МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2015 г. N 43-5413-11
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА 2016 - 2020 ГОДЫ
Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в 2011 - 2015 годах по обеспечению функционирования и развития единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), позволила в целом решить задачу подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам.
Это позволило:
ежегодно повышать количество населения, прошедшего подготовку в области ГО и защиты от ЧС на 0,5 - 1,2%. В 2015 году количество граждан, охваченных различными видами подготовки, составило более 70 млн. человек, в том числе около 250 тыс. должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прошли обучение по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС;
улучшить деятельность руководителей органов исполнительной власти всех уровней, а также должностных лиц и работников ГО и РСЧС по планированию и организации выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий в ходе угрозы и возникновения опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам;
поддерживать на минимально необходимом уровне знания населением правил поведения, основных способов защиты и порядка действий в ЧС;
активизировать обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемам и способам действий при их участии в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
обеспечить усвоение обучающимися общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования правил и способов безопасного поведения в повседневной жизни с учетом всего спектра опасностей.
Наиболее качественно и целенаправленно подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС проводилась в Минздраве России, МВД России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Минтрансе России, Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", Республике Татарстан и Удмуртской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Брянской, Курской, Свердловской и Омской областях, г. Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное и комплексное решение задачи получения знаний, умений и навыков всеми группами населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах. Основными из них являются:
уровень подготовки ряда должностных лиц ГО и РСЧС не соответствует предъявляемым требованиям и характеризуется слабыми знаниями своих прав и обязанностей в области защиты населения от опасностей, отсутствием навыков в умении анализировать и оценивать обстановку, принимать своевременные, обоснованные и грамотные решения при угрозе и возникновении ЧС и управлять силами и средствами при ликвидации их последствий;
применяемые виды и методы подготовки недостаточно увязаны с практической деятельностью органов управления и сил РСЧС, а также не обеспечивают привитие населению твердых навыков действий при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!";
ослаблен контроль со стороны руководящего состава ГО и РСЧС ряда органов власти и организаций за состоянием дел по подготовке органов управления ГО и РСЧС и поддержанием в готовности сил к действиям по защите от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
несвоевременная подача заявок на обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации (далее - УМЦ ГОЧС) и на курсах ГО, что влияет на своевременность и качество отработки планов комплектования, ритмичность и эффективность учебного процесса;
медленно внедряется подготовка различных групп населения с применением электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий;
недостаточно внимания уделяется подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе, правилам действий в условиях бытовых опасностей и на дорогах;
несовершенство методических подходов, а также системы показателей и критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;
ряд УМЦ ГОЧС по своей организационно-правовой форме не имеют права реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС, т.к. не отвечают требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
существующая практика создания учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее - УКП ГОЧС) не дает ожидаемых результатов по реализации соответствующих видов подготовки населения;
комплексные планы мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности в ряде случаев разработаны формально и реализуются без должной настойчивости, что влияет на качество подготовки неработающего населения;
учебно-материальная база (далее - УМБ) не в полной мере отвечает требованиям новых примерных программ обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС в части проведения практических занятий и тренировок;
недостаточно полно и профессионально используются формы и методы работы личного состава МЧС России с населением по подготовке его в области безопасности жизнедеятельности;
недостаточное обеспечение образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины "Безопасности жизнедеятельности" (далее - БЖД);
общеобразовательными организациями слабо используются возможности по задействованию части образовательной программы, формируемой другими участниками образовательного процесса, а также внеурочной деятельности для повышения уровня подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
ослаблено взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с УМЦ ГОЧС по совершенствованию подготовки преподавателей курса "ОБЖ" в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
возможности отделений Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" (далее - ВДЮОД "Школа безопасности") по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и привитию навыков безопасной жизнедеятельности используются не в полной мере, а в ряде субъектов Российской Федерации организационная деятельность по их созданию, регистрации и организации работы ведется недостаточно эффективно.
В целях устранения имеющихся недостатков и повышения уровня подготовки руководителей, должностных лиц и работников органов управления и сил ГО и РСЧС к выполнению функциональных обязанностей по защите населения, материальных и культурных ценностей, территорий от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах, а остальных групп населения - к действиям при угрозе и возникновении опасностей, по применению способов и средств защиты, а также оказанию первой помощи, предлагаю:
1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям продолжить и активизировать работу по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах, как ключевой составляющей формирования его культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).
Территориальным органам и организациям МЧС России задачу формирования КБЖ населения считать одним из приоритетных направлений деятельности.
2. Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах в 2016 - 2020 годах считать повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", а также качества реализации всех видов подготовки, без уменьшения количества населения, охватываемого ими.
3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:
развитии нормативной правовой и методической базы по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС, с учетом изменений, внесенных в Федеральные законы "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
изыскании и внедрении новых видов подготовки руководителей ГО, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), должностных лиц и работников ГО и РСЧС, а также работающего населения;
организации и осуществлении курсового обучения соответствующих групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС (приложение 1);
повышении персональной ответственности руководителей всех уровней за решение вопросов подготовки соответствующих групп населения в области ГО и защиты от ЧС;
организации, с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, и осуществлении обучения в данной области должностных лиц и работников ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в ФГБОУ ДПО "Учебные центры федеральной противопожарной службы" (далее - УЦ ФПС);
на обучении населения навыкам практического применения средств радиационной, химической и биологической защиты в ходе проведения занятий, учений и тренировок по ГО и защите от ЧС с учетом использования в процессе обучения новейших образцов средств индивидуальной защиты и приборов радиационного и химического контроля;
активном использовании Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) и иных автоматизированных систем информационного обеспечения населения для повышения качества подготовки в области защиты от ЧС;
использовании возможностей сетевой формы реализации программ повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
разработке и принятии профессиональных стандартов для должностных лиц и работников ГО и РСЧС и обеспечении их реализации в ходе разработки программ обучения и в процессе подготовки соответствующих групп населения;
создании и оборудовании мест обучения и учебных объектов для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с приложением 2;
полном и качественном выполнении требований нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования в части изучения курса ОБЖ;
активизации деятельности органов управления ГО и РСЧС всех уровней по привлечению подрастающего поколения в ряды Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности";
организации и всестороннем обеспечении качественной подготовки и проведения соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник" и "Юный пожарный".
4. Кроме этого, в целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах:
Руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления:
организовать разработку и принятие один раз в пять лет организационно-методических указаний по подготовке работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах;
взять на контроль ежегодное оформление и направление до 1 августа в МЧС России заявок на дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих должностных лиц и работников ГО и РСЧС в образовательных организациях МЧС России;
обеспечить в организационном и финансовом плане реализацию выделенных по заявке квот на дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих должностных лиц и работников ГО и РСЧС;
организовать переработку не реже одного раза в 5 лет программы обучения работников центрального аппарата, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее - НФГО), а также программ обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), создаваемых в организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их утверждение установленным порядком;
организовать взаимодействие своих территориальных органов, подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) с территориальными органами МЧС России по вопросам планирования, организации и выполнения мероприятий по подготовке соответствующих групп населения;
заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям принять участие в переработке и обсуждении примерной основной образовательной программы по направлению подготовки "Техносферная безопасность";
разработать и обеспечить реализацию плана контроля подведомственных организаций по вопросу подготовки работников в области ГО и защиты от ЧС, а также личного состава НАСФ, спасательных служб и НФГО, созданных организациями;
организовать оформление и ведение журнала посещения занятий по ГО и защите от ЧС на каждую учебную группу, созданную в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти и подведомственных организациях;
организовать ведение персонального учета должностных лиц и работников ГО и РСЧС федерального уровня, прошедших повышение квалификации или курсовое обучение за последние 5 лет;
обеспечить создание и оснащение классов, а также учебных площадок для проведения занятий, в том числе практических, по соответствующим программам обучения работников центральных аппаратов и подведомственных организаций;
при подготовке и представлении в МЧС России ежегодного доклада "Об организации и итогах подготовки работников центральных аппаратов, подведомственных служб, агентств и организаций в области защиты от ЧС и ГО" (Форма 1/ОБУЧ-Ф), приложение N 3 к форме 1/ОБУЧ-Ф "Сведения о наличии и состоянии учебно-материальной базы по ГО и защите от ЧС в ______ за 20__ год" оформлять в соответствии с макетом таблицы представленной в приложении 3 к данным Организационно-методическим указаниям, а в приложении N 4 к форме 1/ОБУЧ-Ф "Сведения об организации обучения по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении _______ за 20__ год" исключить колонки 11 и 12.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
завершить приведение нормативной правовой базы, определяющей организацию и осуществление подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиями изменений и дополнений, внесенных в федеральные нормативные правовые акты по ГО и защите от ЧС;
обеспечить планирование и рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год вопросов, связанных с подготовкой населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах;
разрабатывать и включать в ежегодный план основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах подраздел "Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС";
организовывать разработку и принятие один раз в пять лет организационно-методических указаний по подготовке населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС с конкретизацией задач и мероприятий для органов местного самоуправления и подведомственных организаций;
ежегодно анализировать, обобщать и издавать распорядительный акт об итогах подготовки населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС в прошедшем году и организации его подготовки в следующем году;
перерабатывать и утверждать не реже одного раза в 5 лет программу обучения в области ГО и защиты от ЧС работников администрации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также программ обучения личного состава НАСФ, спасательных служб и НФГО, созданных субъектом Российской Федерации;
до 1 января 2017 года привести организационно-правовую форму УМЦ ГОЧС в соответствии с требованиями, позволяющими реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС;
ежегодно до 1 декабря организовывать разработку и утверждение плана комплектования обучающимися УМЦ ГОЧС и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы ГО) на следующий год;
организовывать контроль за разработкой и выполнением в органах местного самоуправления ежегодных комплексных планов мероприятий по подготовке неработающего населения муниципального образования в области ГО и защиты от ЧС;
довести в УМЦ ГОЧС охват обучаемых должностных лиц и работников ГО и РСЧС с применением дистанционных образовательных технологий до 10%;
провести организационную работу по обеспечению образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "ОБЖ" и дисциплины "БЖД";
взять на контроль создание к концу 2017 года и организацию деятельности курсов ГО во всех городских округах и муниципальных районах, а также УКП ГОЧС - в поселениях;
разрабатывать и утверждать пятилетний план совершенствования УМБ субъекта Российской Федерации для подготовки в области ГО и защиты от ЧС и ежегодно его корректировать.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
усилить методическое руководство и контроль за планированием и осуществлением подготовки руководителей ГО, председателей КЧС и ОПБ, должностных лиц и работников органов управления и сил ГО и РСЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
повысить требовательность к качеству разработки организационных и планирующих документов по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС и усилить контроль за их своевременным выполнением;
организовать с 1.01.2018 обучение должностных лиц и работников ГО территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в УЦ ФПС;
обеспечить проведение межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный водник" и "Юный пожарный" с периодичностью 1 раз в 2 года (в год проведения Всероссийских соревнований и полевых лагерей);
закрепить практику проведения ежегодного межрегионального смотра-конкурса на лучший субъект Российской Федерации по подготовке населения в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
взять на контроль своевременность подготовки главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации отчетов по форме 1/ОБУЧ, а также достоверность включаемой в них информации;
оказать организационную и методическую помощь субъектам Российской Федерации по реконструкции УМБ в соответствии с Рекомендациями по составу и содержанию УМБ субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденными заместителем Министра 25.12.2014 N 2-4-87-51-14;
исключить формализм при проведении учений и тренировок по ГО и защите от ЧС и усилить контроль за сроками их проведения.
Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:
инициировать и принять активное участие в разработке и сопровождении проектов нормативных правовых актов по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечивающих их приведение в соответствие с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и внесенных изменений в нормативные правовые акты по ГО и защите от ЧС;
повысить требовательность к планированию и осуществлению подготовки в области ГО и защиты от ЧС работников администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций;
проверять перед началом учебного года состояние и готовность УМБ субъектов Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, держать на постоянном контроле выполнение планов ее совершенствования;
оказать организационную и методическую помощь по созданию к концу 2017 года курсов ГО во всех городских округах и муниципальных районах, а также УКП ГОЧС - в поселениях;
разработать план участия сотрудников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подведомственных организаций, прошедших обучение в соответствии с приказом МЧС России от 05.02.2015 N 57, в работе с населением в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по подготовке и проведению ежегодных смотров-конкурсов на лучшую УМБ образовательных организаций по курсу "ОБЖ" и дисциплине "БЖД", конкурсов "Учитель года по ОБЖ" и "Преподаватель года по БЖД", а также интернет-олимпиад по безопасности жизнедеятельности среди учащихся общеобразовательных организаций;
обеспечить во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления улучшение обустройства, повышение эффективности функционирования и совершенствование качества оснащенности УМЦ ГОЧС, курсов ГО и УКП ГОЧС;
повысить качество организации и распространения передового опыта по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;
повысить ответственность руководителей учений и тренировок по ГО и защите от ЧС за качественную отработку учебных вопросов, в т.ч. и с привлечением работающего и неработающего населения, а также обучающихся. Учебные вопросы должны разрабатываться с учетом ЧС, угроза возникновения которых наиболее вероятна для конкретного региона;
сведения о наличии и состоянии УМЦ ГОЧС, курсов ГО, укомплектованности их личным составом и наличии УМБ для обучения различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС (приложение N 3 к отчету по форме 1/ОБУЧ) оформлять и представлять в соответствии с макетом таблицы (приложение 4).
Начальникам образовательных организаций МЧС России, реализующих программы дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС:
при обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС обратить особое внимание на вопросы практических действий в ходе выполнения мероприятий по ГО, предупреждения и ликвидации ЧС;
совершенствовать формы итоговой аттестации обучаемых путем развития системы электронного тестирования, создания фонда тестов, тестовых методик и программного обеспечения;
совершенствовать механизм мониторинга качества обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования в области ГО и защиты от ЧС, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
направить деятельность по совершенствованию УМБ на создание электронной информационно-образовательной среды и реализацию программ обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Министр
В.А.ПУЧКОВ
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС (далее - курсовое обучение) - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области ГО и защиты от ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
1.2 Курсовое обучение, как вид обучения соответствующих групп населения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 332, внесшим изменения в Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.
1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
1.5 Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС предусматривает получение знаний, умений и навыков соответствующими группами населения в ходе:
получения образования;
обучения по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
прохождения курсового обучения;
участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по ГО и защите от ЧС;
информирования и пропаганды знаний в данных областях;
самостоятельной подготовки.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.
2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:
председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций всех уровней;
неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС органов местного самоуправления и организаций;
руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб и их заместители;
лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по ГО и защите от ЧС;
инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС;
личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб (далее - личный состав формирований и служб);
все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления ГО и РСЧС (далее - работающее население).
2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:
работающее население и личный состав формирований и служб - ежегодно;
остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее - работники ГО и РСЧС) - не реже одного раза в 5 лет.
Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.
2.4 Места проведения курсового обучения:
с работающим населением и личным составом формирований и служб - в организациях по месту работы;
с работниками ГО и РСЧС - на курсах ГО муниципальных образований, в УМЦ ГОЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.
2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.
На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган, совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.
В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.
Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования организации, осуществляющей курсовое обучение.
2.6 Комплектование учебных групп.
Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20 - 25 человек с учетом:
при обучении работающего населения - родственных профессий рабочих (должностей служащих);
при обучении личного состава формирований и служб - видов создаваемых формирований и служб;
при обучении работников ГО и РСЧС - исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС и уровня подготовки.
2.7 Формы курсового обучения:
с работающим населением и личным составом формирований и служб - очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде;
с работниками ГО и РСЧС - очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2.9 Списки учебных группы, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.
2.10 Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструктора, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.
До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по обучающимся и вносит ее в соответствующие графы журнала.
2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.
Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение.
Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в течение пяти лет.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента подписания организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы.
3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.
Приложение 2
МЕСТА ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Органы власти и организации
|
Места обучения
|
Учебные объекты
|
|||||||
УМЦ ГОЧС
|
курсы ГО
|
УКП ГОЧС
|
кабинет (класс)
|
лаборатории по дисциплине "БЖД"
|
учебные площадки
|
натурный участок местности
|
уголки ГОЧС
|
||
Центральный аппарат федерального органа исполнительной власти, организации, осуществляющие функции отраслевого управления, администрации органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления
|
+
|
1 - 2
|
+
|
||||||
Субъект РФ
|
+
|
4 - 6 в УМЦ ГОЧС
|
3 - 4 в УМЦ ГОЧС
|
||||||
Муниципальные образования:
|
городской округ (муниципальный район)
|
+
|
2 - 3 на курсах ГО
|
1 - 2 на курсах ГО
|
|||||
поселение
|
+
|
+
|
|||||||
Образовательные организации:
|
общеобразовательные
|
+
|
+
|
||||||
профессионального и высшего образования
|
+
|
+
|
+
|
||||||
Предприятия, учреждения и организации:
|
с численностью работников свыше 200 человек
|
+
|
1
|
+
|
|||||
создающие НАСФ
|
+
|
+
|
+
|
Приложение 3
Приложение N 3
к форме 1/ОБУЧ-Ф
СВЕДЕНИЯ о наличии учебных объектов учебно-материальной базы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в организациях _________________________________________ (федеральный орган исполнительной власти) за 20__ год
N п/п
|
Название организаций подведомственных федеральному органу исполнительной власти, в т.ч. образовательных
|
Учебные объекты (количество)
|
|||||
учебные классы
|
кабинеты БЖД (ОБЖ)
|
лаборатории по дисциплине "БЖД"
|
учебные площадки
|
натурный участок местности
|
уголки ГОЧС
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
|
__________________________________
(должность, фамилия и подпись)
Приложение 4
Приложение N 3
к форме 1/ОБУЧ
СВЕДЕНИЯ о наличии и состоянии учебно-методических центров ГОЧС, их филиалов, курсов ГО, учебно-консультационных пунктов ГОЧС, укомплектованности их личным составом и наличии учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС в ________________________________ за 20___ год (субъект РФ, региональный центр)
N п/п
|
Субъект РФ
|
УМЦ ГОЧС, их филиалы, курсы ГО и УКП ГОЧС
|
Учебно-материальная база УМЦ ГОЧС, курсов ГО (количество)
|
Всего имеется комплектов материальной базы для выездных занятий ГОЧС (автоклубы, мобильные учебные комплексы, переносимые комплексы и т.п.)
|
||||||||||||
характеристика УМЦ ГОЧС
|
количество
|
укомплектованность личным составом (служащими), в %
|
учебные кабинеты (классы)
|
учебные площадки
|
натурные участки местности
|
объекты гражданской обороны, используемые в целях обучения
|
||||||||||
имеется
|
тип образовательной организации
|
срок окончания лицензии
|
реализация дистанционных образовательных технологий
|
фили алы УМЦ ГОЧС
|
Курсы ГО
|
УКП ГОЧС
|
УМЦ ГОЧС
|
филиалы УМЦ ГОЧС
|
курсы ГО
|
|||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
Всего
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области