Письмо Казначейства России от 26.10.2016 N 07-04-05/02-809 <О ведении бюджетного учета по кассовому исполнению федерального бюджета и казначейского учета по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, бюджета Союзного государства, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 26 октября 2016 г. N 07-04-05/02-809

Федеральное казначейство в целях обеспечения ведения территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) бюджетного учета по кассовому исполнению федерального бюджета и казначейского учета по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, а также по результатам рассмотрения вопросов, поступивших от ТОФК в рамках проведения видеоконференции по вопросам бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности, состоявшейся 13 - 14 сентября 2016 года, направляет особенности отражения ТОФК в бюджетном (казначейском) учете и регистрах бюджетного (казначейского) учета отдельных операций в приложении к настоящему письму.

Р.Е.АРТЮХИН

Приложение
к письму Федерального казначейства
от 26.10.2016 N 07-04-05/02-809

ОСОБЕННОСТИ
ОТРАЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА В БЮДЖЕТНОМ (КАЗНАЧЕЙСКОМ) УЧЕТЕ И РЕГИСТРАХ
БЮДЖЕТНОГО (КАЗНАЧЕЙСКОГО) УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1. Особенности отражения территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) в бюджетном (казначейском) учете операций при реорганизации (ликвидации) или переводе на обслуживание из одного ТОФК в другой участников бюджетного процесса, бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц.

Отражение в бюджетном (казначейском) учете ТОФК операций по передаче (принятию) показателей лицевых счетов участников бюджетного процесса, бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц (далее при совместном упоминании - клиенты) при их реорганизации (ликвидации) или переводе на обслуживание из одного ТОФК в другой осуществляется на основании актов приемки-передачи показателей лицевых счетов соответствующих форм, установленных приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" (далее - акт приемки-передачи).

В то же время при проведении ТОФК операций по передаче и принятию учетных данных по лицевым счетам клиентов и их отражении в бюджетном (казначейском) учете возникают ситуации, при которых суммы по отдельным показателям лицевых счетов, которые отражены в аналитическом учете ТОФК, не соответствуют суммам идентичных показателей, которые отражены в бюджетном (казначейском) учете ТОФК, поскольку в бюджетном (казначейском) учете ТОФК не подлежат отражению отдельные операции, проводимые при кассовом исполнении федерального бюджета, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проведении операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, в соответствии с положениями письма Федерального казначейства от 06.06.2013 N 42-7.4-05/2.2-333.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения корректного отражения ТОФК, осуществляющими принятие учетных данных по лицевым счетам клиентов, в бюджетном (казначейском) учете учетных данных по лицевым счетам клиентов ТОФК, осуществляющим передачу учетных данных по лицевым счетам клиентов, необходимо направлять в ТОФК, осуществляющие принятие учетных данных по лицевым счетам клиентов, дополнительно к актам приемки-передачи информацию о показателях лицевых счетов клиентов и суммах по ним, подлежащих отражению в бюджетном (казначейском) учете.

Указанная информация формируется ТОФК, осуществляющим передачу учетных данных по лицевым счетам клиентов, в произвольной форме (на основании данных актов приемки-передачи и лицевых счетов клиентов) и письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) направляется в ТОФК, осуществляющий принятие учетных данных по лицевым счетам клиентов.

Кроме того, в указанной информации при наличии необходимости допускается указание дополнительных сведений и аналитических показателей, которые необходимы для корректного отражения учетных данных по лицевым счетам клиентов в бюджетном (казначейском) учете ТОФК, осуществляющих принятие учетных данных по лицевым счетам клиентов.

2. Особенности формирования ТОФК Ведомости учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета (ф. 0504061) (далее - Ведомость).

Ведение аналитического учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц, учитываемых ТОФК на счетах бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов, осуществляется в Ведомости, формируемой в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ Минфина России N 52н) с учетом следующих особенностей.

Формирование ТОФК Ведомости осуществляется ежедневно отдельно по каждому счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов при наличии учетных данных по нему (за исключением случаев, когда в соответствии с разъяснениями Федерального казначейства формирование ТОФК Ведомости по счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов по отдельным операциям не осуществляется).

При завершении отчетного финансового года ТОФК осуществляет формирование Ведомости за каждый день дополнительного периода отчетного финансового года при наличии учетных данных по счетам бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов. При этом операции по заключению счетов бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов подлежат отражению в отдельной Ведомости, сформированной за последний день дополнительного периода отчетного финансового года (за последний день отчетного финансового года).

В заголовочной части Ведомости указывается дата операционного дня, за который формируется Ведомость (далее - отчетная дата), с отражением в кодовой зоне даты в формате "день, месяц, год" ("ДД.ММ.ГГГГ").

Показатель Ведомости "Остаток на начало месяца" отражает остаток по счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов на начало месяца отчетной даты нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Показатель Ведомости "Остаток на конец месяца" отражает остаток по счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов на день, следующий за отчетной датой (на конец месяца), нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

Показатель Ведомости "Остаток на начало месяца" должен соответствовать показателю "Остаток на конец месяца" Ведомости, сформированной за последний операционный день предыдущего месяца, по соответствующему счету бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов.

В табличной части Ведомости отражаются сведения по операциям, учтенным на счетах бюджетного (казначейского) учета внутренних расчетов, за операционные дни соответствующего месяца в разрезе первичных учетных документов с подведением промежуточных итогов за каждый операционный день.

Показатель строки "Итого за месяц" графы 6 "Сумма по документу" Ведомости должен равняться сумме показателей строк графы 6 "Сумма по документу" Ведомости с промежуточными итогами за каждый операционный день, учетные данные за который подлежат отражению в Ведомости.

Показатель Ведомости "Остаток на конец месяца" должен равняться сумме показателя Ведомости "Остаток на начало месяца" и показателя строки "Итого за месяц" графы 6 "Сумма по документу" Ведомости.

Соответствующая доработка прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система Федерального казначейства" (далее - ППО "АСФК") запланирована к реализации в составе версии 25.3 (дата выпуска в промышленную эксплуатацию - ноябрь 2016 года).

До доработки функционала ППО "АСФК" Федеральное казначейство считает возможным осуществлять формирование Ведомости в порядке, реализованном в ППО "АСФК" на дату формирования Ведомости.

3. Особенности формирования ТОФК Журнала по прочим операциям (ф. 0504071) (по разделу "Обороты для главной книги"), Главной книги (ф. 0504072) и Отчета об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981) (далее при совместном упоминании - Отчеты).

В связи с изменением структуры кодов бюджетной классификации в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2015 N 90н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" отражение ТОФК в Отчетах учетных данных по счетам бюджетного (казначейского) учета необходимо осуществлять с учетом следующих особенностей.

Учетные данные по счетам аналитического учета счетов 0 30712 000 "Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание" (далее - счет 0 30712 000), 0 30713 000 "Расчеты по операциям бюджетных учреждений" (далее - счет 0 30713 000), 0 30714 000 "Расчеты по операциям автономных учреждений" (далее - счет 0 30714 000), 0 30715 000 "Расчеты по операциям иных организаций" (далее - счет 0 30715 000) необходимо отражать в Отчетах с учетом следующей группировки: первыми указываются учетные данные по счетам аналитического учета счетов, содержащим коды классификации доходов бюджетов (юридических лиц), далее - коды классификации расходов бюджетов (юридических лиц), после - коды классификации источников финансирования дефицита бюджетов (деятельности юридических лиц) (при этом сортировка учетных данных по каждой из указанных группировок осуществляется исходя из увеличения значений сегментов структуры номера счета, начиная с первого разряда номера счета).

Учетные данные по счетам аналитического учета счета 0 40210 000 "Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет" (далее - счет 0 40210 000) необходимо отражать в Отчетах с учетом следующей группировки: первыми указываются учетные данные по счетам аналитического учета счета, содержащим коды классификации доходов бюджетов, далее - коды классификации источников финансирования дефицита бюджетов (при этом сортировка учетных данных по каждой из указанных группировок осуществляется исходя из увеличения значений сегментов структуры номера счета, начиная с первого разряда номера счета).

Учетные данные по счетам аналитического учета счетов 0 40220 000 "Результат по кассовому исполнению бюджета по выбытиям из бюджета" (далее - счет 0 40220 000), 0 50300 000 "Бюджетные ассигнования" (далее - счет 0 50300 000) необходимо отражать в Отчетах с учетом следующей группировки: первыми указываются учетные данные по счетам аналитического учета счетов, содержащим коды классификации расходов бюджетов, далее - коды классификации источников финансирования дефицита бюджетов (при этом сортировка учетных данных по каждой из указанных группировок осуществляется исходя из увеличения значений сегментов структуры номера счета, начиная с первого разряда номера счета).

Кроме того, в Главной книге (ф. 0504072) по счетам 0 30712 000, 0 30713 000, 0 30714 000, 0 30715 000, 0 40210 000, 0 40220 000, 0 50300 000 необходимо осуществлять расчет промежуточных итогов для каждой из указанных группировок учетных данных.

Промежуточные итоги необходимо отображать отдельной строкой в табличной части Главной книги (ф. 0504072) (на одну позицию выше первой строки с соответствующими учетными данными) по каждой из группировок учетных данных с учетом следующих особенностей:

по графе 1 "N п/п" указывается тип кодов бюджетной классификации, учетные данные по которым подлежат суммированию при подсчете промежуточных итогов: "КДБ" - при подсчете промежуточных итогов по учетным данным по кодам классификации доходов бюджетов (юридических лиц), "КРБ" - при подсчете промежуточных итогов по учетным данным по кодам классификации расходов бюджетов (юридических лиц), "КИФ" - при подсчете промежуточных итогов по учетным данным по кодам классификации источников финансирования дефицита бюджетов (деятельности юридических лиц);

по графе 2 "Номер счета" указывается соответствующий номер счета бюджетного (казначейского) учета в следующем формате: 00000000000000000.X.30712 (30713, 30714, 30715, 40210, 40220, 50300).000, где X - код вида финансового обеспечения;

по графам 3 - 12 указываются суммы соответствующих промежуточных итогов;

графа 13 "Номер журнала операции" не заполняется.

Соответствующая доработка ППО "АСФК" запланирована к реализации в составе версии 25.3 (дата выпуска в промышленную эксплуатацию - ноябрь 2016 года).

До доработки функционала ППО "АСФК" Федеральное казначейство считает возможным осуществлять формирование Отчетов в порядке, реализованном в ППО "АСФК" на дату формирования Отчетов.

4. Особенности отражения ТОФК в казначейском учете операций бюджетных, автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных, автономных учреждений, а также иных юридических лиц, получающих средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), с наличными денежными средствами и с использованием банковских (дебетовых) карт, проводимых на одном счете, открытом ТОФК в подразделении Банка России или кредитной организации.

Отражение в казначейском учете ТОФК операций со средствами бюджетных, автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных, автономных учреждений, а также иных юридических лиц, получающих средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), проводимых на одном счете, открытом ТОФК в подразделении Банка России или кредитной организации на балансовом счете N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" (далее - счет N 40116), осуществляется с применением следующих бухгалтерских записей:

зачисление (взнос) денежных средств на счет N 40116, открытый ТОФК:

Дебет 10001050201XX0000 8 20333 510

Кредит 10000000000000000 8 30600 730,

где XX - код элемента источников финансирования дефицита бюджетов;

перечисление (выдача) денежных средств со счета N 40116, открытого ТОФК:

Дебет 10000000000000000 8 30600 830

Кредит 10001050201XX0000 8 20333 610.

В случае если отражение в казначейском учете ТОФК указанных операций осуществлялось с применением других счетов казначейского учета, ТОФК следует осуществить корректировку учетных данных по указанным операциям, проведенным в текущем финансовом году, на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) методом "красное сторно" и дополнительными бухгалтерскими записями.

5. Особенности заполнения "Отметки о принятии Бухгалтерской справки к учету" при формировании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

В случаях, установленных пунктами 3.10, 8.12, 9.10 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н, ТОФК формируется Бухгалтерская справка (ф. 0504833) на аннулирование Расходного расписания (ф. 0531722).

При этом при формировании ТОФК указанной Бухгалтерской справки (ф. 0504833) подлежит заполнению "Отметка о принятии Бухгалтерской справки к учету" в порядке, установленном приказом Минфина России N 52н.

6. Особенности формирования ТОФК регистров бюджетного (казначейского) учета при отсутствии учетных данных.

Формирование регистров бюджетного (казначейского) учета по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, операциям со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц осуществляется в соответствии с положениями приказа Минфина России N 52н.

При этом необходимость формирования регистров бюджетного (казначейского) учета при отсутствии учетных данных устанавливается ТОФК самостоятельно в рамках формирования учетной политики по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, операциям со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц.

7. Особенности отражения ТОФК в казначейском учете и в регистрах казначейского учета операций с наличными денежными средствами и с использованием банковских (дебетовых) карт.

Проведение операций по обеспечению наличными денежными средствами участников и неучастников бюджетного процесса, удаленных участников и неучастников бюджетного процесса, уполномоченных подразделений, а также их взноса, проведение операций с использованием банковских (дебетовых) карт (далее - операции с наличными денежными средствами и с использованием банковских (дебетовых) карт) осуществляется ТОФК в соответствии с положениями приказа Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)".

Отражение ТОФК первичных учетных документов по операциям с наличными денежными средствами и с использованием банковских (дебетовых) карт в регистрах казначейского учета осуществляется в порядке, реализованном в ППО "АСФК" на дату проведения операций с наличными денежными средствами и с использованием банковских (дебетовых) карт.

Указанный порядок отражения операций с наличными денежными средствами и с использованием банковских (дебетовых) карт в регистрах казначейского учета применяется ТОФК до получения дополнительных разъяснений от Федерального казначейства.

8. Особенности проведения ТОФК инвентаризации остатков денежных средств на счетах, открытых в подразделениях Банка России и кредитных организациях, а также отражения результатов ее проведения.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, ТОФК перед составлением годовой бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства и операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц должна быть проведена инвентаризация остатков денежных средств, находящихся на счетах, открытых ТОФК в подразделениях Банка России и кредитных организациях, на которых учитываются денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, бюджетных, автономных учреждений и иных юридических лиц.

Инвентаризация остатков денежных средств осуществляется ТОФК в порядке, установленном положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49.

Отражение результатов инвентаризации остатков денежных средств (денежных средств в пути, денежных средств, распределение которых производится в дополнительный период отчетного финансового года в соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации) осуществляется в соответствии с положениями приказа Минфина России N 52н в Инвентаризационных описях остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504082) и Акте о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

В случае установления в ходе проведения инвентаризации расхождений между учетными данными по счетам бюджетного (казначейского) учета денежных средств и данными банковских выписок (данными аналитического учета) к Акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), сформированная ТОФК на основании Инвентаризационной описи (ф. 0504082). При этом в случае необходимости внесения изменений в учетные данные по результатам анализа причин выявленных при инвентаризации расхождений и принятия мер по их устранению корректировка учетных данных осуществляется ТОФК Бухгалтерскими справками (ф. 0504833), созданными на основании данных Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области