"Письмо" Минфина России от 03.10.2024 N 23-01-12/95654 "О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 октября 2024 г. N 23-01-12/95654

О ПРИЗНАНИИ
БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Министерство финансов Российской Федерации в целях обеспечения реализации положений подпункта "б" пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2024 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию.

В целях признания безнадежной к взысканию в 2024 году отдельной задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации к вышеуказанному перечню частью 22 статьи 6 Федерального закона от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" (далее - Закон N 520-ФЗ) (в редакции подпункта "б" пункта 3 статьи 12 Закона N 177-ФЗ) предусмотрен дополнительный случай в отношении задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (далее - должники):

признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность должников по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 г. и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности (далее - задолженность).

Таким образом, положения части 22 статьи 6 Закона N 520-ФЗ применяются при признании безнадежной к взысканию задолженности в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 47.2 БК РФ, в том числе в отношении задолженности должников - муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, включенной в реестр требований кредиторов либо включенной в состав текущих платежей в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Обращаем внимание, что признание в соответствии с частью 22 статьи 6 Закона N 520-ФЗ безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджетов, не относящимся к доходам бюджетов от административных штрафов, наложенных по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, а также признание в соответствии с частью 22 статьи 6 Закона N 520-ФЗ безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, возникшей после 1 июля 2022 г., недопустимо.

Согласно части 23 статьи 6 Закона N 520-ФЗ решение о признании безнадежной к взысканию задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 47.2 БК РФ, то есть порядок принятия решений (порядок действий должностных лиц) в соответствии с частью 22 статьи 6 Закона N 520-ФЗ аналогичен порядку принятия решений в соответствии с пунктом 4 статьи 47.2 БК РФ.

Вышеуказанная норма имеет "разовый" характер, в связи с чем для ее реализации не требуется внесения изменений в статью 47.2 БК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", а также акты администраторов доходов бюджетов, содержащие порядки принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, указанные в пункте 4 статьи 47.2 БК РФ.

На основании части 24 статьи 6 Закона N 520-ФЗ исполнительные документы о взыскании признанной безнадежной к взысканию задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства подлежат прекращению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Учитывая вышеизложенное, в рамках реализации положений частей 22 - 24 статьи 6 Закона N 520-ФЗ администраторам доходов бюджетов необходимо:

1) провести мероприятия по выявлению дебиторской задолженности в бюджетном учете (по актуализации данных об объеме имеющейся дебиторской задолженности) посредством проведения инвентаризации расчетов с должниками. В целях подтверждения должником объема дебиторской задолженности (в том числе обеспечения соответствия взаимосвязанных расчетов между администратором доходов бюджета и должниками - органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (в том числе созданными путем преобразования после 30 июня 2022 г. муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), подлежащей признанию безнадежной к взысканию, в рамках инвентаризации необходимо оформить с должниками акты сверки расчетов на дату проведения инвентаризации (далее - Акт сверки расчетов);

2) при наличии дебиторской задолженности обеспечить принятие решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, при этом документами, подтверждающими наличие оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, являются:

выписка из отчетности (справка <1>) администратора доходов бюджета об учтенных суммах дебиторской задолженности (выписка из Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), представленных в составе бюджетной отчетности на отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, но не позднее бюджетной отчетности на 1 октября 2024 г., или, в случае принятия соответствующим финансовым органом решения о составлении и представлении дополнительной бюджетной отчетности в составе месячной бюджетной отчетности, - на 1 декабря 2024 г.;

--------------------------------

<1> После вступления в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", внесенных в Правительство Российской Федерации.

Акт сверки расчетов;

3) обеспечить оформление и подписание не позднее 31 декабря 2024 г. комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной администратором доходов бюджета на постоянной основе (далее - комиссия), решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в форме Акта о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (форма по ОКУД 0510436) (далее - Акт), а также утверждение руководителем администратора доходов бюджета подписанного комиссией Акта;

4) на основании Акта обеспечить отражение в бюджетном учете операций по выбытию дебиторской задолженности с отражением информации об изменении объема дебиторской задолженности в составе годовой бюджетной отчетности за 2024 год;

5) обеспечить оперативное (в день утверждения Акта) предоставление информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

6) обеспечить не позднее дня, следующего за днем утверждения Акта, информирование о принятых решениях о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности соответствующих должников;

7) обеспечить оперативное направление информации о принятых решениях о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в целях обеспечения отмены соответствующих исполнительных документов о взыскании задолженности, а также прекращения возбужденных на их основании исполнительных производств в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

На основании полученной от администратора доходов бюджета информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности должникам - органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям необходимо обеспечить списание соответствующей кредиторской задолженности перед бюджетом с оформлением решения о списании задолженности, невостребованной кредиторами со счета (форма по ОКУД 0510437). При этом в случае получения должником - органом местного самоуправления, муниципальным учреждением информации о принятом решении о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в январе 2025 года, операции по списанию кредиторской задолженности перед бюджетом отражаются как события после отчетной даты последним днем отчетного финансового года (31 декабря 2024 года).

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" признание безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет является одним из оснований прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительно к письму Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2024 г. N 23-00-07/81046 просим представить в срок до 10 декабря 2024 г. информацию об объеме признанной безнадежной к взысканию и списанной в соответствии с решениями администраторов доходов бюджетов задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 г. и числящейся в бюджетном учете по состоянию на 1 декабря 2024 г., по прилагаемой форме.

Просим довести настоящее письмо до главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, до органов местного самоуправления, а также обеспечить во взаимодействии с ними надлежащее выполнение в 2024 г. положений частей 22 - 24 статьи 6 Закона N 520-ФЗ и представление запрашиваемой информации.

В.В.КОЛЫЧЕВ

Приложение
к письму Минфина России

Информация
об объеме признанной безнадежной к взысканию и списанной в соответствии с решениями администраторов доходов бюджетов задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 г. и числящейся в бюджетном учете по состоянию на 1 декабря 2024 г.
(наименование субъекта Российской Федерации)
Вид задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Объем задолженности
(тыс. руб.)
Наименование администратора доходов федерального бюджета, принявшего решение
Задолженность перед бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации всего (= п. 1 + п. 2)
X
1.
Дебиторская задолженность по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля
(надзора) (= п. 1.1 + п. 1.2 + 1.3)
1.1.
перед федеральным бюджетом
1.2.
перед бюджетами субъектов Российской Федерации
X
1.3.
перед бюджетами муниципальных образований Российской Федерации
2.
Кредиторская задолженность по исполнительскому сбору (перед федеральным бюджетом)
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области