ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 ноября 2023 г. N 28/94743/23
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу правомерности осуществления закупки на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимыми организациями в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), сообщает следующее.
Положениями частей 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлен закрытый перечень юридических лиц, на которых распространяется действие Закона о закупках.
При этом пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что указанный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, субъекты контроля Закона о закупках, указанные в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в том числе общественно значимые организации, проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.
Вместе с тем сообщается, что при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчикам в соответствии с Законом о закупках, а также указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, необходимо руководствоваться требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указанная позиция изложена в совместном письме Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Начальник Управления
контроля размещения
государственного заказа
О.В.ГОРБАЧЕВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области