Письмо Минобрнауки России от 06.02.2019 N МН-94/СК "Об установлении стоимости платных образовательных услуг"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 февраля 2019 г. N МН-94/СК

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В целях организации эффективной работы по исполнению положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), а также регулирования деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее - Организации), по оказанию платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования (далее соответственно - платные услуги, плата) и недопущения нарушений прав потребителей указанных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, Минобрнауки России сообщает.

Возможность оказания платных услуг Организациями закреплена статьей 101 Закона об образовании, частью 6 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (для Организаций, являющихся автономными учреждениями), пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) (для Организаций, являющихся бюджетными учреждениями) и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706.

При этом пунктом 4 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено установление органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Организации, являющейся бюджетным учреждением, порядка определения платы за оказание указанных услуг.

В свою очередь до издания приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, касающегося порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, при установлении стоимости обучения для граждан, поступающих на первый курс, Организациям, являющимся бюджетными учреждениями, следует руководствоваться Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 1898 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19465 (далее - Порядок определения платы).

Пунктом 6 Порядка определения платы установлено, что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания, применяемых Министерством в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N 640. Также Порядком определения платы предусмотрено, что Организации, являющиеся бюджетными учреждениями, самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг, исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.

Вместе с тем Организации в соответствии с частью 5 статьи 54 Закона об образовании и пунктом 9 Порядка определения платы вправе снизить стоимость платных услуг по договору об оказании платных услуг (далее - Договор) с учетом покрытия недостающей стоимости платных услуг за счет собственных средств. Основания и порядок снижения стоимости платных услуг устанавливается локальным нормативным актом Организации и доводится до сведения физического и (или) юридического лица, имеющего намерение заказать либо заказывающего платные услуги для себя или иных лиц на основании Договора, и (или) обучающегося.

Обращаем внимание, что недостаточное финансовое обеспечение реализации образовательной программы приводит к возникновению дефицита средств у Организации и, как следствие, снижению качества оказания образовательных услуг.

Таким образом, для граждан определен минимальный допустимый размер платы за обучение, необходимый для качественного оказания образовательной услуги, при этом законодательством Российской Федерации закреплена автономия образовательных организаций в установлении стоимости платных услуг с учетом указанных выше требований законодательства, а также предусмотрена возможность снижения стоимости обучения с учетом покрытия недостающей стоимости платных услуг за счет собственных средств Организации.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона об образовании при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается Договор, в котором указывается полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Полная стоимость платной услуги отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание платной услуги (услуг), предусмотренной договором. Указание полной стоимости платной услуги исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие платной услуги, оказание которой является предметом заключенного договора.

Договор между гражданином и учреждением должен соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о возмездных договорах на оказание услуг (глава 39 ГК РФ), Закону об образовании и Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). При этом Законом о защите прав потребителей гражданину гарантирована защита его прав на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства Российской Федерации, на восстановление его нарушенных прав.

Частью 3 статьи 54 Закона об образовании определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Дополнительно сообщаем, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Организации один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период который:

в 2017 г. согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (в ред. от 19 декабря 2016 г.) составил 4 процента, (в ред. от 15 ноября 2017 г.) - 3,2 процента;

в 2018 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в ред. от 5 декабря 2017 г.) составил 4 процента, (в ред. от 3 июля 2018 г.) - 2,8 процента, (в ред. от 30 ноября 2018 г.) - 3,4 процента;

в 2019 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (в ред. от 29 ноября 2018 г.) составляет 4,3 процента.

Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение. При этом согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. То есть, если договор был заключен в письменной форме и его подписали две или более стороны, то и дополнительное соглашение к нему должно быть выполнено в письменной форме и подписано теми же сторонами. Статьей 310 ГК РФ установлена недопустимость одностороннего изменения условий договора за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

В соответствии с частью 6 статьи 54 Закона об образовании договор не может содержать условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется право на академический отпуск в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 года N 455 "Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2013 г., регистрационный N 28912) (далее - Порядок). Таким образом, за лицом, находящимся в академическом отпуске, сохраняется статус обучающегося. Кроме того, согласно пункту 6 Порядка в случае, если обучающийся обучается в Организации по Договору во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается.

В связи с этим, после выхода обучающегося из академического отпуска в силу части 3 статьи 54 Закона об образовании, увеличение стоимости платных образовательных услуг обучающимся после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается Организацией на основании его личного заявления, а зачет результатов обучения осуществляется на основании представленных обучающимся документов, в том числе справки об обучении или о периоде обучения.

При этом объем образовательной программы согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, как правило, состоит из трех блоков: "Дисциплины (модули)", "Практика" и "Государственная итоговая аттестация", а также зависит от зачетных единиц или академических часов, необходимых на освоение указанной образовательной программы.

На основании изложенного, в случае перевода обучающегося на ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану, предусматривающему увеличение количества зачетных единиц, осваиваемых в течение года, а, следовательно, и сокращение общего срока обучения, увеличение стоимости платных образовательных услуг, оказываемых за один учебный год, возможно при неизменной полной стоимости, скорректированной на уровень инфляции.

Обращаем внимание, что дополнительное соглашение об увеличении полной стоимости образовательных услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, также недействительно в силу действия статьи 16 Закона о защите прав потребителей и статьи 168 ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем заключение с обучающимся дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Прошу руководствоваться данными разъяснениями и при необходимости привести в соответствие локальные нормативные акты с целью недопущения ухудшения условий оказания платных образовательных услуг, а также проводить разъяснительную работу среди обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц о сути заключаемых договоров и изменений, содержащихся в проектах дополнительных соглашений к договорам на этапе их заключения.

С.В.КУЗЬМИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области