МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
В соответствии с пунктом 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552, государственные заказчики, действующие от имени Российской Федерации, должны до 1 июля текущего года сформировать и представить главным распорядителям средств федерального бюджета (далее - главным распорядителям бюджетных средств) планы закупок в целях формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 05.06.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и подпункта "б" пункта 35 Положения о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N 658, в подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" обеспечена возможность формирования планов закупок для представления их главным распорядителям бюджетных средств.
В целях обеспечения доступа к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" необходимо выполнить подготовительные мероприятия и предоставить в орган Федерального казначейства по месту обслуживания главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им государственных заказчиков, действующих от имени Российской Федерации соответственно, заявки на подключение к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет", содержащие информацию о сотрудниках:
государственных заказчиков, действующих от имени Российской Федерации, ответственных за формирование планов закупок (по форме согласно приложениям 1 - 3 к настоящему письму);
главных распорядителей бюджетных средств, ответственных за рассмотрение представленных планов закупок (по форме согласно приложениям 4 - 6 к настоящему письму).
При необходимости разграничения доступа сотрудников государственных заказчиков к формируемой информации необходимо заполнить в заявке графу "Ограничение на полномочие", указав для отдельных сотрудников коды видов расходов "200", "300" и/или "400", в соответствии с которыми ими может осуществляться формирование (согласование) отдельных закупок, включаемых в план закупок.
Временный порядок подключения к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет", приведен в приложении 7 к настоящему письму.
В целях организации обучения работе в подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет", прошу в срок до 24 июня 2016 года направить в Федеральное казначейство информацию о готовности главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им государственных заказчиков, действующих от имени Российской Федерации начать работу по формированию планов закупок в подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет".
При возникновении вопросов, связанных с организацией доступа к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" и получения СКЗИ, необходимо обращаться к сотрудникам органа Федерального казначейства по месту обслуживания.
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Приложение 1
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ЗАЯВКА на подключение к подсистеме управления закупками государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" уполномоченных лиц государственных заказчиков, действующих от имени Российской Федерации
Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета
|
|||
Код организации в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса
|
|||
Наименование государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации
|
|||
Код организации в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса
|
|||
Подразделение
|
|||
Должность
|
|||
ФИО
|
|||
СНИЛС
|
|||
Контактный телефон
|
+7 (___) ___ - __ - __
|
+ доб. номер
|
|
Адрес электронной почты
|
|||
Информация о сертификате (серийный номер сертификата пользователя или наименование файла, содержащего сертификат)
|
Полномочия
|
|||
<Наименование полномочия>
|
|||
Ввод данных
|
Согласование
|
Утверждение
|
Просмотр
|
Добавить
|
Добавить
|
Добавить
|
Добавить
|
Ограничения на полномочие <1>
|
|||
Сотрудник государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации (пользователь) ____________ __________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Руководитель государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации /Уполномоченное лицо государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации ____________ __________________________ (подпись) (расшифровка подписи) М.П.
--------------------------------
<1> Указываются при необходимости разграничения доступа. При отсутствии необходимости в разграничении доступа данное поле не заполняется.
Приложение 2
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ЗАЯВКА на изменение сведений и полномочий уполномоченных лиц государственных заказчиков, действующих от имени Российской Федерации в подсистеме управления закупками государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета
|
|||
Код организации в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса
|
|||
Наименование государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации
|
|||
Код организации в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса
|
|||
Подразделение
|
|||
Должность
|
|||
ФИО
|
|||
СНИЛС
|
|||
Контактный телефон
|
+7 (___) ___ - __ - __
|
+ доб. номер
|
|
Адрес электронной почты
|
|||
Информация о сертификате (серийный номер сертификата пользователя или наименование файла, содержащего сертификат)
|
Полномочия
|
|||
<Наименование полномочия>
|
|||
Ввод данных
|
Согласование
|
Утверждение
|
Просмотр
|
Добавить/Исключить
|
Добавить/Исключить
|
Добавить/Исключить
|
Добавить/Исключить
|
Ограничения на полномочие <1>
|
|||
Сотрудник государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации (пользователь) ____________ __________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Руководитель государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации /Уполномоченное лицо государственного заказчика, действующего от имени Российской Федерации ____________ __________________________ (подпись) (расшифровка подписи) М.П.
--------------------------------
<1> Указываются при необходимости разграничения доступа указываются. При отсутствии необходимости в разграничении доступа данное поле не заполняется.
Приложение 3
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛНОМОЧИЙ
в подсистеме управления закупками государственной
интегрированной информационной системы управления
общественными финансами "Электронный бюджет" уполномоченных
лиц государственных заказчиков, действующих от имени
Российской Федерации
Полномочия сотрудников
|
|||
Планирование закупок
|
|||
Ввод данных
|
Согласование
|
Утверждение
|
Просмотр
|
Ограничения на полномочие
|
Планирование закупок
|
1. Указываются коды видов расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии, с которыми осуществляется формирование предложений по закупкам (например: 200, 300, 400)
|
2. Указываются наименование документов, формируемых в рамках полномочия (например: предложение по закупкам, план закупок)
|
Приложение 4
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ЗАЯВКА на подключение к подсистеме управления закупками государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" уполномоченных лиц главных распорядителей средств федерального бюджета
Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета
|
|||
Код организации в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса
|
|||
Подразделение
|
|||
Должность
|
|||
ФИО
|
|||
СНИЛС
|
|||
Контактный телефон
|
+7 (___) ___ - __ - __
|
+ доб. номер
|
|
Адрес электронной почты
|
|||
Информация о сертификате (серийный номер сертификата пользователя или наименование файла, содержащего сертификат)
|
Полномочия
|
|||
<Наименование полномочия>
|
|||
Ввод данных
|
Согласование
|
Утверждение
|
Просмотр
|
Добавить
|
Добавить
|
Добавить
|
Добавить
|
Ограничение на полномочие <1>
|
|||
Сотрудник главного распорядителя средств федерального бюджета (пользователь) ____________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Руководитель главного распорядителя средств федерального бюджета /Уполномоченное лицо главного распорядителя средств федерального бюджета ____________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи) М.П.
--------------------------------
<1> Указываются при необходимости разграничения доступа указываются. При отсутствии необходимости в разграничении доступа данное поле не заполняется.
Приложение 5
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ЗАЯВКА на изменение сведений и полномочий уполномоченных лиц главных распорядителей средств федерального бюджета в подсистеме управления закупками государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета
|
|||
Код организации в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса
|
|||
Подразделение
|
|||
Должность
|
|||
ФИО
|
|||
СНИЛС
|
|||
Контактный телефон
|
+7 (___) ___ - __ - __
|
+ доб. номер
|
|
Адрес электронной почты
|
|||
Информация о сертификате (серийный номер сертификата пользователя или наименование файла, содержащего сертификат)
|
Полномочия
|
|||
<Наименование полномочия>
|
|||
Ввод данных
|
Согласование
|
Утверждение
|
Просмотр
|
Добавить/Исключить
|
Добавить/Исключить
|
Добавить/Исключить
|
Добавить/Исключить
|
Ограничение на полномочие <1>
|
|||
Сотрудник главного распорядителя средств федерального бюджета (пользователь) ____________ ________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Руководитель главного распорядителя средств федерального бюджета /Уполномоченное лицо главного распорядителя средств федерального бюджета ____________ ________________________ М.П.
--------------------------------
<1> Указываются при необходимости разграничения доступа. При отсутствии необходимости в разграничении доступа данное поле не заполняется.
Приложение 6
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛНОМОЧИЙ
в подсистеме управления закупками государственной
интегрированной информационной системы управления
общественными финансами "Электронный бюджет" уполномоченных
лиц главных распорядителей средств федерального бюджета
Полномочия сотрудников главных распорядителей средств федерального бюджета
|
|||
Планирование закупок
|
|||
Просмотр
|
Ограничения на полномочие
|
Планирование закупок
|
1. Указываются наименование документов, формируемых в рамках полномочия (например: план закупок)
|
Приложение N 7
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 17 июня 2016 г. N 21-03-04/35490
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ПОДСИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ СИСТЕМЫ
"ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ"
I. Перечень мероприятий, которые необходимо выполнить
для подключения к подсистеме управления закупками системы
"Электронный бюджет"
1. Подготовка информационно-технологической инфраструктуры
к подключению к подсистеме управления закупками системы
"Электронный бюджет"
Для подготовки информационно-технологической инфраструктуры к подключению должны быть выполнены следующие мероприятия:
а) определен ответственный за техническое обеспечение работы и подключение сотрудников;
б) получены специальные средства криптографической защиты информации, обеспечивающие создание защищенного соединения с подсистемой управления закупками системы "Электронный бюджет" (далее - СКЗИ), лицензионные ключи и эксплуатационную документацию к СКЗИ в органе Федерального казначейства;
в) обеспечено соответствие автоматизированных рабочих мест пользователей требованиям к автоматизированному рабочему месту, с которого осуществляется доступ к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" (приложение N 1 к настоящему Порядку), включая установку и настройку СКЗИ на автоматизированных рабочих местах пользователей;
г) выполнены требования по обеспечению информационной безопасности автоматизированного рабочего места, с которого осуществляется доступ к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Для получения СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ необходимо:
оформить доверенность на получение СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ ответственному за техническое обеспечение работы и подключение сотрудников (по форме, согласно приложению 3 к настоящему Порядку);
направить в орган Федерального казначейства заявку о выдаче СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ (по форме, согласно приложению 4 к настоящему Порядку). Заявка о выдаче СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ может быть представлена одновременно с заявкой на подключение к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет".
2. Мероприятия по подключению сотрудников
организаций к подсистеме управления закупками системы
"Электронный бюджет"
Для подключения сотрудников к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" необходимо провести следующие мероприятия:
а) определить сотрудников:
государственных заказчиков, действующих от имени Российской Федерации, ответственных за формирование планов закупок;
главных распорядителей средств федерального бюджета, ответственных за рассмотрение планов закупок.
б) обеспечить наличие у сотрудников квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей (далее - сертификатов);
в) представить в органы Федерального казначейства по месту нахождения организации заявки на подключение, указанные в письме, подписанные руководителем или иным уполномоченным лицом организации, на бумажном носителе в двух экземплярах (заявки представляются ответственным за техническое обеспечение работы и подключение сотрудников).
Одновременно с заявками на подключение в орган Федерального казначейства предоставляются:
документ, подписанный руководителем, определяющий ответственного за техническое обеспечение работы и подключение сотрудников (если ранее не предоставлялся);
заверенная в установленном порядке копия распорядительного документа или доверенность, подтверждающие право уполномоченного лица действовать от имени организации, в случае если заявка на подключение подписана не руководителем организации, а иным уполномоченным лицом организации;
файл действующего сертификата каждого подключаемого сотрудника (на съемном носителе информации);
согласие на обработку персональных данных каждого подключаемого сотрудника (приложение N 5 к настоящему Порядку).
3. Мероприятия, проводимые органом Федерального
казначейства, при рассмотрении заявки на подключение
к подсистеме управления закупками системы
"Электронный бюджет"
Орган Федерального казначейства в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предоставления заявки на подключение к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" осуществляет проверку ее содержания на:
соответствие заявки на подключение установленной форме;
наличие действующего на момент рассмотрения заявки на подключение сертификата сотрудника, включенного в Заявку на подключение;
идентичность сведений о сотруднике, указанных в заявке на подключение, соответствующим сведениям в предоставленном сертификате;
наличие документов, указанных в разделе 2 настоящего Порядка.
По результатам проверки заявки на подключение и сертификата орган Федерального казначейства формирует информацию о результатах проверки отдельно по каждому пользователю, указанному в заявке на подключение.
В случае положительного результата проверки заявки на подключение орган Федерального казначейства на основании сведений, содержащихся в заявке на подключение, предоставляет сотрудникам организации доступ к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет".
Не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня предоставления доступа сотруднику к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" орган Федерального казначейства уведомляет ответственного за техническое обеспечение работы и подключение пользователей о предоставлении доступа к компонентам системы "Электронный бюджет" посредством направления на бумажном носителе извещения Федерального казначейства о результатах отработки заявки на подключение (приложение N 6 к настоящему Порядку).
В случае отрицательного результата проверки заявки на подключение доступ сотруднику к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" не предоставляется и орган Федерального казначейства не позднее 2 (двух) рабочих дней после проверки заявки на подключение уведомляет ответственного за техническое обеспечение работы и подключение сотрудников об отказе в предоставлении доступа к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" с указанием выявленных несоответствий и (или) основания, по которым доступ не предоставлен, посредством направления на бумажном носителе извещения Федерального казначейства о результатах отработки заявки на подключение.
Приложение N 1
к Порядку подключения к подсистеме
управления закупками системы
"Электронный бюджет"
ТРЕБОВАНИЯ
К АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РАБОЧЕМУ МЕСТУ, С КОТОРОГО
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОСТУП К ПОДСИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ"
В целях подключения к подсистеме управления закупками системы "Электронный бюджет" автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) должно соответствовать следующим техническим требованиям:
1. Минимальные аппаратные характеристики АРМ приведены в таблице 1.
Таблица 1. Минимальные аппаратные характеристики АРМ
Параметр (не менее)
|
Значение
|
Процессор, Ггерц
|
2.0
|
Объем ОЗУ, Мбайт
|
1024
|
Объем свободного места на жестком диске, Мбайт
|
500
|
Порт USB 2.0 или 3.0
|
1
|
2. Перечень операционных систем, которые могут быть установлены на АРМ:
- Microsoft Windows XP;
- Microsoft Windows Vista;
- Microsoft Windows 7;
- Microsoft Windows 8;
- Microsoft Windows 8.1;
- Microsoft Windows 2003 Server SP2;
- Microsoft Windows 2003 Server R2 SP2;
- Microsoft Windows 2008 Server SP2;
- Microsoft Windows 2008 Server R2 SP1.
Поддерживается как 32-битная, так и 64-битная архитектуры операционных систем.
Допускается применение любого официального пакета обновлений операционных систем.
3. Перечень веб-обозревателей и их версий, которые могут быть использованы для обеспечения входа в личный кабинет сотрудника:
- Internet Explorer версии 10.0 или выше;
- Mozilla Firefox версии 32.0 или выше;
- Google Chrome версии 38.0 или выше;
- Opera версии 25.0 или выше.
4. Перечень обязательного к установке программного обеспечения:
- ПО "Windows Installer";
- Драйвер используемого носителя ключевой информации сертификата пользователя;
- Средство создания защищенного TLS-соединения "Континент TLS Клиент";
- Средство электронной подписи "Jinn-Client".
При работе с подсистемой управления закупками системы "Электронный бюджет" могут быть использованы следующие носители ключевой информации сертификата пользователя:
- USB флеш-накопитель;
- Rutoken S;
- eToken Pro;
- eToken PRO (Java).
Приложение N 2
к Порядку подключения к подсистеме
управления закупками системы
"Электронный бюджет"
ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА, С КОТОРОГО
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОСТУП К ПОДСИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКУПКАМИ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ"
1. В настоящем приложении используются следующие термины и сокращения:
АО - аппаратное обеспечение;
АРМ - автоматизированное рабочее место сотрудника;
ВВК - воздействие вредоносного кода;
ВК - вредоносный код;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
НСД - несанкционированный доступ;
ОС - операционная система;
ПО - программное обеспечение;
ПАК - программного-аппаратный комплекс;
СЗИ - средства защиты информации;
СКЗИ - специальные средства криптографической защиты информации.
2. В целях защиты ПО и АО от НСД и ВВК необходимо:
- обеспечить применение СЗИ от НСД и ВВК;
- реализовать комплекс организационно-технических и административных мероприятий, связанных с обеспечением правильности функционирования технических средств обработки и передачи информации;
- установить соответствующие правила для обслуживающего персонала, допущенного к работе с информацией ограниченного доступа.
3. Защита информации от НСД должна обеспечиваться на всех технологических этапах обработки информации, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ. Защита информации от НСД должна предусматривать контроль эффективности средств защиты от НСД. Этот контроль может быть либо периодическим, либо инициироваться по мере необходимости пользователем или администратором информационной безопасности. В организации, эксплуатирующей АРМ, должен быть назначен администратор информационной безопасности, на которого возлагаются задачи организации работ по использованию АРМ, выработки соответствующих инструкций для сотрудников, а также контроль за соблюдением описанных ниже требований.
4. При размещении технических средств с установленным АРМ:
должны быть приняты меры по исключению НСД в помещения, в которых размещены технические средства с установленным АРМ, посторонних лиц, по роду своей деятельности не являющихся персоналом, допущенным к работе в этих помещениях;
внутренняя планировка, расположение и укомплектованность рабочих мест в помещениях должны обеспечивать сотрудникам сохранность доверенных им конфиденциальных документов и сведений, включая ключевую информацию.
5. К установке общесистемного и специального ПО допускаются лица, изучившие документацию на ПО. При установке ПО на АРМ необходимо соблюдать следующие требования:
1) на технических средствах, предназначенных для работы с АРМ, использовать только лицензионное ПО фирм-изготовителей;
2) установку ПО АРМ необходимо производить только с зарегистрированного, защищенного от записи носителя;
3) на АРМ не должны устанавливаться средства разработки ПО и отладчики;
4) предусмотреть меры, исключающие возможность несанкционированного не обнаруживаемого изменения аппаратной части технических средств, на которых установлено ПО АРМ (например, путем опечатывания системного блока и разъемов АРМ);
5) после завершения процесса установки должны быть выполнены действия, необходимые для осуществления периодического контроля целостности установленного ПО на АРМ;
6) ПО, устанавливаемое на АРМ, не должно содержать возможностей, позволяющих:
- модифицировать содержимое произвольных областей памяти;
- модифицировать собственный код и код других подпрограмм;
- модифицировать память, выделенную для других подпрограмм;
- передавать управление в область собственных данных и данных других подпрограмм;
- не санкционированно модифицировать файлы, содержащие исполняемые коды при их хранении на жестком диске;
- повышать предоставленные привилегии;
- модифицировать настройки ОС;
- использовать недокументированные фирмой-разработчиком функции ОС.
6. При организации работ по защите информации от НСД необходимо учитывать следующие требования:
1) необходимо разработать и применить политику назначения и смены паролей (для входа в ОС, BIOS, при шифровании на пароле и т.д.), использовать фильтры паролей в соответствии со следующими правилами:
- длина пароля должна быть не менее 8-ми символов;
- в числе символов пароля обязательно должны присутствовать буквы в верхнем и нижнем регистрах, цифры и специальные символы (@, #,$,&,*, % и т.п.);
- пароль не должен включать в себя легко вычисляемые сочетания символов (имена, фамилии и т.д.), а также общепринятые сокращения (USER, ADMIN, ALEX и т.д.);
- при смене пароля новое значение должно отличаться от предыдущего не менее, чем в 4-х позициях;
- личный пароль пользователь не имеет права сообщать никому;
- периодичность смены пароля определяется принятой политикой безопасности, но не должна превышать 6-и месяцев. Число неудачных попыток ввода пароля должно быть ограничено числом 10.
Указанная политика обязательна для всех учетных записей, зарегистрированных в ОС;
2) средствами BIOS должна быть исключена возможность работы на АРМ, если во время его начальной загрузки не проходят встроенные тесты;
3) запрещается:
- оставлять без контроля вычислительные средства, на которых эксплуатируется АРМ, после ввода ключевой информации либо иной информации ограниченного доступа;
- осуществлять несанкционированное администратором информационной безопасности копирование ключевых носителей;
- разглашать содержимое носителей ключевой информации или передавать сами носители лицам, к ним не допущенным, выводить ключевую информацию на дисплей, принтер и т.п. иные средства отображения информации;
- записывать на ключевые носители постороннюю информацию.
4) администратор информационной безопасности должен сконфигурировать ОС, в среде которой планируется использовать АРМ, и осуществлять периодический контроль сделанных настроек в соответствии со следующими требованиями:
- не использовать нестандартные, измененные или отладочные версии ОС;
- исключить возможность загрузки и использования ОС, отличной от предусмотренной штатной работой;
- исключить возможность удаленного управления, администрирования и модификации ОС и ее настроек;
- режимы безопасности, реализованные в ОС, должны быть настроены на максимальный уровень;
- всем сотрудникам и группам, зарегистрированным в ОС, необходимо назначить необходимые для нормальной работы права доступа;
- должно быть исключено попадание в систему программ, позволяющих, пользуясь ошибками ОС, повышать предоставленные привилегии;
- необходимо регулярно устанавливать пакеты обновления безопасности ОС (Service Packs, Hot fix и т.п.), обновлять антивирусные базы, а также исследовать информационные ресурсы по вопросам компьютерной безопасности с целью своевременной минимизации опасных последствий от возможного воздействия на ОС;
- необходимо организовать и использовать систему аудита, организовать регулярный анализ результатов аудита;
- необходимо организовать и использовать комплекс мероприятий антивирусной защиты;
- необходимо исключить одновременную работу ОС с загруженной ключевой информацией нескольких сотрудников.
7. Для работы АРМ с подсистемой управления закупками требуется применять программно-аппаратные СЗИ от НСД не ниже 6 класса защищенности для СВТ, такие как "Secret Net", "Соболь", "Панцирь-С" и т.п.
8. При наличии технической возможности, обновление средств защиты и сигнатурных баз производится централизованно, с рабочего места администратора программных средств защиты от воздействий вредоносного кода. При проведении централизованных обновлений используется механизм ведения протокола средств защиты. Обновление сигнатурных баз производится по мере их выпуска.
В целях обеспечения защиты от воздействий вредоносного кода пользователю АРМ запрещается:
- самостоятельно устанавливать программное обеспечение, в том числе командные файлы;
- использовать при работе "зараженный" вредоносным кодом либо с подозрением на "заражение" носитель и/или файл;
- использовать личные носители на АРМ;
- использовать служебные носители на домашних компьютерах и в неслужебных целях;
- самостоятельно проводить "лечение" носителя и/или файла;
- самостоятельно отключать, удалять и изменять настройки установленных средств защиты.
Сотрудник, которому установлен АРМ обязан:
- проводить контроль на отсутствие ВК любых сменных и подключаемых носителей (CD-дисков, DVD-дисков, USB флеш-накопителей и т.п.) и файлов, за исключением ключевых носителей средств криптографической защиты информации;
- на компьютерах с отключенным антивирусным монитором (постоянной защитой) проводить полную проверку на отсутствие ВК еженедельно (в первый день после выходных);
- при появлении сообщений, формируемых средствами защиты информации, об обнаружении вредоносного кода немедленно прекратить работу и сообщить об этом руководителю и администратору информационной безопасности (или сотруднику, выполняющему эти функции);
- при невозможности запуска средств защиты информации или при ошибках в процессе их выполнения немедленно прекратить работу и сообщить об этом руководителю и администратору информационной безопасности (или сотруднику, выполняющему эти функции).
Правила и рекомендации сотруднику по защите от воздействий вредоносного кода:
- первичный входной контроль на отсутствие ВК носителей, предназначенных для многоразовой записи информации (перезаписываемых компакт-дисков и DVD-дисков, USB флеш-накопителей и других подобных носителей) проводится при первом применении носителя на данном компьютере. Последующие контроли носителя производятся перед каждым просмотром состава и содержимого файлов;
- в целях исключения автозапуска исполняемых файлов со сменных носителей (CD, DVD, USB флеш-накопителей и т.п.) рекомендуется при присоединении носителя к компьютеру (вставка CD/DVD в лоток, вставка USB флеш-накопителей в порт USB) удерживать некоторое время (20 - 30 секунд) нажатой клавишу Shift;
- входной контроль на отсутствие ВК компакт-дисков и DVD-дисков, предназначенных для одноразовой записи информации, проводит получатель (владелец) диска однократно с момента приобретения (получения) диска перед использованием его на компьютерах.
9. Для работы АРМ с подсистемой управления закупками требуется применять программные средства защиты от воздействия вредоносного кода не ниже 5 класса защищенности по типу Г, таких как: "Kaspersky Endpoint Security для Windows", "Security Studio Endpoint", "OfficeScan" и т.п.
10. Состав СЗИ, применяемых на АРМ, зависит от способа взаимодействия АРМ пользователя с подсистемой управления закупками. По способу взаимодействия с подсистемой управления закупками АРМ подразделяется на следующие типы:
- Тип 1 - АРМ, взаимодействующий с подсистемой управления закупками посредством прямого подключения к сети Интернет.
- Тип 2 - АРМ, взаимодействующий с подсистемой управления закупками посредством подключения к сети Интернет через ЛВС организации.
- Тип 3 - АРМ, взаимодействующий с подсистемой управления закупками посредством подключения по выделенным каналам связи через ЛВС организации.
11. Взаимодействие АРМ Тип 1 должно быть защищено с помощью:
- персонального средства межсетевого экранирования не ниже 4 класса защищенности, таких как: "Континент-АП", "Security Studio Endpoint Protection", "ViPNet Client" и т.п.;
- персонального средства обнаружения вторжений не ниже 6 класса защищенности для СВТ.
В качестве средства обнаружения вторжений может быть использовано ПО "Security Studio Endpoint Protection" либо иное средство, сертифицированное по требуемому классу защищенности.
12. Взаимодействие АРМ Тип 2 и Тип 3 должно быть защищено с помощью:
- сетевого (в составе ЛВС Организации) или персонального средства межсетевого экранирования не ниже 4 класса защищенности.
Примеры допустимых к использованию по классу защищенности средств межсетевого экранирования:
1) в составе ЛВС организации:
- АПКШ Континент;
- Check Point Firewall;
- ViPNet Coordinator и т.п.
2) персональные средства:
- Security Studio Endpoint Protection;
- Континент-АП;
- ViPNet Client (4 класс) и т.п.
- сетевого (в составе ЛВС организации) или персонального средства обнаружения вторжений не ниже 5 класса защищенности.
Примеры допустимых к использованию по классу защищенности средств обнаружения вторжений:
1) персональные средства или средства в составе ЛВС организации:
- Континент-ДА;
- Security Studio Endpoint Protection и т.п.
13. Установка, настройка и сопровождение СКЗИ осуществляется администратором информационной безопасности организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и эксплуатационной документации к СКЗИ.
Первичная установка СКЗИ на АРМ осуществляется с оформлением акта установки.
Формуляр на СКЗИ в электронном виде, находящийся в составе документации на СКЗИ, выводится администратором информационной безопасности организации на бумажный носитель и заполняется от руки в части раздела "Сведения о закреплении изделия при эксплуатации". Ответственное хранение формуляра осуществляется администратором информационной безопасности организации.
Запрещается полное или частичное воспроизведение, тиражирование и распространение оптических носителей, содержащих дистрибутивы СКЗИ, а также лицензионных ключей СКЗИ.
В случае прекращения доступа организации к подсистеме управления закупками, оптические носители, содержащие дистрибутивы СКЗИ, и лицензионные ключи СКЗИ, а также заполненные установленным порядком формуляры возвращаются организацией в орган Федерального казначейства (по месту получения СКЗИ).
Приложение N 3
к Порядку подключения к подсистеме
управления закупками системы
"Электронный бюджет"
Примерная форма <1>
Доверенность N ____ "__" __________ 20__ г. ___________________________________________________________________________ (наименование организации) в лице ____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество руководителя) действующего на основании _________________________________________________ уполномочивает ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) ___________________________________________________________________________ (серия и номер паспорта, кем и когда выдан) предоставлять в Федеральное казначейство заявительные документы в целях получения средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ, необходимых для обеспечения создания защищенного соединения с компонентами системы "Электронный бюджет". Получать СКЗИ, лицензионные ключи и эксплуатационную документацию к данным средствам в соответствии с предоставленными заявительными документами. Представитель наделяется правом подписи документов на получение СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к данным средствам в соответствии с предоставленными заявительными документами. Настоящая доверенность действительна по "__" _______ 20__ г. Подпись руководителя организации _________________/_____________________/ (подпись) (расшифровка подписи) Подпись уполномоченного лица _________________/_____________________/ (подпись) (расшифровка подписи)
--------------------------------
Оформляется на бланке письма организации
Приложение N 4
к Порядку подключения к подсистеме
управления закупками системы
"Электронный бюджет"
ЗАЯВКА на выдачу СКЗИ, лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ (наименование органа Федерального казначейства) от "__" ___________ 20__ г. N ________ Для целей обеспечения создания защищенного соединения с компонентами системы "Электронный бюджет" и обеспечения работы с усиленной квалифицированной электронной подписью просим выдать средства криптографической защиты информации, лицензионные ключи в количестве ______ штук и эксплуатационную документацию к данным средствам. (должность руководителя организации или иного уполномоченного лица) _______________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение N 5
к Порядку подключения к подсистеме
управления закупками системы
"Электронный бюджет"
ОБРАЗЕЦ СОГЛАСИЯ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных Я, ___________________________________________________________________, фамилия, имя, отчество проживающий по адресу (по месту регистрации) ______________________________ ___________________________________________________________________________ _______ паспорт _________ N ___________ дата выдачи ______________ название выдавшего органа _______________________________________________________, в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", даю свое согласие _______________________ ___________________________________________________________________________ (указывается наименование органа Федерального казначейства, которому дается согласие) на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации, обработку моих персональных данных, включающих фамилию, имя, отчество, должность, сведения о месте работы, адрес электронной почты, контактный(е) телефон(ы), страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России (СНИЛС), в целях осуществления действий по подключению к компонентам государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Предоставляю указанному органу Федерального казначейства право осуществлять все действия (операции) с моими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. Срок действия настоящего согласия - период времени до истечения установленных нормативными актами сроков хранения соответствующей информации или документов, размещенных в компонентах системы "Электронный бюджет" с использованием моей электронной подписи. Настоящее согласие на обработку персональных данных может быть отозвано в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". В случае отзыва согласия на обработку моих персональных данных указанный орган Федерального казначейства вправе не прекращать их обработку до окончания срока действия настоящего согласия. Контактный(е) телефон(ы) __________________________________________________ Подпись субъекта персональных данных _____________ ___________________ подпись Ф.И.О. "__" _________ 20__ г.
Приложение N 6
к Порядку подключения к подсистеме
управления закупками системы
"Электронный бюджет"
Извещение Федерального казначейства о результатах отработки Заявки на подключение к компонентам системы "Электронный бюджет" от "__" __________ 20__ г. Результат отработки: Наименование организации ____________________________________________________________ Заявка ФИО ____________________________________________________________ Заявка ФИО ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ <доступ предоставлен/не предоставлен/прекращен, полномочия изменены/не изменены> Примечания ________________________________________________________________ <указывается причина в случае отказа> Ответственный --------- ------- ------------------- --------------- исполнитель ----------- --------- --------------------- ----------------- (должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон) " " _________ 20__ г. Извещение --------- ------- ------------------- --------------- получил ----------- --------- --------------------- ----------------- (должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон) " " _________ 20__ г.
--------------------------------
<1> Оформляется на бланке письма организации.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области