Письмо ФАС России от 02.10.2013 N АД/38430/13 "О разъяснении законодательства"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 2 октября 2013 г. N АД/38430/13

О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и сообщает следующее.

1. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме требований, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Вместе с тем гражданское законодательство Российской Федерации не содержит норм, обязывающих продавца при заключении договора купли-продажи недвижимости представлять свидетельство о праве собственности или документы, подтверждающие отсутствие обременений на недвижимое имущество.

Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации, в проекте государственного контракта требования о предоставлении продавцом недвижимого имущества при заключении государственного контракта документов, подтверждающих регистрацию права собственности, отсутствие обременений на приобретаемое имущество, нарушает нормы Закона о размещении заказов.

По мнению ФАС России, свидетельство о праве собственности или документы, подтверждающие отсутствие обременений на недвижимое имущество, правомерно требовать при исполнении договора купли-продажи недвижимости, то есть при передаче недвижимого имущества.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2012 года N 5128/12 действие Закона о размещении заказов не распространяется на заключение договоров купли-продажи недвижимого имущества.

2. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Вместе с тем Закон о размещении заказов не регулирует порядок компенсации государственным заказчиком затрат по ремонту общего имущества, произведенных другим собственником.

3. По вопросу об исчислении срока, предусмотренного частью 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о размещении заказов сведения о принятых заказчиком решениях о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, направляются заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, течение срока, установленного пунктом 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, начинается на следующий день после принятия заказчиком решения о взыскании неустойки, которое может быть выражено в том числе путем направления письма поставщику с требованием о взыскании неустойки, претензии, подачи в суд искового заявления о взыскании неустойки, а также в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом. При этом течение указанного срока начинается со дня, следующего после дня завершения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

4. По вопросу возможности уступки права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по государственным контрактам, при условии, что обязанность поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) остается за поставщиком, ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 29.12.2009 N Д22-1715 Законом о размещении заказов поставщик (исполнитель, подрядчик) по государственному контракту прямо не ограничивается в праве, установленном пунктом 1 статьи 382 ГК РФ, согласно которому право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).

В данном случае осуществляется передача только права требования у государственного заказчика оплаты за поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) по государственному контракту, в связи с чем перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту на основании заключенного договора уступки права (требования) не происходит.

Таким образом, Законом о размещении заказов не установлен запрет заключения договоров уступки права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по государственным контрактам третьим лицам на основании договоров уступки права (требования).

По вопросу правового регулирования оплаты государственными заказчиками третьим лицам на основании договоров уступки права (требования) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации ФАС России рекомендует обратиться в адрес Минфина России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

ФАС России обращает внимание, что по аналогичному вопросу, указанному в обращении, позиция Минфина России изложена в письме от 29.05.2012 N 02-11-05/1904.

А.В.ДОЦЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области