Письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2001 N 45-1-16/1372 "О реализации Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСТОРГИНСПЕКЦИИ, ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

ПИСЬМО
от 10 сентября 2001 г. N 45-1-16/1372

О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 8 АВГУСТА 2001 Г. N 134-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон) и в целях неукоснительного выполнения требований Закона Департамент Госторгинспекции, внутренней торговли и общественного питания Минэкономразвития России информирует.

Впредь, до приведения нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Законом, они, включая Положение о Госторгинспекции, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 501 (с последующими изменениями и дополнениями), применяются в части, не противоречащей Закону.

В целях реализации требований Закона необходимо разработать и утвердить бланк распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю, в котором указывается:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

- фамилия, имя, отчество госинспектора (госинспекторов), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативно - правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Мероприятие по контролю осуществляется только при наличии распоряжения (приказа) или его заверенной печатью копии, которое предъявляется госинспектором руководителю или иному должностному лицу юридического лица или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением (п. 1 ст. 7).

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Допускается продление указанного срока еще на один месяц руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т.д. (п. 3 ст. 7).

Примечание. Следует учитывать, что Законом установлена продолжительность мероприятия по контролю - один месяц (за исключением случаев, указанных в Законе), независимо от того, имеются ли у юридического лица филиалы магазинов (ресторанов, кафе и т.д.), расположенные на территории субъекта Российской Федерации. При этом в распоряжении о проведении мероприятия по контролю указывается наименование юридического лица, номер магазина и его адрес (при наличии такового).

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года (п. 4 ст. 7).

Примечание. В целях упорядочения контрольной деятельности и эффективного проведения мероприятий по контролю органы Госторгинспекции должны ежеквартально запрашивать в органах, занимающихся регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, точные реестры - дислокации субъектов торговой деятельности, расположенных на территории муниципального образования.

Внеплановые проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся по мотивированному решению Госторгинспекции в случаях:

- осуществления контроля за исполнением предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

При этом обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю (п. 5 ст. 7).

Статьей 8 Закона установлены ограничения при проведении мероприятий по контролю. В частности, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей и т.д.

Примечание. Исходя из смысла и содержания ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации под "представителем" следует понимать лицо (физическое или юридическое), которое выступает от имени представляемого и в его интересах в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир) организации, которая оказывает публичные услуги населению (торговые, бытовые, транспортные и т.д.) или совершает определенный круг сделок от имени организации в определенном месте (магазине, ресторане, кафе и т.д.).

По результатам мероприятий по контролю лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах (п. 1 ст. 9).

Примечание. В действующих актах Госторгинспекции вносится дополнительная графа с указанием даты и номера распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю, а также включаются сведения о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение установленных правонарушений.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю (его представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Госторгинспекции.

В случае выявления в результате проверки административного правонарушения госинспектором на месте составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РСФСР и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

По окончании проверки госинспектором делается запись в журнале учета мероприятий по контролю, содержащая сведения:

- о дате и времени проведения мероприятия по контролю;

- о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю;

- о выявленных нарушениях;

- о составленных протоколах;

- о выданных предписаниях.

Вышеуказанные сведения подписываются госинспектором (с расшифровкой подписи).

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.

Законом предусмотрены обязанности и ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст. ст. 11, 12), права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 13), включая право на возмещение убытков, понесенных ими при проведении государственного контроля (надзора, ст. 14), ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований Закона. Кроме того, Законом предусмотрена государственная и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (ст. ст. 15, 16).

Следует отметить, что среди основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) Закон указывает недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю (ст. 3).

Среди мер, применяемых должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах их компетенции, в случае, если в процессе проведения мероприятий по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, и в целях недопущения причинения вреда, Закон предусматривает такие меры, как:

- доведение до сведения потребителей информации об опасном товаре (работе, услуге) и способах предотвращения возможного вреда;

- приостановление производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыв товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с последующим возмещением затрат за счет виновного лица (ст. 10).

И.о. руководителя
Г.С.ФОНАРЕВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области