Письмо Минэкономразвития РФ от 16.09.2009 N Д06-2677 "О применении законодательства"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 сентября 2009 г. N Д06-2677

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел письмо ФНС России по вопросу разъяснения порядка взаимодействия уполномоченного органа с Ростехнадзором в делах о банкротстве, инициированных территориальными органами Ростехнадзора, и сообщает.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений). Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Таким образом, с учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемые платежи за негативное воздействие на окружающую среду подпадают под понятие обязательных платежей, приведенное в статье 2 Закона о банкротстве.

В случае, если у должника возникла задолженность перед Российской Федерацией по обязательным платежам, вопрос о том, какой орган представляет интересы Российской Федерации в деле о банкротстве, урегулирован в законодательном порядке.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является ФНС России.

Таким образом, исключительно ФНС России вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве.

Поэтому, учитывая особую функцию ФНС России в процедурах банкротства, публично-правовую цель института банкротства, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, полагаем, что арбитражный суд вправе произвести замену в порядке процессуального правопреемства на ФНС России (по заявлению последней) в реестре требований кредиторов должника по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве, поименованных в письме УФНС России по Калининградской области организаций. Данный механизм представляется оправданным (целесообразным) и с точки зрения соответствующих правовых последствий процессуального правопреемства.

Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области