МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 декабря 2018 г. N СА-4-7/24243
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 N 310-КГ18-7101 по арбитражному делу N А83-6405/2017, рассмотренному по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АСК-СЕРВИС" (далее - общество) к Министерству промышленной политики Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и сообщает следующее.
В рамках данного дела общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просило признать незаконным решение об отказе в продлении срока действия лицензии, возложить на министерство обязанность оказать государственную услугу по продлению срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, оплаченную платежным поручением, так как, по мнению общества, ему пришлось повторно оплачивать государственную пошлину в связи с неправомерными действиями лицензирующего органа.
Основанием для принятия министерством оспариваемого решения (приказа) об отказе в продлении срока действия лицензии послужила информация о состоянии расчетов с бюджетом, поступившая от инспекции в порядке межведомственного обмена, согласно которой за обществом по состоянию на 01.04.2017 числилась недоимка по упрощенной системе налогообложения в размере 3 рублей.
Согласно полученным из инспекции сведениям у общества одновременно имелась переплата по тому же налогу на ту же сумму.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога в данном случае, с учетом накопленных сумм, объективно отсутствует.
Судебная коллегия сделала вывод о том, что отражение инспекцией в составленных справках о состоянии расчетов с бюджетом одновременно недоимки и переплаты по одному и тому же налогу в одинаковых размерах по состоянию на 01.04.2017 правомерно сочтено судом первой инстанции в качестве свидетельства отсутствия налоговой задолженности перед бюджетом. Налоговый орган в справке, направленной лицензирующему органу и имеющейся в материалах дела, показал реальное состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, указав о наличии как 3 рублей недоимки, так и 3 рублей переплаты по соответствующему налогу.
Также Судебной коллегией отмечено, что вывод об отсутствии задолженности мог быть сделан и лицензирующим органом, с должностных лиц которого не снимается обязанность правильно установить состояние расчетов с бюджетом по результатам анализа информации, представляемой заявителем и (или) полученной от налоговых органов в порядке межведомственного взаимодействия.
Судебная коллегия указала, что до вынесения оспариваемого приказа министерства общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о приобщении дополнительных документов, в частности, справки инспекции от 19.04.2017 об отсутствии задолженности, выданной обществу в ответ на его обращение. Вместе с тем министерство отказалось рассматривать эти дополнительные материалы и 25.04.2017 отказало в продлении срока лицензии.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае возмещения вреда по основаниям, предусмотренным статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация имеет право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) произведено указанное взыскание.
В этой связи Федеральная налоговая служба, с целью исключения случаев взыскания с налоговых органов вреда (убытка, ущерба) в связи с необоснованным отказом лицензирующих органов в выдаче (продлении) лицензии, а также последующего взыскания данного вреда (убытка, ущерба) в порядке регресса с должностных лиц налоговых органов, обращает внимание на следующее.
Для принятия лицензирующим органом обоснованного решения о наличии (отсутствии) задолженности по результатам анализа информации, представляемой заявителем, а также полученной от налоговых органов в порядке межведомственного взаимодействия, территориальным налоговым органам при поступлении запросов от лицензирующих органов через информационную систему межведомственного обмена необходимо направлять информацию, показывающую реальное состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, из которой возможно установить как имеющуюся задолженность налогоплательщика, так и имеющуюся переплату по налогу.
Кроме того, в случае поступления в налоговый орган дополнительной информации о состоянии расчетов с бюджетом после направления в лицензирующий орган сведений (например, об оплате налогоплательщиком задолженности) данная информация подлежит незамедлительному направлению в лицензирующий орган.
Одновременно налогоплательщик не лишен права самостоятельно представить в лицензирующий орган дополнительную информацию, в том числе полученную от налоговых органов о состоянии расчетов с бюджетом, свидетельствующую об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Поручается довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области