ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2011 г. N 14-03-18/05-2129
О НАПРАВЛЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 01.03.2011 N 120
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) направляет для сведения и использования в практической работе Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 120 "О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120). Данное Постановление вступит в силу по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования.
Указанным Постановлением Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, приведено в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ).
Обращаем внимание на следующие отдельные нормы указанного Положения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120 (далее - Положение).
1. Согласно пункту 2 Положения в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд.
В связи с этим пункт 8 Положения, которым был определен перечень периодов, исключаемых из расчетного периода, с 1 января 2011 года утратил силу.
2. Пунктом 11.1 Положения установлено, что в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний месячный заработок, рассчитанный за расчетный период, ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Необходимо отметить, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Например, в расчетном периоде (2009 и 2010 года) средний заработок застрахованного лица составил 100 000 рублей. Средний дневной заработок в этом случае составит 136,99 руб. (100 000 : 730). Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, равен 142,36 руб. (4330 x 24 : 730). Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую (142,36 руб.).
При этом в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
3. Скорректирован пункт 15 Положения в части определения среднего дневного заработка. А именно, средний дневной заработок определяется путем деления общей суммы заработка за расчетный период на 730.
Вместе с тем, в случаях, когда у застрахованного лица отсутствует заработок в расчетном периоде или средний месячный заработок окажется меньше МРОТ (пункт 11.1 Положения), для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Однако при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ в указанных случаях средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (пункт 23 Положения).
4. Особо следует обратить внимание на пункт 19 Положения, которым определен порядок учета заработка, полученного застрахованным лицом у других страхователей в расчетном периоде, при исчислении пособий.
В частности, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, при этом указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие.
В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.
При исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в указанной выше ситуации средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
Следует иметь в виду, что Положение применяется также при исчислении пособий застрахованным лицам, работающим у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы.
Прошу довести указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120 до специалистов региональных отделений Фонда и филиалов, а также страхователей.
Л.Н.РАУ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области