МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2013 г. N ДЛ-101/08
О РАЗМЕРЕ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ЗА ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ
В целях обеспечения достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет <*>, а также недопущения резкого увеличения размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Минобрнауки России разъясняет.
--------------------------------
<*> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Федеральным законом разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пункт 5 части 1 статьи 8 и пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (часть 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П).
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом (часть 2 статьи 65 Федерального закона). Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Федерального закона).
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В контексте Федерального закона такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (часть 2 статьи 65 Федерального закона);
при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Федерального закона);
установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона);
в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона).
Для реализации указанных мер поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 г. размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Одновременно органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется установить с 1 сентября 2013 г. средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует также обратить внимание, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
О решениях, принятых в субъекте Российской Федерации по регулированию размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, и установлению мер поддержки семей, имеющих детей, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, Министерство образования и науки Российской Федерации просит проинформировать в срок до 1 июля 2013 г., заполнив формы, размещенные в личных кабинетах субъектов Российской Федерации, открытых в Единой информационной системе обеспечения деятельности Минобрнауки России.
Ответственный исполнитель - Юдкина Лариса Андреевна (e-mail: yudkina-la@mon.gov.ru, тел. (499) 237-66-84).
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
о решениях, принятых по регулированию размера родительской
платы за присмотр и уход за детьми, и установлению мер
поддержки семей, имеющих детей, и организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам
дошкольного образования
Субъект Российской Федерации ______________________________
Форма 1
N п/п
|
на 1 сентября 2012 года
|
на 1 июля 2013 года
|
на 1 сентября 2013 года (прогноз)
|
Примечание
<*>
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Средний размер родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (рублей на одного ребенка)
|
||||
1.1.
|
в том числе по категориям родителей (законных представителей), которым размер родительской платы снижен (рублей на одного ребенка):
|
||||
1.1.1.
|
|||||
...
|
|||||
1.1.N.
|
|||||
2.
|
Категории родителей (законных представителей), которые освобождены от родительской платы, в том числе:
|
X
|
X
|
X
|
|
2.1.
|
X
|
X
|
X
|
||
...
|
|||||
2.N.
|
X
|
X
|
X
|
Форма 2
N п/п
|
Меры поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования
|
Средний размер (рублей за одного ребенка)
|
Примечание <*>
|
||
на 1 сентября 2012 года
|
на 1 июля 2013 года
|
на 1 сентября 2013 года (прогноз)
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
|||||
...
|
|||||
N.
|
--------------------------------
Примечание:
<*> необходимо указать решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации (нормативный правовой акт), пояснить отклонения (графы 3, 4).
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области