МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2016 г. N 00011/16/37579-СВС
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ, СВЯЗАННЫХ
С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ
Федеральной службой судебных приставов проведен анализ работы по исполнению в 2015 году исполнительных производств, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей: об отобрании или о передаче ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, об осуществлении в отношении ребенка прав доступа.
Сведения о результатах работы территориальных органов ФССП России по исполнению исполнительных производств рассматриваемых категорий за указанный период размещены на ведомственном служебном портале АИС ФССП России в файловом менеджере в директории: 01_Управление организации исполнительного производства/Исполнительные производства, связанные с воспитанием детей.
Территориальными органами ФССП России отмечается ряд проблемных вопросов при исполнении исполнительных документов, связанных с воспитанием детей.
На принудительное исполнение продолжают поступать исполнительные документы с формулировкой "об определении места жительства ребенка" без возложения обязанности на должника передать ребенка тому родителю, с которым определено место жительства.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 50) разъяснено, что исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих предписаний о возложении обязанности по совершению определенных действий, судом не выдаются.
Таким образом, при поступлении на исполнение исполнительных документов, не соответствующих требованиям ст. 13 Закона, судебным приставам-исполнителям рекомендуем принимать решение об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона.
Вместе с тем в ходе анализа информации территориальных органов ФССП России установлено, что часть принятых к исполнению исполнительных документов об определении места жительства ребенка относятся к категории исполнительных документов об отобрании или о передаче ребенка, об определении порядка общения с ребенком. Судебные приставы-исполнители, не изучив в полном объеме резолютивную часть исполнительного документа, ошибочно определяют "сущность исполнения" как определение места жительства ребенка, что приводит к ненадлежащей классификации исполнительных документов в программном комплексе ОСП АИС ФССП России.
Отдельного внимания требует вопрос об исполнении исполнительных документов об отобрании или о передаче ребенка, об определении порядка общения с ребенком при нежелании самого ребенка общаться с другим родителем либо перейти к одному из родителей.
При возникновении подобных ситуаций важное значение имеет привлечение к совершению исполнительных действий специалистов, обладающих специальными знаниями в области психологии, в компетенцию которых входит оценка психологического состояния ребенка. В соответствии со ст. 109.3 Закона отобрание ребенка и его передача осуществляется с обязательным участием органа опеки и попечительства, в случае необходимости в исполнительных действиях принимают участие представители органов внутренних дел, медицинские работники, педагоги, судебные приставы по ОУПДС, сотрудники аппарата управления территориальных органов ФССП России, представители СМИ.
При привлечении специалистов для участия в исполнительных действиях важно обращать внимание на постановку перед ними вопросов, которые, полагаем, должны быть направлены на правильное исполнение исполнительного производства, создавая условия, исключающие причинение несовершеннолетнему психологической и физической травмы в момент исполнения судебного решения.
Например, при исполнении исполнительного производства об отобрании или о передаче ребенка, в рамках которого ребенок отказывается перейти к одному из родителей, судебному приставу-исполнителю целесообразно ставить вопрос перед привлеченным специалистом о том, какие действия необходимо предпринять для исполнения судебного решения, не причинив вреда психологическому состоянию ребенка.
Соответствующие заключения привлеченных специалистов приобщаются к материалам исполнительного производства.
Необходимость привлечения специалиста в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании или передаче ребенка, об определении порядка общения с ребенком при нежелании самого ребенка общаться с другим родителем либо перейти к одному из родителей подтверждается судебной практикой.
По мнению судов (например, Новосибирской области), в ситуации, когда ребенок категорически не желает встречаться с родителем, проживающим отдельно, принудительное исполнение недопустимо исходя из приоритета интересов ребенка.
В то же время взыскателями нередко обжалуется бездействие судебных приставов-исполнителей, выразившееся в несовершении исполнительных действий и неприменении мер принудительного исполнения в целях понуждения должника к правильному и своевременному исполнению требований исполнительных документов, связанных с воспитанием детей.
Так, решением Кировского городского суда Ленинградской области от 07.05.2013 удовлетворено заявление С. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Ленинградской области, выразившегося в неисполнении исполнительного документа об определении порядка общения с ребенком (дело N 2-722/2013).
Исполнение указанного исполнительного документа затруднялось нежеланием ребенка общаться с заявителем. Вместе с тем суд указал, что в сложившейся ситуации судебному приставу-исполнителю необходимо установить, сам ли ребенок отказывается от общения и встреч с С. либо такой отказ связан с поведением должника.
В этих целях судебный пристав-исполнитель вправе на основании ст. 61 Закона привлечь психолога для участия в исполнительном производстве.
Поскольку судебным приставом-исполнителем психолог не привлекался к участию в исполнительном производстве, бездействие признано судом незаконным.
Аналогичным образом разрешено заявление о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Тропарево-Никулинского отдела судебных приставов Управления ФССП России по Москве, выразившегося в непривлечении психолога при передаче несовершеннолетнего ребенка взыскателю (апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2015 по делу N 33-2650/2015).
Вместе с тем суды (Новгородской, Омской и Нижегородской областей, Красноярского края и Республики Дагестан), установив, что судебными приставами-исполнителями в случаях нежелания ребенка общаться с взыскателем привлекаются специалисты для выяснения причин такого отказа, оставляют без удовлетворения требования заявителей о признании незаконным бездействия по исполнению требований исполнительного документа.
Так, решением Куйбышевского районного суда города Омска от 10.02.2014, оставленным без изменения апелляционным определением Омского областного суда от 29.04.2014, заявление П. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела по Центральному административному округу N 2 города Омска Управления ФССП России по Омской области, выразившегося в несовершении действий, направленных на обеспечение исполнения требований исполнительного документа об определении порядка общения с ребенком, оставлено без удовлетворения (дело N 2-1129/2014).
Отказывая в удовлетворении указанного заявления, суд исходил из того, что судебный пристав-исполнитель, столкнувшись с отказом несовершеннолетнего ребенка от встреч с заявителем по месту жительства последнего, в соответствии с положениями ст. 61 Закона и ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" привлек к участию в исполнительном производстве специалиста (психолога) с целью исключить возможность совершения исполнительных действий вопреки интересам ребенка.
Поскольку психолог подтвердил нежелание ребенка посещать дом взыскателя, суды признали необоснованность заявленных требований, указав, что отказ несовершеннолетнего ребенка от общения с проживающим отдельно родственником по месту жительства не может быть преодолен мерами принудительного исполнения.
В таких случаях, при подтверждении факта невозможности общения либо проживания ребенка со взыскателем, рекомендуем судебным приставам-исполнителям направлять заявление в суд о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Порядок исполнения исполнительных производств, связанных с воспитанием детей, осуществляется в соответствии со ст. 105 Закона, которая предусматривает направление в адрес должников требований об исполнении решения суда, взыскание исполнительского сбора, применение к должнику мер административного воздействия (например, привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ), в том числе возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ.
В случае невозможности установления местонахождения должника или ребенка судебный пристав-исполнитель объявляет их в розыск (ч. 4 ст. 65 Закона).
При уклонении от исполнения судебного решения должнику может быть ограничен выезд из Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Закона при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.
Кроме того, положениями ст. 109.3 Закона определен специальный порядок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком.
В соответствии с ч. 3 ст. 109.3 Закона исполнение требования исполнительного документа о порядке общения с ребенком включает в себя обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного общения взыскателя с ребенком в соответствии с порядком, установленным судом.
В ходе исполнения исполнительного производства данной категории судебный пристав-исполнитель должен установить, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком. При установлении факта самостоятельного и добровольного исполнения должником требования исполнительного документа исполнительное производство оканчивается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона. Факт беспрепятственного общения с ребенком подтверждается наличием в материалах исполнительного производства актов о совершении исполнительных действий, свидетельствующих о данных обстоятельствах. В случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения постановление об окончании исполнительного производства отменяется по заявлению взыскателя.
Обращаем внимание, что в пункте 37 постановления Пленума ВС РФ N 50 также разъяснено, что в случае если в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу ч. 9 ст. 47 Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В целях правильного и своевременного исполнения исполнительных документов, связанных с воспитанием детей, необходимо обеспечить:
проверку правильности заполнения в ПК ОСП АИС ФССП России графы "сущность исполнения исполнительных документов" по исполнительным производствам, связанным с воспитанием детей. При выявлении иной классификации предмета исполнения принять меры по коррекции графы "сущность исполнения" в базе данных ПК ОСП АИС;
принятие судебными приставами-исполнителями полного комплекса мер по исполнению судебных решений рассматриваемых категорий, в том числе по установлению временных ограничений на выезд должников из Российской Федерации и на пользование специальным правом;
проведение занятий по порядку исполнения исполнительных производств, связанных с воспитанием детей, во всех структурных подразделениях;
контроль за исполнением исполнительных производств, связанных с воспитанием детей, находящихся на исполнении длительное время (свыше 6 месяцев, одного года, двух лет), в том числе с использованием функционала ПК ОСП АИС ФССП России и непосредственно при проверках структурных подразделений;
работу по тщательному планированию судебными приставами-исполнителями исполнительных действий и мер принудительного исполнения по исполнительным производствам, связанным с воспитанием детей, исходя из обстоятельств конкретного исполнительного производства.
Информацию о складывающейся правоприменительной практике обращения судебных приставов-исполнителей в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, отражать отдельным блоком в аналитической справке в рамках исполнения поручения ФССП России от 01.04.2016 N 00011/14/27306-СВС.
И.о. директора
Федеральной службы судебных приставов -
главного судебного пристава
Российской Федерации
С.В.САЗАНОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области