МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2021 г. N 46516-АХ/Д24и
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ)
Минэкономразвития России в рамках методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации направляет информацию по отдельным вопросам организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - региональный государственный контроль (надзор).
Отмечаем, что указанные разъяснения согласованы с ФАС России.
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) порядок осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливается положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом общих требований Правительства Российской Федерации к организации и осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора).
Отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 1915 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - Общие требования).
При этом порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми бытовыми отходами установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1088.
На основании изложенного считаем возможным принятие единого положения о региональном государственном контроле (надзоре) по видам государственного контроля (надзора), указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 4 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).
2. С учетом положений подпункта 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) подпунктами "ж" и "з" пункта 4 Общих требований к предмету регионального государственного контроля (надзора) отнесено соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, предусмотренные перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - перечень N 1), а также перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - перечень N 2).
Отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление N 239) предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, предусмотренные перечнем N 1 и перечнем N 2.
Таким образом, оценка соблюдения обязательных требований, установленных в соответствии с постановлением N 239, должна осуществляться в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).
При этом с учетом особенностей осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по установлению и (или) применению цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, предусмотренные перечнем N 1 и перечнем N 2, при разработке положения о региональном государственном контроле (надзора) оценка соблюдения обязательных требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), установленных в соответствии с постановлением N 239, подлежит отнесению к предмету регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.
3. Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлен региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к предмету которого отнесена оценка соблюдения обязательных требований, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации к предельным размерам оптовых и предельным размерам розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
На основании изложенного порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, должен устанавливаться отдельным положением о соответствующем виде контроля.
4. В соответствии с частью 8 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
Таким образом, с учетом положений подпункта 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ правовые основания для принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего вид регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением цен (тарифов), отсутствуют.
5. Дополнительно обращаем внимание, что правовые основания для оценки соблюдения обязательных требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые не отнесены к предметам видов регионального государственного контроля (надзора), установленных в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ, отсутствуют.
А.И.ХЕРСОНЦЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области