МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2023 г. N 12-12-06/62296
Министерство финансов Российской Федерации направляет для использования в работе разработанные Министерством финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации Методические рекомендации по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации)/региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения, утвержденные протоколом девятого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы от 27 июня 2023 г. N 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560 (далее - программы повышения финансовой грамотности населения).
Для получения методической, консультационной и информационной поддержки, в том числе по вопросам разработки (актуализации) и реализации программ повышения финансовой грамотности населения просим обращаться в НИФИ Минфина России (Анастасия Сергеевна Боброва, тел.: +7 (909) 793-23-02, e-mail: ABobrova@nifi.ru) и в Центральный банк Российской Федерации (Ольга Викторовна Поршакова, тел.: +7 (495) 957-89-64, доб. 7-89-64, e-mail: KovalenkoOV@cbr.ru; контактное лицо в территориальном учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации).
П.А.КАДОЧНИКОВ
Приложение N 2
Утверждены
протоколом девятого заседания
Межведомственной координационной
комиссии по реализации Стратегии
повышения финансовой грамотности
в Российской Федерации
на 2017 - 2023 годы
от 27 июня 2023 г.
N 12-12-12/ВН-30051/ПРГ-59-6-1/1560
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ НАПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТРУКТУРНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)/РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Настоящие Методические рекомендации по содержательному наполнению государственных программ субъектов Российской Федерации (структурных элементов государственных программ субъектов Российской Федерации)/региональных программ, направленных на повышение финансовой грамотности населения (далее - Методические рекомендации, программы повышения финансовой грамотности населения) разработаны во исполнение пункта 1.3 протокола восьмого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее - Стратегия), утвержденного Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым и Председателем Банка России Э.С. Набиуллиной от 27 марта 2023 г. N 12-12-11/ВН-13657/ПРГ-59-6-1/641, в целях определения подходов к содержательному наполнению программ повышения финансовой грамотности населения, разрабатываемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными учреждениями Банка России.
2. Основаниями для разработки программ повышения финансовой грамотности населения являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы <1>, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, ведомственный проект "Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)", являющийся структурным элементом государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
--------------------------------
<1> После завершения срока реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, основанием будет являться соответствующий отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации до 2030 года.
3. При разработке (актуализации) программ повышения финансовой грамотности населения рекомендуется:
руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ <2>;
--------------------------------
<2> Разработаны во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
учитывать положения действующих документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, связанных с государственной политикой в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Муниципальным образованиям, входящим в состав соответствующего субъекта Российской Федерации, рекомендуется при реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, руководствоваться положениями Методических рекомендаций.
5. При описании стратегических приоритетов программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется в том числе отражать:
оценку текущего состояния и прогноз развития государственной политики в сфере реализации программы повышения финансовой грамотности населения;
анализ рисков реализации программы повышения финансовой грамотности населения и описание мер управления рисками реализации программы повышения финансовой грамотности населения.
6. При установлении целей, задач, показателей и ожидаемых результатов реализации программы повышения финансовой грамотности населения, а также периода и этапов реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ и учитывать региональные особенности.
7. Цели программы повышения финансовой грамотности должны способствовать формированию у большинства граждан субъекта Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию человека, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также воздействие на ценности человека с помощью продукции креативных индустрий.
8. Для достижения поставленных целей в программу повышения финансовой грамотности населения рекомендуется включать следующие задачи:
разработка и утверждение критериев и требований к образовательным программам, направленным на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, с последующим мониторингом качества планируемых и/или реализуемых программ;
внедрение и своевременная актуализация образовательных программ, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, в систему образования Российской Федерации на всех уровнях, развитие институциональной инфраструктуры и учебно-методических ресурсов образовательного сообщества;
обеспечение доступности и создание равных возможностей для всех целевых групп населения к обучению по программам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;
развитие кадрового потенциала, в том числе путем подготовки и регулярного повышения квалификации педагогических работников и преподавателей образовательных организаций, иных специалистов в области финансового просвещения, а также обеспечения их методического сопровождения;
формирование и закрепление навыков осознанного финансового поведения, развитие механизмов информирования населения по актуальным вопросам финансовой грамотности, в том числе в области цифровых услуг, финансовой киберграмотности и кибергигиены, в инвестиционной, пенсионной, налоговой, бюджетной и жилищной сферах, ведение просветительской деятельности в отношении социально уязвимых групп населения, таргетированная работа с целевыми аудиториями;
поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации, а также развитие инструментов участия граждан в бюджетном процессе (в том числе механизма инициативного бюджетирования);
обеспечение доступности финансовых услуг (включая доступность проверенной информации о соответствующих финансовых услугах) для всех целевых групп населения, в том числе проживающих в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах;
расширение опыта использования населением финансовых продуктов и услуг, сопровождаемое экспертизой (как со стороны регулятора, так и со стороны гражданского общества) качества и потребительской ценности предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг;
разработка механизмов сбалансированного партнерства государства, гражданского общества и бизнеса, формирование доверительного отношения граждан к финансовым институтам;
формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступное информирование и ответственное консультирование по вопросам использования финансовых продуктов;
популяризация знаний в области финансовой грамотности в жилищной сфере, а также навыков использования современных финансовых инструментов;
развитие движения волонтеров финансового просвещения;
расширение каналов коммуникации с населением с помощью самых современных и популярных методов доведения информации, включая цифровые;
обеспечение финансовой безопасности, включая формирование у граждан правильных установок и паттернов (моделей) поведения для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективную борьбу с мошенничеством, повышение финансовой защищенности потребителей;
формирование и продвижение базовых навыков и установок по финансовой киберграмотности и кибергигиене для всех целевых групп населения в целях предупреждения использования их платежных инструментов (платежных реквизитов) при совершении противоправных действий;
формирование и развитие правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию программы повышения финансовой грамотности населения.
9. В программу повышения финансовой грамотности населения могут включаться дополнительные цели и задачи, сформированные на основе оценки текущего состояния и прогноза развития государственной политики в сфере реализации программы повышения финансовой грамотности населения, национальных, культурных и религиозных особенностей населения, а также на основе анализа действующих документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации, связанных с государственной политикой в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
10. В программе повышения финансовой грамотности населения рекомендуется определять целевые группы населения, к которым следует относить:
обучающихся дошкольных образовательных организаций;
обучающихся общеобразовательных организаций;
обучающихся профессиональных образовательных организаций;
обучающихся образовательных организаций высшего образования;
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
людей с ограниченными возможностями здоровья;
взрослое (экономически активное) население;
лиц предпенсионного и пенсионного возрастов;
волонтеров финансового просвещения;
субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан;
безработных граждан, стоящих на учете в службах занятости населения.
11. В показатели реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется включать показатели, указанные в приложении N 1 к Методическим рекомендациям, (но не ограничиваться данными показателями).
12. Мероприятия программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется формировать с учетом следующих направлений:
создание (развитие) необходимой устойчивой инфраструктуры (в том числе создание регионального центра финансовой грамотности (в случае отсутствия соответствующего центра));
подготовка и развитие квалифицированного кадрового состава в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения с учетом потребностей субъекта Российской Федерации (включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, педагогических работников и преподавателей образовательных организаций, иных специалистов в области финансового просвещения), в том числе путем взаимодействия с федеральными методическими центрами повышения финансовой грамотности населения;
разработка и апробация новых образовательных программ и материалов;
внедрение и развитие образовательных программ на всех уровнях системы образования;
содействие укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей через обеспечение и защиту прав человека в финансовой сфере, укрепление семьи через повышение качества жизни и борьбу с бедностью, развитие навыков рационального потребления в контексте формирования экономики предложения - приоритет финансовой культуры над материальными ценностями;
популяризация тематики финансовой грамотности и финансовой культуры;
привлечение общественного интереса к различным аспектам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, включая лучшие практики в данной сфере, позитивный и негативный опыт взаимодействия человека и финансовой организации;
повышение уровня доступности информации по тематике финансовой грамотности и финансовой культуры для населения, в том числе проживающего в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах;
подготовка и организация мероприятий (в том числе с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества), направленных на финансовое просвещение и информирование различных целевых групп населения, в том числе указанных в пункте 10 Методических рекомендаций;
содействие распространению, а также участие и поддержка мероприятий по финансовой грамотности федерального уровня в субъекте Российской Федерации;
развитие наставничества и волонтерского движения по финансовой грамотности;
развитие и популяризация инструментов участия граждан в бюджетном процессе (в том числе механизма инициативного бюджетирования), а также обеспечение размещения актуальной бюджетной информации в открытом и понятном формате для широкого круга лиц;
использование лучших практик и поддержка частных и общественных инициатив в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем организации взаимодействия с Ассоциацией развития финансовой грамотности для реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения;
проведение мероприятий, нацеленных на повышение финансовой грамотности в жилищной сфере, распространение знаний о способах и инструментах улучшения жилищных условий;
создание и развитие цифровых ресурсов в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;
популяризация различных аспектов финансовой культуры среди представителей средств массовой информации и блогосферы;
организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.
13. При подготовке и реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется учитывать лучшие практики, разработанные представителями субъектов Российской Федерации и другими участниками реализации мероприятий Стратегии, с использованием цифровых ресурсов, указанных в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
14. При формировании перечня мероприятий для достижения целей программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется дополнительно использовать информацию в разрезе компонентов, указанных в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
15. Информацию о мероприятиях программы повышения финансовой грамотности населения с детализацией до контрольных точек рекомендуется отражать в плане реализации программы повышения финансовой грамотности населения.
16. В анализе рисков реализации программы повышения финансовой грамотности населения и описании мер управления рисками реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется предусмотреть:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации программы повышения финансовой грамотности населения (качественную и (или) количественную оценку факторов рисков);
описание мер управления рисками реализации программы повышения финансовой грамотности населения.
При определении перечня рисков реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется учитывать следующие риски:
риски, связанные с законодательной и правовой базой, нарушением сроков принятия необходимых правовых актов для обеспечения реализации программы повышения финансовой грамотности населения;
недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения по выполнению поставленных задач;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения;
организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией программы повышения финансовой грамотности населения, слабое взаимодействие между исполнителями программы повышения финансовой грамотности населения, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные со слабой активностью населения в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей и задач реализации программы повышения финансовой грамотности населения;
недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.
17. Управление реализацией программы повышения финансовой грамотности населения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным учреждением Банка России на условиях системного партнерства и паритета.
К реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется привлекать широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей программы повышения финансовой грамотности населения.
18. Вопросы согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального учреждения Банка России и других участников программы повышения финансовой грамотности населения целесообразно делегировать полномочному координационному органу (совету или комиссии) (далее - координационный орган).
В состав координационного органа рекомендуется включать представителей финансового органа субъекта Российской Федерации и территориального учреждения Банка России на правах партнерства и сопредседательства, представителей иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций.
Полномочия, вопросы компетенции и порядок работы координационного органа определяются его положением.
К полномочиям координационного органа рекомендуется относить общее руководство действиями участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения, в том числе определение стратегических направлений работы, общий контроль за реализацией программы повышения финансовой грамотности населения, контроль и оказание содействия в реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.
19. С целью оказания аналитической поддержки работе координационного органа рекомендуется создавать экспертный совет по финансовой грамотности, в состав которого войдут представители экспертного и научного сообщества, ведущих образовательных и финансовых (включая некоммерческие и общественные) и иных организаций, эксперты и иные участники программы повышения финансовой грамотности населения.
К задачам экспертного совета могут относиться:
подготовка предложений по мерам, направленным на привлечение внимания населения к проблематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в целях возрастания интереса к развитию своих финансовых знаний;
подготовка предложений по реализации мероприятий, проектов и программ, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения;
формирование предложений по запросам гражданского общества;
предоставление экспертного суждения по содержанию образовательных программ и просветительской деятельности в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;
предоставление экспертного суждения по проектам документов, разрабатываемых в целях реализации программ повышения финансовой грамотности населения;
анализ лучших региональных практик в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, а также подготовка предложений по их масштабированию;
формирование предложений по повышению эффективности реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.
20. В рамках реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется создавать региональный центр финансовой грамотности.
К основным функциям регионального центра финансовой грамотности могут быть отнесены:
обеспечение проведения мероприятий плана реализации программы повышения финансовой грамотности населения;
координация реализации отдельных проектов и/или работ с различными целевыми группами населения;
развитие сотрудничества с представителями финансового рынка и экспертным сообществом;
развитие взаимодействия с Ассоциацией развития финансовой грамотности;
содействие в проведении мероприятий плана реализации программы повышения финансовой грамотности населения во взаимодействии с координационным органом, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
оказания информационной и консультационной поддержки различным целевым группам населения;
развитие сотрудничества с федеральными методическими центрами повышения финансовой грамотности населения;
проведение мониторинга хода реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.
21. Мониторинг реализации программы повышения финансовой грамотности населения может быть ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации программы повышения финансовой грамотности населения от ранее запланированных результатов.
22. Утвержденный отчет о реализации программы повышения финансовой грамотности населения, подготовленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с привлечением территориального учреждения Банка России по форме, указанной в приложение N 4 к Методическим рекомендациями, направляется в официальном порядке в Минфин России и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным (далее - отчет).
23. В случае отклонений от сроков реализации программы повышения финансовой грамотности населения или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры программы повышения финансовой грамотности населения, в отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации программы повышения финансовой грамотности населения и их обоснование.
24. Финансовое обеспечение реализации программы повышения финансовой грамотности населения отражается с учетом положений, установленных Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ.
25. Сроки реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется синхронизировать с документами, указанными в пунктах 2 и 3 Методических рекомендаций.
26. При необходимости в программу повышения финансовой грамотности населения в установленном порядке могут вноситься изменения, в том числе на основании предложений, поступивших от участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения, предварительно рассмотренных координационным органом.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
ПОКАЗАТЕЛИ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТРУКТУРНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)/РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Количество (доля) общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
2. Количество (доля) обучающихся в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования.
3. Количество (доля) профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования.
4. Количество (доля) обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.
5. Количество (доля) образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы высшего образования.
6. Количество (доля) обучающихся в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам высшего образования.
7. Количество (доля) образовательных организаций/общеобразовательных организаций/профессиональных образовательных организаций/организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности.
8. Количество (доля) учителей-предметников <3> общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, которые прошли обучение в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственное управление в сфере образования (включая региональные институты развития образования), по программам повышения квалификации, содержащем элементы финансовой грамотности.
--------------------------------
<3> Учителя-предметники по соответствующим учебным предметам, в рамках которых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования обеспечивается преподавание элементов финансовой грамотности.
9. Количество (доля) педагогических работников общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках части образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть), которые прошли обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
10. Количество (доля) представителей государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственное управление в сфере образования (включая региональные институты развития образования), которые прошли обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
11. Количество (доля) преподавателей образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые прошли обучение по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности.
12. Количество (доля) специалистов в области финансового просвещения населения, которые прошли обучение по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности (в том числе в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения).
13. Количество проведенных региональных мероприятий (олимпиад, конкурсов, фестивалей, чемпионатов, вебинаров, семинаров, лекций, мастер-классов и т.д.), направленных на повышение финансовой грамотности различных целевых групп населения (с возможной детализацией в соответствии с пунктом 10 Методических рекомендаций).
14. Количество (доля) различных целевых групп граждан, в том числе проживающих в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах (с возможной детализацией в соответствии с пунктом 10 Методических рекомендаций), охваченных региональными мероприятиями (олимпиады, конкурсы, фестивали, чемпионаты, вебинары, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.), направленными на повышение их финансовой грамотности.
15. Количество публикаций по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности, размещенных в средствах массовой информации и на официальных цифровых ресурсах участников реализации государственной программы субъекта Российской Федерации (структурного элемента государственной программы субъекта Российской Федерации)/региональной программы, направленных на повышение финансовой грамотности населения.
16. Количество информационно-просветительских материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и т.д.), разработанных по тематике финансовой грамотности в различных сферах деятельности.
17. Количество волонтеров финансового просвещения, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которые зарегистрировались в личном кабинете на официальном сайте Ассоциации развития финансовой грамотности.
18. Доля расходов местных бюджетов на мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей муниципального образования и определяемые с учетом их мнения.
19. Доля служб занятости населения, реализующих мероприятия по тематике финансовой грамотности.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)/РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Наименование цифрового ресурса
|
Ссылка на цифровой ресурс
|
Министерство просвещения Российской Федерации
|
https://edu.gov.ru/
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
|
https://minobrnauki.gov.ru/
|
Министерство финансов Российской Федерации
|
https://minfin.gov.ru/
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
https://economy.gov.ru/
|
Центральный банк Российской Федерации
|
https://cbr.ru/
|
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
|
https://www.rospotrebnadzor.ru/
|
Социальный фонд России
|
https://sfr.gov.ru/
|
Ассоциация развития финансовой грамотности
|
https://fincubator.ru/
|
Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования на базе Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
|
https://fmc.hse.ru/
|
Федеральный методический центр повышения финансовой грамотности населения на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
|
https://iurr.ranepa.ru/
|
Федеральный сетевой методический центр повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
|
https://fingramota.econ.msu.ru/
|
Федеральный методический центр финансовой грамотности на базе Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
|
https://fingram.rea.ru/
|
Федеральный методический центр повышения финансовой грамотности населения Института финансовой грамотности на базе Финансового университета
|
https://www.fa.ru/org/science/ifg/
|
Персональный навигатор по финансам
|
https://моифинансы.рф/
|
Финансовая культура
|
https://fincult.info/
|
ФГИС "Моя школа"
|
https://myschool.edu.ru/
|
Реестр примерных основных общеобразовательных программ
|
https://fgosreestr.ru/
|
ПроеКториЯ
|
https://proektoria.online/
|
Музей Банка России
|
https://museum.cbr.ru/
|
Российская электронная школа
|
https://resh.edu.ru/
|
Современная цифровая образовательная среда
|
https://www.neorusedu.ru/
|
Фонд новых форм развития образования
|
https://растимдетей.рф/
|
Онлайн-уроки по финансовой грамотности
|
https://dni-fg.ru/
|
Электронный учебник по финансовой грамотности
|
https://школа.вашифинансы.рф/
|
Консультационный центр АО "ДОМ.РФ"
|
https://спроси.дом.рф
|
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
КОМПОНЕНТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)/РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Приведенные далее компоненты носят рекомендательный характер и предназначены для использования при подготовке программ повышения финансовой грамотности населения.
Компонент 1. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения и информированности населения о механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг в регионе
Основной целью данного компонента является построение надежной системы мониторинга и оценки результатов реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения по достижению ее целей.
В рамках данного компонента могут быть поддержаны и организованы следующие исследования:
исследование уровня финансовой грамотности населения региона. Цель исследования - определить текущий уровень финансовой грамотности и изменения в отношении, восприятии, поведении населения, уверенности потребителей при пользовании финансовыми услугами;
регулярный мониторинг (оценка) эффективности мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения. Цель исследования - определить эффективность проведения тех или иных мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения, определить соответствующие тенденции и динамику.
Периодичность проведения исследований может быть определена с учетом плана реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения.
Компонент 2. Формирование основ рационального финансового поведения
В целях обеспечения формирования у населения рационального финансового поведения, в основе которого лежит осознание возможных последствий принятых решений и умение собирать и всесторонне анализировать официальную информацию, в ходе реализации мероприятий программы повышения финансовой грамотности населения необходимо обеспечить формирование установок на целесообразность учета баланса семейных (личных) доходов и расходов при принятии соответствующего финансового решения. При этом целями рационального финансового поведения может быть сохранение и накопление ресурсов, их преумножение, инвестирование. Важно соблюсти принципы свободы и независимости принятия самостоятельных решений.
Рациональность принятия решений основывается на портрете финансово грамотного гражданина, который в соответствии со Стратегией должен обладать следующими характеристиками:
следить за состоянием личных финансов;
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
знать о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов, обладать установкой на участие в проектах инициативного бюджетирования;
знать о мерах государственной поддержки, предоставляемой за счет средств государственного бюджета, и способах ее получения;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Формирование основ рационального финансового поведения должно быть направлено на:
повышение интереса и мотивации граждан к получению новых знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, осознания ее важности и практической пользы для личного и семейного финансового благополучия, формирование чувства личной ответственности за свое финансовое поведение;
сознательное отношение к выбору финансовых продуктов, понимание особенностей оформления сделок и договоров на получение финансовых услуг, необходимость сравнения различных вариантов финансовых продуктов при принятии решения;
создание мотивации к среднесрочным и долгосрочным накоплениям, оптимальному соотношению между кредитной задолженностью и доходом домохозяйства, учет особенностей планирования на различных этапах жизненного цикла;
повышение интереса и мотивации к получению знаний в пенсионной сфере и мотивации к самостоятельному формированию пенсионных накоплений;
защиту прав потребителей в финансовой сфере, включая информирование об основных типах финансовых продуктов, правах потребителей и основах законодательства, процессе возмещения ущерба и организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль.
Компонент 3. Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности
Целью данного компонента является развитие потенциала в области повышения финансовой грамотности населения в регионе. В результате реализации данного компонента предполагается повышение институционального и кадрового потенциала в области финансовой грамотности как в государственном, так и в частном секторе. Институциональный потенциал может служить для накопления, генерации и распространения знаний и информации по вопросам финансовой грамотности. Он также послужит наращиванию кадрового потенциала, способного повысить финансовую грамотность. Сюда относятся педагогические работники дошкольных и общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и др.
В рамках данного компонента могут быть поддержаны и осуществлены следующие основные направления деятельности:
Создание институционального и кадрового потенциала в регионе в области повышения финансовой грамотности, включая:
создание устойчивых региональных и муниципальных центров консультирования и просвещения граждан в области финансовой грамотности (в том числе региональных центров финансовой грамотности, при необходимости);
повышение квалификации в области финансовой грамотности сотрудников органов государственной власти;
обучение специалистов в области финансового просвещения студентов, обучающихся общеобразовательных учреждений, учреждений НПО/СПО и взрослого населения;
оказание постоянной методической поддержки специалистам в сфере образования (методистам, тьюторам, педагогическим работникам) в регионе;
обучение сотрудников органов социальной защиты, представителей муниципалитетов, центров занятости, территориальных отделений Социального фонда России и других служб региона;
повышение квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов общеобразовательных организаций, педагогических работников основного общего и среднего общего образования (учителя истории, обществознания, экономики, математики, информатики, географии, технологии, основ безопасности жизнедеятельности), педагогических работников организаций дополнительного образования, преподавателей профессиональных образовательных организаций, а также педагогических работников и воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
использование лучших практик и инфраструктуры, в том числе созданных в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", а также Банком России и другими участниками реализации мероприятий Стратегии;
переподготовка и изменение программ подготовки специалистов организациями высшего и среднего профессионального образования;
расширение практики использования информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности населения и информирование о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе моифинансы.рф и fincult.info. Разработанные в рамках программы повышения финансовой грамотности населения материалы могут быть размещены в соответствующих разделах указанных ресурсов. С целью доступности информации и материалов необходимо предусмотреть создание региональных сайтов или отдельных разделов на официальных сайтах субъекта Российской Федерации;
создание и распространение информационных материалов и информирование.
В целях информирования населения в рамках программы повышения финансовой грамотности населения необходимо обеспечить разработку и распространение информационных материалов (включая тематические буклеты и брошюры) в печатном и электронном виде.
Распространение материалов и информирование населения должно быть организовано на системной основе с использованием сети федеральных и региональных методических центров повышения финансовой грамотности, территориальных учреждений Банка России, консультационных центров для потребителей в системе Роспотребнадзор и его территориальных отделений, территориальных отделений Социального фонда России, многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальных служб, библиотек, общественных объединений по защите прав потребителей, образовательных организаций, финансовых организаций, средств массовой информации (далее - СМИ) и иных.
Информирование населения может также осуществляться в рамках проведения информационных кампаний и социальной рекламы.
Разработанные информационные материалы в электронном виде необходимо распространять с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидения, радио, электронных СМИ, информационные панели, стойки, в том числе включая официальные сайты участников реализации программы повышения финансовой грамотности населения, специальные тематические сайты, социальные сети.
Для улучшения работы по информированию населения необходимо внедрять эффективные механизмы обратной связи с потребителями финансовых услуг на основе современных технологий, в том числе организацию тематических горячих линий консультирования потребителей финансовых услуг, общественных и онлайн-приемных населения, организуемых участниками реализации Стратегии: Роспотребнадзором, Банком России, Социальным фондом России и другими участниками.
Особое внимание необходимо уделить обучению представителей СМИ и государственных служащих финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
В целях повышения интереса граждан к проблематике финансовой грамотности рекомендуется предусмотреть в программе повышения финансовой грамотности населения развитие практики проведения таких мероприятий, как Фестиваль финансовой грамотности, приуроченный ко Дню финансиста, Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийская неделя сбережений, Неделя финансовой грамотности в регионах России, Всемирный день защиты прав потребителей, мероприятия, приуроченные ко Дню рубля, Дню открытых дверей Банка России, Дню российского предпринимательства, а также обеспечить участие в специализированных мероприятиях в сфере образования, финансов, предпринимательства и иных социально направленных мероприятиях, таких как региональные и межрегиональные форумы, конгрессы, круглые столы, семинары, конференции и иных мероприятий.
Компонент 4. Внедрение образовательных программ и проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности
Целью данного компонента является развитие финансовой грамотности населения через проведение комплекса информационных и образовательных мероприятий. Мероприятия должны быть ориентированы преимущественно на целевые группы программы повышения финансовой грамотности населения.
Все мероприятия должны соответствовать положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", концепциям, федеральным государственным образовательным стандартам, и иным нормативным и правовым актам в сфере образования. Реализация мероприятий данного компонента должны осуществляться с обеспечением принципа непрерывности образования.
В рамках данного компонента могут быть поддержаны и осуществлены мероприятия, в том числе с использованием современных учебных материалов, программ, инновационных технологий, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайн программы и инструменты. Особенностью предлагаемых образовательных программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всей жизни. Важным элементом и эффектом реализации образовательных программ для обучающихся является включение родителей в образовательный процесс и, соответственно, развитие их интереса и мотивации к вопросам повышения собственной финансовой грамотности.
Основной институциональной базой для реализации образовательных программ для обучающихся должны стать образовательные организации, заинтересованные в развитии таких программ. К реализации программ могут быть также привлечены в качестве экспертов неправительственные организации, ассоциации финансовых и банковских учреждений.
В рамках данного компонента на региональном уровне могут быть поддержаны и осуществлены следующие основные направления деятельности:
Внедрение созданных образовательных программ и учебно-методических материалов, в том числе:
основных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе на базе учебных модулей по тематике финансовой грамотности для включения в учебные предметы - обществознание, экономика, математика, технология, информатика, окружающий мир, география и другие;
дополнительных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
особое внимание в программе повышения финансовой грамотности населения необходимо уделить мероприятиям для талантливых обучающихся всех уровней образования, предусмотреть их участие в олимпиадах и конкурсах, всероссийских зачетах и диктантах по финансовой грамотности;
цифровых образовательных ресурсов;
модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов;
модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности взрослого населения, в том числе на рабочем месте;
учебных модулей по обучению студентов педагогических образовательных организаций высшего образования методике преподавания основ финансовой грамотности;
особое внимание требуется уделить гражданам пенсионного и предпенсионного возрастов, для которых необходимо дополнительно предусмотреть доступность обучения основам цифровой и юридической грамотности, навыкам работы с компьютером, в том числе дистанционного, в сочетании с образовательными программами по повышению финансовой грамотности;
материалов для лиц с инвалидностью, воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, других социально уязвимых групп населения;
методологических подходов подготовки и привлечения волонтеров к деятельности по повышению финансовой грамотности;
проведения мероприятий по разработке, апробации и внедрению образовательных программ и учебно-методических материалов, учитывающих специфику региона, а также лучшие практики и опыт в области реализации программ повышения финансовой грамотности населения;
разработка и внедрение единого цифрового ресурса, содержащего список видеоуроков (обучающих программ), доступного для различных возрастных и целевых групп.
При планировании и проведении мероприятий по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс необходимо использовать методические рекомендации и учебно-методические материалы, прошедшие соответствующие экспертизы и размещенные на сайтах Минпросвещения России, Минобрнауки России, Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора, Социального фонда России и других ведомств, участвующих в реализации Стратегии.
Компонент 5. Проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности
В рамках данного компонента также может быть разработана и проведена информационная кампания, направленная на повышение уровня финансовой грамотности населения региона и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. Информационная кампания может осуществляться на базе региональных и муниципальных СМИ, включая телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, с использованием интернет-каналов, наружной рекламы, рекламы на транспорте, железнодорожных, морских, речных и автотранспортных вокзалах, аэропортах, местах массового скопления и культурного отдыха населения (в т.ч. кинотеатрах) и другие.
Повышение финансовой грамотности населения и информирование в области защиты прав потребителей финансовых услуг относится к вопросам высокой социальной значимости и не преследует коммерческих или иных материальных целей, также не принадлежит к бренду конкретной организации. В связи с этим в рамках данного компонента целесообразно использовать механизмы социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Создание и демонстрация образовательных передач по актуальным темам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, размещение публикаций в СМИ, проведение специальных информационно-просветительских и пресс-мероприятий.
В рамках взаимодействия со СМИ в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо проведение систематической работы по информированию СМИ о мероприятиях, проводимых в ходе реализации программы повышения финансовой грамотности населения, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, в качестве активных участников, проведение семинаров, дискуссий и мастер-классов по актуальным вопросам финансовой грамотности и информирования о защите прав потребителей, особенно для СМИ, конкурсов лучших публикаций в СМИ по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. При этом на системной основе необходимо организовать проведение программ и съемку сюжетов, комментарии на телевидении и радио с привлечением экспертов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
При проведении информационных кампаний по повышению финансовой грамотности рекомендуется использовать следующие практики донесения информации до аудитории:
использование практики объединения мероприятий по финансовой и правовой грамотности;
выпуск специализированных пособий по финансовой грамотности на бумажных носителях и их распространение в общественных местах;
организация обучения основам финансовой грамотности взрослого населения с низким доходом, безработных граждан;
популяризация среди работающих граждан практики получения информации по пенсионной тематике, связанной с формированием пенсионных накоплений и прогнозированием размера пенсии;
профессиональное консультирование населения по финансовым вопросам.
Компонент 6. Наставничество и волонтеры финансовой грамотности
В рамках программы повышения финансовой грамотности населения одним из компонентов может быть развитие движения волонтеров финансового просвещения.
Данное направление может включать:
механизмы взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с Ассоциацией развития финансовой грамотности, организаторами волонтерской деятельности, волонтерскими организациями в сфере повышения финансовой грамотности;
планы развития и поддержки волонтеров финансового просвещения, включая поддержку волонтерских центров, в том числе работающих на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;
использование системы мотивации и нематериального поощрения волонтеров финансового просвещения, в том числе в части предоставления образовательных услуг, вручения наград и знаков отличия;
развитие компетенции волонтеров финансового просвещения через участие в обучающих стажировках;
планы по развитию и распространению волонтерской деятельности в области повышения финансовой грамотности путем привлечения большего числа волонтеров, а также расширения целевой аудитории благоприобретателей знаний финансово грамотного человека;
порядок привлечения волонтеров к мероприятиям программы повышения финансовой грамотности населения.
В план реализации программы повышения финансовой грамотности населения рекомендуется включать мероприятия, направленные на поддержку и развитие добровольчества (волонтерства) в сфере финансовой грамотности, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также:
оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям в сфере финансовой грамотности, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;
оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим организационную, информационную, методическую и иную поддержку добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере финансовой грамотности;
методическое обеспечение органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в сфере финансовой грамотности.
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
Форма
отчета о реализации государственной программы субъекта
Российской Федерации (структурного элемента государственной
программы субъекта Российской Федерации)/региональной
программы, направленных на повышение финансовой
грамотности населения
I. Общие сведения о реализации стратегических документов в сфере финансовой грамотности субъектов Российской Федерации (включая государственные программы/региональные программы повышения финансовой грамотности населения (или региональные программы (подпрограммы/стратегические планы/дорожные карты) с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) (далее - Программа)
|
|||||||
1
|
Наименование субъекта Российской Федерации
|
||||||
2
|
Наименование и реквизиты утверждения Программы
|
||||||
3
|
Наименование и реквизиты утверждения межведомственного координирующего органа управления реализацией Программы
|
||||||
4
|
Ответственный исполнитель Программы
|
||||||
5
|
Сроки реализации Программы
|
||||||
6
|
Наименование регионального центра финансовой грамотности (при наличии)
|
||||||
7
|
Реквизиты регионального сайта по финансовой грамотности
|
||||||
8
|
Объемы финансового обеспечения реализации Программы (тыс. рублей)
|
Отчетный период t год
|
Плановый период t + 1 год
|
Плановый период t + 2 год
|
Плановый период t + 3 год
|
||
8.1
|
федеральный бюджет
|
||||||
8.2
|
региональный бюджет
|
||||||
8.3
|
муниципальный бюджет
|
||||||
8.4
|
внебюджетные источники
|
||||||
8.5
|
Общий объем:
|
||||||
II. Информация о достижении показателей реализации Программы
|
|||||||
N
|
Наименование показателя Программы
|
Плановое значение показателя Программы (по итогам отчетного периода)
|
Фактическое значение показателя Программы (по итогам отчетного периода)
|
||||
1
|
|||||||
2
|
|||||||
...
|
|||||||
III. Информация о выполнении мероприятий реализации Программы
|
|||||||
N
|
Наименование мероприятия реализации Программы, включающего соответствующие контрольные точки
|
Статус выполнения мероприятия реализации Программы (включая статус выполнения соответствующих контрольных точек) (выполнено / выполнено частично / не выполнено)
|
|||||
1
|
|||||||
2
|
|||||||
...
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области