МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 2006 г. N 03-02-07/2-35
В Министерство финансов Российской Федерации поступили на рассмотрение обращение Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и письмо по вопросам о проведении перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации - налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет, и правомерности начисления пени.
По результатам рассмотрения указанных писем Минфин России сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Пунктом 2 статьи 57 Кодекса предусмотрено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты уплачиваются пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (Постановление от 17.12.96 N 20-П, определение от 04.07.2002 N 202-О).
Кодексом не предусмотрен порядок перерасчета пеней, начисленных при несвоевременной уплате (перечислении) налога в результате ошибок, допущенных в расчетных документах.
Расчетные документы на уплату налога должны заполняться налогоплательщиком и налоговым агентом в соответствии с установленным порядком. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" предусмотрен порядок заполнения расчетных документов.
Расчетный документ в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имеет юридическую силу. Согласно пункту 5 статьи 9 данного Федерального закона внесение исправлений в классовые и банковские документы не допускается.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Пунктом 5 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что по заявлению заинтересованного лица и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
При проведении такого зачета сумм излишне уплаченного налога обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов (пункт 2 статьи 45 Кодекса).
Статьей 78 Кодекса не установлен порядок осуществления зачета сумм излишне уплаченного налога организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки, возникшей в результате ненадлежащего исполнения этой организацией - налоговым агентом своих обязанностей по перечислению сумм налогов в бюджет.
Полагаем целесообразным урегулировать в Кодексе вопрос о проведении налоговыми органами перерасчетов излишне уплаченных (перечисленных) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, а также пеней в результате ошибок, допущенных налогоплательщиком или налоговым агентом в расчетных документах.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в отношении характера пени, полагаем возможным проведение соответствующего перерасчета сумм излишне уплаченного НДС организацией в качестве налогоплательщика в счет погашения недоимки этой организации - налогового агента, возникшей в результате допущенной ею ошибки в расчетном документе на перечисление соответствующей суммы налога в федеральный бюджет.
При решении вопроса о начислении пени учитываются своевременность и полнота перечисления и зачисления сумм НДС в федеральный бюджет, уплаченных организацией, не повлекшие потери государственной казны.
Первый заместитель
министра финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области