МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2021 г. N 21-03-04/76290
В соответствии с письмом по вопросу предоставления физическим лицам возможности получения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) выписок и справок, подтверждающих наличие (отсутствие) сведений о совершении в отношении указанных физических лиц государственной регистрации заключения и расторжения брака, перемены имени и рождения, для их предоставления по требованию третьих лиц Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния (далее - орган ЗАГС) по месту жительства или пребывания заявителя выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 143-ФЗ, другими федеральными законами, - иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в ЕГР ЗАГС (далее - документ, подтверждающий факт регистрации акта гражданского состояния).
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона N 143-ФЗ физическое лицо в целях получения документа, подтверждающего факт регистрации акта гражданского состояния, вправе обратиться в орган ЗАГС лично либо с использованием личного кабинета физического лица федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал).
В случае, если запрос в письменной форме направляется в орган ЗАГС посредством почтовой связи либо в форме электронного документа с использованием Единого портала, документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается органом ЗАГС, указанным в запросе лица, направившего данный запрос.
Формы документов, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, утверждены в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 143-ФЗ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 октября 2018 г. N 200 "Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния".
2. Кроме того, в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, предоставляются лицу в части сведений, содержащихся в записях актов гражданского состояния, составленных в отношении указанного лица и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия.
Согласно абзацу второму пункта 5, пункту 7 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ предоставление указанных сведений, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью оператора федеральной государственной информационной системы формирования и ведения ЕГР ЗАГС (далее соответственно - оператор, федеральная информационная система) или уполномоченного работника органа ЗАГС, осуществляется в электронной форме посредством Единого портала в порядке, определенном Правилами предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1746 (далее - Правила N 1746).
В соответствии с пунктами 36, 37, 46 Правил N 1746 сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются физическим лицам в виде выписок из ЕГР ЗАГС на основании соответствующего запроса физического лица, сформированного физическим лицом в форме электронного документа с использованием личного кабинета физического лица на Едином портале, подписанного электронной подписью физического лица, вид которой определяется в соответствии с частью 2 статьи 21.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 54 Правил N 1746 выписки из ЕГР ЗАГС формируются оператором в федеральной информационной системе, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном порядке действовать от имени оператора, и направляются в личный кабинет физического лица на Едином портале.
Перечень сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, предоставляемых физическому лицу, определен в Приложении N 1 к Правилам N 1746.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, действующим законодательством Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в полной мере обеспечена возможность получения физическим лицом информации, необходимой для реализации обозначенных в письме целей.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение, а также осуществляет функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, в целях получения дополнительных методических разъяснений по вопросам порядка выдачи вышеуказанных документов, подтверждающих наличие либо отсутствие факта государственной регистрации актов гражданского состояния, следует обращаться в Министерство юстиции Российской Федерации.
Директор Департамента
Е.А.ГРОМОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области