"Письмо" Минфина России от 26.03.2020 N 24-06-08/24077 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 марта 2020 г. N 24-06-08/24077

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В НЕРАБОЧИЕ ДНИ

В связи с изданием в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (далее - Указ) Минфин России настоящим сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 Указа с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни. При этом пунктом 2 Указа определены организации, на которых действие Указа не распространяется (непрерывно действующие организации, медицинские и аптечные организации, организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения, организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы).

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ):

к числу участников контрактной системы отнесен широкий круг различных органов и организаций, в том числе не относящихся к организациям, указанным в пункте 2 Указа. При этом осуществление закупок обеспечивается также иными организациями, не являющимися участниками контрактной системы, - банками;

установлены различные требования к исчислению сроков осуществления различных действий, в том числе требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни.

В частности, исключительно в рабочих днях исчисляются (определяются):

срок размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (не менее 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок) (часть 1 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ), срок размещения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме (не менее 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок) (часть 1 статьи 82.2 Закона N 44-ФЗ), продление срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (часть 1 статьи 82.6 Закона N 44-ФЗ), срок размещения извещения о проведении запроса предложений в электронной форме (не менее 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок) (часть 3 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ);

срок рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (часть 1 статьи 54.5, часть 2 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ), срок рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (часть 2 статьи 67, часть 5 статьи 69 Закона N 44-ФЗ), срок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (часть 1 статьи 82.4 Закона N 44-ФЗ), срок рассмотрения окончательных предложений при проведении запроса предложений в электронной форме (часть 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ);

даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме (часть 3 статьи 54.6 Закона N 44-ФЗ), проведения электронного аукциона (пункт 3 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ).

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, на положениях которого основывается законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичные положения предусмотрены статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников контрактной системы, а также установленный статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации запрет работы (за исключением случаев, предусмотренных таким кодексом) в нерабочие дни:

1) в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на определенные Указом нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется:

а) либо внести в соответствии с Законом N 44-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных Указом;

б) либо, в случае истечения предусмотренного Законом N 44-ФЗ срока для внесения вышеуказанных изменений, - отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе на основании части 2 статьи 36 Закона N 44-ФЗ, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, издание Указа в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации (то есть в том числе в связи с распространением такой инфекции), обстоятельство непреодолимой силы (письмо Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324);

2) даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытых конкурсов в электронной форме, проведения электронных аукционов (за исключением указанных в подпункте 3 настоящего пункта письма), приходящиеся на нерабочие дни, в том числе определенные Указом, подлежат переносу на ближайший рабочий день, но не ранее срока рассмотрения (с учетом указанного в подпункте 4 настоящего пункта письма действия в ближайший рабочий день) первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, а также срока, определенного частью 3 статьи 54.6, частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ (то есть "Новая дата подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, новая дата проведения электронного аукциона" = "ближайший рабочий день" + "срок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе (с учетом указанного в подпункте 4 настоящего пункта письма действия в ближайший рабочий день)" + "срок "ожидания", предусмотренный частью 3 статьи 54.6, частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ");

3) даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ включена проектная документация, вышеизложенному в подпункте 2 настоящего пункта письма переносу не подлежат, поскольку в силу части 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ такие аукционы проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе вне зависимости от отнесения дня к рабочему либо нерабочему дню;

4) иные предусмотренные Законом N 44-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения контракта), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные Указом, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками контрактной системы, как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день;

5) согласно информации, представленной Федеральным казначейством, в целях ускорения осуществления закупок территориальные органы Федерального казначейства, в том числе на основании пункта 3 Указа, в период нерабочих дней, определенных Указом, будут (в отношении субъектов контроля соответствующего территориального органа Федерального казначейства) осуществлять контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, а также проверку, предусмотренную пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, без учета отнесения дней, определенных пунктом 1 Указа, к категории нерабочих дней (то есть, например, в случае получения от заказчика информации и документов для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, 30 марта 2020 г., - последним днем для осуществления Федеральным казначейством соответствующей проверки представленных информации и документов будет являться 2 апреля 2020 г.).

По вопросу режима работы в указанный период органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, осуществляющих такие контроль и проверки в отношении соответствующих субъектов контроля, заказчики вправе обратиться в такие органы дополнительно.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Учитывая изложенное в пункте 1 настоящего письма, организации, указанные в пункте 2 Указа и являющиеся заказчиками, при необходимости срочных закупок любых товаров, работ, услуг, требуемых таким заказчикам в период нерабочих дней, определенных Указом (то есть, при осуществлении которых применение способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно), - вправе осуществить такие закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, издание Указа в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации (то есть, в том числе, в связи с распространением такой инфекции), - обстоятельство непреодолимой силы.

При этом при осуществлении закупок вследствие непреодолимой силы условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Дополнительно Минфин России информирует о том, что:

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона (N 931192-7), предусматривающего уточнение случаев применения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также предусматривающего исключение положений о вышеуказанном перечне;

Федеральное казначейство в целях осуществления участниками контрактной системы действий с использованием единой информационной системы в сфере закупок в сроки, предусмотренные настоящим письмом, перенесет дату обновления такой информационной системы до версии 10.1. О сроке такого обновления Федеральное казначейство сообщит дополнительно.

А.М.ЛАВРОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области