"Письмо" ФАС России от 25.01.2024 N МШ/5371-ПР/24 "О направлении рекомендаций по заключению соглашений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 N 662" (вместе с "Рекомендациями ФАС России о возможности и параметрах заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, оптовую и (или) розничную торговлю яйцом куриным")

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 25 января 2024 г. N МШ/5371-ПР/24

О НАПРАВЛЕНИИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ СОГЛАШЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ
С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 26.04.2023 N 662

ФАС России во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 N 88077-П11, направленного в соответствии с указанием Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 20.12.2023 N АБ-П11-20395 по вопросу представления предложений по недопущению роста цен на яйцо куриное на предприятиях розничной торговли, направляет для использования в работе рекомендации ФАС России о возможности и параметрах заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 N 662 "О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары" соглашений с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, оптовую и (или) розничную торговлю яйцом куриным.

М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ФАС РОССИИ О ВОЗМОЖНОСТИ И ПАРАМЕТРАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАШЕНИЙ С ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ПРОИЗВОДСТВО, ОПТОВУЮ И (ИЛИ) РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ
ЯЙЦОМ КУРИНЫМ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 N 662 "О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары" (далее - Постановление N 662) субъектам Российской Федерации предоставляется возможность принятия мер, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 (далее - социально значимые продовольственные товары), путем заключения соглашений (в том числе в форме меморандумов, деклараций, протоколов) с хозяйствующими субъектами.

Целью заключения соглашений в соответствии с Постановлением N 662 является улучшение ценовой ситуации на потребительском рынке и повышение доступности социально значимых товаров для населения. К социально значимым продовольственным товарам относится в том числе яйцо куриное.

В этой связи при проработке вопроса о заключении соглашений с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, оптовую и (или) розничную торговлю яйцом куриным, органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно исходить из следующего.

1. Организация работы по заключению соглашений

Для повышения доступности яйца куриного региональным органам власти предлагается провести работу по выявлению сегмента товаропроводящей цепочки, в котором возникает или может возникнуть существенный рост цен на яйцо куриное, и хозяйствующего субъекта (либо нескольких хозяйствующих субъектов), с которым (которыми) целесообразно заключение соглашения (соглашений). К таким хозяйствующим субъектам могут относиться как производители, так и поставщики (дистрибьюторы) яйца куриного, а также организации торговли.

В связи с этим органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует определить перечень производителей яйца куриного в регионе, поставщиков яйца куриного в субъект Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в соответствующем регионе.

С целью ускорения процесса заключения соглашений целесообразно их заключать, не дожидаясь достижения договоренностей об условиях соглашений со всеми участниками рынка; иные хозяйствующие субъекты смогут присоединяться к соглашению (соглашениям) по мере достижения с ними договоренностей.

Соглашения о стабилизации цен не являются директивным инструментом регулирования цен: с основными организациями необходимо организовать диалог для определения проблем с поставками яйца куриного, проведения совместной работы по сокращению цепочек поставки товаров, содействия в закупке и поставке в регион наиболее доступных по цене товаров.

2. Предмет соглашения

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Общих исключений, утвержденных Постановлением N 662, способами стабилизации цен могут быть снижение цен, неповышение ранее установленных цен, установление максимальных (предельных) размеров торговых надбавок (наценок) к ценам.

Таким образом, предмет соглашения заключается в принятии мер по стабилизации цен на яйцо куриное путем формализации достигнутых договоренностей с хозяйствующими субъектами о соблюдении ими либо предельных оптовых или розничных цен на яйцо куриное, либо предельного уровня торговых надбавок (наценок) на яйцо куриное.

В случае выявления существенного роста установленных хозяйствующими субъектами цен на яйцо куриное, целью заключаемого соглашения целесообразно определить взятие хозяйствующими субъектами на себя добровольных обязательств о снижении оптовых или розничных цен до уровня, не превышающего определенные соглашением предельные уровни оптовых или розничных цен.

При установлении предельного уровня цен или надбавок (наценок) на яйцо куриное в соглашении необходимо учитывать следующее:

соглашением не должны закрепляться предельные цены либо наценки на уровне, сформированном в периоды их существенного роста, чтобы не допустить поддержание завышенных цен на яйцо куриное;

устанавливаемый в соглашении уровень предельных оптовых и розничных цен или торговых наценок не должен приводить к росту цен или наценок, фактически установленных хозяйствующими субъектами до заключения соглашения;

при определении уровня предельных отпускных цен для производителей необходимо учитывать себестоимость производства яйца куриного.

В соглашении также целесообразно предусмотреть, что взятые обязательства хозяйствующих субъектов распространяются на яйцо куриное независимо от его количества в упаковке, объема поставляемой партии, а также реализуемое/закупаемое как по договорам, так и на тендерах.

3. Информирование потребителей

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется разместить информацию о заключенном соглашении/соглашениях в открытом доступе на своих официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Также соглашением может быть предусмотрено условие или рекомендация хозяйствующим субъектам, участвующим в соглашении, публиковать информацию о принятых обязательствах в открытом доступе на своих официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Рекомендуется предусмотреть соглашением условие или рекомендацию хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами, устанавливать специальные ценники на яйцо куриное (например, выделить цветом), по которому приняты добровольные обязательства, или иным образом организовать информирование потребителя в торговом зале.

4. Гарантии обеспеченности яйцом куриным

В соглашении следует предусмотреть норму, согласно которой производители и поставщики яйца куриного, подписавшие соглашение, обязуются своевременно осуществлять его поставки в объеме, предусмотренном договором (если договором определены объемы поставки) и заказами организаций торговли (при условии наличия технологической и экономической возможности поставки яйца куриного), а организации розничной торговли, подписавшие соглашение, должны предпринимать все возможные меры по обеспечению наличия в торговых объектах яйца куриного, по которому приняты добровольные обязательства, в количестве, достаточном для удовлетворения потребительского спроса (в случае, если в торговом объекте в наличии будут временно отсутствовать указанные товарные позиции, их обязательства в соответствии с соглашением должны продолжать действие в отношении ограничения цен (наценок) на имеющиеся в продаже иные позиции яйца куриного).

5. Контроль

В соглашении указываются все параметры обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе даты начала и окончания их действия.

Целесообразно в соглашении предусмотреть порядок контроля исполнения обязательств, вытекающих из соглашения, например, предусмотреть соглашением, что:

1) каждым хозяйствующим субъектом, подписавшим соглашение, на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" публикуется актуальная информация о взятых обязательствах;

2) хозяйствующие субъекты регулярно (периодичность устанавливается соглашением) направляют официальными письмами в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации информацию о соблюдении ими взятых на себя обязательств с указанием:

конкретных товарных позиций яйца куриного, по которым соблюдаются обязательства;

средневзвешенных отпускных цен в динамике (для производителей), средневзвешенных закупочных и отпускных цен и расчетных средневзвешенных наценок на них в субъекте Российской Федерации в динамике (для оптовых и розничных продавцов);

данных о наличии и об объемах производства, поставок яйца куриного либо остатках яйца куриного в торговых точках;

3) в целях выборочного контроля орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выступающий стороной соглашения, может запрашивать первичную документацию, подтверждающую указанные в отчете хозяйствующего субъекта цены (наценки) соответствующих позиций яйца куриного, а также иную необходимую информацию.

Осуществление контроля за соблюдением условий соглашения должно возлагаться на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся стороной соглашения, либо на иной уполномоченный в субъекте Российской Федерации орган. При этом недопустимо соглашением возлагать обязанность по осуществлению контроля за соблюдением его условий на федеральные органы власти, в том числе их территориальные подразделения, поскольку указанное не предусмотрено Постановлением N 662.

В случае выявления органом государственной власти субъекта Российской Федерации фактов неисполнения хозяйствующими субъектами своих ценовых обязательств по соглашению, рекомендуется передавать данные материалы в соответствующий территориальный орган ФАС России для решения вопроса о применении мер антимонопольного реагирования (такие действия, например, в отдельных случаях могут иметь признаки недобросовестной конкуренции и быть квалифицированы по статьям 14.2 и 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

6. Условия допустимости соглашений

Постановлением N 662 определяются условия, при наличии которых соглашение признается допустимым:

соглашение открыто для присоединения новых хозяйствующих субъектов, а также для выхода хозяйствующих субъектов из соглашения;

соглашение заключается на срок, не превышающий срок действия Постановления N 662;

соглашением предусматривается свобода выбора хозяйствующими субъектами контрагентов и (или) заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

о заключении соглашения региональный орган власти уведомляет ФАС России (центральный аппарат ФАС России) в течение 5 рабочих дней со дня заключения соглашения с приложением копии соглашения.

7. Недопустимые условия соглашений

Постановлением N 662 определяются условия, наличие которых в соглашении не допускается:

условия по установлению единых фиксированных цен на товары, реализуемые хозяйствующими субъектами;

условия об ограничении хозяйствующих субъектов в выборе контрагентов;

условия, предусматривающие отказ хозяйствующих субъектов от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

условия, предусматривающие сокращение или прекращение хозяйствующими субъектами производства и (или) реализации товаров;

условия, противоречащие добровольному характеру присоединения хозяйствующих субъектов к соглашению и (или) выхода хозяйствующих субъектов из соглашения.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области