Письмо АНО НАРК от 11.04.2018 N 365/18 <О направлении типовой программы повышения квалификации экспертов по профессионально-общественной аккредитации> (вместе с "Типовой программой повышения квалификации экспертов по профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ", утв. АНО НАРК 09.04.2018)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ"

ПИСЬМО
от 11 апреля 2018 г. N 365/18

В соответствии с п. 2 приложения 4 Общих требований к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (далее - Общие требования), утвержденных Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 3 июля 2017 года, Национальное агентство развития квалификаций разработало типовую программу повышения квалификации экспертов по профессионально-общественной аккредитации (далее - типовая программа).

Типовая программа размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций по адресу:

https://nark.ru/upload/iblock/d6a/doc01543920180410113746.pdf.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 2 приложения 4 Общих требований Совет по профессиональным квалификациям разрабатывает и утверждает программу повышения квалификации экспертов по виду (видам) профессиональной деятельности на основании типовой программы.

Первый заместитель
генерального директора
Ю.В.СМИРНОВА

Утверждаю
Генеральный директор
Автономной некоммерческой организации
"Национальное агентство
развития квалификаций"
А.Н.ЛЕЙБОВИЧ
9 апреля 2018 г.

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОСНОВНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВНЫХ
ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И (ИЛИ) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ

1.1. Область применения программы

Программа обеспечивает усвоение знаний и освоение умений, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, реализуемых в конкретных образовательных организациях, в целях установления соответствия качества и уровня подготовки выпускников данных организаций требованиям профессиональных стандартов.

1.2. Нормативные правовые основы разработки программы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 года N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ";

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденные Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным 3 июля 2017 г. (далее - Общие требования).

1.3. Структура и содержание программы

Программа повышения квалификации (далее - ПК, программа) включает 4 модуля: 3 инвариантных, 1 вариативный.

1. Нормативная правовая база профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основа для аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

3. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (общие критерии и конкретизирующие их показатели, установленные советом по профессиональным квалификациям). Методика проведения аккредитационной экспертизы.

4. Особенности проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (на основе порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета (далее - Порядок ПОА)).

1.4. Требования к слушателям (категории слушателей):

- высшее образование;

- опыт работы по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета.

1.5. Требования к результатам обучения по программе

В результате освоения программы обучающийся должен

уметь:

- проводить оценку представленных на профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации в соответствии с Общими требованиями и порядком ПОА;

- формировать экспертные заключения по итогам изучения образовательных программ, составлять отчеты.

знать:

- цели и задачи профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ;

- нормативную правовую базу профессионально-общественной аккредитации профессиональных основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ;

- порядок ПОА и критерии оценки образовательных программ (общие и дополнительные) по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием СПК;

- методы оценивания программ по каждому критерию и дополнительному показателю (при наличии) из групп показателей;

- функции эксперта;

- порядок оформления результатов ПОА и способы использования результатов ПОА, в том числе для формирования рейтингов аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих такие образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность; при распределении контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального (регионального) бюджета и др.

1.6. Форма обучения - очная

1.7. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения модуля - удостоверение о повышении квалификации.

1.8. Объем - не менее 36 часов.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование компонентов программы
Обязательные аудиторные учебные занятия (час.)
всего
в т.ч., практических и семинарских занятий
1
2
3
Модуль 1. Правовые основы профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ
5
3
Модуль 2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основание для аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ
3
2
Модуль 3. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (общие критерии и конкретизирующие их показатели, установленные советом по профессиональным квалификациям). Методика проведения аккредитационной экспертизы.
8
7
Модуль 4 Особенности проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (на основе порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета
4
4
Стажировка
12
Итоговая аттестация
4
Всего
36

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Компоненты программы
Аудиторные занятия
Стажировка
1 день
2 день
3 день
Модуль 1. Нормативная правовая база профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ
5 часов
12 часов
Модуль 2. Образовательные программы как предмет профессионально-общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основание для аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ
3 часа
Модуль 3. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (общие критерии и конкретизирующие их показатели, установленные советом по профессиональным квалификациям). Методика проведения аккредитационной экспертизы.
8 часов
Модуль 4. Особенности проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ (на основе порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета
4 часа
Итоговая аттестация
4 часа

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие:

- учебного кабинета или зала для проведения лекционных и практических занятий (по количеству обучающихся), с оборудованным рабочим местом преподавателя (персональный компьютер с выходом в Интернет, мультимедиа-проектор с экраном, доска для записей или флиппчарт);

- персональных компьютеров по количеству обучающихся с выходов в Интернет.

Информационное обеспечение обучения

Законодательные и иные нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. N 676);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 758н "Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий";

Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 N 147н;

Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 N 148н;

Общие требования к проведению ПОА основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденные председателем НСПК 3 июля 2017 года.

Дополнительные источники:

Типовая методика оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации. - М.: Издательство "Перо", 2016 г.

Интернет-ресурсы

Сайт Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям http://nspkrf.ru/

Сайт Национального агентства развития квалификаций http://www.nark-rspp.ru/

Информационной ресурс Минобрнауки России система мониторинга профессионально-общественной аккредитации http://accredpoa.ru/.

Организация образовательного процесса

Учебная программа носит практикоориентированный характер. Лекционные занятия не могут составлять более 25% программы. Образовательный процесс должен моделировать деятельность экспертов при проведении профессионально-общественной аккредитации.

Практические занятия предполагают чередование индивидуальной и интерактивной форм работы с учетом особенностей деятельности отдельного эксперта и экспертной комиссии в целом при проведении профессионально-общественной аккредитации.

На практических занятиях применяются ролевые игры, идет работа с различными источниками информации.

Программа включает обязательное стажировку, предполагающую участие слушателей в процедуре профессионально-общественной аккредитации.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров: высшее образование, опыт практической деятельности в области преподавания по дополнительным профессиональным программам, а также хотя бы в одной из следующих областей деятельности

- разработка и (или) экспертиза основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ,

- разработка и (или) экспертиза профессиональных стандартов, наименований квалификаций и требований к квалификации,

- разработка оценочных средств для профессиональных экзаменов.

5. ФОРМЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ

Программой предусмотрено проведение итоговой аттестации.

Оценка результатов обучения по программе проводится в форме защиты итоговой работы (подготовки в процессе стажировки экспертного заключения по результатам аккредитационной экспертизы основной профессиональной образовательной программы, или основной программы профессионального обучения, или дополнительной профессиональной программы).

Оценка выставляется по двухбалльной ("зачтено", "не зачтено") системе.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области