды.
Правовой статус государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определяется Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
В частности, согласно пункту 3 статьи 66 Закона об охране окружающей среды государственные инспекторы в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На государственных инспекторов в области охраны окружающей среды распространяется действие Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", которым к мерам государственной защиты государственных инспекторов в области охраны окружающей среды отнесены меры безопасности, правовой и социальной защиты.
Так, в соответствии с пунктом 1 Перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 900, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, подлежат государственной защите.
По вопросам 2 и 3.
Согласно части 6 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2014 N 6 (далее - Порядок), производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьим инспектором - работником юридического лица, индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашения (далее - охотпользователь), который выполняет обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов на основании трудового договора, имеет охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.
Указанная норма основана на положениях частей 3 и 4 статьи 41 Закона об охоте.
В соответствии с положениями статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по обязательному социальному страхованию включено в перечень основных задач трудового законодательства.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователем, осуществляющим обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с этим обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производственных охотничьих инспекторов осуществляется их работодателями - охотпользователями.
Учитывая изложенное, вопрос обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производственных охотничьих инспекторов регламентируется трудовым законодательством.
По вопросу 3.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 33 Закона об охоте федеральный государственный охотничий надзор на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим реализация задач по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность охотпользователей по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с положениями статьи 41 Закона об охоте и Порядка.
Так, частью 7 статьи 41 Закона об охоте к полномочиям производственного охотничьего инспектора отнесены составление актов о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - акт) (в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья), а также право сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствующие органы государственного надзора или органы внутренних дел и направлять в указанные органы необходимые материалы.
Таким образом, в случае выявления производственным охотничьим инспектором признаков нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов применение мер принуждения к виновным (подозреваемым в совершении такого нарушения) лицам отнесено Законом об охоте к полномочиям органов государственной власти.
Наделение работников охотпользователей правомочиями должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор, противоречит одному из основных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира - принципу недопустимости совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира (статья 12 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире").
Данный подход в настоящее время сохраняет свою актуальность. Так, в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле) федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется только в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты предпринимательской деятельности не отнесены к органам федерального государственного контроля (надзора). При этом согласно положениям статьи 26 Закона о контроле контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании. Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.
Таким образом, наделение охотпользователей функциями по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора противоречит принципам контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охотничьего хозяйства
А.А.ФИЛАТОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области