Письмо Минфина России от 16.11.2017 N 02-09-05/76252 <О проведении проверки исполнения Пенсионным фондом РФ бюджетных полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонд обязательного медицинского страхования РФ>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 ноября 2017 г. N 02-09-05/76252

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо по вопросу проведения проверки исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации бюджетных полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее - ФОМС), включая проверку процедуры взыскания задолженности по страховым взносам, сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

ведет реестр источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ регламентированы бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, к которым, в том числе, относится осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995).

В соответствии с п. п. "е" пункта 2 Правил, утвержденных указанным Постановлением, ПФР как главный администратор доходов в своих нормативных актах должен определить порядок действий администраторов доходов бюджетов при принудительном взыскании ими с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 160.1 БК РФ бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета (в 2016 году отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Постановление от 28.11.2013 N 1092).

В соответствии с пунктом 6 Постановления от 28.11.2013 N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из вышеизложенного, Федеральное казначейство вправе осуществлять контрольные мероприятия как в отношении исполнения ПФР полномочий главного администратора доходов бюджета, так и в отношении исполнения территориальными органами ПФР полномочий администратора доходов бюджета по администрированию страховых взносов на ОМС, уплачиваемых в ФОМС, включая проверку исполнения ими полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления администрируемых платежей и за мерами по их своевременному взысканию.

Директор Департамента
С.В.РОМАНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области