Письмо Минфина России от 08.10.2019 N 06-07-18/77032 <О направлении актуализированных Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций")

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 октября 2019 г. N 06-07-18/77032

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - закон) финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 25 указанного закона установлено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Анализ чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, произошедших на территориях субъектов Российской Федерации в период с 2014 по 2019 годы, подготовленный МЧС России свидетельствуют о том, что количество происходящих на территориях субъектов Российской Федерации чрезвычайных ситуаций регионального характера, существенно не снижается.

В 2014 г. произошло 2 федеральных чрезвычайных ситуации и 6 региональных чрезвычайных ситуаций, и соответственно в 2015 г. - 1 и 22, 2016 г. - 5 и 17, 2017 г. - 2 и 19, 2018 г. - 4 и 28, за 9 месяцев 2019 г. - 2 и 20.

В связи с тем, что поступают обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об оказании из федерального бюджета дополнительной финансовой помощи на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера Минфин России разработал и направляет актуализированные Методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусмотренными в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - рекомендации).

Рекомендации размещены на сайте Минфина России в сети Интернет в рубрике "Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями"/"Методические материалы".

Минфин России рекомендует при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, а также во исполнение регионального бюджета на цели предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководствоваться вышеуказанными рекомендациями.

Рекомендации, направленные письмом Минфина России от 6 апреля 2017 г. N 06-07-17/20270 признать утратившими силу.

Л.В.ГОРНИН

Приложение
к письму Минфина России
от "__" ______ 2019 г. N ___

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЕМЫМИ В БЮДЖЕТАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ЦЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях содействия реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 320-ФЗ), и сложившейся практики финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на федеральном уровне.

Представленные ниже положения носят рекомендательный характер и направлены на повышение эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выделяемыми в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на основе совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации.

1. Правовые основания формирования и использования
бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджетах
субъектов Российской Федерации на цели предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5);

предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий (подпункт 5.1);

организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (подпункт 45);

организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 49);

изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства (подпункт 49.1);

создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (подпункт 51);

организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подпункт 51.1):

разработка, утверждение и реализация программы возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 68-ФЗ;

организация возмещения ущерба, причиненного жилым домам, квартирам, иным видам жилых помещений, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены следующие критерии отнесения чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям межмуниципального и регионального характера:

чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Потребность в финансовых средствах на реализацию указанных выше полномочий, в том числе связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, как правило, не может быть достоверно спрогнозирована при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим бюджетным законодательством предусматривается создание в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетные ассигнования резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Размер резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период должен обеспечивать покрытие непредвиденных расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами общего объема расходов соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы на реализацию указанных выше полномочий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации, должны осуществляться из средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Резервный фонд ВИОГВ).

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не использованного на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации имеют право обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Выделение и предоставление указанных бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

2. Формирование Резервного фонда ВИОГВ

Резервный фонд ВИОГВ создается в расходной части бюджета субъекта Российской Федерации.

Размер Резервного фонда ВИОГВ устанавливается при утверждении бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено создание нескольких резервных фондов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, отличающихся наименованием и целевым назначением выделяемых бюджетных ассигнований. Например, в ряде субъектов Российской Федерации предусматривается создание Резервного фонда ВИОГВ и, наряду с ним, Резервного фонда ВИОГВ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Следует учитывать, что требования и ограничения, установленные законодательством, в таких случаях применяются к общему (суммарному) размеру Резервных фондов ВИОГВ. В частности, для соблюдения требований пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации общий (суммарный) размер Резервных фондов ВИОГВ не должен превышать 3 процента общего объема расходов, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

При установлении размера Резервного фонда ВИОГВ целесообразно учитывать объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций за три финансовых года, предшествующих текущему финансовому году. При наличии высокой вероятности возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, рекомендуется также учитывать наличие в бюджетах субъектов Российской Федерации необходимого объема бюджетных ассигнований на предупреждение указанных чрезвычайных ситуаций, даже если расходы не были предусмотрены в бюджетах субъектов Российской Федерации в предыдущие периоды.

Размер Резервного фонда с ВИОГВ на очередной финансовый год и плановый период рекомендуется устанавливать в текстовой части закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

В случаях, когда указанным законом предусматривается создание нескольких Резервных фондов ВИОГВ в текстовой части закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации целесообразно раздельно устанавливать размер каждого резервного фонда.

3. Порядок использования бюджетных ассигнований
Резервного фонда ВИОГВ

В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При наличии нескольких Резервных фондов ВИОГВ для каждого резервного фонда должен быть установлен отдельный порядок использования бюджетных ассигнований.

При этом целесообразно предусмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ, предназначенного для финансового обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их недостаточности для ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера, за счет перераспределения бюджетных ассигнований иных Резервных фондов ВИОГВ без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете при использовании средств резервных фондов предусмотрена пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В порядке использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ целесообразно предусмотреть:

цели и условия использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ;

порядок принятия решения о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда ВИОГВ;

порядок контроля за использованием бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ.

3.1. Цели и условия использования бюджетных ассигнований
Резервного фонда ВИОГВ

В порядке использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ должен быть определен полный перечень целей использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ.

Формулировки целей рекомендуется излагать таким образом, чтобы они были четкими и ясными, указывали на непредвиденный и неотложный характер осуществляемых расходов, не допускали неоднозначного толкования. Для учета отдельных непредвиденных расходов может быть использована расширительная формулировка, например "иные непредвиденные расходы, необходимость осуществления которых не могла быть предусмотрена при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, определяемые решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации".

Для исполнения требований Федерального закона N 68-ФЗ в состав целей необходимо включать выполнение следующих мероприятий при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера:

а) проведение эвакуационных мероприятий;

б) проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

в) проведение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций муниципального характера;

д) создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

ж) осуществление единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

Для исполнения требований Федерального закона N 320-ФЗ в состав целей необходимо также включать финансовое обеспечение мероприятий, связанных с возмещением ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, застрахованным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, в связи с утратой (гибелью) указанных жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций.

Порядком использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ могут быть установлены иные цели использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках финансового обеспечения эвакуационных мероприятий необходимо предусматривать расходы на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан, а также на закупку материальных ресурсов, необходимых для их жизнеобеспечения. При этом могут применяться нормативы расходов на временное размещение и питание эвакуируемых граждан, установленные Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, или иные нормативы затрат, установленные субъектом Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации - получателям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не рекомендуется устанавливать нормативы расходов, превышающие указанные нормативы.

Перечень возможных аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Резервного фонда ВИОГВ, может быть установлен в порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда. Объемы финансового обеспечения неотложных аварийно-восстановительных работ рекомендуется устанавливать на основе обследования поврежденных объектов (с указанием объемов основных характеристик поврежденного объекта до и после чрезвычайной ситуации и сметных расчетов на проведение работ), подготовленных в установленном порядке.

Субъект Российской Федерации может устанавливать собственные критерии и условия предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены отдельные виды и случаи предоставления материальной помощи организациям в чрезвычайных ситуациях, в том числе на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, субъектам малого и среднего предпринимательства для возобновления их деятельности, сельскохозяйственным товаропроизводителям и личным подсобным хозяйствам в целях возмещения ущерба, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные виды единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Рекомендуется обеспечить установление следующих денежных выплат:

единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации;

единовременная финансовая помощь гражданам в связи с утратой ими имущества, в том числе имущества первой необходимости;

выплата единовременных пособий семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации;

выплата единовременных пособий гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью;

возмещение гражданам ущерба, понесенного в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства;

иных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации за счет резервного фонда ВИОГВ.

Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает объемы единовременных денежных выплат с учетом возможностей бюджета и уровня долговой нагрузки.

В частности, могут применяться нормативы выплат, установленные Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Субъектам Российской Федерации - получателям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не рекомендуется устанавливать объемы выплат, превышающие указанные нормативы.

В целях повышения эффективности расходов осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление единовременных денежных выплат гражданам рекомендуется:

использовать заявительный принцип осуществления выплат (на основании обращений граждан по установленной форме с указанием необходимой информации);

осуществлять контроль отнесения адреса проживания граждан к территории чрезвычайной ситуации;

применять критерии адресности и нуждаемости при формировании контингента получателей выплат;

принимать решения об осуществлении выплаты в связи с утратой имущества по результатам обследования поврежденного имущества с учетом его отнесения к имуществу первой необходимости и объема нанесенного ущерба;

ограничивать максимальный объем выплат на одну семью.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, включая критерии нуждаемости, критерии отнесения имущества к имуществу первой необходимости, ограничения по месту жительства и (или) месту временного проживания гражданина, по объему понесенного имущественного ущерба, по объему выплат на одну семью и иные ограничения круга лиц, которым выплаты будут осуществлены.

Если отсутствует возможность подачи заявления пострадавшим гражданином, единовременные денежные выплаты целесообразно осуществлять на основании заявлений представителя, либо членов семьи погибшего (умершего) гражданина.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные условия выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда ВИОГВ главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе для предоставления средств местным бюджетам.

Рекомендуется установить в качестве одного из условий выделения средств Резервного фонда ВИОГВ условие недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, недостаточности средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций для осуществления непредвиденных расходов при возникновении в них потребности.

3.2. Порядок принятия решения о выделении бюджетных
ассигнований из Резервного фонда ВИОГВ

Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ рекомендуется установить требования к порядку принятия решений о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ.

В том числе могут быть установлены отдельные требования в зависимости от целей выделения бюджетных ассигнований резервного фонда ВИОГВ.

Наличие установленного порядка принятия решений позволит повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.

Порядок принятия решений может включать в себя:

порядок обращения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ;

порядок рассмотрения обращения о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ;

основания для отказа в выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ;

порядок выполнения принятого решения о выделении средств из Резервного фонда ВИОГВ.

В порядке обращения о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ может быть установлен перечень органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, которые могут направлять обращение о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ (при этом сбор и рассмотрение обращений граждан целесообразно отнести к компетенции органов и организаций). Также могут быть установлены требования к форме и содержанию обращения, в том числе по определению цели использования бюджетных ассигнований, по обоснованию объема запрашиваемых бюджетных ассигнований, по обоснованию недостаточности средств, по обоснованию непредвиденности возникновения и неотложного характера расходов, виды и формы обосновывающих документов.

Формы обосновывающих документов целесообразно устанавливать с учетом:

форм обосновывающих документов, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

требований к составлению акта обследования поврежденного объекта, установленных пунктом 6 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N 155 (далее - Порядок, приказ МЧС России N 155);

требований к составлению акта обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, установленных пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом МЧС России N 155.

В порядке рассмотрения обращения о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ устанавливается орган (органы), которые осуществляют рассмотрение обращений и принимают решение о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ.

В частности, указанные полномочия могут быть отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его должностного лица или коллегиального органа. Наряду с этим должны быть установлены:

сроки рассмотрения обращений;

порядок проведения экспертизы обращений (при необходимости);

порядок предоставления заявителем обосновывающих документов (при необходимости);

порядок подготовки, согласования и оформления решений о выделении бюджетных ассигнований;

порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения обращения.

Субъектом Российской Федерации могут быть установлены различные основания для отказа в выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ, в том числе:

нарушение сроков направления обращений о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ;

нарушение сроков доработки обращений и предоставления обосновывающих документов, при наличии соответствующих запросов со стороны уполномоченных органов;

достаточность имеющихся у заявителя финансовых средств на заявленные цели, выявленная по результатам рассмотрения обосновывающих документов.

Выполнение принятого решения о выделении бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ целесообразно осуществлять на основании правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, о выделении средств из Резервного фонда ВИОГВ. Порядок подготовки указанного правового акта может включать в себя определение ответственных за подготовку проекта правового акта, порядок его согласования, а также требования к его содержанию, в том числе установление объемов, получателя, целевого назначения и сроков использования выделяемых бюджетных ассигнований, установление ответственности за целевое использование средств и предоставление отчетности. Кроме того, рекомендуется предусмотреть условия и порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации на основании указанного правового акта.

Целевое назначение бюджетных ассигнований, выделенных для финансового обеспечения неотложных аварийно-восстановительных работ, может включать перечень объектов, на которых проводятся работы, с указанием адресов объектов, видов и сроков выполнения работ на каждом объекте.

Целевое назначение бюджетных ассигнований, выделенных для осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, может включать определение круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, включая критерии нуждаемости, критерии отнесения имущества к имуществу первой необходимости, ограничения по месту жительства и (или) регистрации по месту временного проживания гражданина, по объему понесенного имущественного ущерба, по объему выплат на одну семью и иные ограничения круга лиц, которым выплаты будут осуществлены.

3.3. Порядок контроля за использованием бюджетных
ассигнований Резервного фонда ВИОГВ

В порядке использования бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ рекомендуется установить порядок контроля за использованием бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ, включающий в том числе:

определение ответственности за целевое использование средств Резервного фонда ВИОГВ;

порядок подтверждения целевого использования средств Резервного фонда ВИОГВ;

формы отчетности об использовании средств Резервного фонда ВИОГВ;

определение органа, осуществляющего контроль за целевым использованием средств Резервного фонда ВИОГВ;

условия и порядок возврата средств, выделенных из Резервного фонда ВИОГВ.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ включается в состав приложений к годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации. При этом содержание отчета должно обеспечивать представление информации об объемах расходов за счет Резервного фонда ВИОГВ (Резервных фондов ВИОГВ) и направлениях использования бюджетных ассигнований.

Правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к составу и периодичности предоставления отчетности об использовании бюджетных ассигнований Резервного фонда ВИОГВ (Резервных фондов ВИОГВ).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области