МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2015 г. N 29/1-3-2160
В связи с участившимися запросами граждан и организаций по вопросам осуществления государственного надзора за безопасностью эксплуатации маломерных судов, используемых в коммерческих целях, и подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России сообщает.
Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" вносит изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части определения компетенции надзорных органов (в зависимости от цели использования маломерного судна - коммерческая, некоммерческая), установления требований по регистрации маломерных судов в судовых реестрах Российской Федерации, а также упрощения порядка пользования маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 3 и 8 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) МЧС России уполномочены на проведение мероприятий по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Таким образом, остановка должностными лицами ГИМС МЧС России - государственными инспекторами по маломерным судам, маломерных судов, используемых в коммерческих целях, а также применение мер административного воздействия, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в отношении судоводителей таких судов, является превышением должностных полномочий.
Согласно статье 23.36 КоАП, а также пунктам 1, 2 и 4 Положения о Федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236, полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в отношении судоводителей маломерных судов, используемых в коммерческих целях, в полной мере обладают должностные лица Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор - государственные транспортные инспектора.
Вместе с тем должностные лица ГИМС МЧС России при обнаружении признаков административных правонарушений, связанных с управлением маломерными судами, используемыми в коммерческих целях, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 28.1 КоАП, вправе передавать должностным лицам Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Такими данными могут быть материалы фото- и видеосъемки, а также письменные заявления иных участников судоходства и граждан.
Следует отметить, что помимо идентификационного номера на борту судна, каких-либо специфических конструктивных особенностей судов, позволяющих визуально определить цель их использования, не существует.
Таким образом, отсутствие нанесенного на борту маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, идентификационного номера, является основанием для остановки такого судна, проверки у судоводителя удостоверения на право управления маломерным судном и регистрационных документов на маломерное судно, а также принятия решения о возможности применения к судоводителю мер административного воздействия за нарушение правил эксплуатации судов (статья 11.8 КоАП) или иные нарушения.
При установке факта использования остановленного маломерного судна в коммерческих целях (предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации судна в Государственном судовом реестре), лицо, управляющее судном, должно быть предупреждено о недопустимости нарушения норм и правил, регламентирующих безопасность плавания судов.
Если должностным лицом ГИМС МЧС России будет установлено, что маломерное судно используется в коммерческих целях (зарегистрировано в Государственном судовом реестре) после составления протокола об административном правонарушении или протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 29.9 КоАП дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение по подведомственности (в подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор).
В связи с изложенным требую:
1. При проведении мероприятий по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов должностным лицам ГИМС МЧС России действовать строго в рамках предоставленных полномочий;
2. О всех случаях нарушения судоводителями маломерных судов, используемых в коммерческих целях, норм и правил, регламентирующих безопасность плавания, уведомлять соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор;
3. Усилить применение практики проведения рейдов и патрулирований совместно с должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор.
Врио начальника Управления
безопасности людей на водных
объектах МЧС России
О.Ю.ЗАНОСОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области