"Письмо" ФНС России от 30.11.2021 N СД-4-3/16725@ "О направлении письма Минфина России" (вместе с "Письмом" Минфина России от 26.11.2021 N 03-07-15/96173)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 30 ноября 2021 г. N СД-4-3/16725@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.11.2021 N 03-07-15/96173 о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиками за счет заемных средств.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 ноября 2021 г. N 03-07-15/96173

В связи с письмом по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиками за счет заемных средств, сообщаем.

Согласно пункту 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Как следует из положений статей 78, 78.2 - 79 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также субсидии и (или) бюджетные инвестиции предоставляются на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, либо в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.

В случае если приобретенные товары (работы, услуги) полностью оплачиваются налогоплательщиком за счет поименованных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то принятие к вычету (возмещению) налога на добавленную стоимость, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного налога, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, полностью финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим в целях сокращения указанных дополнительных расходов федерального бюджета положениями пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).

В соответствии с пунктом 1 статьи 807 § 1 "Заем" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Таким образом, в случае если за счет средств федерального бюджета организации предоставляются бюджетные инвестиции в целях реализации инвестиционных проектов и договорами о предоставлении таких бюджетных инвестиций, заключенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, предусмотрено право организации перечислять полученные из федерального бюджета целевые денежные средства в качестве заемного финансирования юридических лиц, непосредственно реализующих инвестиционные проекты, то положения вышеуказанных пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных этими юридическими лицами за счет средств указанного заемного финансирования, не применяются.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в случае, если заемное обязательство юридического лица, возникшее на основании договора займа, в дальнейшем на основании дополнительного соглашения к этому договору займа конвертируется во вклад в уставный капитал юридического лица, то на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса ранее принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет заемного финансирования, подлежат восстановлению.

А.В.САЗАНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области