Письмо Минэкономразвития России от 22.03.2017 N 7478-АЦ/Д27и "О направлении рекомендаций" (вместе с <Письмами> Рослесхоза от 30.01.2017 N АВ-03-31/1037 "О подготовке рекомендаций", от 24.01.2017 N АВ-03-31/692 "О представлении предложений по пункту 3 протокола совещания от 3 ноября 2016 г. N ВА/27-ПР/ИВ-13/741-пр")

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 марта 2017 г. N 7478-АЦ/Д27и

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях решения проблем, возникающих при согласовании с Минприроды России и Рослесхозом проектов документов территориального планирования муниципальных образований (проектов внесения изменений в такие документы), а также во исполнение пункта 1 протокольного решения совещания по выработке единой позиции при согласовании с Рослесхозом проектов документов территориального планирования муниципальных образований (проектов внесения изменений в такие документы), состоявшегося под моим председательством 7 декабря 2016 г., направляем рекомендации Минприроды России и Рослесхоза по составу сведений, которые необходимо представлять в дополнение к материалам по обоснованию проектов документов территориального планирования муниципальных образований (проектов внесения изменений в такие документы) (далее - проекты ДТП), для подготовки положительных заключений Рослесхоза на такие проекты.

Практика согласования проектов ДТП показала, что в материалах по обоснованию проектов ДТП не всегда содержатся сведения, предусмотренные пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (для проектов генеральных планов) и пунктом 5 части 5 статьи 19 Кодекса (для проектов схем территориального планирования), в том числе сведения об использовании планируемых к включению в границы населенных пунктов земельных участков, необходимых для подготовки положительных заключений Рослесхоза.

В целях оптимизации процедуры согласования проектов ДТП необходимо осуществлять их подготовку с учетом указанных рекомендаций.

Минэкономразвития России просит довести данную информацию до сведения всех органов местного самоуправления, которые уполномочены обеспечивать подготовку, согласование и утверждение проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

А.В.ЦЫБУЛЬСКИЙ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 30 января 2017 г. N АВ-03-31/1037

О ПОДГОТОВКЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Федеральное агентство лесного хозяйства в целях выполнения пунктов 1 и 4 протокола совещания у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Цыбульского (протокол от 7 декабря 2016 г. N 121-АЦ) сообщает следующее.

По пункту 1 протокола.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В свою очередь установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, генерального плана городского округа.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Документы территориального планирования подлежат согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 460.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, Рослесхоз осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации установлен ряд ограничений по использованию земель, на которых расположены леса.

В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Так как нормы Лесного кодекса Российской Федерации содержат прямой запрет на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе на размещение объектов капитального строительства, то включение участков земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в границы населенных пунктов под жилищное строительство противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением защитных лесов. Аналогичная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5.

Кроме того, согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Таким образом, включение лесных участков в границы населенных пунктов, которое может привести к изменению границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов и, как следствие, к уменьшению их площади, является незаконным.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены запреты на хозяйственную и иную деятельность в границах водоохранных зон.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий.

В связи с вышеизложенным Рослесхоз рекомендует в проектах генеральных планов отображать информацию о переводимых участках земель лесного фонда (площадь; местоположение в части лесничеств, участковых лесничеств, кварталов; целевое назначение данных лесов и категории защитных лесов), цель их планируемого использования, а также обоснование площади исключаемых лесных участков из состава земель лесного фонда.

Кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает, что при рассмотрении проектов генеральных планов Рослесхоз руководствуется в первую очередь информацией, представленной в документах территориального планирования. Оперативно проверить достоверность информации по землям лесного фонда, отображенной в документах территориального планирования, относительно сведений государственного лесного реестра не всегда представляется возможным.

Согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях недопущения незаконного изъятия участков земель лесного фонда, а также для сокращения сроков рассмотрения проектов генеральных планов Федеральное агентство лесного хозяйства считает необходимым представлять в составе проектов выписки из государственного лесного реестра на лесные участки, планируемые для включения в земли населенных пунктов, а также заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, о рассмотрении проектов генеральных планов.

По пункту 4 протокола.

Предложения по внесению изменений в приказ Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" направлены в Минэкономразвития России письмом от 24.01.2017 N АВ-03-31/692 (прилагается).

По вопросу внесения изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 г. N 194 "Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра" Рослесхоз отмечает следующее.

Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

До 2012 года земельные участки лесного фонда предоставлялись в пользование без обязательного проведения государственного кадастрового учета по планам лесных участков.

С 2012 года поэтапно осуществляется введение обязательной постановки на государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда, вовлекаемых в оборот. Без проведения государственного кадастрового учета предоставление лесных участков для всех видов использования лесов исключается с 1 января 2017 года.

При этом государственная регистрации прав на лесные участки проводилась как по планам лесных участков по условному номеру, так и на лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Отсутствие единого порядка предоставления лесных участков (как по планам лесных участков, так и по участкам, прошедшим государственный кадастровый учет) привело к дублированию данных о лесных участках в ГКН и ЕГРП.

При этом в государственном лесном реестре было возможно присвоение учетного номера земельному участку, не прошедшему государственный кадастровый учет.

В связи с чем в государственном лесном реестре информация о лесных участках не дублируется.

Таким образом, внесение изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 г. N 194 "Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра" Рослесхоз считает нецелесообразным.

Кроме того, в мае 2017 года запланировано издание нормативного акта о порядке ведения государственного лесного реестра в связи с изменениями лесного законодательства Российской Федерации.

Заместитель руководителя
А.О.ВИНОКУРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 24 января 2017 г. N АВ-03-31/692

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПУНКТУ 3 ПРОТОКОЛА СОВЕЩАНИЯ ОТ 3 НОЯБРЯ
2016 Г. N ВА/27-ПР/ИВ-13/741-ПР

Федеральное агентство лесного хозяйства в целях исполнения пункта 3 протокола совместного совещания у заместителя Министра Российской Федерации - руководителя Росреестра Абрамченко В.В. и заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Рослесхоза Валентика И.В. от 03.11.2016 N ВА/27-ПР/ИВ-13/741-пр сообщает следующее.

На основании плана-графика выполнения мероприятий по установлению границ лесного фонда, подготовленного в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 04.02.2016 N АХ-П9-5пр, в I квартале 2017 г. в лесничествах, выбранных в качестве "пилотных", запланировано проведение мероприятий по переносу сведений о лесных участках из государственного лесного реестра в государственный кадастр недвижимости.

Акт о внесении сведений о ранее учтенных лесных участках (далее - Акт) оформляется в виде электронного документа (в виде файлов в формате XML), созданных с использованием XML-схем.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документа, вступили в силу 7 ноября 2016 г. Однако для формирования Акта в XML-формате, обеспечивающем считывание и контроль представленных данных, необходимо создание соответствующего модуля, позволяющего заполнить Акт в электронном виде.

Федеральным агентством лесного хозяйства обеспечена разработка соответствующего информационного ресурса.

По результатам опытного внедрения соответствующего программного продукта практика его реализации по "пилотным" регионам будет распространена на иные субъекты Российской Федерации.

В настоящее время в целях реализации приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Приказ N 1) по заданию Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ "Рослесинфорг" и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия совместно подготовили тестовый вариант Акта в XML-формате для внесения сведений о ранее учтенных лесных участках в государственный кадастр недвижимости, который направлен в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия.

Вместе с тем, по мнению Рослесхоза, реализация указанного Приказа должна осуществляться по лесничествам с установленными границами. В 2015 году установлены границы 37 лесничеств. В настоящее время завершаются работы по установлению границ 104 лесничеств. На 2017 год запланированы работы по установлению границ 186 лесничеств.

В целях реализации Приказа N 1 Росреестром разработан Алгоритм межведомственного взаимодействия при сопоставлении сведений государственного лесного реестра, государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о лесных участках.

В Акте о внесении сведений о ранее учтенных лесных участках, направляемых органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, в орган кадастрового учета, указываются в том числе сведения, содержащие описание местоположения границ лесных участков в виде списка координат в системе координат, установленной для ведения ГКН, в том числе полученное в результате векторизации проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков и (или) иных аналогичных материалов на планово-картографическом материале, с указанием метода и погрешности определения координат. Выполнение указанного вида работ требует специализированной подготовки в области кадастровой деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений наличие специалистов, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность, не предусмотрено. Привлечение специалистов потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Рослесхоз считает целесообразным предоставление Росреестром Списка участков, которые, по мнению Росреестра, дублируют друг друга, и Списка земельных участков, которые имеют пересечения с землями лесного фонда, вместе с Перечнем ранее учтенных лесных участков для проведения дальнейшего анализа и подготовки Акта о внесении сведений о ранее учтенных лесных участках в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, для чего внести изменения в пункт 49 Приказа N 1.

Заместитель руководителя
А.О.ВИНОКУРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области