Письмо ФФОМС от 30.05.2018 N 6628/26-1/и <По вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования>

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 30 мая 2018 г. N 6628/26-1/и

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в связи с многочисленными обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования и медицинских организаций по вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования разъясняет.

По вопросу оплаты финансовой аренды (лизинга) за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом, а также расходы на приобретение основных средств (в том числе оборудование) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Расходы по оплате финансовой аренды (лизинга) объектов нефинансовых активов в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) относятся на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" статьи 220 "Оплата работ, услуг" раздела V Классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), и подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования без ограничения размера платежа.

Согласно пункту 1 статьи 624 Гражданского кодекса Российской Федерации в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Пунктом 2 статьи 624 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон. При этом стороны вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.

В случае если договором предусмотрен выкуп предмета лизинга учреждением-лизингополучателем по договору купли-продажи, то расходы по приобретению предмета лизинга должны быть отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования только в случае, если выкупная стоимость не превышает ста тысяч рублей.

Вместе с тем, при анализе подобных сделок следует обратить внимание на наличие признаков мнимой или притворной сделки в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации с возможным применением предусмотренных указанным кодексом последствий.

По вопросу оплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, находящегося на праве оперативного управления, за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Указанная норма разграничивает понятия "плата за содержание жилого помещения" и "взнос на капитальный ремонт".

Вместе с тем, согласно частям 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Вышеуказанная норма относит внесение взносов на капитальный ремонт к расходам на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Из статей 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Таким образом, собственник, передав во владение имущество на праве оперативного управления, передает обязанности по его содержанию.

Согласно пункту 156 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Пунктом 158.2 Правил определено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В соответствии с пунктом 158.3 Правил в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе включаются затраты на коммунальные услуги и затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления.

Таким образом, расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, в случае если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Обращаем внимание, что в письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.08.2015 N 02-07-07/46003 сообщается, что согласно приказу N 65н, расходы по перечислению взносов на капитальный ремонт следует отражать по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

Председатель
Н.Н.СТАДЧЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области