ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 апреля 2023 г. N 28/28871/23
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ФАС России, рассмотрев обращения по вопросу установления требования к участникам закупки при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), сообщает следующее.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки не могут быть юридические и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Закон N 225-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона N 255-ФЗ иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (далее - юридическое и (или) физическое лицо), получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Закона N 255-ФЗ.
При этом согласно части 4 статьи 1 Закона N 255-ФЗ статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 255-ФЗ (далее - Реестр), и прекращает со дня исключения таких сведений из Реестра.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного Приказом Минюста России от 29.11.2022 N 307, включению в Реестр подлежат сведения о лицах, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 255-ФЗ, получивших поддержку и (или) находящихся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющих деятельность, виды которой установлены статьей 4 Закона N 255-ФЗ, в том числе в случае если российское юридическое лицо учреждено иностранным агентом.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ лицо, получившее от иностранного источника поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи такого заявления установлен Порядком подачи заявления лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента, о включении его в реестр иностранных агентов, утвержденным Приказом Минюста России от 29.11.2022 N 305, в соответствии с которым указанное лицо не позднее чем за месяц до начала своей деятельности в качестве иностранного агента обязано подать в Министерство юстиции Российской Федерации заявление о включении его в реестр иностранных агентов.
ФАС России обращает внимание, что осуществление лицом, не включенным в реестр иностранных агентов, деятельности в качестве иностранного агента и уклонение от предоставления документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов влечет административную и уголовную ответственность.
Учитывая изложенное, юридические лица и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Законом N 255-ФЗ, не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг, проводимых отдельными видами юридических лиц.
По вопросу установления требований к участникам закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в соответствии с Законом о закупках ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 20 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Положение), при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения в извещении о закупке и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только субъекты МСП.
При этом в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выступающие в составе группы лиц.
Для отнесения группы лиц к категории субъекта МСП каждый из участников такой группы должен соответствовать требованиям к таким субъектам согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Вместе с тем наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела.
Начальник
Управления контроля размещения
государственного заказа
О.В.ГОРБАЧЕВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области