Письмо Казначейства России от 03.02.2015 N 07-04-05/07-71 <О направлении Методических рекомендаций по реализации принципов открытости в территориальных органах Федерального казначейства>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 3 февраля 2015 г. N 07-04-05/07-71

Федеральное казначейство в целях реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, одобренной Правительством Российской Федерации (протокол от 5 декабря 2013 г. N 42), а также упорядочения и систематизации деятельности органов и организаций Федерального казначейства при внедрении принципов открытости направляет Методические рекомендации по реализации принципов открытости в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Методические рекомендации).

Просим руководствоваться Методическими рекомендациями при реализации мероприятий, обеспечивающих принципы открытости.

Р.Е.АРТЮХИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

I. Общие положения

1.1. Цели и задачи Методических рекомендаций

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (далее - Концепция открытости), одобренная Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 42), принципов открытости в своей деятельности. Для реализации принципов открытости территориальным органам Федерального казначейства требуется последовательно предпринимать ряд системных действий, связанных с формированием и развитием механизмов (инструментов) открытости, описанных в Концепции открытости.

В Методических рекомендациях по реализации принципов открытости в территориальных органах Федерального казначейства (далее - Методические рекомендации) решены следующие задачи:

комплексно описана система механизмов (инструментов) открытости территориального органа Федерального казначейства, обеспечивающих реализацию принципов открытости;

в дополнение к основным требованиям по внедрению отдельных механизмов (инструментов) открытости, установленных в нормативных правовых актах, даны рекомендации для внедрения новых и (или) реинжиниринга действующих процедур и технологий в деятельности территориальных органов Федерального казначейства, направленных на реализацию принципов открытости и формирование культуры открытости.

1.2. Термины и определения, примененные
в Методических рекомендациях

В Методических рекомендациях использовались определения терминов, содержащиеся в следующих документах по стандартизации:

ГОСТ 15971-90. Системы обработки информации. Термины и определения (утв. постановлением Госстандарта СССР от 26.10.1990 N 2698);

ГОСТ 7.74-96. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-поисковые языки. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта России от 27.11.1996 N 651);

ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28);

ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 N 331-ст);

Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения. ГОСТ Р 52292-2004 (утв. приказом Ростехрегулирования от 29.12.2004 N 135-ст);

Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. ГОСТ Р 1.12-2004 (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст);

Техническая защита информации. Основные термины и определения. Р 50.1.056-2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 479-ст);

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. ГОСТ Р 52653-2006 (утв. приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 419-ст);

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Термины и определения (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 16.11.2011 N 548-ст).

При применении Методических рекомендаций приведенные определения терминов могут быть при необходимости изменены путем ввода в них произвольных признаков, раскрывающих значения используемых терминов. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в вышеперечисленных стандартах.

1.3. Перечень нормативных правовых актов и иных документов,
использованных при разработке Методических рекомендаций

Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

- Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";

- Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";

- Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации";

- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ);

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных);

- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ);

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ);

- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию";

- Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера";

- Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";

- Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 508);

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

- Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива";

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895;

- постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";

- постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (далее - Постановление N 452);

- постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 481 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 480);

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (далее - Постановление N 953);

- постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

- постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 860 "Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. N 773 "О Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства";

- постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (далее - Постановление N 851);

- постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти";

- постановление Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах";

- постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг";

- постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 293-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами";

- Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 179н "Об утверждении форм отчетности о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, а также Инструкции о порядке их составления и представления";

- Приказ Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 г. N 817 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";

а также в соответствии со следующими документами:

- Единые требования к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденные Минтрудом России от 26 ноября 2012 г.;

- Методические рекомендации по типовым формам и методам общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденные протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 16 августа 2013 г. N АМ-П36-51;

- Методические рекомендации о публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и техническими требованиями к публикации открытых данных, разработанные Минэкономразвития России и утвержденные протоколом от 4 июня 2013 г. N 4 заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.

1.4. Организация работы территориальных органов Федерального
казначейства по реализации принципов открытости

В соответствии с положениями Концепции открытости территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК) утверждают планы реализации принципов открытости в своей деятельности, которые разрабатываются с учетом принятых нормативных правовых актов и документов по созданию системы "Открытое правительство" в Российской Федерации.

В планах должны быть четко сформулированы основные направления повышения открытости ТОФК, мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости, определены конкретные целевые показатели эффективности, должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, а также референтные группы, мнение которых планируется учитывать при оценивании достигнутых результатов.

Рекомендуется определять конкретные мероприятия на каждый календарный год с учетом перспективного планирования на 3 - 5 лет, с определением приоритетных, подлежащих реализации в первую очередь, в т.ч. в рамках иных принятых планов и программ.

Реализация мероприятий плана может быть организована проектным методом. В качестве руководителя проекта рекомендуется определять должностных лиц на уровне начальника отдела ТОФК, а в качестве куратора проекта - одного из заместителей руководителя ТОФК. В состав проектной группы рекомендуется включать сотрудников из структурных подразделений: юридического, кадрового, информационного и т.д.

На официальном сайте ТОФК в разделе "Открытое правительство" размещает план, полную и объективную информацию о мероприятиях (действиях), реализуемых Федеральным казначейством (ТОФК) в целях повышения своей открытости, а также отчеты об исполнении ведомственного плана и иных мероприятий, инициатив, программ и обязательств по повышению открытости ТОФК.

1.5. Рекомендации по формированию культуры открытости
у федеральных государственных гражданских служащих

Принципы открытости ТОФК должны популяризировать среди гражданских служащих культуру открытости и создание необходимых организационных основ для системного планирования деятельности ТОФК, их структурных подразделений по применению принципов открытости ко всему диапазону полномочий.

С учетом вышеизложенного рекомендуется включать отдельным разделом в планы мероприятия, направленные на формирование культуры открытости у государственных гражданских служащих.

II. Основные рекомендации по внедрению механизмов
(инструментов) открытости

Реализация принципов открытости федеральных органов исполнительной власти осуществляется посредством внедрения и развития основных механизмов (инструментов) открытости, определенных Концепцией открытости.

2.1. Рекомендации по реализации
принципа информационной открытости ТОФК

В соответствии с Законом N 149-ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Не подлежит раскрытию информация о деятельности ТОФК, доступ к которой ограничен федеральными законами. К информации ограниченного доступа относится государственная тайна и иные охраняемые федеральным законом виды тайн, а также сведения конфиденциального характера, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188.

В соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, и в целях упорядочения процедур подготовки, размещения и организации доступа граждан и организаций к законодательно установленным разным видам информации о ТОФК, в т.ч. на официальном сайте в сети Интернет, ТОФК утверждает порядок (регламент, правила) обеспечения доступа к информации о своей деятельности или вносит необходимые изменения в ранее принятые документы с учетом утвержденных в Концепции открытости принципов и приоритетных направлений повышения открытости федеральных органов исполнительной власти на 2013 - 2015 гг., а также настоящих Методических рекомендаций.

При регламентации процедур раскрытия ТОФК общедоступной информации важно описать все требования к раскрытию информации в сфере полномочий ТОФК, которые установлены нормативными правовыми актами, а также описать случаи отказа ТОФК в предоставлении заявителю информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Поэтому исключения должны быть четко и однозначно сформулированы, а их количество являться ограниченным. В том случае, если исключению подлежит только часть документа (информации), оставшаяся часть документа (информации) должна быть раскрыта ТОФК, если ее можно разумно отделить от целого документа.

Порядок (регламент, правила) в соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти содержит:

а) способы доступа к информации о деятельности ТОФК;

б) перечень информации о деятельности ТОФК, предоставляемой по телефонам справочных служб ТОФК либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных на предоставление такой информации;

в) порядок взаимодействия соответствующих структурных подразделений ТОФК по обеспечению доступа к информации о деятельности ТОФК;

г) права и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию работы по обеспечению доступа к информации о деятельности ТОФК.

ТОФК наряду с обязательным размещением информации о своей деятельности в сети Интернет вправе размещать такую информацию в иных информационно-телекоммуникационных сетях, а также создавать информационные системы и размещать в них указанную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тексты утвержденных документов (возможно, единого документа) размещаются на официальном сайте и на стендах в помещении ТОФК.

2.1.1. Рекомендации к размещению ТОФК
на официальном сайте в сети Интернет

Размещение ТОФК информации в сети Интернет на официальном сайте осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, в соответствии с перечнем информации о деятельности ТОФК, сроками ее размещения и требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, утвержденными в установленном порядке.

При раскрытии информации о своей деятельности ТОФК в целях обеспечения доступности, простоты и визуализации представления и понятности восприятия информации рекомендуется представлять на официальном сайте информацию, в т.ч. указанную в статье 13 Закона N 8-ФЗ, в интерактивном режиме, наглядно и понятно для широкого круга граждан, используя при необходимости систему гиперссылок на соответствующие документы.

Общая информация о ТОФК

Помимо контактной информации о руководителе и заместителях руководителя ТОФК, включающей номер служебного телефона, электронной почты, на официальном сайте должна быть представлена информация о графике приема руководства ТОФК и реализована возможность направить с официального сайта обращение руководителю и его заместителям, а также записаться на личный прием в установленном порядке.

На официальном сайте с соблюдением требований Закона о персональных данных размещается краткая биографическая справка о руководстве ТОФК, в т.ч. о начальниках структурных подразделений ТОФК, включающая информацию об образовании и занимаемых ранее должностях.

При раскрытии информации о полномочиях и структуре ТОФК помимо нормативных правовых актов, определяющих функции и полномочия, на официальном сайте целесообразно в наглядном виде представлять систему и структуру управления в уполномоченной сфере деятельности.

Информация о результатах проверок, проведенных ТОФК

При раскрытии информации о контрольной деятельности, помимо информации о результатах проверок, проведенных ТОФК, в целях совершенствования системы проактивного раскрытия общедоступной информации, образующейся в деятельности ТОФК, рекомендуется размещать на официальном сайте информацию, содержащую:

а) перечень проведенных проверок,

б) результаты проверок, проведенных в ТОФК,

в) протоколы (акты) проверок, проведенных в ТОФК;

г) информацию об устранении нарушений по результатам проверок.

Информация о кадровом обеспечении ТОФК

При раскрытии информации о кадровом обеспечении ТОФК в объеме, установленном требованиями статьи 13 Закона N 8-ФЗ, рекомендуется дополнительно размещать информацию, содержащую следующие сведения:

а) о формировании резерва кадров и его составе (после вступления в силу соответствующего Указа Президента Российской Федерации);

б) о деятельности конкурсной и аттестационной комиссий ТОФК, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

в) о численности фактически на конец отчетного периода и среднесписочная за отчетный период.

Информация по вопросам противодействия коррупции

Размещение и наполнение подразделов официального сайта по вопросам противодействия коррупции должно осуществляться в соответствии с Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденными Минтрудом России от 26 ноября 2012 года.

2.1.2. Рекомендации к размещению информации о деятельности
ТОФК в помещениях, которые они занимают, а также в иных
отведенных для этих целей местах общественного доступа

При размещении информации ТОФК о своей деятельности в занимаемых ими помещениях, а также в иных отведенных для этих целей местах, необходимо следовать требованиям Закона N 8-ФЗ (ст. 16) и иных нормативных правовых актов.

Рекомендуется размещать информацию в занимаемых помещениях в соответствии со следующими требованиями:

а) размещение информации в месте, обеспечивающем реальный доступ к данной информации (размещение информации до пропускного пункта, не выше первого этажа здания, доступ - через центральный вход в здание);

б) размещение информации на стенде на уровне глаз человека среднестатистического роста;

в) использование удобного для чтения шрифта текста;

г) понятная для пользователей структура и логическая последовательность изложения текста на стенде;

д) наличие содержания и цветовой маркировки текста, позволяющей без временных затрат найти нужный блок информации на стенде;

е) при использовании для размещения информации иного специально отведенного помещения информация о факте такого использования, адресе иного помещения, а также другая необходимая информация должна быть размещена непосредственно в занимаемом ТОФК помещении, на официальном сайте ТОФК;

ж) наличие на бумажных носителях, размещенных на информационных стендах, подписи лица, ответственного за размещение информации в занимаемом помещении, а также печати органа в целях подтверждения достоверности размещенной информации;

з) указание на стенде или на техническом средстве, используемом для размещения информации, даты обновления информации, позволяющей определить актуальность изложенной информации;

и) обеспечение возможности копирования, записи информации на запоминающие устройства пользователя информации, запрет на введение препятствий для фото- и видеосъемки;

к) размещение в помещении информации о деятельности ТОФК с исключением из нее персональных данных, а также информации, относимой к государственной и иной охраняемой федеральным законом тайне.

ТОФК, обеспечивая возможность ознакомления пользователей с имеющейся у него информацией в занимаемых помещениях, должен стремиться к созданию условий для такого ознакомления, включая в т.ч. следующие условия:

а) создание в помещениях, занимаемых ТОФК, необходимых условий для реализации пользователем возможности ознакомления с информацией;

б) по возможности выделение отдельного помещения, предназначенного для ознакомления пользователей с информацией.

Дополнительно могут быть установлены конкретные часы приема, в которые осуществляется ознакомление пользователей с информацией. Информацию о таких часах приема, а также об условиях и порядке осуществления подобного ознакомления целесообразно доводить до пользователей путем размещения ее на официальном сайте, а также на стендах, расположенных в тех помещениях ТОФК, куда обеспечен доступ пользователей.

Ознакомление пользователей с информацией в помещении ТОФК производится на основании соответствующего обращения пользователя, поданного в устной или письменной форме.

Обращение пользователя о предоставлении возможности ознакомления с информацией в помещении ТОФК должно быть рассмотрено в порядке и сроки, установленные ТОФК должен стремиться к установлению максимально коротких сроков рассмотрения указанного обращения, при этом указанный срок не должен превышать срок, установленный законодательством для рассмотрения запросов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В случае принятия решения о предоставлении пользователю возможности ознакомления с информацией такая возможность должна быть предоставлена пользователю, начиная с момента принятия данного решения.

При ознакомлении пользователей с информацией в помещении ТОФК сотрудники ТОФК не должны запрещать пользователю копирование предоставляемой информации техническими средствами пользователя (фотоаппарат, копировальный аппарат и т.п.) или иными способами, фиксирование информации пользователем в письменной форме (записи, пометки на собственных бумажных носителях и т.п.), а также изымать скопированную информацию у пользователя.

ТОФК не вправе отказать пользователю в ознакомлении с запрашиваемой информацией в случаях, когда запрашиваемая информация непосредственно не затрагивает права обратившегося пользователя. Пользователь при обращении за ознакомлением с информацией в помещении органа не обязан обосновывать необходимость предоставления ему запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен федеральными законами.

Ознакомление пользователя с информацией в помещении, занимаемом ТОФК, производится бесплатно.

ТОФК вправе отказать пользователю в ознакомлении с информацией в занимаемых им помещениях только по основаниям, указанным в Законе N 8-ФЗ.

Ознакомление пользователей с информацией о деятельности ТОФК, находящейся в библиотечных и архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством о библиотечном и архивном деле и принятыми в соответствии с этим подзаконными актами.

2.1.3. Рекомендации по предоставлению информации
по запросам граждан и организаций

ТОФК должны обеспечивать реализацию права пользователей на обращение с запросом о получении информации в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ и Закона N 149-ФЗ.

ТОФК необходимо учитывать характер запрашиваемой информации, ее значимость и актуальность в конкретный момент времени для пользователей информации и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации. Поэтому рекомендуется постепенно устанавливать возможность применения сокращенных сроков, менее чем 30 дней, в отношении отдельных видов информации.

В целях регулирования основных вопросов предоставления информации по запросу заявителей рекомендуется в ведомственный "Порядок организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности ТОФК" включить правила предоставления:

а) информации, не требующей специальной проверки и поиска (например, информации о времени работы, приемных часах должностных лиц, контактных телефонов и т.п.), по устному запросу по телефону;

б) общедоступной информации в ходе личного приема.

ТОФК, предоставивший информацию, содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному мотивированному заявлению пользователя информации устранить имеющиеся неточности.

В целях развития технологий взаимодействия ТОФК рекомендуется внедрять следующие сервисы:

- автоматическое уведомление о получении и номере регистрации запроса, направленного в электронном виде;

- онлайн-сервис отслеживания прохождения запроса;

- ведение учета и статистики полученных запросов о предоставлении информации.

2.2. Рекомендации по обеспечению работы с открытыми данными

Организация работы ТОФК с открытыми данными может быть организована по следующим основным этапам:

1 этап - организация исполнения требований текущего законодательства в области открытых данных.

2 этап - организационные мероприятия по формированию системы работы в ТОФК, обучение и повышение информированности сотрудников ТОФК о принципах работы с открытыми данными.

3 этап - налаживание аналитической и технологической работы с информационно-коммуникационными системами, их доработка с учетом требований публикации открытых данных.

4 этап - верификация и уточнение данных.

2.2.1. Выполнение требований законодательства
Российской Федерации в области открытых данных

В открытом доступе в сети Интернет в формате открытых данных могут быть опубликованы все данные, собираемые, хранимые и обрабатываемые ТОФК в рамках своих полномочий, за исключением:

персональных данных;

данных, которые являются государственной тайной;

данных, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Первоочередной и обязательной публикации подлежат:

Рекомендуется публиковать данные с максимальной глубиной детализации, без агрегации (заведомого укрупнения содержания данных, приводящего к потере важной информации из предметной области, описанной данными). Также рекомендуется публиковать данные с максимальной исторической хронологией. Например, публиковать можно различные версии одного набора данных, различающиеся по времени опубликования, по составу и названию структурных элементов данных (например, различные версии хранения и описания адреса места жительства, или внесение исправлений в данные в новой версии, или появление дополнительных атрибутов, описывающих сущности в наборе данных). Агрегированные данные и данные без исторической хронологии имеют низкую ценность и не будут востребованы конечными потребителями.

Публикация данных в сети Интернет в формате открытых данных

Публикацию наборов данных в формате открытых данных следует производить в соответствии с "Методическими рекомендациями о публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и техническими требованиями к публикации открытых данных" от 2013 г., разработанными Минэкономразвития России и доступными на сайте www.ar.gov.ru в подразделе "Открытые данные" раздела "Информационная открытость" <1>.

--------------------------------

<1> На 12:00, 05.06.2013, скачать данные методические рекомендации можно по ссылке: http://ar.gov.ru/inform_otkritost_05_otkritii_dannie/index.html.

В частности, детализируется публикация наборов данных на следующие этапы:

1. Подготовка раздела открытых данных на официальном сайте ТОФК.

2. Подготовка паспорта и самого набора данных.

3. Публикация паспорта набора данных и сам набор данных.

4. Подготовка и публикация реестра всех открытых данных.

Подготовка раздела открытых данных на сайте ТОФК делается единовременно. Подготовка и публикация паспорта и реестра наборов данных делается каждый раз при публикации нового набора данных, а подготовка и публикация самого набора данных делается регулярно, в соответствии с периодичностью обновления самих данных.

Подготовка паспорта и самого набора данных

Паспорт набора данных - визитная карточка набора данных, содержащая исчерпывающую информацию о наборе данных, необходимую для разработчиков. Паспорт каждого набора данных ТОФК должен включать детальные сведения о происхождении и свойствах набора данных (т.н. метаданные).

Сам набор данных необходимо предварительно перевести либо в csv- (для простых линейных таблиц), либо в xml-формат (для более сложных иерархических таблиц). Перевод линейных таблиц в csv-формат может быть организован стандартными средствами Microsoft Excel и не потребует значительных усилий. Если данные публикуются в xml-формате, необходимо также опубликовать и схему этих данных в xsd-формате. Если исходные данные находятся в форматах PDF или это скан-копии документов, необходимо первоначально перевести их в машиночитаемый вид (распознать их с помощью специального программного обеспечения). Наборы, которые превышают по объему 10 Мб, лучше публиковать в сжатом формате ZIP (в заархивированном виде).

Подготовка и публикация реестра открытых данных ТОФК

Реестр наборов данных необходим для того, чтобы была возможность централизованно получать информацию обо всех наборах данных, опубликованных ТОФК, а также для автоматизированного мониторинга результатов открытия данных.

Реестр ведется по всем наборам данных ТОФК и должен содержать название набора данных и ссылку на страницу набора данных.

Реестр готовится в формате CSV и публикуется на главной странице раздела открытых данных в формате, удобном, прежде всего, визуально, для чтения человеком (например, HTML) и машиночитаемом формате (например, CSV).

2.2.2. Организационные мероприятия по формированию системы
работы в ТОФК в области открытых данных, обучение
и повышение информированности сотрудников ТОФК
о принципах работы с открытыми данными

Установление ответственных в ТОФК по вопросу открытия данных

Развитие работы с открытыми данными подразумевает назначение в ТОФК должностного лица, ответственного за работу с открытыми данными, уполномоченного принимать решения по публикации данных в рамках полномочий ведомства (далее - уполномоченный по открытым данным). Квалификация уполномоченного по открытым данным должна удовлетворять следующим требованиям:

- знание внутренних информационных систем ТОФК;

- владение актуальной информацией о данных, собираемых ТОФК в рамках своих полномочий;

- владение исчерпывающей информацией о планах по работе с данными;

- знание всех внутренних нормативных правовых актов ведомства, в том числе имеющих отношение к организации работы с открытыми данными.

Публикация справочников ТОФК

Важным этапом работы с открытыми данными является публикация в формате открытых данных всех справочников и классификаторов, которые ТОФК ведет в пределах своих полномочий и публикация которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

Обучение сотрудников ТОФК

Открытые данные - постоянно развивающееся направление, поэтому сотрудники ТОФК, задействованные в работе с открытыми данными, должны периодически проходить обучение по актуальным проблемам открытия государственных данных.

Периодичность и объем специализированного обучения определяется по согласованию с Федеральным казначейством и зависит от потребностей ТОФК и функциональных обязанностей его сотрудников. Требования представляются лишь к базовым навыкам и знаниям в области открытых данных. Сотрудник, принимающий участие в работе с открытыми данными, в рамках повышения квалификации должен развивать следующие компетенции:

- уметь подготавливать набор данных к публикации (определять нужный формат публикации, готовить паспорт набора данных, разбираться в технической инфраструктуре для публикации);

- уметь вести диалог с заинтересованными потребителями открытых данных по вопросам использования наборов данных и совершенствования их качества;

- осуществлять мониторинг фактического использования открытых данных, публикуемых ТОФК;

- знать действующую нормативную правовую базу, регулирующую открытие государственных данных.

2.2.3. Налаживание аналитической и технологической работы
с информационно-коммуникационных системами, их доработка
с учетом требований публикации открытых данных

На следующем этапе работы с открытыми данными обеспечивается системный подход к анализу имеющихся информационных систем ТОФК, а также анализу данных, хранящихся в этих информационных системах.

При выборе приоритетных наборов данных для публикации могут использоваться следующие критерии:

- востребованность данных гражданами и бизнесом;

- высокая степень готовности данных для публикации в формате открытых данных;

- данные уже публикуются в сети Интернет, но не в машиночитаемом формате;

- подготовка данных и их публикация не требует дополнительных финансовых вложений.

2.2.4. Верификация и уточнение данных

Развитие направления открытых данных подразумевает организацию отлаженной работы с потребителями данных - гражданами и разработчиками. Взаимодействие необходимо организовать по двум основным направлениям:

1. Оценка потребности в открытых данных, выявление первоочередных данных для публикации.

2. Процесс исправления фактических ошибок в открытых данных, описывающих объекты в предметной области деятельности ТОФК, и выверка самих данных (процесс соотнесения состояния объекта в реальном мире с его описанием в информационной системе ТОФК на основе данных системы).

Сбор информации о востребованности данных может быть организован одним из следующих способов:

а) оценка запросов пользователей посредством обратной связи;

б) электронные опросы на официальном сайте ТОФК, а также на тематических форумах и сообществах в социальных сетях;

в) адресные опросы наиболее крупных и активных разработчиков, работающих по этому направлению;

г) оценка поискового трафика ведущих поисковых площадок.

Обратная связь от потребителей открытых данных также должна использоваться при очистке и выверке самих данных. В ТОФК должен быть разработан собственный внутренний регламент, организующий работу с сообщениями об ошибках в данных, полученных по каналам обратной связи ТОФК с заинтересованными референтными группами и экспертами.

Регламент должен описывать последовательность действий сотрудников при получении сообщений об ошибках в данных, регламентировать сроки реакции ТОФК на сообщение, описывать механизм признания сообщения актуальным или неактуальным, а также описывать механизм действий по итогам принятия решения. Необходимо организовать работу по выверке данных таким образом, чтобы ошибки в данных (фактические значения в описании объектов информационных систем ТОФК, названия структурных элементов), признанные актуальными, учитывались непосредственно в самих информационных системах, источниках данных.

2.3. Рекомендации по формированию отчетности ТОФК

Отчеты и доклады о деятельности ТОФК, за исключением сведений (информации) ограниченного доступа, размещаются на официальном сайте ТОФК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с разъяснениями изложенных позиций и предложений, в удобных для скачивания с сайта форматах.

2.3.1. Итоговый доклад о результатах и основных
направлениях деятельности ТОФК за отчетный год

В качестве одного из ключевых видов отчетности ТОФК рекомендуется готовить итоговый доклад о результатах деятельности ТОФК за отчетный год (далее - итоговый доклад).

Одной из составных частей данного итогового доклада может выступать доклад о результатах и основных направлениях деятельности ТОФК (далее - ДРОНД), требования к которому установлены Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности ТОФК, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249.

2.3.2. Система онлайн-отчетности ТОФК

В целях повышения уровня вовлеченности гражданского общества в процедуры выработки и реализации решений ТОФК целесообразно предусмотреть на официальном сайте внедрение онлайн-системы собственной отчетности.

В качестве отдельного раздела на официальном сайте рекомендуется предусмотреть регулярное (ежемесячное/ежеквартальное) представление отчетной информации о расходовании ассигнований федерального бюджета, предусмотренных ТОФК на обеспечение выполнения его функций, раскрывая в т.ч. следующие сведения:

а) расходные обязательства и формирование доходов;

б) распределение расходов по целям, задачам и программам;

в) результативность бюджетных расходов;

г) ежемесячные отчеты о расходах ТОФК для собственных нужд;

д) ежеквартальные отчеты об осуществляемых ТОФК государственных закупках.

Помимо материалов финансовой отчетности, на официальном сайте ТОФК целесообразно размещать информацию:

1) об исполнении внутренних поручений в соответствии с порядком исполнения внутренних поручений в ТОФК в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, содержащую:

а) письменные поручения по вопросам, требующим рассмотрения и подготовки проекта решения ТОФК, оформляемые протоколом совещания у руководителя ТОФК и пр.;

б) отчеты об исполнении поручений.

ТОФК следует проводить последовательную работу по повышению качества отчетной деятельности, с учетом мнения референтных групп и представителей общества о составе такой отчетности, приоритетности информации в ней, формах ее представления, понятности и актуальности информации, легкости доступа к отчетной информации и т.д. Анализ мнений референтных групп по данному вопросу должен проводиться на регулярной основе, а по его итогам рекомендуется составление плана мероприятий по повышению качества отчетной информации (с включением в ведомственный план).

2.4. Рекомендации по информированию
о работе с обращениями граждан и организаций

При раскрытии информации о работе с обращениями и запросами информации граждан и организаций в соответствии с требованиями Закона N 8-ФЗ и Закона N 59-ФЗ рекомендуется на сайте ТОФК размещать информацию, содержащую следующие сведения:

а) отчеты о работе с обращениями и запросами информации граждан и юридических лиц;

б) результаты мониторинга по количеству обращений в суды и результатам рассмотрения судебных дел по жалобам граждан на действия (бездействие) должностных лиц ТОФК;

в) ежеквартальные справки о соблюдении сроков направления ответов на запросы граждан;

г) отчет о принятых организационных и административных мерах, направленных на улучшение качества работы с обращениями граждан;

д) дайджесты ответов на обращения граждан (за исключением персональных данных и сведений, охраняемых законом);

е) ежеквартальные справки о количестве обращений и ответов, полученных и отправленных, включая направленные через интернет-приемную;

ж) контактные данные и сведения о сотруднике(-ах), ответственном(-ых) в ТОФК за работу с обращениями граждан;

з) анализ тематики обращений граждан с обозначением наиболее часто встречающихся и актуальных тем и о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;

и) статистический и аналитический анализ принятых решений на основе предложений граждан и общественных организаций;

к) ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

В целях повышения эффективности работы с обращениями граждан рекомендуется в ТОФК разработать и утвердить следующие документы:

а) приказ о назначении ответственного(-ых) сотрудника(-ов) ТОФК, отвечающего(-их) за работу с обращениями и запросами информации граждан;

б) порядок ведения учета по поступающим обращениям, включающий возможность формирования статистики по видам обращений: запросы информации, обращения, жалобы, жалобы на порядок оказания государственных услуг, контрольные проверки и т.д.;

в) порядок проведения мониторинга обращений граждан в суды на действия (бездействие) должностных лиц ТОФК и результатов рассмотрения судебных дел;

г) порядок и критерии оценки эффективности работы с обращениями и запросами информации граждан структурных подразделений;

д) распорядительные акты о мерах административного реагирования на несоблюдение сроков либо допущенные по вине ТОФК ошибки при направлении ответов на обращения граждан;

е) специальный порядок, предусматривающий правила размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в случае получения неоднократных однотипных запросов от потребителей.

В целях развития технологий взаимодействия с гражданами ТОФК рекомендуется внедрять следующие сервисы:

- автоматическое уведомление о получении и номере регистрации запроса, направленного в электронном виде;

- онлайн-сервис отслеживания прохождения запроса в ТОФК;

- ведение учета и статистики полученных запросов о предоставлении информации;

- онлайн-анкетирование заявителей для оценки качества ответа на обращение.

Для совершенствования механизма (инструмента) работы с обращениями граждан федеральному органу исполнительной власти также рекомендуется:

а) организовать обсуждение результатов работы с обращениями граждан и юридических лиц на совещаниях ТОФК (заседания коллегии);

б) обеспечить учет показателей соблюдения сроков направления ответов на обращения и запросы граждан в показатели оценки деятельности структурных подразделений органа власти;

в) обеспечить выборочный анализ экспертными и консультативными органами качества ответов на обращения заявителей.

2.5. Рекомендации по организации работы
с референтными группами ТОФК

ТОФК рекомендуется определить, какие организации, общественные объединения и социальные группы граждан (включая из числа получателей государственных услуг, потребителей информации, иных сторон) являются его референтными группами, т.е. теми заинтересованными юридическими и физическими лицами, целью деятельности которых является защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, регулирование и управление которых относится к сфере полномочий ТОФК. Органы и организации могут быть объединены общим интересом при взаимодействии с органом власти, их мнения, предпочтения, ожидания и оценки необходимо принимать во внимание при принятии и реализации решений.

В соответствии с интересами и потребностями референтных групп рекомендуется формировать различные формы и способы взаимодействия и коммуникаций с ними, которые в наибольшей степени релевантны для каждой конкретной группы.

За основу списка референтных групп ТОФК рекомендуется использовать список референтных групп ФК, приведенный на официальном сайте ФК.

Работа с референтными группами может осуществляться по следующим направлениям:

а) информирование референтных групп о планах, процессах и результатах деятельности органа власти;

б) развитие форм и механизмов обратной связи с референтными группами, включая обсуждение ключевых вопросов, связанных с деятельностью ТОФК, с представителями референтных групп, аккумулирование отзывов и предложений, в том числе с использованием различных технологических инструментов;

в) вовлечение в сотрудничество референтных групп, в т.ч.: проведение встреч-семинаров, широкое распространение информации о возможности участия в деятельности ТОФК и формах такого участия; публичное поощрение наиболее активных членов общественных институтов при ТОФК, внесших существенный вклад в их работу (включая благодарственные письма и рекомендации); приглашение членов общественных институтов при ТОФК на заседания органа власти и его и рабочих групп;

г) оценка представителями референтных групп качества и эффективности осуществления ТОФК своей деятельности, включая оценку уровня открытости органа власти в рамках мониторинга и представления независимых докладов о состоянии сферы деятельности органа власти, анализа обращений граждан и проч.

2.5.1. Рекомендации по обеспечению присутствия граждан
на заседаниях коллегиальных органов

Согласно статье 15 Закона N 8-ФЗ ТОФК обязан обеспечить возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов.

Порядок обеспечения присутствия физических лиц на заседаниях коллегиальных органов должен быть установлен порядком (регламентом) либо иным актом ТОФК.

Лицам, присутствующим на заседании коллегиального органа, должна быть обеспечена возможность свободного (без необходимости производить уведомления либо получать разрешения) фиксирования, записи заседания при условии, что такая запись не мешает проведению нормальной работы коллегиального органа (например, ограничение на использование вспышек).

Заблаговременно до заседания коллегиального органа ТОФК (в разумный срок, но не менее чем за 7 дней до проведения заседания) осуществляется анонсирование о предстоящем заседании с целью доведения до большего круга лиц сведений о месте, времени, тематике заседания (повестка дня), условиях присутствия на заседании. ТОФК размещает информацию (анонс) о предстоящем заседании коллегиального органа на главной странице своего официального сайта, в занимаемом помещении (на информационном стенде либо ином техническом средстве), указывая в обязательном порядке вышеприведенные категории информации о заседании.

ТОФК должна быть обеспечена реальная возможность присутствия физических лиц на заседании коллегиального органа. Заседание должно проводиться в пригодном и соответствующем для этих целей помещении, обладающем достаточной вместительностью.

Не может являться причиной отказа в доступе на заседание указание на недостаточную вместимость помещения, нехватку мебели, а также на иные основания, связанные с материально-техническим обеспечением ТОФК.

На официальном сайте ТОФК следует размещать информацию о коллегиальных органах, в том числе перечень коллегиальных органов ТОФК, сведения о составе (фамилии, имена, отчества, должности членов и председателя), адрес местонахождения, номер телефона, факса, электронной почты, стенограммы заседаний, нормативные правовые и иные акты, регулирующие вопросы деятельности коллегиальных и совещательных органов, условия присутствия на заседании, анонсы предстоящих заседаний (с указанием тематики заседания - повестки дня), план работы, а также график заседаний указанных органов (в случае составления).

Право граждан присутствовать на заседании коллегиального органа ТОФК может быть ограничено только в случае, если такое участие может привести к разглашению государственной тайны или иной информации ограниченного доступа. В таких случаях ТОФК анонсирует о предстоящем заседании, указывая, каким федеральным законом информация, раскрываемая на заседании, отнесена к информации ограниченного доступа.

2.5.2. Рекомендации по вовлечению граждан в оценку
деятельности ТОФК

Вовлечению граждан в оценку деятельности ТОФК будет способствовать:

а) публичность и открытость обсуждения предложений и инициатив граждан;

б) оперативность ответов ТОФК на предложения и инициативы граждан;

в) грантовая поддержка проектов, нацеленных на работу с публичными обращениями, и общественных объединений, реализующих (организующих) проекты по независимой оценке (мониторингу) деятельности ТОФК;

г) наличие у ТОФК собственного интернет-ресурса, содержащего сервисы для обратной связи и сбора предложений граждан.

Способы оценки деятельности ТОФК должны различаться в зависимости от характеристик (особенностей):

- социальных (общественных) групп, признанных (выбранных) субъектами оценивания;

- объектов наблюдения и предметов оценки;

- методов (методик) оценки.

Основными способами оценки деятельности ТОФК могут стать следующие:

- общественный контроль через наблюдение и представление независимых докладов о состоянии сферы общественных отношений руководителю ТОФК;

- рассмотрение и анализ обращений граждан;

- общественные расследования, в т.ч. с участием СМИ;

- интервьюирование гражданских служащих в ТОФК;

- вовлечение в государственные контрольно-надзорные мероприятия общественных организаций и граждан.

Помимо этого, гражданский контроль должен иметь отчетливо сформулированные цели, быть теснейшим образом согласован с планированием, а его результаты должны формулироваться понятным для всех, кто ими интересуется, языком и сопровождаться своевременными решениями по итогам контроля.

Исходя из ключевых принципов гражданского контроля, заключающихся в непрерывности, ориентированности на конкретные результаты, а не просто на отдельные проблемы, экономичность и пр., в сфере своих полномочий ТОФК должен организовывать и регулярно проводить публичное обсуждение основных планируемых мероприятий и операционных планов в целях реализации ключевых задач и направлений деятельности ТОФК.

Основные мероприятия (операционные планы) ТОФК по выполнению намеченных приоритетных мероприятий и (или) достижению установленных конечных результатов должны быть размещены в открытом доступе, в т.ч. в сети Интернет. По каждому из мероприятий должны устанавливаться контрольные сроки, в соответствии с которыми ТОФК размещает публично, в открытом доступе итоговые отчеты, содержащие:

а) динамику изменения количественных показателей по достижении конечных результатов и по окончании реализации намеченных мероприятий;

б) анализ качественных показателей;

в) при необходимости - анализ причин нарушения сроков и (или) невыполнения контрольных показателей.

Количественные показатели должны быть сформулированы таким образом, чтобы проверка их достижимости и объективности могла проводиться в т.ч. привлекаемыми общественными и экспертными организациями.

Для оценки качественных показателей целесообразно привлекать независимые общественные организации, обладающие необходимой профессиональной компетенцией и репутацией в определенной сфере. Для повышения объективности такой оценки может проводиться несколько тематических независимых мониторингов.

Соблюсти баланс интересов различных социальных групп при проведении общественной оценки результатов деятельности ТОФК с целью недопущения конфликта их интересов возможно путем формирования по согласованию с этими группами разных типов регулярно обновляемых показателей в разрезе различных групп пользователей, с возможностью обновления соответствующей статистики.

С целью повышения эффективности привлечения граждан к различным формам участия в деятельности ТОФК необходимо предусмотреть следующие организационные и мотивационные механизмы:

а) широкое распространение информации о возможности участия в деятельности ТОФК и формах такого участия, данная информация должна в обязательном порядке размещаться на сайтах и в помещениях ТОФК, а также проактивно распространяться среди университетов, общественных организаций, профессиональных и предпринимательского сообществ;

б) обеспечение возможности получения оперативной информации о деятельности общественных институтов при ТОФК через Интернет;

в) организацию деятельности общественных институтов при ТОФК на базе информационно-коммуникационных технологий;

г) обязательную оценку и публичное поощрение наиболее активных членов общественных институтов при ТОФК, внесших существенный вклад в их работу;

д) наличие механизмов, направленных на создание дополнительной мотивации к участию в деятельности ТОФК;

е) возможность получить благодарственное письмо или рекомендацию от ТОФК, подтверждающие эффективную и результативную работу в рамках общественных институтов при органе власти;

ж) организацию офлайн-мероприятий для членов общественных институтов при ТОФК с целью знакомства участников и расширения круга их контактов;

з) рейтингование экспертов на основе вклада, внесенного в деятельность советов.

2.6. Рекомендации по работе "пресс-службы" ТОФК

Работа по повышению уровня открытости ТОФК неразрывно связана с взаимодействием со средствами массовой информации, являющимися одной из референтных групп органа власти. Эффективным инструментом такого взаимодействия является "пресс-служба" ТОФК (далее - пресс-служба). Создание пресс-службы взаимовыгодно, т.к. позволяет не только иметь канал передачи информации, но и служит каналом обратной связи, позволяя, в том числе, отслеживать общественный интерес и изменение имиджевых характеристик ТОФК по качеству и количеству обращений и публикаций в СМИ.

Основные принципы работы пресс-службы - объективность и достоверность информации о деятельности федерального органа власти, а также оперативность ее предоставления. При этом в качестве основной цели работы пресс-служб рекомендуется рассматривать обеспечение доступа к информации о деятельности ТОФК, принимаемых им решениях и происходящих обсуждениях по вопросам, имеющим важность для граждан Российской Федерации, представителей бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации, с использованием широкого набора способов и каналов коммуникаций.

Особенности структуры пресс-службы (наличие должности помощника/советника руководителя ТОФК) могут зависеть от задач, которые решает ТОФК, его функциональной и территориальной структуры.

Основными задачами пресс-службы являются:

а) информирование о деятельности ТОФК;

б) мониторинг информационного поля.

К функциям пресс-службы относятся, в том числе, следующие:

а) подготовка и распространение информационных сообщений о деятельности ТОФК;

б) предоставление необходимых информационно-справочных материалов и комментариев представителей ТОФК;

в) обновление данных на информационных ресурсах ТОФК.

Учитывая важность получения своевременной достоверной информации журналистами в целях оперативного информирования граждан, ТОФК рекомендуется внедрять практику сокращения сроков для предоставления информации по запросам редакций СМИ:

- в отношении информации, предоставленной ТОФК, - до конца текущего рабочего дня, либо до 12-00 следующего рабочего дня;

- в отношении информации по вопросам, относящимся к сфере компетенции ТОФК, рекомендуется разъяснять информацию, которая опубликована в новостных лентах государственных информационных агентств, а также в топ-5 листе новостей на сайтах ведущих поисковых систем сети "Интернет", - в течение 1 рабочего дня;

- в отношении отдельных запросов журналистов - в течение 3 рабочих дней. В тех случаях, когда предоставление качественного комментария требует сбора, анализа и подготовки дополнительной информации, пресс-служба по истечении 1 рабочего дня после получения запроса может дать мотивированное объяснение, почему комментарий не может быть предоставлен в течение 3 дней, а также указать точный срок его предоставления (не более 7 рабочих дней).

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" отказ ТОФК в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции также в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Предоставляемые данные должны быть тщательно проверены на предмет возможных неточностей и искажений. Сотрудники пресс-службы контролируют качество и оперативность проверки.

Рекомендуется совершенствовать технологию работы с запросами журналистов:

- отказаться от практики предоставления официальных запросов посредством факсимильной связи и признать электронную почту в качестве канала для направления официального запроса от СМИ (с доменного адреса редакции) и предоставления официального ответа;

- использовать различные электронные сервисы и каналы телефонной связи для оперативного обмена информацией;

- отказаться от практики направления ответов на запросы СМИ с использованием почтовых отправлений (за исключением случаев, когда это специально регламентировано, либо при отсутствии иных каналов передачи запрашиваемой информации).

Анонсы пресс-службе необходимо заблаговременно размещать на официальном сайте ТОФК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также рассылать по электронной почте.

Пресс-службе рекомендуется организовывать проведение регулярных закрытых брифингов с журналистами по наиболее важным вопросам о деятельности ТОФК с участием руководителя органа власти и/или его заместителей, а также инициировать выход авторских статей руководства ТОФК.

2.7. Иные механизмы (инструменты) открытости

Перечень представленных в Концепции открытости и настоящих Методических рекомендациях механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим и может дополняться по итогам обобщения лучших практик в области открытости государственного управления.

III. Технологии, механизмы и способы формирования, хранения
и распространения государственной информации

Для совершенствования технологий взаимодействия и обеспечения доступности для граждан и организаций социально значимой информации, образующейся в деятельности ТОФК, рекомендуется:

а) информацию о деятельности ТОФК публиковать онлайн на официальном сайте в структурированных и открытых форматах, которые позволяют гражданам, разработчикам программного обеспечения и аналитических продуктов применять широкий набор инструментов для повторного использования этой информации;

б) информацию увязывать ссылками и делать доступной гибкому поиску (по запросам, ключевым словам, фразам) через стандартные и бесплатные поисковые системы;

в) обеспечить на официальном сайте возможности для единичного и массового скачивания, чтобы граждане могли создавать собственные инструменты для анализа результатов и данных, представленных ТОФК.

На официальном сайте ТОФК рекомендуется создавать интерактивные инструменты для вовлечения граждан в дискуссии, в выработку совместных предложений и идей по решению важнейших и актуальных задач в сфере полномочий ТОФК, а также сервисы по уведомлению, рассылке новой информации для пользователей сайта с их согласия, в том числе доступные с мобильных устройств.

Целесообразно сформировать набор разнообразных инструментов для проведения консультаций с общественностью, включая отражение этих результатов онлайн. При этом наиболее важные замечания, полученные в результате взаимодействия с внешними пользователями, должны размещаться в соответствующем разделе на официальном сайте.

Онлайн-консультации могут охватывать как устоявшиеся процессы взаимодействия, так и процедуры включения новых замечаний и предложений граждан в ходе развития процессов консультаций в сети Интернет.

Следует формировать аналитические инструменты для выявления и публикации информации массового спроса в форме, максимально удобной для потребления посетителями сайта. Для этого в самых разных разделах сайта необходимо создавать электронные опросники, в которых граждане, посетившие раздел, могут оставлять свои комментарии об удобстве получения информации и замечаниях по совершенствованию формата ее предоставления. Отдельно должны учитываться замечания по написанию контента сайта.

Следует сделать стандартной процедуру анализа потребностей пользователей при работе с официальным сайтом ТОФК. Для этого следует собирать и анализировать статистику посещаемости разных разделов сайта, объединяя ее с аналогичной информацией от других федеральных органов исполнительной власти в заранее договоренном и принятом формате (табличный, xml).

Формы обратной связи с пользователями могут быть стандартизованы: опросники по удовлетворенности пользователей, формы сбора предложений, формы оценки использования сервисов или получения информации.

Для упорядочивания запросов граждан следует публиковать, в каком виде может быть получен результат. Для этого на официальном сайте ТОФК по разным видам запросов указываются форматы источников для получаемых результатов (машиночитаемая база, бумажный архив и пр.), способы обработки запросов, в т.ч. типы выборки наборов данных (по году, по фамилии собственника и пр.), а также сроки получения результатов.

Публикация подобных сведений поможет заменить обязанность публиковать многие данные, так как пользователь будет знать, что он может получить данные в нужном разрезе, в определенном формате за указанный срок. При этом в настоящее время срок предоставления данных по запросу установлен как месячный для всех видов запросов и видов запрашиваемых данных, хотя многие сведения есть в реестрах федеральных органов исполнительной власти, и выборка нужного набора данных может осуществляться практически мгновенно. Подобная информация о возможном взаимодействии позволит сократить расходы на публикацию информации, а также повысить оперативность ее публикации (публикация - длительный процесс) и полезность данных (выборка может быть осуществлена по заказу).

Описанные в разделе III технологии, механизмы и инструменты работы с государственной информацией являются универсальными и могут быть применены для внедрения и совершенствования разных инструментов (механизмов) открытости.

3.1. Способы реализации системы обратной связи
с гражданами на официальном сайте ТОФК

В целях реализации Концепции открытости на официальном сайте ТОФК должна быть реализована система обратной связи, в рамках которой рекомендуется:

1) реализовать на специализированном разделе сайта механизм онлайн-подачи обращений с помощью электронной формы;

2) предусмотреть возможность публикации ответов на все поступающие обращения в ТОФК после модерации с предварительной классификацией обращений в соответствии с их тематикой в течение 10 рабочих дней, а также сводные отчеты о результатах рассмотрения следующих видов обращений:

- обращения в сфере деятельности ТОФК;

- жалобы на действия/бездействие сотрудников;

- вопросы к сотрудникам ТОФК;

- запросы на предоставление информации открытых данных или данных из информационных систем и ресурсов;

3) в соответствующем разделе официального сайта предусмотреть форум для общения посетителей и сотрудников;

4) на основании поступающих обращений предусмотреть возможность формирования рейтингов актуальных обращений, а также базы знаний с ответами на запросы различной проблематики.

3.2. Онлайн-механизмы поиска, хранения
и распространения информации

Необходимость соответствия уже существующим требованиям по публикации, хранению и доступу граждан к официальной информации, размещаемой ТОФК на сайте, приводит к информационной перегруженности граждан при работе с официальным сайтом.

Важнейшим функционалом сайта является механизм поиска информации.

Поиск информации (данных) на сайте - это процесс выявления в некотором множестве источников информации (документов, текстов, ссылок, контента) тех из них, которые удовлетворяют определенному условию поиска (запросу), содержат релевантные запросу факты, сведения, данные.

На официальных сайтах ТОФК рекомендуется развивать поисковые сервисы, выдающие полный список результатов по запросам пользователей.

Помимо поиска рекомендуется использовать следующие технологические решения:

1. Карта сайта - отражает в отдельном разделе всю структуру разделов сайта и взаимосвязей между ними, по принципу "сайт на ладони". Независимо от выбора способа поиска информации на любом сайте необходимо размещать раздел с "картой сайта" - страница сайта с полным содержанием (оглавлением) сайта, на которой расположен полный список разделов и подразделов с учетом их иерархии, с помощью которого пользователь может понять, где расположена необходимая ему информация (также можно добавлять краткие описания разделов). Одновременно с этим, "карта сайта" один из способов для успешной индексации страниц "поисковыми роботами" поисковых сервисов.

3. Дизайн официального сайта ТОФК выполнен в современном стиле и полностью соответствует стилю оформления официального ресурса Федерального казначейства.

4. Навигация по сайту четко прописана на всех страницах и разделах, должна быть логично сформулирована и понятна пользователям.

5. Информация сформулирована в максимально сжатом, но понятном виде, в стиле получения пользователем большей порции информации при его заинтересованности, выраженной в нажатии на ссылку, раскрывающую детали заявленных информационных концептов. Информация должна быть сформулирована на языке, понятном широкому кругу пользователей, за исключением размещенных официальных документов, бланков и иных результатов деятельности ТОФК, оформленных в соответствии с законными требованиями к их производству.

6. Публикация любого объема информации сопровождается датой и временем публикации.

7. На сайте используются специальные технологии, обеспечивающие доступ людям с ограниченными возможностями (зрение).

8. Стандартные бланки документов доступны для скачивания в электронном виде.

9. Реализована версия сайта для мобильных приложений (укороченная текстовая версия).

10. На сайте предусмотрена сокращенная версия на иностранных языках (минимально - на английском языке).

11. Сайт снабжен сервисами по рассылке новостей, на которые пользователь может иметь возможность подписаться или отписаться в любой момент.

В случае реорганизации ТОФК необходимо предусмотреть возможность сохранения и публикации информации, размещенной на официальном сайте до реорганизации.

3.3. Механизмы и процедуры онлайн-взаимодействия
с гражданами

Общественные консультации являются отдельным типом совместной сетевой деятельности. В связи с этим методы построения информационных систем необходимо рассматривать с точки зрения того, насколько они поддерживают эффективность и продуктивность совместной сетевой деятельности.

Происходит вовлечение всех заинтересованных сторон в совместную деятельность по поиску лучших решений. Участники не просто высказывают свои мнения, но и активно участвуют в процессе формирования общего решения. Недостатком такого подхода является то, что достижение общего понимания - трудоемкий процесс. Для поддержки этого процесса могут быть использованы специально разрабатываемые информационные технологии. В рамках направления разрабатываются технологии и методы, которые позволяют решать сложные проблемы путем сетевых общественных консультаций.

В рамках общественных и законотворческих инициатив формируется среда (платформа) для совместной сетевой деятельности. Эта совместная деятельность направлена на создание, улучшение и продвижение текстов концепций, законов, коллективных книг или прогнозов.

3.4. Система адресных рассылок по референтным группам

Адресная электронная рассылка - автоматизированный механизм отправки электронных сообщений, оповещений, уведомлений, приглашений и т.д. является одним из основных инструментом в сфере маркетинга, который может быть также применим в сфере государственного управления. Адресная электронная рассылка может применяться в качестве механизма распространения официальной информации ведомства для подписчиков и других заинтересованных лиц (информационные агентства, СМИ).

Рекомендуется популяризировать среди референтных групп использование механизма подписки на рассылки, доступного на официальном сайте ТОФК.

3.5. Регулярные онлайн-конференции с представителями ТОФК

Онлайн-конференции (интернет-конференции) - распространенный и эффективный способ повышения открытости ТОФК и возможность прямого общения должностных лиц с интернет-аудиторией с помощью информационных-телекоммуникационных технологий, обеспечивающих возможность совместной работы с участниками и докладчиками над документами, презентациями, онлайн-обмена сообщениями, видео- и аудиотрансляции, цифровую запись.

Основными рекомендациями для организации онлайн-конференций могут быть следующие:

1) онлайн-конференции представителей ТОФК должны проводиться в сети Интернет с помощью распространенных программных средств, интернет-браузеров и веб-сервисов, не требующих дополнительной установки специализированного программного обеспечения;

2) администратором онлайн-конференции является ТОФК, организовавший конференцию, имеющий право управлять подключением или отключением участников, модерировать электронные сообщения участников, передавать свои права и роль другим участникам, завершать конференцию;

3) участниками онлайн-конференции могут выступать пользователи, предварительно зарегистрированные на официальном интернет-сайте ТОФК или получившие специализированный код или "логин - пароль";

4) участник конференции по предварительной договоренности с владельцем конференции должен иметь возможность организовать и запустить конференцию;

5) онлайн-конференции обычно проводятся не реже 6 раз в год (тема конференции может выбираться посредством голосования на официальном сайте ТОФК, отдельно должны проводиться онлайн-конференции для представителей средств массовой информации - не реже 4 раз в год, за исключением экстренных конференций, а также плановые онлайн-конференции руководителей ТОФК - не реже 2 раз в квартал с возможностью видеотрансляции, в т.ч. трансляции приема граждан руководителями ТОФК);

6) онлайн-конференции могут использоваться для организации плановых совещаний, трансляции пресс-конференций, брифингов, заседаний коллегиальных и общественных советов, конкурсных комиссий, организации удаленного обучения сотрудников и должностных лиц;

7) во время онлайн-конференции для участников конференции должна быть предусмотрена возможность удаленной работы над документами, презентациями, также должна быть предусмотрена возможность проведения аудио- или видеотрансляции;

8) данные, передаваемые в рамках онлайн-конференций, должны быть защищены;

9) информация об онлайн-конференциях должна предоставляться своевременно по всем каналам (адресная рассылка, социальные сети, блоги, СМИ).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области