МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2024 г. N 27-01-21/5737
В связи с обращением Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков в рамках компетенции разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - Кодекс, Союз) цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза, в связи с чем перечисляемые покупателем продавцу дивиденды или иные платежи в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Вместе с тем имеет место практика, когда одни и те же платежи могут "позиционироваться" лицами при проведении различных видов контроля (налоговый, таможенный, валютный и т.д.) по-разному (дивиденды, процентные платежи, роялти и т.д.). В связи с этим органы, уполномоченные проводить контроль, могут и должны выяснять действительный экономический смысл спорных платежей или операций.
Возможность квалификации отдельных платежей и операций с учетом их действительного экономического смысла отражена в статье 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которая посвящена вопросам, связанным с пределами осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, а также в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
В таможенных правоотношениях по результатам проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут приниматься решения исходя из совокупности выявленных при проведении таможенного контроля обстоятельств (пункты 1 и 2 статьи 313, статья 325 Кодекса).
С учетом приведенных норм по результатам проведения таможенного контроля таможенным органом могут приниматься решения о том, что различные виды платежей, осуществляемых декларантом, в том числе и дивиденды, имеют действительный экономический смысл, отличающийся от понимания сущности этих платежей декларантом.
Например, если внешнеторговые покупки товаров у зарубежного контрагента осуществляются российским покупателем у единственного лица, которое при этом является единственным акционером этого покупателя, то выплачиваемые продавцу дивиденды фактически ничем не отличаются от подлежащего включению в таможенную стоимость товаров дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу (подпункт 3 пункта 1 статьи 40 Кодекса).
С учетом изложенного, считаем, что практическое решение проблем, связанных с наличием либо отсутствием необходимости включать в таможенную стоимость товаров платежи, которые стороны внешнеторговой сделки рассматривают в качестве дивидендов, находится в обосновании того, что товары, таможенная стоимость которых определяется, приобретены в рамках конкурентных рыночных условий, что предусматривает, в том числе возможность приобретения товаров любыми иными заинтересованными лицами на тех же условиях, что и импортер - плательщик дивидендов, но без акционерных отношений.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного и табачного рынков
Н.А.ЗОЛКИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области