МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 17 июня 2013 г. N 08-1888-КЛ
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") направляет согласованный с Росреестром ответ на обращение.
В соответствии с Уставом ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденным приказом руководителя Росреестра С.В. Васильева от 01.09.2011 N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам ФГБУ "ФКП Росреестра" полагает возможным отметить следующее.
1. По вопросу о внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений об адресе ранее учтенного объекта недвижимости.
Согласно п. 68 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения ГКН), сведения об адресе земельного участка вносятся в ГКН на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в ГКН вносится описание его местоположения.
На основании положений ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в адрес объекта недвижимости, или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. Представление дополнительных документов, заявлений от заинтересованного лица (заявителя) не требуется.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре.
Таким образом, сведения об адресе объекта недвижимости должны вноситься органом кадастрового учета в соответствии с представленными документами.
2. По вопросу о внесении изменений в Закон о кадастре в части исключения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию из состава документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или п. 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или п. 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте капитального строительства). При этом копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно ч. 11 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным согласно Закону о кадастре требованиям к составу сведений в графической и в текстовой частях технического плана.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698. В данной форме отсутствуют разделы (строки) для отображения графических данных.
Тем не менее, при поступлении в орган кадастрового учета заявления на постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заявителю не может быть отказано по причине отсутствия в разрешении разделов для описания местоположения объекта, при этом графическая часть кадастрового паспорта сформируется без ситуационного плана.
Дополнительно сообщаем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 41 Закона о кадастре.
Также на сайте Минэкономразвития России размещен Проект приказа Госстроя "Об утверждении формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (далее - Проект). Данным проектом предусмотрено, что к разрешению прилагаются представленные заявителем документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
Учитывая изложенное, по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", внесение изменений в Закон о кадастре в части исключения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию из состава документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета, не требуется.
3. По вопросу о внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно Закону о кадастре, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 14.03.2013 N Д23и-674, в случае, если в ГКН отсутствуют сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, то внесение таких сведений органом кадастрового учета возможно следующими способами:
при получении органом кадастрового учета запроса о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона о кадастре, при условии, что право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) (ч. 6 ст. 45 Закона о кадастре);
при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре);
на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объектов недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по его запросам (ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре);
в порядке, установленном Законом о кадастре для постановки на государственный учет объектов недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 8 ст. 45 Закона о кадастре, при условии отсутствия зарегистрированного права в установленном Законом о регистрации порядке (ч. 8 ст. 45 Закона о кадастре).
При этом согласно ч. 8 ст. 45 Закона о кадастре для включения в соответствующие разделы ГКН сведений об объекте недвижимости, если он является ранее учтенным (то есть если он был учтен органом технической инвентаризации и (или) право на него было зарегистрировано в установленном законодательством порядке), вместо документа, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре, в орган кадастрового учета представляется указанная в ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре выписка о соответствующем ранее учтенном объекте недвижимости (кадастровый паспорт ранее учтенного объекта недвижимости, выданный организацией, осуществляющей хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании).
Таким образом, из положений ч. ч. 8, 9 ст. 45 Закона о кадастре следует, что орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, вправе и после 01.01.2013 выдавать кадастровые паспорта на ранее учтенные объекты недвижимости. Однако эти кадастровые паспорта выдаются не для цели государственной регистрации прав, а для государственного кадастрового учета таких объектов недвижимости.
При этом такие организации, как управляющая компания, товарищество собственников жилья и другие, не относятся к органам или организациям, осуществляющим хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства (и, в том числе, уполномоченным выдавать кадастровые паспорта), а, следовательно, ведение ГКН не может основываться на документах, предоставляемых этими организациями.
4. В соответствии с ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям земельного законодательства, то есть использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в соответствии с п. 70 Порядка ведения ГКН вносятся в ГКН на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в ГКН должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
В случае, если представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета акты органов государственной власти или органов местного самоуправления содержат сведения об установлении вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующего виду разрешенного использования, предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации для соответствующей категории земель, орган кадастрового учета не должен принимать решение об отказе в осуществлении такого учета, так как в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.
5. По вопросу о статусе объектов капитального строительства, учтенных в переходный период применения Закона о кадастре.
Согласно Закону о кадастре, актам Минэкономразвития России в комментируемой сфере отношений ранее учтенными зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства и помещениями являются объекты учета:
- государственный учет которых осуществлен в Порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (далее - Порядок учета);
- государственный учет, в том числе технический учет, которых осуществлен до введения в действие Порядка учета, в ранее установленном законодательством порядке;
- государственный кадастровый учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, условные номера.
Таким образом, всем объектам капитального строительства, сведения о которых содержатся в ГКН, учтенным до введения в действие Порядка учета или в период его действия, присваивается статус "ранее учтенные".
В соответствии с п. 55 Порядка временный статус сведений не присваивается в отношении созданных зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.
Понятия "преобразуемый объект недвижимости" и "образование объекта недвижимости" даны в Законе о кадастре (п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре).
Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, согласно действующему законодательству всем созданным зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства в ГКН временный статус сведений не присваивается, временный статус сведений присваивается объектам недвижимости, образованным в результате преобразования (например, в результате реконструкции объектов недвижимости).
По вопросу изменения статуса объектов учета, поставленных на учет в соответствии с Порядком учета, в настоящее время, сотрудниками Федерального кадастрового центра "Земля" - филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" выполняются необходимые доработки автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости, для изменения статуса объектам недвижимости с "учтенного" на "ранее учтенный". Согласно разъяснениям с сайта поддержки, в процессе перехода от "Государственного учета ОКС" к "Государственному кадастровому учету ОКС" в программном комплексе будут выполнены необходимые доработки.
6. По вопросу о соответствии бумажного документа (межевого/технического плана) документу, оформленному в электронном виде на электронном носителе.
В подтверждение ранее направленной позиции (письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 11.07.2012 N КЛ-1720/2012 "О направлении информации", от 19.10.2012 N КЛ-2933/2012 "О направлении информации"), по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", в случаях обнаружения противоречий в документах в виде бумажного документа с документом в электронной форме на электронном носителе сотрудникам, принимающим решения, необходимо сверять сведения межевого/технического плана в форме электронного документа со сведениями, представленными в межевом/техническом плане в виде бумажного документа, и при наличии несоответствий исправлять на данные, отраженные на бумажном носителе, а решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принимать только в случае, если представленный межевой/технический план в электронной форме на электронном носителе не прошел форматно-логический контроль.
7. По вопросу о внесении в ГКН сведений об адресе объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 39 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403:
сведения об адресе здания вносятся в раздел "Характеристики здания" технического плана здания на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости. Заверенная кадастровым инженером копия такого акта помещается в приложение технического плана здания;
при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания в соответствующие строки раздела "Характеристики здания" технического плана здания вносится описание местоположения здания с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.). При этом дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения.
Согласно п. 28 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583, сведения об адресе помещения вносятся в раздел "Характеристики помещения" технического плана помещения, при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса помещения в соответствующие строки раздела "Характеристики помещения" технического плана помещения вносится описание местоположения помещения с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село и т.д.), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар и т.д.), номера здания (сооружения). При этом дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения.
Таким образом, сведения об адресе объекта капитального строительства вносятся в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости, а не на основании иных документов (например, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области