МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2023 г. N МН-6/326
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России во исполнение подпункта 2.5.2 пункта 2 раздела I протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 15 июня 2021 г. направляет для использования в работе методические рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях высшего образования.
Врио директора Департамента
информационной политики
и комплексной безопасности
В.А.МУРАЙ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:
Минобрнауки России
|
-
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
|
НИИ
|
-
|
научно-исследовательский институт;
|
НЦПТИ
|
-
|
Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет;
|
ФГАНУ
|
-
|
федеральное государственное автономное научное учреждение;
|
ФГАОУ ВО
|
-
|
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
|
Введение
Актуальность разработки методических рекомендаций обусловлена необходимостью внедрения системного подхода к выстраиванию и проведению профилактической работы на базе образовательных организаций высшего образования.
Методические рекомендации предназначены для должностных лица, ответственных за проведение профилактической работы в образовательных организациях высшего образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов Российской Федерации.
Рекомендации основываются на опыте НЦПТИ ФГАНУ НИИ "Спецвузавтоматика".
1 Нормативно-правовая база по организации и проведению профилактической работы в образовательных организациях высшего образования
Необходимость проведения профилактической работы для предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений закреплена в действующем законодательстве Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод граждан вне зависимости от ряда признаков (пол, раса, национальность, религия и т.д.), в том числе право на образование, запрещает любые формы дискриминации граждан, а также создание организаций, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет понятие "воспитание" как комплексную деятельность, направленную в том числе на формирование уважения к закону и социокультурным, духовно-нравственным ценностям. Воспитание реализуется в рамках образовательных программ и календарных планов по воспитательной работе, причем в их разработке могут принимать участие представительные органы обучающихся [1].
В Федеральном законе от 23.06.2016 г. N ФЗ-182 "Об основах системы профилактики правонарушений" устанавливается фундамент профилактической работы, направленной на предотвращение правонарушений и антиобщественного поведения, а также основные направления (в том числе противодействие терроризму и экстремизму) и формы профилактической работы (от бесед до социальной адаптации) [2].
В Федеральном законе от 06.03.2006 г. N ФЗ-35 "О противодействии терроризму" закрепляются принципы, направления, организационные основы противодействия терроризму на федеральном, региональном и местном уровнях [3]. Общегосударственная система противодействия терроризму детально описывается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года [4].
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N Пр-2665) включает перечень мероприятий среди населения страны по противодействию идеологии терроризма [5]. Ряд антитеррористических мероприятий направлен в том числе на привитие обучающимся российских традиционных духовно-нравственных ценностей, перечень которых зафиксирован в Стратегии национальной безопасности [6].
Важно отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", соответственно, определяет сферу ответственности данных органов в обозначенной сфере [7]. Например, в отношении Минобрнауки России определена задача по разработке и обеспечению реализации комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
2 Алгоритм выстраивания общей системы профилактической работы в образовательной организации высшего образования
Качественное проведение профилактики предусматривает выстраивание функционирующей системы, что предполагает работу по следующим направлениям:
1. Институционализация структуры профилактики в рамках образовательной организации.
На уровне руководства организации рекомендуется разработать положение о структуре управления деятельностью по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма, а также приказы о назначении лиц из числа сотрудников, ответственных за профилактику. Структура управления должна включать в себя стратегический уровень (функционал ректора и проректоров) и тактический уровень (функционал ответственных за реализацию профилактической работы сотрудников). Причем к реализации профилактической работы следует применять все необходимые институциональные ресурсы: органы студенческого самоуправления, киберволонтерские центры, медиацентры и т.д.
2. Обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за реализацию профилактической работы.
Руководству образовательных организаций рекомендуется проводить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Также на регулярной основе в целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма предлагается проведение конференций, форумов, семинаров и круглых столов.
Программы по переподготовке и повышению квалификации сотрудники могут проходить, например, в созданных на базе ряда образовательных организаций координационных центрах по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, а также в НЦПТИ.
3. Разработка плана профилактических мероприятий на базе образовательной организации.
Подобный план необходимо разрабатывать на каждый учебный год. В плане по каждому мероприятию должна быть следующая информация: название, описание цели и ожидаемых результатов, сроки исполнения, ответственные за проведение мероприятия сотрудники. Помимо плана мероприятий следует разрабатывать отдельный медиаплан для системной работы по информационному сопровождению профилактических мероприятий;
4. Реализация профилактической работы в сети Интернет, а также регулярное информационное сопровождение мероприятий.
Для выполнения этой задачи руководству образовательной организации необходимо создать специальный раздел антитеррористической направленности, в котором будет сформирована отдельная новостная лента мероприятий, а также отдельный блок с позитивным профилактическим контентом; регулярно размещать информацию о мероприятиях и позитивный профилактический контент в сообществах и аккаунтах образовательной организации в социальных сетях с учетом особенностей каждой из платформ размещения; а также направлять пост-релизы о проведенных мероприятиях и созданный позитивный профилактический контент в региональные и федеральные СМИ для распространения информации о проделанной работе и популяризации эффективных практик работы.
5. Организация регулярного мониторинга среди студентов на предмет отношения к идеологии терроризма и к реализуемым на базе образовательной организации профилактическим мероприятия с целью формирования антитеррористического сознания.
Мониторинг можно проводить, например, через социологические опросы среди студентов, в первую очередь анонимные. Другой интересный метод - проведение фокус-групповых исследований.
Мониторинг позволяет выявлять актуальные угрозы, корректировать профилактическую работу и делать ее эффективнее. Если в образовательной организации высшего образования нет возможности проводить самостоятельно такие исследования, следует изучать опыт коллег, многие из которых публикуют результаты в виде научных статей. Изучение опыта коллег также полезно и при проведении собственных исследований.
Например, проведенное в 2019 - 2021 годах социологическое исследование среди студентов вузов всех федеральных округов позволило сделать следующий вывод о проводимой профилактической работе: лишь небольшой процент от общей совокупности молодых людей подвержен влиянию профилактических мероприятий, предположительно, это активисты, участвующие во многих вузовских мероприятиях. Подавляющее большинство о проведении подобных мероприятий не знает, что говорит о низком уровне информационной вовлеченности студенчества в жизнь собственного вуза. Показатели по охватам студентов профилактическими антитеррористическими материалами незначительно отличаются от показателей по мероприятиям в лучшую сторону, однако и эти результаты нельзя назвать удовлетворительными. [8].
Следует отметить, что профилактическая работа не является исключительно односторонней пропагандой одних идей против других идей и не должна быть таковой. Профилактическая работа - это процесс, направленный на привлечение интереса молодежи как целевой аудитории.
Отсюда следуют рекомендации:
а) использование интерактивных мероприятий не только в рамках стандартной воспитательной работы, но и их аккуратное встраивание в образовательный и научно-исследовательский процесс, в досуговые и патриотические мероприятия;
б) минимальное использование административного ресурса;
в) активный учет интересов целевой аудитории и выстраивание с молодежью горизонтальных коммуникаций.
Без учета данных рекомендаций результативность профилактической работы будет достаточно низкой.
3 Алгоритм реализации профилактической работы с иностранными студентами в образовательной организации высшего образования
Иностранные студенты - особая категория обучающихся в рамках образовательного процесса, поэтому в отношении них следует проводить особую профилактическую работу при использовании всех необходимых ресурсов по следующим направлениям:
1. Создание и обеспечение деятельности объединений, клубов и ассоциаций иностранных студентов.
Цель - ускоренная адаптация иностранных студентов к новой среде. Кроме того, иностранные студенты получат навыки развития студенческого самоуправления, проведения собственных мероприятий и взаимодействия с другими структурами образовательной организации.
В рамках таких институциональных структур можно использовать следующие форматы мероприятий с включением в них профилактической составляющей: мероприятия, приуроченные к определенным национальным праздникам; спортивные турниры и культурные фестивали; встречи с целью языковой практики; кинопоказы; деловые игры и т.д.
2. Запуск и обеспечение работы института наставничества.
Цель - оказание помощи иностранным студентам-первокурсникам со стороны старшекурсников (как российских студентов, так и иностранных, которые обучаются уже несколько лет в России). Иностранным студентам, поступившим в образовательную организацию, требуется адаптационная поддержка со стороны других студентов, предполагающая в том числе дружеское общение.
3. Проведение интеграционно-адаптационных мероприятий.
Цель - погружение первокурсников-иностранцев в социокультурную среду образовательной организации, региона и страны в целом.
В рамках таких встреч можно доводить до студентов нормы актуального российского законодательства, в том числе устанавливающего ответственность за участие и содействие террористической деятельности, за разжигание ненависти и розни, а также за участие в деятельности антиконституционного характера.
Такие мероприятия следует проводить в начале учебного года с приглашением интересных спикеров (представители общественных организаций, религиозных институтов, национальных общин) в интерактивных форматах - от деловых игр и кинопоказов до немого этюда (когда цель - донести мысли до собеседника без использования слов). При составлении сценария мероприятия организатору важно помнить, что простая демонстрация какого-либо видеоматериала без предварительной беседы и последующего обсуждения или простое перечисление норм законодательства - эффективной формой профилактики не является.
4. Проведение регулярных конкурсов, форумов и фестивалей.
Цель - раскрытие творческого и профессионального потенциала иностранных студентов. Такие мероприятия могут способствовать приобщению иностранных студентов к культуре народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений, профилактике ксенофобии и иных деструктивных явлений экстремистского и террористического характера, а также преодолению негативных стереотипов. Планирование таких мероприятий должно быть системным и заблаговременным.
5. Вовлечение иностранных студентов на протяжении всего обучения в волонтерские проекты. Формат полезен тем, что иностранный студент быстрее знакомится с принимающим обществом, заводит новые знакомства, а также получает возможность приобрести новые навыки и знания. Иностранных студентов можно привлекать и к работе киберволонтерских организаций, действующих на базе образовательных организаций, по следующим направлениям:
5.1. Создание и распространение позитивного контента для профилактики деструктивных явлений (ксенофобия, распространение наркотиков, суицидальный контент, вовлечение в ряды преступных организаций и т.д.) Иностранные студенты могут привлечь общественное внимание к собственным проблемам, получить навыки разработки медиаконтента, выступить коммуникационным мостом между российскими и иностранными студентами. Такой медиаконтент можно создавать как на русском, так и на национальных языках иностранных студентов.
5.2. Работа по созданию социальных проектов. Иностранные студенты могут выступить либо инициаторами, либо соучастниками проектов по различным направлениям - от укрепления межнациального и межрелигиозного согласия (например, проект по повышению уровня правовой грамотности других иностранных студентов через тренинги, деловые игры и олимпиады) до сохранения исторической памяти (например, проект по популяризации сведений о подвигах отдельных личностей-соотечественников, совершивших подвиги в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом).
Однако все обозначенные форматы не могут быть полностью эффективными без использования ресурсов сети Интернет и, в частности, социальных сетей, что особенно было продемонстрировано в период пандемии коронавирусной инфекции. Тогда в наиболее уязвимом положении оказались среди прочих групп иностранные студенты. Одни из них оказались в условиях самоизоляции без возможности посещать свои страны во время каникул, другие же после поездки домой не смогли вернуться в Россию и вынуждены были продолжать обучение в онлайн-формате.
Тогда с целью помощи иностранным студентам руководство образовательных организаций высшего образования, студенческие объединения предпринимали различные меры, задействуя онлайн-ресурсы - от организации адресной помощи по доставке продуктов (сигналы о помощи собирались в том числе через соцсети) до организации досуговых интерактивных мероприятий.
4 Требования к профилактическим мероприятиям
Следует начинать с определения желаемых результатов профилактической работы, которая может иметь следующие целевые показатели:
1) уменьшение количества зарегистрированных преступлений и административных правонарушений террористической направленности среди обучающихся;
2) формирование среди студентов атмосферы нетерпимости к террористической деятельности и неприятия идеологии терроризма;
3) снижение количества материалов экстремистской и террористической направленности в медиасреде (студенческие интернет-ресурсы, сообщества в социальных сетях, популярные среди студентов) и пресечение их распространения;
4) повышения уровня знаний обучающихся и сотрудников образовательных организаций высшего образования об алгоритме действий при столкновении с террористической угрозой.
Как уже неоднократно подчеркивалось, профилактическая работа должна носить системный характер и не ограничиваться исключительно одним или двумя мероприятиями в год. В то же время каждое мероприятие должно быть всесторонне продуманно для повышения его эффективности и достижения необходимого результата [10], поэтому ответственным за профилактическую работу следует учитывать требования к мероприятиям:
1) постановка и достижение конкретной цели мероприятия, его задач;
2) наличие четко определенной целевой аудитории, возрастные и психоэмоциональные особенности которой учтены в концепции мероприятия;
3) проработка структуры и сценария проведения мероприятия (форма проведения, форматы подачи информации, легкость восприятия информации целевой аудиторией и т.д.).;
4) акцент на приоритетных или актуальных для региона или самой образовательной организации высшего образования направлениях профилактики;
5) тематическая направленность мероприятия (обязательный антитеррористический компонент. Например, празднование этнических праздников может рассматриваться как профилактика межэтнических конфликтов, но не идеологии терроризма);
6) активность участников в процессе мероприятия, их вовлеченность (причем как в офлайн-, так и онлайн-форматах);
7) усвоение информации (практическое задание, тест, анкета и т.д.);
8) удовлетворенность целевой аудитории, экспертов, организаторов (сбор обратной связи);
9) соответствие плану мероприятий образовательной организации высшего образования;
10) информационное освещение мероприятий в социальных сетях и сети Интернет;
11) самоанализ и работа над ошибками (выявление проблем, положительных сторон, сбор предложений по усовершенствованию).
Без учета и использования в работе данных требований профилактическая работа станет низкоэффективной и будет отталкивать целевую аудиторию.
5 Форматы проведения профилактических мероприятий в рамках учебного процесса
Образовательным организациям высшего образования для выстраивания системной работы по противодействию идеологии терроризма необходимо обеспечивать реализацию профилактических мер не только в рамках массовой работы, индивидуальной воспитательной работы с группой риска, но и учебного процесса. Поэтому в профилактическую деятельность помимо ответственных за данное направление сотрудников следует активно включать и профессорско-преподавательский состав.
Таким образом, целесообразно актуализировать содержание реализуемых в вузах образовательных программ на предмет включения в образовательный процесс вопросов, позволяющих формировать у обучающихся негативное отношение к идеологии терроризма. Поскольку в рамках современного учебного процесса акцент делается на отход от доминирующего лекционного формата и практико-ориентированным и интерактивным форматам, следует и в рамках формирования антитеррористического сознания использовать предпочительные для молодежи форматы.
Формат "Дебаты". Проведение дебатов между двумя командами студентов на тему "Идеология радикализма".
Первая команда всегда будет представлять сторону радикальной идеологии. Задача команды студентов - найти контраргументы тех радикальных и спорных тезисов, которые будет озвучивать первая команда. Участники будут вынуждены критически рассматривать постулаты радикальных идеологий, искать в них логические ошибки, несоответствия - самостоятельно приходить к выводу о деструктивности любой радикальной идеологии.
Решаемые задачи:
1) развенчивание в студенческой среде мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
2) развитие навыков критического мышления и ведения дискуссии;
3) формирование у студентов антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: 20 - 25 человек.
Время проведения: 2 - 2,5 часа.
Особенность: команду, которая в рамках дебатов стоит на позициях радикальной идеологии, всегда должны представлять организаторы профилактического мероприятия (педагоги, профильные специалисты). Нельзя допускать, чтобы в рамках профилактической работы студентам, у которых еще может быть не сформированно антитеррористическое сознание, пришлось стоять на позициях радикализма.
Формат "Дискуссия Джеффа". Данное упражнение проводится при большой численности аудитории, каждый из участников дискуссии свободно высказывается, отвечая на поставленные вопросы и защищает свое мнение. Упражнение Джеффа проводится в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.
Решаемые задачи:
1) развенчивание в студенческой среде мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
2) развитие навыков критического мышления и ведения дискуссии;
3) формирование у студентов антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: 30 - 50 человек.
Время проведения: 2 - 2,5 часа.
Особенность: для проведения мероприятий следует подготовить три плаката с надписями "ДА", "НЕТ" и "МОЖЕТ БЫТЬ". Крайние находятся в двух концах зала, а средний - в центре. Ведущий располагается в середине зала. После заданного им вопроса все участники выбирают тот плакат, который соответствует их ответу, и становятся под ним. Модератор должен обеспечивать соблюдение следующего правила: участники упражнения не имеют права кого-либо критиковать и спорить. Они высказывают только свое мнение.
6 Форматы проведения общевоспитательных мероприятий
Встраивание профилактических мероприятий в рамках общевоспитательной работы является обязательным компонентом жизни любой образовательной организации высшего образования. Здесь также следует отходить от лекционных форматов в сторону практикоориентированных и интерактивных мероприятий. Поскольку обучающиеся должны также удовлетворять свои потребности в общении, получении и развитии новых знаний и навыков и т.д.
Формат "Акция памяти". Такое мероприятие можно проводить в День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), причем как в офлайн-, так и онлайн-формате. При проведении акции памяти можно отойти от стандартных ассоциаций с терроризмом (насилие, невинные жертвы, боль и страдание) и поговорить со студентами о героях борьбы с террористами. Например, запуск онлайн-акции, где каждый желающий может рассказать в виде видеоролика или поста с определенными хештегами о каком-либо герое, пожертвовавшем своей жизнью за будущее без терроризма.
Решаемые задачи:
1) развенчивание в студенческой среде мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
2) формирование у студентов антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: неограниченное количество участников.
Время проведения: от одного дня до нескольких недель.
Особенность: студентам, намеренным принять участие в акции, следует представить технические (хронометраж - не более трех минут) и смысловые требования к создаваемому контенту (отсутствие сцен жестокости и насилия) (см. рисунок 2).
Рисунок 1 - Пример видеороликов
Формат "Встреча с ветеранами борьбы с терроризмом". Такой формат позволяет совмещать как патриотическую, так и антитеррористическую компоненту. Чтобы найти ветеранов борьбы с терроризмом, следует обратиться в региональные отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации. Адреса и телефоны отделений размещены на сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Решаемые задачи:
1) развенчивание в студенческой среде мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
2) формирование у студентов антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: 20 - 50 человек.
Время проведения: 1 - 2,5 часа
Особенность: такую встречу можно объединить с кинопоказом по антитеррористической тематике, когда приглашенный ветеран может выступить также и экспертом-критиком и прокомментировать показанный фильм.
Формат "Командная игра". Профилактическое мероприятие рассчитано на иностранных студентов. Студентам предлагается разделиться на несколько команд, изучить несколько карточек, в которых доступным языком изложено содержание статей антиэкстремистского и антитеррористического законодательства. После этого они должны дать ответ на поступившее им в социальных сетях сообщение, учитывая новые знания. Обсуждение ответной реакции и умение увидеть в поступающих предложениях противоправную составляющую - ключевые моменты профилактического мероприятия.
Решаемые задачи:
1) объяснение иностранным студентам особенностей российского антитеррористического и антиэкстремистского законодательства и ответственности за совершение преступлений соответствующего характера;
2) более близкое знакомство иностранных студентов друг с другом через командную работу (формирование круга знакомых в чужой этнокультурной среде);
3) развитие критического мышления и формирование навыка распознавания противоправной составляющей в предложениях знакомых и незнакомых людей.
Рекомендуемое количество участников: 10 - 15 человек.
Время проведения: 1 - 1,5 часа.
Особенность: это профилактическое мероприятие не носит массовый характер, а относится к адресной профилактике, поэтому не рекомендуется привлекать более 15 студентов (меньше можно), чтобы была возможность за время проведения мероприятия обратиться к каждому человеку и выслушать его мнение.
Формат "Профилактическая беседа". Такой формат подходит для разных уровней профилактической работы (общая, групповая или индивидуальная), а также для разных целевых аудиторий - российские студенты или иностранные студенты. Профилактические беседы направлены преимущественно на доведение норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России.
Решаемые задачи:
1) повышение правовой грамотности среди обучающихся;
2) формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности.
Рекомендуемое количество участников: 10 - 15 человек.
Время проведения: 1 час.
Особенность: следует максимально отходить от общения на бюрократическом языке при разъяснении законодательства и деструктивной сущности терроризма. Можно использовать информационные карточки и короткие видеоролики. Если же планируется профилактическая беседа с иностранными студентами, то можно задействовать интернациональные клубы или объединения, которые существуют в образовательной организации. В такие местах иностранные студенты общаются на доступной для них языке, используя формат "равный - равному".
7 Форматы проведения досуговых мероприятий
Третье ключевое направление в жизни образовательной организации высшего образования, помимо учебного и воспитательного, - организация досуга для обучающихся. В данное направление также может быть встроен антитеррористический компонент, однако следует использовать максимально интерактивные форматы, предполагающие возможность отдохнуть и хорошо провести время.
Формат "Кинопоказ с последующим обсуждением". Это интерактивный формат, предполагающий просмотр фильмов с последующим обсуждением наиболее сложных тем и поднимаемых в фильме проблем. Формат позволяет перевернуть модель взаимодействия со студентами, когда именно они выбирают вектор, по которому пойдет дискуссия. Предлагается просмотр фильма "Ласточки Кабула".
Решаемые задачи:
1) развитие коммуникативных навыков и критического мышления;
2) формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности;
3) демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма.
Рекомендуемое количество участников: 20 - 50 человек.
Время проведения: 3 - 4 часа.
Особенности:
1) возрастное ограничение фильма "Ласточки Кабула" 16+;
2) поскольку формат подразумевает высокую ступень интерактивности, большую роль и вовлеченность модератора, то это должен быть специалист гуманитарного профиля, компетентный общаться со студентами по темам, связанным с вопросами безопасности. В противном случае лучше прибегнуть к привлечению к мероприятию профильных экспертов: историков, конфликтологов, политологов и т.д.;
3) какими бы компетентными и профессиональными не были модератор и эксперты, перед началом мероприятия все представители организаторов должны просмотреть заявленный фильм, чтобы сразу отметить для себя проблемные темы, иметь возможность найти дополнительную информацию о проблематике, создателях фильма, процессе его производства.
Формат "Тематический квиз (викторина)". Это командное интеллектуальное соревнование, участники которого отвечают последовательно на поставленные вопросы в течение нескольких раундов. Тематический квиз антитеррористической направленности позволяет в интерактивной игровой форме донести до молодых людей важную информацию касательно антитеррористического и антиэкстремистского законодательства, видах информационных угроз, действиях властей и правоохранительных органов в сфере противодействия идеологии терроризма [9].
Решаемые задачи:
1) повышение правовой грамотности среди обучающихся;
2) формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности;
3) демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма.
Рекомендуемое количество участников: 10 - 100 человек (участники делятся на команды).
Время проведения: 2 - 2,5 часа.
Особенность: не стоит забывать, что ключевая цель мероприятия - профилактическая, поэтому особый акцент стоит сделать именно на объявлении правильных ответов, поясняя их и отвечая на все возникающие вопросы (см. рисунок 3).
Рисунок 2 - Фрагмент квиза
Формат "Спортивный турнир". Антитеррористическая компонента может быть встроена и в спортивные мероприятия. Пример - организация турнира в память о герое антитеррористической операции по тому виду спорта, который в юношестве мог увлекаться данный герой.
Решаемые задачи:
1) формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности;
2) демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма;
3) популяризация спорта среди молодежи
Рекомендуемое количество участников: 10 - 100 человек.
Время проведения: 1 - 2 часа.
Особенность: перед турниром следует провести информационную работу, рассказать участникам о смысле и важности мероприятия, а также кому посвящено мероприятие. При проведении мероприятия за пределами образовательной организации организаторам в обязательном порядке следует согласовать все необходимые вопросы с администрацией района или города (например, обеспечение безопасности и работы пожарной команды и бригады скорой помощи).
8 Сбор и анализ обратной связи
В целях оценки эффективности проведенного профилактического мероприятия можно воспользоваться как базовыми социологическими методиками, так и подойти к вопросу комплексно. Организаторы могут использовать возможность сбора обратной связи участников мероприятия как на самом мероприятии, так и после него, применяя сторонние сервисы проведения опросов или и функционал, предоставляемый социальными сетями.
Оценивать эффективность мероприятия необходимо, начиная с самого мероприятия. Если организаторы смогли правильно учесть запрос целевой аудитории, подняли актуальную тему и пригласили к участию профильных экспертов, уже на самом мероприятии будет заметна положительная реакция: участники вовлечены в мероприятие, по собственной инициативе принимают в нем участие, активно задают вопросы спикерам либо включаются в предусмотренные программой мероприятия действия. В целом прослеживается инициативность, мероприятие в позитивном ключе может выходить за рамки заранее продуманного сценария. По итогам проведенного мероприятия обратную связь можно собрать как лично пообщавшись с участниками, доверительно узнав у них, что в мероприятии понравилось, что не понравилось, что можно было бы добавить или изменить, так и собрав мнения о мероприятии через социальные сети, создав опросник (например, на базе социальной сети "ВКонтакте").
Опрос можно сделать и анонимным, поскольку участники могут бояться высказывать свое мнение. Это поможет в сборе большего количества ответов, но не исключает вероятность появления голосов от случайных людей. Открытый формат опроса позволяет определить конкретных людей, которым мероприятие понравилось или не понравилось, что позволит предметно проработать возможности улучшения формата мероприятия в дальнейшем.
Важно правильно интерпретировать полученную обратную связь. Рекомендуется в состав оргкомитета мероприятия включать человека, который бы мог фиксировать реакцию участников на смысловые части мероприятия:
1. Какие высказывания экспертов вызывают ярко выраженную эмоциональную реакцию участников?
2. С чем это может быть связано?
3. Положительна эта реакция или негативна?
4. Обращена к эксперту или только к его позиции?
Собрав эти сведения и сопоставив их с данными полученными в ходе первичного сбора обратной связи и вторичного сбора посредством опросных форм, можно получить достоверные комплексные сведения, которые позволят установить прямые корреляции между той информацией, которая подается в профилактическом мероприятии, уровнем восприятия этой информации, на котором в данный момент находится аудитория, и сделать корректные выводы о возможных точках роста. Все полученные материалы рекомендуется сохранять и проводить ретроспективу с целью замера динамики уровня восприятия мероприятий аудиторией. Это позволит установить, какой формат мероприятия с каким наполнением и с какими экспертами вызывает наибольший позитивный отклик у аудитории, что в дальнейшем поможет масштабировать мероприятие и улучшить имеющиеся практики.
Заключение
Эффективность проводимой профилактической работы в образовательной организации высшего образования зависит от ряда факторов, но в первую очередь от правильно выстроенной структуры профилактической работы. Такая структура должна быть институционализирована, а ответственные за профилактику сотрудники должны быть качественно подготовлены для решения задач. Профилактическая работа должна носить плановый характер, а саму работу можно и нужно проводить как в офлайн-, так и онлайн-режиме.
В рамках реализации профилактических мероприятий организаторам следует делать упор на использование именно интерактивных форматов, поскольку только в таких условиях молодежь вообще и студенты в частности перестают быть исключительно объектом профилактической работы. Молодые люди сами включаются в процесс, способствуя тем самым повышению эффективности профилактических мер и более широкому распространению.
Реализуемая профилактическая работа должна подвергаться всесторонней оценке, в том числе самими же исполнителями. Качество проведенного мероприятия напрямую зависит от правильного соотношения количества участников и формата, проработки сценария и его смыслового наполнения, авторитетности приглашенных экспертов и спикеров, информационного освещения и, самое главное, самого формата мероприятия.
Также сотрудникам образовательных организаций, ответственным за реализацию профилактической работы, всегда следует помнить - работа должна быть системной. Положительный эффект от одного качественно проведенного мероприятия может быть легко нивелирован чередой низкокачественных мероприятий.
Дополнения и уточнения, а также отзывы на методические рекомендации предлагаем направлять на электронную почту info@ncpti.ru, контактный телефон (863) 201-28-22.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании". [Электронный ресурс]: Сайт компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - (Дата обращения 16.06.2022).
2 Федеральный закон от 23.06.2016 N ФЗ-182 "Об основах системы профилактики правонарушений". [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/Сайт компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс". URL: - (Дата обращения 16.06.2022).
3 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". [Электронный ресурс]: Сайт компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ - (Дата обращения 16.06.2022).
4 Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N Пр-2665). [Электронный ресурс]: Сайт Национального антитеррористического комитета. URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html - (Дата обращения 16.06.2022).
5 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009). [Электронный ресурс]: Сайт компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779/ - (Дата обращения 16.06.2022).
6 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс]: Сайт компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ - (Дата обращения 16.06.2022).
7 Постановление Правительство Российской Федерации от 04.05.2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельность которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму". [Электронный ресурс]: Сайт компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76635/ - (Дата обращения 16.06.2022).
Монографии и статьи
8 Венцель С.В. Краткое руководство. Эффективная система профилактики: антитеррористическое сознание и новые практики./Обзор.НЦПТИ. - 2021 г. - N 4 (27). - с. 51 - 66.
9 Волощук А.В. Обзор позитивных практик профилактической работы, размещенных на интерактивной карте антитеррористической деятельности./Обзор.НЦПТИ. - 2021 г. - N 4 (27). - с. 30 - 36.
10 Калашкина Т.В. Система мониторинга: оценка эффективности профилактической работы в сфере информационного противодействия терроризму./Обзор. НЦПТИ. - 2022 г. - N 1 (28). - с. 52 - 55.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области