"Письмо" Минобрнауки России от 12.01.2023 N МН-7/102 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке программ развития образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации")

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 января 2023 г. N МН-7/102

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в целях организации работы по утверждению программ развития образовательных организаций высшего образования, предусмотренной частью 4.1. статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", просит при разработке программы развития образовательной организации руководствоваться прилагаемыми методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с требованиями к структуре и содержанию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2547 "Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования".

Директор Департамента
координации деятельности
образовательных организаций
Минобрнауки России
В.В.ГРИШКИН

Утверждаю
Заместитель Министра науки
и высшего образования
Российской Федерации
Д.В.АФАНАСЬЕВ
от 11 января 2023 г. N б/н

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ НАУКИ
И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по разработке программ развития образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (далее соответственно - методические рекомендации, программа развития, образовательная организация) разработаны в целях оказания методической поддержки образовательным организациям при формировании программ развития в соответствии с частью 4.1. статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2547 "Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования".

Методические рекомендации включают в себя правила оформления титульного листа программы развития образовательной организации, рекомендации по структуре и содержанию программы развития образовательной организации, формы и правила заполнения обязательных приложений к программе развития образовательной организации, методику оценки эффективности реализации программы развития образовательной организации, а также порядок организации разработки, согласования и утверждения программы развития образовательной организации.

I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1. Общие рекомендации по оформлению программы развития

Параметры оформления текста программы развития. Текст программы развития, содержащий обязательные разделы, должен быть не более 40 страниц, остальная информация оформляется приложениями. Размер шрифта - Times New Roman, 14 pt, межстрочный интервал 1,15. Поля - левое 2,5, верхнее 2,0, нижнее 2,0, правое 1,0. Нумерация страниц сверху по центру.

Рекомендованная структура программы развития:

Титульный лист.

Аннотация.

1. Общие положения.

1.1. Краткая характеристика текущего состояния образовательной организации и динамика за последние 5 лет <1>.

--------------------------------

<1> Включая ее филиальную сеть при ее наличии.

1.2. Участие образовательной организации в программах социально-экономического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации.

2. Стратегия развития образовательной организации.

2.1. Миссия образовательной организации.

2.2. Стратегическая цель образовательной организации.

2.3. Целевая модель развития образовательной организации.

3. Мероприятия по достижению целевой модели развития образовательной организации.

3.1. Образовательная политика.

3.2. Политика в области научно-исследовательской деятельности и инноваций.

3.3. Молодежная политика.

3.4. Политика по развитию человеческого капитала.

3.5. Политика по развитию инфраструктуры.

3.6. Политика в области цифровой трансформации.

3.7. Система управления образовательной организации.

3.8. Социальная миссия образовательной организации.

3.9. Политика в области развития филиальной сети <2>.

--------------------------------

<2> Подраздел приводится образовательной организацией при наличии.

3.10. Дополнительные политики по направлениям деятельности <3>.

--------------------------------

<3> Подраздел приводится на усмотрение образовательной организации.

4. Управление реализацией программы развития.

4.1. Органы управления программой развития и их функции.

4.2. Финансово-экономическая модель реализации программы развития.

4.3. Методика оценки эффективности реализации программы развития образовательной организации.

5. Ожидаемые результаты и потенциальные риски реализации программы развития.

Приложение N 1. Целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития и их значение <4>.

--------------------------------

<4> Данные о целевых показателях реализации программы развития приводятся отдельно по головной образовательной организации и по каждому филиалу образовательной организации (при их наличии).

Приложение N 2. План мероприятий по реализации программы развития (на 10 лет) <5>.

--------------------------------

<5> Данные о плане мероприятий по реализации задач программы развития приводятся по всей образовательной организации, либо отдельно по головной образовательной организации и по каждому филиалу образовательной организации (по решению образовательной организации).

Приложение N 3. Объемы и источники финансового обеспечения мероприятий по реализации программы развития <6>.

--------------------------------

<6> Данные об объемах финансового обеспечения мероприятий по реализации задач программы развития приводятся по всей образовательной организации, либо отдельно по головной образовательной организации и по каждому филиалу образовательной организации (по решению образовательной организации).

Приложение N 4. Программы и проекты, реализуемые образовательной организацией, финансовое обеспечение которых планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета <7>.

--------------------------------

<7> Данные о проектах и программах, обеспеченных федеральным финансированием, приводятся на дату разработки программы развития.

Для университетов - участников программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" может быть утверждена программа, представленная в комиссию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора университетов в целях участия в программе "Приоритет-2030" и согласованная ею.

2. Рекомендации по содержанию разделов программы развития

2.1. Раздел 1 "Общие положения"

Подраздел 1.1. "Краткая характеристика текущего состояния образовательной организации и динамика за последние 5 лет"

Содержит краткую характеристику текущего состояния и динамику за последние 5 лет образовательной организации, в том числе ее филиальной сети (при ее наличии). Рекомендуется использовать количественные характеристики образовательной организации (например, общая численность обучающихся, доля обучающихся на программах магистратуры, доходы от НИОКР и/или реализации творческих проектов и другие данные, которые могут быть верифицированы по данным мониторинга эффективности деятельности образовательной организации (1-Мониторинг).

В данном подразделе дается краткое описание ключевых результатов развития образовательной организации за предыдущий период с указанием их ориентированности на региональный/федеральный и/или международный рынок высшего образования, исследований, науки и технологий.

Образовательная организация, реализующая программу развития, предусматривающую дополнительное финансирование за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отраженное в приложении N 4, предоставляет в данном разделе информацию о ключевых результатах реализации данных программ с учетом использованного финансирования (в том числе проекта по созданию национальных исследовательских университетов, проекта "5 - 100", участие образовательной организации в программах создания и развития научно-образовательных центров мирового уровня, научных центров мирового уровня и др.).

Подраздел 1.2. "Участие образовательной организации в программах социально-экономического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации"

В настоящем подразделе приводится описание достигнутых результатов образовательной организации в реализации задач социально-экономического развития в масштабе субъекта Российской Федерации и/или федерального округа, в решении которых участвует или планирует свое участие образовательная организация.

В подразделе приводится краткий анализ состояния, тенденций и основных проблем развития отраслей экономик/сфер деятельности Российской Федерации и региона(-ов), на территории(-ях) которого(-ых) расположена образовательная организация и ее филиальная сеть (при ее наличии), а также представительств, в том числе за рубежом (при их наличии), в решении которых участвует или планирует свое участие образовательная организация.

Раздел содержит стратегию позиционирования образовательной организации в системе высшего образования и науки на федеральном и/или региональном уровне, краткий анализ программ и интеллектуальных продуктов образовательной организации, результаты конкурентного анализа по рынкам образования и исследований, а также вызовы и задачи, стоящие перед образовательной организацией для достижения национальных целей на момент разработки программы развития.

2.2. Раздел 2 "Стратегия развития образовательной организации"

Содержит описание миссии, стратегической цели и целевой модели развития образовательной организации.

Миссия формулируется относительно того, для чего существует образовательная организация. При формировании миссии необходимо учитывать специфику деятельности образовательной организации, гео-экономико-политической сферы влияния образовательной организации, культурную и социальную роль в регионе, федеральном округе и/или стране.

Миссия не должна содержать понятий и выражений, которые допускают неоднозначное толкование, формулировка миссии должна быть краткой, удобной для восприятия и запоминания.

Описание целевой модели развития образовательной организации представляет собой совокупность качественных и количественных ключевых характеристик, описывающих состояние образовательной организации по совокупности направлений ее деятельности по завершении программы развития.

2.3. Раздел 3 "Мероприятия по достижению целевой модели развития образовательной организации"

Содержит декомпозицию цели до уровня задач, которые образовательная организация ставит перед собой для реализации заявленной целевой модели, и соответствующие им мероприятия в виде конкретных проектов и действий по решению заявленных задач.

При постановке задач по реализации целевой модели образовательной организации необходимо учитывать, что задачи должны:

быть согласованы с миссией образовательной организации и направлены на достижение ее стратегической цели;

быть гармонизированы с мероприятиями, ресурсами (материальными, финансовыми, информационными, интеллектуальными и др.) и целевыми показателями реализации программы развития и должны быть непротиворечивы;

описывать развитие базовых процессов (включая цифровую трансформацию), содействовать формированию устойчивой финансовой модели образовательной организации и приводить к достижению как минимум двух из нижеперечисленных результатов (по усмотрению образовательной организации):

1. обеспечение социально-экономического, научно-технологического и/или кадрового развития Российской Федерации или отдельных субъектов Российской Федерации;

2. обеспечение опережающего развития научно-технологического потенциала Российской Федерации;

3. создание технологий в интересах компаний реального сектора экономики;

4. обеспечение конкурентоспособности российского высшего образования и привлекательности для иностранных обучающихся <8>;

--------------------------------

<8> Из перечня стран, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2022 г. N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц"

5. проведение цифровой трансформации ключевых отраслей экономики Российской Федерации;

6. создание инфраструктурной и технологической базы;

7. кооперация с образовательными организациями, научными организациями, академий наук Российской Федерации и производственными технологическими компаниями;

8. реализация образовательной организацией ее социальной миссии;

9. создание технологий и практик в интересах образования и социальной сферы, обеспечения социально-психологического благополучия и безопасности детства.

Для реализации поставленных задач необходимо запланировать мероприятия и сгруппировать их по следующим направлениям реализации программы развития:

а) образовательная политика;

б) политика в области научно-исследовательской деятельности и инноваций;

в) молодежная политика;

г) политика по развитию человеческого капитала;

д) политика по развитию инфраструктуры;

е) политика в области цифровой трансформации;

ж) система управления образовательной организацией;

з) социальная миссия образовательной организации;

и) политика в области развития филиальной сети <9>;

--------------------------------

<9> Подраздел приводится образовательной организацией при наличии.

к) дополнительные политики по направлениям деятельности образовательной организации <10>.

--------------------------------

<10> Подраздел приводится на усмотрение образовательной организации (например, политика по международной деятельности).

Сгруппированные таким образом мероприятия и действия должны иметь четкое, конкретное и понятное содержание, а также включать краткую информацию:

о текущем состоянии в приведенном направлении деятельности;

о ключевых приоритетах и направлениях развития в приведенном направлении деятельности;

о имеющемся или планируемом партнерстве с другими образовательными организациями, научными центрами;

об имеющихся у образовательной организации ресурсах, включая характеристику интеграции и кооперации с другими организациями (если они предусмотрены).

Целесообразно исключить дублирование мероприятий при описании политик по разным направлениям деятельности.

Подраздел 3.1. "Образовательная политика"

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные в том числе на:

развитие комплексной работы со школьниками, привлечение талантливых абитуриентов, реализацию профориентационной деятельности;

реализацию новых гибких и открытых моделей образования, опирающихся на возможности цифровых технологий;

создание новых конкурентоспособных образовательных программ, включая сетевые, в том числе для системы дополнительного профессионального образования, направленных на практическую ориентацию обучения и формирование компетенций, необходимых для предприятий реального сектора экономики и/или по их прямому заказу, а также востребованных на образовательном рынке;

реализацию образовательных программ, полностью и/или частично осуществляемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (иноязычных и русскоязычных), в том числе с использованием искусственного интеллекта, технологий дополненной и виртуальной реальности, симуляторов, интеллектуальных тренажеров и пр.;

реализацию образовательных программ, полностью и/или частично осуществляемых на иностранном языке с расширением практики индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся образовательной организации;

развитие проектной, в том числе научно-исследовательской, работы обучающихся образовательной организации как одного из основных элементов образовательного процесса;

внедрение ассистивных технологий в реализацию образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования;

разработка и реализация инклюзивных программ;

поддержку мер, направленных на развитие академической мобильности обучающихся образовательной организации;

вовлечение обучающихся в фундаментальные, поисковые и прикладные исследования и проекты в интересах отраслевых и региональных партнеров;

обеспечение индивидуализации обучения и возможность формирования индивидуальной образовательной траектории с активным участием обучающегося в соответствии с его потребностями и возможностями;

создание и развитие тьюторской службы образовательной организации.

Подраздел 3.2. "Политика в области научно-исследовательской деятельности и инноваций"

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные в том числе на:

развитие и реализацию научных исследований и разработок, получение по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок охраняемых результатов интеллектуальной деятельности;

издание собственных научных журналов (при наличии);

внедрение в экономику и социальную сферу технологий, коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий;

реализацию мер по совершенствованию научно-исследовательской деятельности в аспирантуре и докторантуре;

формирование и реализацию комплексных междисциплинарных научно-технологических и/или научно-исследовательских программ, отвечающих на вызовы, стоящие перед отраслями промышленности, регионом или Российской Федерацией в целом;

создание студенческих технопарков и бизнес-инкубаторов в образовательной организации;

участие в научно-исследовательских и производственно-технологических консорциумах, расширение участия в деятельности инновационных территориальных кластеров и/или иных форм территориально-отраслевых объединений.

В данной части программы развития рекомендуется отразить приоритетные направления, по которым, по мнению образовательной организации, развитие научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности является наиболее перспективным, а также краткую информацию по основным стратегическим партнерам образовательной организации.

Подраздел 3.3. "Молодежная политика"

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные в том числе на:

гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, культурно-творческое, экологическое и физическое воспитание обучающихся образовательной организации, в том числе поддержку программ развития массового студенческого спорта и формирования здорового образа жизни;

поддержку программ деятельности советов молодых ученых и студенческих научных обществ образовательной организации;

содействие занятости обучающихся и трудоустройству выпускников образовательных организаций;

содействие участия обучающихся в конкурсном движении;

развитие студенческого самоуправления и добровольческого (волонтерского) движения;

профилактику и противодействие деструктивных проявлений в молодежной среде, прежде всего идеологии экстремизма и терроризма;

поддержку мер по комплексной реабилитации и абилитации обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Подраздел 3.4. "Политика по развитию человеческого капитала"

В настоящем подразделе дается целевая количественная и качественная характеристика работников образовательной организации, необходимая для эффективной реализации программы развития.

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные в том числе на:

развитие кадрового потенциала системы высшего образования, сектора исследований и разработок посредством обеспечения воспроизводства управленческих и научно-педагогических кадров, привлечение в образовательную организацию ведущих ученых и специалистов-практиков;

построение дифференцированной и гибкой системы профессиональных траекторий работников с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания;

введение системы непрерывного профессионального развития работников на основе индивидуальных планов;

создание условий для привлечения молодых работников;

поддержку мер, направленных на развитие академической мобильности научно-педагогических работников образовательной организации;

повышение социальной ответственности образовательной организации как работодателя и улучшение социального обеспечения работников;

формирование инклюзивной культуры управленческих и научно-педагогических кадров, а также учебно-вспомогательного персонала образовательной организации.

Подраздел 3.5. "Политика по развитию инфраструктуры"

Подраздел должен содержать прогнозную оценку и обоснование долгосрочных потребностей образовательной организации в развитии инфраструктуры, в том числе в создании новых мест для размещения обучающихся, научно-педагогических работников, научных работников и иных категорий сотрудников образовательных организаций и научных организаций.

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные в том числе на:

формирование в образовательной организации современных научных, образовательных и рекреационных пространств, стимулирующих научную и образовательную коммуникацию, проектную работу обучающихся, инновационную и предпринимательскую активность обучающихся и работников образовательной организации;

повышение доли трансформируемых пространств в аудиторном фонде (многофункциональные аудитории);

развитие безбарьерной инклюзивной среды для обучающихся и работников с ограниченными возможностями здоровья;

перспективы использования различных форм и моделей государственно-частного партнерства при развитии инфраструктуры и кампуса, в том числе создании научных лабораторий и учебных аудиторий с современным оборудованием, развитии образовательных технологий, цифровизации;

построение системы обеспечения обучения и проживания иностранных и иногородних обучающихся, учитывающей их возможности и предпочтения, в том числе с целью формирования межкультурной научно-образовательной среды;

межвузовское взаимодействие при развитии инфраструктуры и кампусов.

Подраздел 3.6. "Политика в области цифровой трансформации"

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия в соответствии с направлениями, представленными в методических рекомендациях по разработке стратегии цифровой трансформации образовательной организации:

мероприятия должны быть синхронизированы с локальным актом образовательной организации, определяющим стратегию ее цифровой трансформации (при наличии);

мероприятия должны обеспечивать внедрение цифровых инструментов и технологий, направленных на достижение стратегической цели и решения задач по развитию образовательной организации, с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2030 года;

мероприятия должны отражать внедрение цифровых технологий по всем направлениям деятельности образовательной организации;

мероприятия должны обеспечить развитие цифровых решений и сервисов направленных на все целевые аудитории пользователей - абитуриентов, обучающихся, выпускников, работников, партнеров и гостей образовательной организации.

Подраздел 3.7. "Система управления образовательной организацией"

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные на формирование целевого имиджа, поддержание положительной репутации, а также повышение устойчивости образовательной организации в быстроменяющихся экономических условиях, в том числе включающие:

использование современных технологий стратегического менеджмента, программно-целевого планирования, матричного управления, управления качеством, управления в условиях изменений, управления на основе больших данных, проектного управления;

активное привлечение представителей общественности, бизнеса, профессионального сообщества и учредителей образовательной организации к управлению реализацией программы развития.

Подраздел 3.8. "Социальная миссия образовательной организации"

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия, направленные в том числе на:

расширение эффективного взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики соответствующего муниципалитета, региона и/или федерального округа, страны;

расширение тематического спектра и модернизацию инструментов экспертно-аналитической поддержки деятельности федеральных и/или региональных органов власти, муниципалитетов, бизнеса, ассоциаций по актуальным вопросам социально-экономического развития Российской Федерации и/или конкретного субъекта Российской Федерации;

реализацию новых для образовательной организации творческих, социально-гуманитарных проектов, культурно-просветительских проектов, отражающих вклад образовательной организации в развитие общества.

Подраздел 3.9. "Политика в области развития филиальной сети" <11>

--------------------------------

<11> Подраздел приводится образовательной организацией при наличии.

По данному направлению реализации программы развития указывают приоритеты и ориентиры образовательной организации по развитию филиальной сети как в целом, так и по отдельным филиалам и представительствам (по усмотрению образовательной организации), а также возможные мероприятия и действия, направленные в том числе на:

оптимизацию филиальной сети, направления ее развития, влияния на регион присутствия, а также на взаимодействие с региональной экономикой в части отдельных филиалов;

влияние на социально-экономическое, научно-технологическое и/или кадровое развитие конкретных субъектов Российской Федерации, в которых расположены филиалы образовательной организации;

взаимодействие филиальной сети с бизнес-сообществом конкретных субъектов Российской Федерации, в которых расположены филиалы образовательной организации.

При необходимости даются ссылки на другие разделы, в которых упоминаются мероприятия по развитию филиалов в целях исключения дублирований в тексте программы развития.

Подраздел 3.10. "Дополнительные политики по направлениям развития образовательной организации" <12>

--------------------------------

<12> подраздел приводится на усмотрение образовательной организации.

В настоящем подразделе указывают мероприятия и действия по направлениям деятельности, которые целесообразно выделить как наиболее значимые для образовательной организации.

В финальной части настоящего раздела необходимо указать этапность реализации мероприятий с фиксацией сроков первого и последующих этапов, а также привести ссылки на приложение N 1 и на приложение N 2, где должны быть зафиксированы соответственно целевые показатели и сроки реализации приведенных мероприятий программы развития, их основные результаты.

2.4. Раздел 4 "Управление реализацией программы развития"

Подраздел 4.1. Органы управления программы развития и их функции

В четвертом разделе программы развития приводится общая информация о структуре управления программой развития, органах ее управления и их функциях, включая общие требования к организации и осуществлению внутреннего и внешнего контроля при реализации программы развития.

Подраздел 4.2. "Финансово-экономическая модель"

В указанном подразделе программы развития приводится информация о ресурсном обеспечении программы развития: общие объемы финансового обеспечения реализации программы развития за весь период ее реализации (с указанием возможных источников финансовых ресурсов - средства федерального бюджета и/или средства бюджетов других уровней (если указанное финансирование предусмотрено), внебюджетные источники, включая собственные средства образовательной организации, фондов и общественных организаций, привлеченные средства отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления предприятий и т.д.).

В разделе образовательная организация указывает ежегодные планируемые затраты на реализацию проектов развития образовательной организации как долю от общих доходов.

Данный подраздел должен содержать описание финансового обеспечения мероприятий программы развития с разбивкой по годам реализации, по направлениям, мероприятиям (результатам) реализации программы развития и по источникам, что должно быть также отражено в приложении N 3.

В случае финансирования мероприятий программы развития за счет средств федерального бюджета образовательной организации необходимо представить расчеты и обоснования с указанием источника финансирования мероприятий.

По данному направлению реализации программы развития указывают мероприятия и действия образовательной организации, направленные в том числе на:

оптимизацию финансовой модели;

обеспечение финансовой устойчивости;

пополнение и использование целевого капитала.

Подраздел 4.3. "Методика оценки эффективности реализации программы развития образовательной организации"

Оценка эффективности реализации программы развития образовательной организации проводится один раз в год на основании ежегодного отчета.

Текущий ежемесячный мониторинг эффективности реализации программы развития осуществляется на основании "дорожной карты", разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно и предусматривающей детализацию плана мероприятий по реализации программы развития в соответствии с приложением N 2 к программе развития. Как правило, "дорожная карта" разрабатывается на 3 года в рамках реализации программы развития.

Оценка эффективности реализации программы развития образовательной организации в обязательном порядке должна включать:

анализ выполнения запланированных мероприятий в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением N 2), включая анализ актуальности мероприятий, в том числе в части вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;

анализ выполнения целевых показателей реализации программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением N 1), их соответствие плановым значениям, включая анализ отклонений (при их наличии) с указанием причин возникновения и мер, способствующих их достижению (в случае отрицательного отклонения);

анализ использования финансового обеспечения мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с подразделом 2 "Финансово-экономическая модель" раздела 4 "Мероприятия по достижению целевой модели образовательной организации" и приложением N 3);

предложения по включению в программу развития образовательной организации новых мероприятий в соответствии с национальными целями развития и приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации;

предложения по корректировке мероприятий программы развития образовательной организации, показавшие неактуальность для реализации программы развития с течением времени.

Оценка эффективности реализации программы развития осуществляется ежегодно в соответствии с интегральным показателем эффективности I, который включает 3 элемента <13>:

--------------------------------

<13> Для оценки эффективности реализации программы развития образовательной организации могут быть использованы индикаторы развития, формирующиеся на основе данных форм статистической и ведомственной отчетности образовательной организации (не входят в состав целевых показателей, подлежащих планированию в рамках программы развития образовательной организации).

оценку эффективности выполнения мероприятий программы развития образовательной организации;

оценку эффективности достижения целевых показателей программы развития образовательной организации;

оценку эффективности использования ресурсов, запланированных на реализацию программы развития образовательной организации.

Показатель оценки эффективности выполнения мероприятий программы развития образовательной организации M рассчитывается на основании выполнения мероприятий плана реализации мероприятий программы развития (приложение N 2) по формуле:

,

где mi - оценка эффективности выполнения мероприятий i-го раздела в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением N 2);

i - количество разделов в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением N 2), принимающее значение в интервале от 8 до 10 (в соответствии с количеством подразделов в разделе 3 программы развития).

,

где:

i - номер раздела плана;

j - номер мероприятия i-го раздела плана;

- значение показателя, равное:

1 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализовано в соответствии с планом;

0,5 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализуется в соответствии с планом;

0,25 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализуется с отклонением от плана;

0 - если j-е мероприятие i-го раздела плана не реализуется в соответствии с планом.

Показатель оценки эффективности достижения целевых показателей программы развития P рассчитывается на основании достижения плановых значений целевых показателей реализации программы развития образовательной организации, относящихся к "Категории А" и "Категории Б", (приложение N 1) по формуле:

,

где pi - оценка эффективности достижения целевых показателей в плане мероприятий по реализации задач программы развития образовательной организации (в соответствии с приложением N 1);

А - количество плановых значений целевых показателей реализации программы развития образовательной организации, относящихся к "Категории А";

Б - количество плановых значений целевых показателей реализации программы развития образовательной организации, относящихся к "Категории Б";

,

где j - номер целевого показателя реализации программы развития образовательной организации;

pj - может принимать значения:

1 - если показатель j достигнут в соответствии с планом;

0,75 - если показатель j отклонился от плана не более чем на 10%;

0,5 - если показатель j отклонился от плана не более чем на 25%;

0,25 - если показатель j отклонился от плана не более чем на 50%;

0 - если показатель j отклонился от плана на 50% и более.

Показатель эффективности оценки использования ресурсов, запланированных на реализацию программы R, рассчитывается на основании достижения плановых значений финансовых показателей программы развития в соответствии с подразделом 2 "Финансово-экономическая модель" раздела 4 "Мероприятия по достижению целевой модели образовательной организации" и приложением N 3 и рассчитывается по формуле:

,

где r1 и r2 - оценка эффективности выполнения показателей доли бюджетных и внебюджетных (от иной приносящей доход деятельности) доходов по реализации программы развития образовательной организации в соответствии с приложением N 3 к программе развития образовательной организации. Показатели могут принимать следующие значения:

1 - если показатель достигнут в соответствии с планом;

0,75 - если показатель отклонился от плана не более чем на 10%;

0,5 - если показатель отклонился от плана не более чем на 25%;

0,25 - если показатель отклонился от плана не более чем на 50%;

0 - если показатель отклонился от плана на 50% и более.

Показатель эффективности использования ресурсов, запланированных на реализацию программы R рассчитывается на основании достижения плановых значений финансовых показателей программы развития в соответствии с подразделом 2 "Финансово-экономическая модель" раздела 4 "Мероприятия по достижению целевой модели образовательной организации" и приложением N 3 и может принимать следующие значения:

1 - если показатель достигнут в соответствии с плановым значением;

0,75 - если показатель отклонился от планового значения не более чем на 10%;

0,5 - если показатель отклонился от планового значения не более чем на 25%;

0,25 - если показатель отклонился от планового значения не более чем на 50%;

0 - если показатель отклонился от планового значения на 50% и более.

Интегральный показатель эффективности реализации программы развития образовательной организации I рассчитывается по формуле:

,

при этом значение интегрального показателя:

от 100% до 75% - соответствует высокой эффективности реализации программы развития образовательной организации;

от 50% до 75% (включая оба значения) - соответствует эффективной реализации программы развития образовательной организации;

менее 50% - не соответствует эффективной реализации программы развития образовательной организации.

2.5 Раздел 5 "Ожидаемые результаты и потенциальные риски реализации программы развития"

Ожидаемые результаты должны соответствовать поставленным целям и задачам образовательной организации. Поэтому в данном подразделе приводится оценка влияния ожидаемых результатов реализации мероприятий программы развития на повышение конкурентоспособности национальной экономики, достижение национальных целей и реализацию национальных проектов, а также дается оценка влияния ожидаемых результатов образовательной, научно-инновационной, международной деятельности (при наличии) образовательной организации на развитие социально-экономической сферы отрасли/региона и/или федерального округа, на территории которого расположена образовательная организация и/или ее филиальная сеть (при наличии), а также на развитие образовательной организации.

Данный раздел должен содержать оценку потенциальных рисков реализации программы развития и возможные пути их минимизации.

II. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

При разработке и/или актуализации программы развития необходимо раскрыть основные результаты мероприятий программы развития посредством увязывания предложенных в программе развития мероприятий с целевыми показателями, которые приводятся в приложении N 1.

Целевые показатели реализации программы развития включают две группы:

группа "Категория А" - целевые показатели, зафиксированные в действующих документах стратегического планирования образовательной организации. Показатели группы "Категория А" направлены на достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

группа "Категория Б" - целевые показатели реализации программы развития, отражающие специфику образовательной организации, в том числе региональную и/или отраслевую. Данные показатели включаются в программу образовательной организацией самостоятельно, с учетом требований учредителя и в соответствии с решениями коллегиального органа управления образовательной организацией.

В программе развития рекомендуется учесть все показатели из группы "Категории А", при этом, по согласованию с учредителем, в силу специфики образовательной организации, отдельные показатели могут быть исключены или иметь нулевые значения.

Показатели группы "Категория А" и группы "Категория Б" должны быть приведены в приложении N 1 "Целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития и их значение". Также в приложении N 1 отражаются и методики расчета показателей, относящихся к "Категория Б".

Целевые показатели группы "Категория А" приведены в таблице ниже.

Целевые показатели группы "Категория А"
<в программе развития образовательной организации высшего
образования приводятся все показатели реализации программы
развития, группы "Категории А">

N п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Методика расчета
Область деятельности образовательной организации
1.
Объем средств от исследований, разработок, научно-технических услуг и/или реализации творческих проектов по договорам с организациями реального сектора экономики и за счет средства бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на 1 НПР
единицы
Методика расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. N 432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета" (приложение 3, показатель 4)
Научно-исследовательская
2.
Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности на 1 НПР
единицы
Методика расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. N 432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета" (приложение 2, показатель 6)
Инновационная
3.
Доля иностранных граждан и лиц без гражданства в общей численности обучающихся
процент
Методика расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. N 432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета" (приложение 3, показатель 7)
Международная
4.
Доля ППС в возрасте до 39 лет
процент
Методика расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. N 432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета" (приложение 1, показатель 2)
Развитие кадрового потенциала
5.
Объем доходов образовательной организации от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР
тыс. руб.
Методика расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. N 432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета" (приложение 1, показатель 4)
Финансово-хозяйственная
6.
Объем доходов от реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения на 1 НПР
тыс. руб.
Методика расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. N 432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета" (приложение 3, показатель 3)
7.
Позиция образовательной организации в Московском международном рейтинге "Три миссии университета" и национальных рейтингах, в том числе предметных, образовательных организаций, входящих в экосистему "Три миссии университета"
единицы
Место в Московском международном рейтинге "Три миссии университета" и локальном рейтинге образовательных организаций, входящих в экосистему "Три миссии университета"
Социальная-воспитательная
8.
Интегральный показатель, оценивающий цифровую трансформацию
балл
Цифровизация
где значение Nцn определяется в соответствии с методикой, приведенной в таблице 2. Интегральный показатель "Цифровая зрелость университета".

Таблица 2. Интегральный показатель "Цифровая зрелость университета"

Наименование показателя
Описание показателя
Методика начисления баллов по показателю
Для справки <14> к 2030 г
Ц1
Доля сотрудников образовательных организаций высшего образования, обладающих цифровыми компетенциями
Отношение численности руководящего персонала, профессорско-преподавательского состава и научных работников образовательной организации высшего образования (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), прошедшие за последние 3 года повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по применению информационных и коммуникационных технологий, к общей численности работников образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
90%
где:
Ц1Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц1Цель = 90%
Источник данных: федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Ц2
Доля дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Отношение количества дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, к общему количеству дополнительных профессиональных образовательных программ в образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
60%
где:
Ц2Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц2Цель = 60%
Источник данных: федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам
Ц3
Доля объема НИОКР, реализуемых в сфере цифровых технологий
Отношение объема НИОКР, зарегистрированных в ЕГИСУ НИОКТР, реализуемых образовательной организацией высшего образования в сфере цифровых технологий, к общему объему таких НИОКТР, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
30%
где:
Ц3Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц3Цель = 30%
Источник данных: Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР)
Ц4
Доля научных работников, зарегистрированных на ЦПИ
Отношение количества научных работников, зарегистрированных на ЦПИ, к общему количеству научных работников организации
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
90%
где:
Ц4Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц4Цель = 90%
Источник данных: Единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия исследователей (ЦПИ)
Ц5
Доля научных работников организации, которые используют сервисы домена "Наука и инновации" <15>
Отношение научных работников организации, которые используют минимум 5 сервисов домена "Наука и инновации", к общей численности научных работников организации, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
80%
где:
Ц5Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц5Цель = 80%
Источник данных: Единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия исследователей (ЦПИ), Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР)
Ц6
Уровень интеграции информационной системы образовательной организации высшего образования с ГИС СЦОС
Периодичность синхронизации сведений информационной системы образовательной организации высшего образования с ГИС СЦОС
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
Не менее 1 синхронизации сведений в неделю
(к 2024 г.)
где Kn
= 1 если не менее 1 синхронизации сведений в неделю;
= 0,75 если не менее 1 синхронизации сведений в месяц;
= 0,5 если не менее 1 синхронизации сведений в год;
= 0,25 если не менее 1 синхронизации сведений за весь период
= 0 если менее 1 синхронизации сведений за весь период
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда"
Ц6.1
Доля учащихся образовательной организации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры образовательной организации высшего образования для которых обеспечена корректная загрузка сведений (без ошибок) и отображение цифровых студенческих билетов в ГИС СЦОС
Отношение количества учащихся образовательной организации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры образовательной организации высшего образования для которых обеспечена корректная загрузка данных и проведен контроль целостности сведений, подтверждающих полноту загруженных сведений, необходимых для отображения цифрового студенческого билета в ГИС СЦОС к общей численности студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
100%
(к 2023 г. - 50%,
к 2024 г. - 100%)
где:
Ц6.1Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц6.1Цель = 100%
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда", федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Ц6.2
Доля учащихся образовательной организации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры образовательной организации высшего образования для которых обеспечена корректная загрузка сведений (без ошибок) и отображение цифровых зачетных книжек в ГИС СЦОС
Отношение количества учащихся образовательной организации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры образовательной организации высшего образования для которых обеспечена корректная загрузка данных и проведен контроль целостности сведений, подтверждающих полноту загруженных сведений, необходимых для отображения цифровой зачетной книжки в ГИС СЦОС к общей численности студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
100%
(к 2024 г. - 50%,
к 2025 г. - 100%)
где:
Ц6.2Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц6.2Цель = 100%
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда", федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Ц6.3
Доля профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования, по которым осуществлена выгрузка сведений в ГИС СЦОС в соответствие с API ГИС СЦОС
Отношение численности профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования, сведения о которых загружены в ГИС СЦОС в соответствие с API к общей численности работников образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
100%
(к 2025 г.)
где:
Ц6.3Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц6.3Цель = 100%
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда", федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Ц6.4
Доля аспирантов, по которым осуществлена выгрузка сведений в ГИС СЦОС в соответствие с API ГИС СЦОС
Отношение численности аспирантов организации высшего образования, сведения о которых загружены в ГИС СЦОС в соответствие с API к общей численности аспирантов образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
100%
(к 2025 г.)
где:
Ц6.4Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц6.4Цель = 100%
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда", федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Ц6.5
Доля онлайн-курсов образовательной организации высшего образования, размещенных в ГИС СЦОС
Отношение количества онлайн-курсов образовательной организации высшего образования, информация о которых опубликована в ГИС СЦОС (в соответствие с API ГИС СЦОС) к общему количеству онлайн-курсов образовательной организации высшего образования, опубликованных в электронной образовательной среде/электронной системе управления обучением образовательной организации высшего образования
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и рассчитывается по формуле:
100%
(к 2024 г.)
где:
Ц6.5Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц6.5Цель = 100%
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда", данные электронной образовательной среды/электронной системы управления обучением образовательной организации высшего образования
Ц6.6
Доля дополнительных профессиональных образовательных программ образовательной организации высшего образования, размещенных в ГИС СЦОС
Отношение количества дополнительных профессиональных образовательных программ образовательной организации высшего образования, информация о которых опубликована в ГИС СЦОС к общему количеству дополнительных профессиональных образовательных программ в образовательной организации высшего образования, %
Максимальное количество баллов не может превышать 100 и
рассчитывается по формуле:
100%
(к 2024 г. - 50%,
к 2025 г. - 100%)
где:
Ц6.6Факт = значение в соответствии с описанием показателя
Ц6.6Цель = 100%
Источник данных: Государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда", федеральное статистическое наблюдение за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

--------------------------------

<14> Приводится целевое значение соответствующего показателя по системе высшего образования, запланированное в соответствии с проектом документа "Методика расчета целевого показателя "Достижение цифровой зрелости" ключевых показателей отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования и государственного муниципального управления".

<15> После разработки соответствующего функционала ЕГИСУ и ЦПИ.

III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Порядок организации разработки, согласования, утверждения и актуализации программы развития утверждается учредителем.

При разработке, согласовании и утверждении программы развития необходимо учитывать, что программа развития разрабатывается до 2030 г.

Проект программы развития должен быть рассмотрен и одобрен членами коллегиального органа управления образовательной организацией (конференцией работников и обучающихся образовательной организации или ученым советом) и попечительским советом или наблюдательным советом образовательной организации (при наличии).

По требованию учредителя образовательная организация предоставляет информацию о позиции субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается образовательная организация. Позиция может быть представлена согласованием органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или выпиской из протокола голосования коллегиального органа образовательной организации по вопросу согласования программы развития образовательной организации, при условии вхождения в его состав представителя субъекта Российской Федерации.

Проект программы развития должен получить заключение федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части проведения экспертизы проектов программ развития образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, а также отдельных проектов в составе таких программ.

Утвержденная программа развития должна размещаться на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Актуализация (внесение изменений) программы развития образовательной организации осуществляется на основании решения Минобрнауки России при поступлении от образовательной организации соответствующего запроса, направленного в адрес Минобрнауки России. Для актуализации (внесения изменений) программы развития образовательной организации необходимо представить скорректированные показатели к программе развития и соответствующее обоснование для внесения изменений.

Предоставление отчета о реализации программы развития за предыдущий год осуществляется в срок не позднее 20 апреля текущего года.

Приложение N 1

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
(индикаторы) реализации программы развития и их значение

<полное наименование образовательной организации
высшего образования> <16>
на 202_ - 203_ годы

Наименование целевого показателя
Единица измерения
Блок мероприятий <17>
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030
Ответственный за реализацию

--------------------------------

<16> Целевые показатели реализации программы развития выбираются в соответствии с Методикой расчета целевых показателей реализации программы развития образовательной организации.

<17> Приводится нумерация мероприятий в соответствии с N п/п мероприятий, изложенных в приложении N 2 "План мероприятий по реализации программы развития" разработанной программы развития образовательной организации.

Приложение N 2

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

<полное наименование образовательной организации
высшего образования> <18>
на 202_ - 203_ годы

N п/п
Наименование мероприятия <19>
Основные результаты
Сроки реализации <20>
Группа мероприятий N n <21>
1.
1.1.
Группа мероприятий N n + 1
2.
2.1.
Группа мероприятий N n +....
3.
3.1.

--------------------------------

<18> Группы мероприятий выбираются в соответствии с описанием, изложенным в разделе 3 "Мероприятия по достижению целевой модели развития образовательной организации".

<19> Наименования мероприятий должны соответствовать наименованиям, приведенным в разделе 3 "Мероприятия по достижению целевой модели развития образовательной организации".

<20> Сроки реализации мероприятия не могут быть равны интервалу реализации программы развития.

<21> Группы мероприятий формируется в соответствии со Стратегическими проектами, при их наличии.

Приложение N 3

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

<полное наименование образовательной организации
высшего образования>
на 202_ - 203_ годы

Наименование источника средств
КОД <22>
2022
2023
2024
1. Образовательная политика
Федеральный бюджет <23>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
2. Политика в области научно-исследовательской деятельности и инноваций
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
3. Молодежная политика
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
4. Политика по развитию человеческого капитала
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
5. Политика по развитию инфраструктуры
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
6. Политика в области цифровой трансформации процессов
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
7. Система управления образовательной организацией
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
8. Социальная миссия образовательной организации
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
9. Политика в области развития филиальной сети <24>
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
11. Дополнительные политики по направлениям деятельности <25>
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
Итого по программе развития
Федеральный бюджет <*>
Бюджет субъекта Российской Федерации <*>
Местный бюджет <*>
Средства от иной приносящей доход деятельности <*>
млн руб.

--------------------------------

<22> Раздел/подраздел кода бюджетной классификации расходов.

<23> (Далее <*>) указываются объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

<24> Приводится образовательной организацией при наличии.

<25> На усмотрение образовательной организации высшего образования.

Приложение N 4

ПРОГРАММЫ
И ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ,
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ
БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА <26>
полученным по итогам конкурсных процедур

Полное наименование проекта/программы
Объем федерального финансирования, млн рублей
Объем регионального финансирования, млн рублей
Объем финансирования из других источников, млн рублей
Ссылка на документ на официальном сайте образовательной организации

--------------------------------

<26> Если образовательная организация не реализует проекты и программы, необходимо это указать в первом столбце.

Приложение

Пример оформления титульного листа программы развития образовательной организации:

  СОГЛАСОВАНО                               УТВЕРЖДАЮ

  ФИО. Председателя                         ФИО. И должность
  коллегиального органа                     уполномоченного лица учредителя
  ____________________                      ___________________
  (подпись)                                 (подпись)
от "__" ________ 202_ г. N __             от "__" ________ 202_ г. N
                                          ____________________

                            Программа развития
      _______________________________________________________________
         <полное наименование образовательной организации высшего
                   образования в соответствии с уставом>
                            на 202_ - 203_ годы

                  _____________________________, 202_ год
            <город места нахождения образовательной организации
                           высшего образования>
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области